Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига





Скачать 224.33 Kb.
НазваниеДом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига
Дата публикации07.01.2015
Размер224.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Дом Учителя Уральского федерального округа

IX Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Высшая лига.

Научный руководитель проекта по русскому языку: Бабенко Людмила Григорьевна, зав. кафедрой современного русского языка ИГНИ УрФУ, профессор, доктор филологических наук,

г. Екатеринбург.

Автор заданий: Болотникова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, МАОУ-СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 148

г. Екатеринбурга Свердловской области.

Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбург.
Русский язык 11 класс

Проводится в честь Анатолия Прокопьевича Чудинова

Время выполнения работы 1 час 15 минут
______________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________

Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № код

участника


Задание

1

2

3

4

5

































































































Задание

6




















































Задание

7




















































Задание

8




















































Задание

9




















































Задание

10




















































Задание

11

1




2




3




4




5

























Задание

12

1




2




3




4




5

























Задание

13

1




2




3




4




5

























Задание

14

1




2




3




4




5

























Задание

15

1




2




3




4




5

























Задание

16




















































Задание

17




















































Задание

18




















































Задание

19




















































Задание

20




















































Задание

21




















































Задание

22




















































Задание

23




















































Задание

24




















































Задание

25





















































Инструкция по выполнению работы

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.

Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Определите морфемный состав слова недораспустившийся:

1) приставка – приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание – постфикс;

2) приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание – постфикс;

3) приставка - приставка – приставка- корень – суффикс – суффикс – окончание – постфикс;

4) приставка – приставка – корень – суффикс – окончание – постфикс.
2. В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

а) Народ был, народ есть, народ будет есть.

б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.

г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.

1) а, б, в, г;

2) а, б, в;

3) б, в, г;

4) а, б, г;

5) а, в, г


3. Установите стиль текста.

Наверное, многие из нас слышали малопонятный термин, который часто упоминается в связи с именем знаменитого Эйнштейна: теория единого поля. Разработать эту теорию — то есть доказать математически, что нет отдельно магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Такова официальная точка зрения, прочно утвердившаяся в истории науки: мечтал, но не успел... Но есть и другие. (М. Ветрова.)

1) научный

2) научно-художественный

3) художественный

4) научно-публицистический

5) научно-популярный
4. Двувидовым глаголом является:

1) решить

2) крестить

3) начать

4) бежать


5. В названии какой из пьес А.Островского имеется нарушение грамматических норм современного русского языка?

1) «Без вины виноватые»

2) «Не было ни гроша, да вдруг алтын»

3) «За чем пойдешь, то и найдешь»

4) «Грех да беда на кого не живет»

5) «Не так живи, как хочется»
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Литературной нормой считаются следующие варианты:

1) описывать микробы

2) питать зародыш

3) исследовать бактерий

4) победить вирус

5) рассматривал личинок

6) определить хромосом


7. Укажите слова, в морфемной структуре которых произошли исторические изменения

1) польза

2) опенок


3) свеча

4) отсвет


5) дом

6) сутки



8. Какие пропорции составлены правильно с точки зрения словообразовательного типа?

1) артист _ = кровать_

артистка кроватка

2) блондин _ = брюнет _

блондинка брюнетка

3) мельник _ = бездельник_

мельница бездельница

4) кувшин _ = керосин _

кувшинка керосинка

5) табурет _ = берет _

табуретка беретка

6) учитель _ = хранитель _

учительница хранительница


9. Укажите предложения, в которых слова или словосочетания употреблены неправильно?

1) Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание.

2) Вслед уходящему поезду провожающие машут руками.

3) Он был не из робкой десятки.

4) Писатель идет в одну ногу со своим временем.

5) Наша группа была сплоченная, общительная, дружная.

6) Прочитайте текст и исправьте ошибки.
10. Правильным вариантом формы множественного числа существительных является:

1) инженеры

2) килограмм помидор

3) рота солдатов

4) шоферы

5) пара носков

6) тонна апельсин


Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях 16-20 установите правильную последовательность.

11. Соотнесите фамилию ученого и краткую характеристику его научной деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕНЫЙ

1) гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755)

А) А. П. Чудинов

2) морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»

B) М. В. Ломоносов

3) великий русский языковед-славист, историк языка и основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925; 1927)

C) В. И. Даль

4) автор многих учебников для школы по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырех томах»

D) А. А. Шахматов

5) заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы УрГПУ, соавтор монографии «Метафора в политической коммуникации»

E) Г. Винокур

F) Н. Трубецкой

G) Д. Н. Ушаков


12. Соотнесите жанр научного стиля с его определением

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЖАНР

1) сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования

А) монография

2) сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения

B) научная статья

3) кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи

C) реферат

4) научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса

D) справочник

5) краткое изложение содержания книги (книг), статьи (статей), исследования (исследований), написанных на одну тему

E) методические рекомендации

F) аннотация

G) тезисы

13. Определите соответствие между фигурой речи и ее определением

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ФИГУРА РЕЧИ

1) фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

А) оксюморон

2) фигура, состоящая в замене наименования предмета его словесной характеристикой, раскрывающей выделяемое свойство

B) анафора

3) избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету

C) синонимия

4) повтор слова или оборота в начале параллельных конструкций (словосочетаний, оборотов, предложений, фраз, периодов, абзацев)

D) плеоназм

5) фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое

E) реприза




F) градация




G) перифраз


14. Установите соответствие между языком и языковой семьей

ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

ЯЗЫКИ

1) Индоевропейская семья

А) грузинский

2) Уральская (финно-угорская) семья

B) татарский, азербайджанский, турецкий

3) Тюркская семья

C) венгерский, финский, эстонский

4) Кавказская семья

D) арабский, иврит

5) Семитская семья

E) испанский, немецкий, литовский, русский


15. Установите соответствия между крылатыми латинскими выражениями и их переводом

ЛАТИНСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

ПЕРЕВОД

1) Alea jacta est

А) Через тернии к звездам

2) Carpe diem

B) Человек человеку – волк

3) Dictum factum

C) Жребий брошен

4) Homo homini lupus est

D) Сказано - сделано

5) Per aspera ad astra

E) Лови день, лови момент


16. Вы готовите научный доклад (готовите научное сообщение) по какой-либо теме. Восстановите логическую схему научного произведения, которая отражает ступéни работы над научным исследованием:

1. Указание на объект исследования

2. Выбор метода исследования

3. Обоснование выбора темы

4. Описание самого исследования и анализ полученных результатов

5. Формулировка выводов
17. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст:

1. Постепенно появились более совершенные инструменты.

2. Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение.

3. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам.

4. Струнные – от охотничьего лука, духовые – от раковины, рога, тростника.

5. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным; так родились предки барабанов и литавр.
18. Расположите предложения в порядке возрастания количества запятых в них:

1. Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.

2. Гренин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и приморские города и я невольно поражался этому человеку.

3. Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

4. Много желал но ничего не поймал.

5. Среди животных есть добрые злые покладистые капризные и эгоистичные существа.
19. Выберите из предложенного списка терминов только фигуры и синтаксические приемы и расположите их в алфавитном порядке:

1. фразеологизмы

2. цитирование

3. аллегория

4. риторический вопрос

5. экспрессивность

6. аллюзия

7. морфемный повтор

8. канцеляризмы

9. инверсия

10. сравнительный оборот


20. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова из списка. Последовательность вставленных порядковых номеров внесите в таблицу ответов без пробелов и запятых (пятизначное число).

И посла къ деревляном,… сице: «Се уже иду к вамъ, да пристройте меды мьногы у города, идеже … мужа моего, да поплачюся надъ гробомъ его, и створю трызну мужю моему». Они же, слышавше, свезоша меды многы зѣло. Олга же, поемши мало дружинѣ и легъко идущи, приде къ гробу его и … по мужи своемъ. И повелѣ людем съсути могилу велику, и, яко съспоша, повелѣ … творити. Посем сѣдоша деревлянѣ пити, и повелѣ Олга отроком своимъ … передъ ними.

1. служити

2. плакася

3. ркущи

4. трызну

5. убисте
Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 21-25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. Фамилии указываются без инициалов в именительном падеже.
21. В трудах М.В.Ломоносова по химии встречается выражение распущенный подонок. Как вы думаете, что оно означает в современном русском языке? Ответ запишите в виде словосочетания.
22. «Растекаться мыслью по древу» – это неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью. В «Слове» же сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Что или кого обозначат слово «мысь» в современном русском языке? Ответ в форме именительного падежа внесите в таблицу ответов.
23. Какому писателю принадлежат следующие строки о русском языке?

«…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
24. Назовите раздел языкознания, объектом которого являются нормы правильной литературной речи.

25. Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Правильный ответ внесите в таблицу ответов в виде символа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconО проведении первого этапа X международной Олимпиады по основам наук в Республике Казахстан
Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» (далее Олимпиада) является Автономная некоммерческая...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconО проведении второго этапа X международной Олимпиады по основам наук...
Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» (далее Олимпиада) является Автономная некоммерческая...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада...
Научный руководитель проекта по предмету: Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры перевода...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconIv выставка социальных проектов общественных объединений Гражданского...
Сегодня в Екатеринбурге в Центре Международной Торговли Екатеринбург (цмте) прошла IV выставка социальных проектов общественных организаций...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconОтчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития...
...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика»
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика»
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconЕстни к
Интервью с Г. П. Сикорской, директором Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования,...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconX международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Биология 7 класс 2 тур Рекомендуемые ответы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Международная научно-практическая конференция «Судейская этика и укрепление доверия к правосудию» и Российско-шведский семинар по...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига icon4. Конкурс имеет два уровня: Первая Лига и Высшая Лига
Фонд имени космонавта Павла Романовича Поповича в рамках реализации проекта “Дорога в Космос” проводит Ежегодный международный конкурс...
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная ассоциация институциональных исследований институт экономики ран
Зав кафедрой экономической теории и экономической политики вшэм уральского федерального университета
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 36
Дом Учителя Уральского федерального округа IX международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Высшая лига icon080100. 62 Экономика, профиль подготовки – «Финансы и кредит» Квалификация...
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск