Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от
| Учебно-методический комплекс по модулю Творчество Ф.М.Достоевского и мировая литература
(5/9)
Факультет Филологический
Направление: Педагогическое образование
Кафедра: русской и зарубежной литературы
Составитель: д.ф.н., проф.
Н.А. Литвиненко
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» ___________200_г.
Программа модуля «Творчество Ф.М. Достоевского и мировая литература»
по направлению 050100 Педагогическое образование
профиль 050111 Литературное образование Составитель: _д.ф.н., проф. Н.А. Литвиненко______________________
Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель курса – изучение влияния художественного творчества Ф.М. Достоевского на мировую литературу, основных тенденций, оказавших воздействие на писателей Европы и США, типологических и контактных связей, обусловивших направление и характер толстовского влияния.
Задачи курса:
Дать представление о специфике влияния Ф.М. Достоевского на процессы развития мировой романистики – в области романного жанра, углубления психологического мастерства, преломления гуманистических идей.
Закрепить и развить исследовательские навыки, способность самостоятельно анализировать эстетическое своеобразие произведений зарубежной литературы 19 века.
Студент должен уметь использовать знания, полученные при освоении курсов методологии литературоведческого исследования, истории русской и зарубежной литератур. По окончании изучения курса студент должен:
– знать тексты произведений, включенных в обязательный список
– уметь анализировать эти тексты, обосновывать свою точку зрения,
– уметь исследовать процессы типологического и контактного взаимодействия между литературами, осмыслить особенности и масштаб влияния русского писателя на мировую литературу.
– профессионально владеть навыками литературоведческого анализа,
. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- ориентация на требования Госстандарта, предъявляемые к подобного рода дисциплинам;
- ценностный критерий,
- историко-литературное значение изучаемого явления.
- репрезентативность изучаемого материала,
- методологическая отрефлектированность материала..
Отбор материала основывается на принципе историко-литературной преемственности изучаемого материала, выявлении эстетического своеобразия феноменов, их связей с другими национальными литературами. Образовательный процесс ориентирован на выработку культуры филологического мышления, умение самостоятельно исследовать изучаемый материал. Очень важно установить преемственные связи с литературными направлениями 18 века, особенно с сентиментализмом и в то же время – с комплексом общих идей 18 и 19 вв. В работе необходимо сочетать принципы историко-литературного подхода, социокультурного изучения литературы, герменевтического анализа, элементов рецептивно-эстетического подхода.
Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзаиен.
Объем в 2 Е: _______________1_________________________
Время изучения: курс_____5_______семестр______9__________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
История зарубежной литературы. История русской литературы. Введение в литературоведение, педагогическая практика.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
История Зарубежной литературы XX века, педагогическая практика, методика преподавания литературы.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
- владение теоретическим и практическим материалом по истории литературы данного периода.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- умение оперировать фактами истории литературы данного периода;
- знание художественных текстов,
- навык литературоведческого анализа конкретных произведений.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
- использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).
2 уровень сложности: реферирование.
3 уровень сложности: эссе. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
50/50 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
|
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
- владение теоретическим и практическим материалом по истории литературы данного периода.
| 1.Основные этапы развития романа в русской и европейских литературах. Основные этапы развития романистики Л.Толстого, достижения литературоведов в изучении поставленной проблемы.
|
Конспекты, презентации
|
|
Тесты, реферирование проект
|
Рабочая тетрадь
|
Проверка: - конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий Тесты, реферированиеа, выполнения проекта.
|
Компетенция 1
- владение теоретическим и практическим материалом по истории литературы данного периода.
| 2.Тема маленького человека в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на европейских и американских писателей.
|
Конспекты, презентации
|
|
Тесты, реферирование, проект
|
Рабочая тетрадь
|
Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий Тесты, реферированиеа, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение теоретическим и практическим материалом по истории литературы данного периода.
| 3.Тема семьи в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на европейских писателей.
| Конспекты, презентации
|
| Тесты, реферирование, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий Тесты, реферированиеа, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение теоретическим и практическим материалом по истории литературы данного периода.
| 4.Английский, французский и американский роман 20 века и традиции Ф.М. Достоевского преемственные связи
| Конспекты презентации
|
| Тесты, реферирование, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий Тесты, реферирование, выполнения проекта.
| 2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
|
| 12 ч.
| 60 ч.
| 10
| Филологический/ педагогическое образование
| «Творчество Ф.М. Достоевского и мировая литература»
| Лекции
| 6 ч.
|
|
| Практические/семинарские
| 6 ч.
|
|
| Лабораторные
| -
|
|
| Консультации
| -
|
|
| Курсовые/рефераты
| -
|
|
| Контрольные работы
| -
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
|
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Наименование
темы
|
| Лекции
| Практ. и семинарск. занятия
| Самост. работа
| 1.Основные этапы развития романа в русской и европейских литературах. Основные этапы развития романистики Ф.М. Достоевского, достижения литературоведов в изучении поставленной проблемы.
| 2
| 2
| 20
| 2. Тема маленького человека в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на европейских и американских писателей.
| 2
| 2
| 20
| 3. Тема семьи в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на европейских писателей.
Английский, французский и американский роман 20 века и традиции Ф.М. Достоевского, преемственные связи
| 2
| 6
| 20
|
| 6
| 6
| 60
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Основные этапы развития романа в русской и европейских литературах. Основные этапы развития романистики Ф.М. Достоевского, достижения литературоведов в изучении поставленной проблемы.
| Закономерности и этапы становления и развития русской романистики в 19 веке. Основные этапы эволюции жанра романа в творчестве Ф.М. Достоевского и .
развитие новой эпохи. Соотношение с 18 веком. Основные этапы развития романа в 19 веке. Литературоведческие концепции развития жанра в отечественной и зарубежной науке.
| Закономерности и этапы становления и развития русской романистики в 19 веке. Основные этапы эволюции жанра романа в творчестве Ф.М. Достоевского.
Литературоведческие концепции развития жанра романа в 19 веке.
| Роман как жанр. Этапы его эволюции, новые парадигмы в эпоху романтизма и реализма.Особенности поэтики. Современное литературоведение об эволюции романа в русской литературе 19 века и ео влиянии на европейский и американский роман..
| 2.
| Тема маленького человека в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на европейских и американских писателей.
| На подступах к теме. История замысла «Преступление и наказание». Новая концепции жанра романа.
Традиции Бальзака.
Психологическое мастерство. Принцип построения. Нарративные стратегии.
Традиции Ф.М. Достоевского в романах Камю.
.
| Концепции жанра романа. Особенности психологизма.
Соотношение романного и романического.
Пересмотр традиций. Специфика новаторства.
Концепция человека.
Ф.М. Достоевского и мировая литература
| Концепции жанра романа. Особенности психологизма.
Соотношение романного и романического.
Пересмотр традиций. Специфика новаторства.
Концепция человека. Влияние на писатедей-экзистенциалистов
| 4.
| 3. Тема семьи в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на европейских писателей.
Английский, французский и американский роман 20 века и традиции Ф.М. Достоевского, преемственные связи
| Роль и масштаб семейной темы. Духовные искания героев и автора.
Проблема добра и зла, авторская позиция и ее выражение в романе. Специфика реализма. Преступление, наказание и искупление в романе «Воскресение». Толстой и Ф.М. Достоевский.
| Семейная тема и особенности ее трактовки в романах Ф.М. Достоевского.
Ф.М. Достоевский и мировая литература.
| Традиции Ф.М. Достоевского в романах Мориака, Сартра, Камю
|
|
|