Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф





Скачать 410.62 Kb.
НазваниеРеферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф
страница1/4
Дата публикации12.01.2015
Размер410.62 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации

МКОУ «Гауфская СОШ»

РЕФЕРАТ

Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф

Азовского Немецкого Национального района Омской области

Выполнили:

ученицы 11 класса

__________Похиль А.

__________Афанасьева А.
Руководитель:

__________Кислицына Т.А.

Омск 2011 г.

Введение

Исследователи-этнографы выделяют в родильно-крестильной немецкой обрядности несколько элементов. Во-первых, это элементы, заимствованные у окружающего, в основном русского населения. Во-вторых, это религиозные элементы, связанные с христианским учением, – без церковных обрядов или молитвенного собрания не обходится ни одно более или менее значительное событие в немецкой деревне. И, в-третьих, это архаичные, дохристианские элементы, частично осуждаемые церковью, их смысл уже утрачен, но они продолжают исполняться по традиции. Такое совмещение древних языческих и христианских обрядов более позднего происхождения характерно и для немцев Сибири. Эти обряды и обычаи, бытовавшие в германских землях в XVIII в., в современной Германии унифицированы либо полностью утрачены. В Сибири же в условиях иноэтнического окружения и изоляции от метрополии они были законсервированы и представляют собой уникальную возможность для реконструкции традиционной немецкой обрядности. Это в равной степени относится и к календарной, и к семейной обрядности, в том числе и детской, немцев Сибири. Но даже среди российских немцев встречаются различия в обрядовой сфере. Это объясняется как местами выхода переселенцев из Германии, так и принадлежностью к той или иной конфессиональной группе 3.

В настоящем реферате мы не будем говорить об уже обобщённых научных исследованиях известных этнографов, а постараемся рассказать об обрядах немцев, проживающих на территории села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области. В основу этого реферата легли сведения, полученные нами от жителей села Гауф: Шнайдер М.Г., Безель Э.И., Коноваловой Т.И., Горячевой (Миллер) Ф.Я., Вольф В.П., Киблер С.В., Шааф Г.И., Шааф С.Г., Шнайдер А.Г., Безель А.В., Архатовой С.А.

Село Гауф было основано немецкими переселенцами в 1898 году – это год упоминания о первых переселениях с Волги российских немцев, осевших на месте настоящего села Гауф. Первые жители села арендовали землю у сибирских казаков.

Несмотря на то, что география мест выхода первых переселенцев села представляла собой большое разнообразие, тем не менее, религиозная принадлежность была единой – лютеранство. Это наложило отпечаток и на обряды немецкого населения села Гауф.

В тридцатые годы Советская власть под идейным руководством партии закрыла церкви, колокола пустили на переплавку, церковнослужителей подвергли репрессиям. Так религиозная тема, тема проведения конфессиональных праздников, была закрыта на долгие годы 2. Но не только идеология безбожия, походы против верующих, глумления над ними, создание общества безбожников привели к утрате вековых традиций немецкого народа. Это было связано также с периодом Второй мировой войны, когда в 1941 году немцы по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» были изгнаны из родных населенных, мест и многие годы об этом народе даже не принято было упоминать.1.

При подготовке данного реферата были использованы материалы, предоставленные Немецким центром села Гауф, школьным музеем и воспоминания жителей села Гауф.

Рассматриваемые обряды могут представлять интерес не только для всех интересующихся данной темой, но и в историческом плане для ученых двух стран – России и Германии, – так как описанные обычаи сохранились такими, какими их вывезли со своей прародины еще во времена Екатерины II. На самой прародине часть этих обычаев давно ушла в прошлое, часть видоизменилась, что отчетливо видно на примере родильно–крестильной обрядности. Интересны обряды сибирских немцев еще и тем, что они пополнились традициями русской культуры 4.Собранные и обобщенные самобытные обычаи сибирских немцев в перспективе помогут восстановить утраченные традиции, возродить национальную культуру.

Несколько слов о построении реферата. После вступительной статьи следует описание родильно-крестильной обрядности, так как родильно-крестильный комплекс обрядов – это составляющая в представлении народа традиционной картины мира. Далее рассматривается вопрос о социализации ребенка и его трудовое воспитание в немецкой семье. Таким образом, реферат состоит из двух самостоятельных частей. Первая часть – реферат Афанасьевой Александры «Родильно-крестильная обрядность немцев села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области». Вторая часть – реферат Похиль Анастасии «Социализация ребенка и его трудовое воспитание в немецких семьях села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области».

Родильно-крестильная обрядность немцев села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области

В большинстве культур родильно-крестильный комплекс обрядов занимает особое место. Его можно рассматривать как одну из составляющих в представлении народа традиционной картины мира. В этнографии детства долгое время эта тематика оставалась приоритетной. Этой проблеме уделяли пристальное внимание как ученые, изучающие семейный быт, так и сами носители культуры.

Ситуация родов – это переломный момент в жизни каждого человека, в результате которого изменяется его статус. Кроме того, процесс беременности и родов связан с пограничным состоянием, представлениями об опасности для человека. Именно в этом комплексе обрядов сосредотачиваются мифологические представления, информацию о которых получить из другого источника зачастую невозможно.

Большинство исследователей выделяют три периода в комплексе родильной обрядности: дородовый, родовой и послеродовой [5].

Дородовый период играл значительную роль в этом цикле. Он был направлен на обеспечение скорого зачатия ребенка, легких и благополучных родов и рождение здорового ребенка. Ожидание ребенка сопровождалось целым комплексом действий, целью которых было уберечь его от влияния злых сил и обеспечить ему благополучие в будущем, т. е. ведущими в этот период были охранительные и очистительные функции.

Забота о будущем ребенке начиналась уже с момента вступления в брак молодых людей. В обрядах и обычаях свадебного цикла у немцев, как и других народов, присутствовали элементы, имеющие репродуктивный характер, направленные на обеспечение многочисленного и здорового потомства.

Так как в задачу исследования не входит подробный анализ свадебной обрядности, мы рассмотрим только те элементы свадебной обрядности, которые имеют продуцирующее значение. Так, распространенным у немцев Сибири является обычай осыпания молодых зерном. Помимо того, что зерновые связаны с представлениями о благополучии и богатстве, они символизируют плодородие. Именно этого желали молодой семье, осыпая их зерном, все приглашенные на свадьбу гости [6].



Свадьба Лореш Марии и Давида. Село Гауф АННР



Свадьба Шааф Галины и Александра. Село Гауф АННР

Киблер Светлана Викторовна вспоминает: «За свадебным столом на колени невесте сажали мальчика, чтобы первенцем в молодой семье тоже был мальчик». Символическое соединение невесты с ребенком должно было, по представлениям немцев, как и многих других народов, способствовать деторождению. Такой обычай существовал не только в нашем селе, но и в селах Цветнополье и Александровка Азовского немецкого национального района Омской области.



Свадьба Лореш Марии и Давида. Село Гауф АННР



Обряд снятия венка. Свадьба Шааф Галины и Александра. Село Гауф АННР

У немцев Западной Сибири существовали и частично сохраняются до настоящего времени действия, направленные на усиление детородной функции, способствующие деторождению, имеющие продуцирующий характер.

Приводим полностью воспоминания Киблер Светланы Викторовны: «Молодые уходили спать после обряда снятия венка в специально приготовленную для них комнату или даже в другой дом, к кому-либо из родственников. Постель для новобрачных стелили замужние и многодетные женщины, те, которые участвовали в обряде снятия венка. Люди верили, что многодетная (плодовитая) женщина передаст свою плодовитость невесте. Перед тем как идти спать жениху и невесте смачивали руки в воде, чтобы они вошли в новую жизнь чистыми. Перед входом в спальню женщины поднимали невесту на руки, а жениха. мужчины, и подбрасывали вверх три раза или качали на стульях». Раскачивание, поднимание и опускание на стульях или руках – действия, характерные для семейной и календарной (в частности весенней) обрядности. Они были связаны с древними ритуалами, проводившимися во время обрядов инициаций. Такие действия означали переход молодых в статус сексуальных партнеров и потенциальных матерей и отцов. В ряде культур перемещение девушек по вертикали относительно сакрального центра (дерева, столба, горы, реки, мифического персонажа) связывалось с их магическим превращением в женщин.

Традиционная обрядность подобного рода у народов Западной Европы проходила в местах, отмеченных камнями особой формы или вида (часто менгирами и дольменами в виде помоста, стола, скамьи). Они почитались в качестве священных камней (иногда называемых «брачными»). Эти же камни считались панацеей от бесплодия: сидение на них, танцы вокруг камней, а также «приседания» и проведение ночи в непосредственном контакте с ними, особенно в новолуние, приводило, по народным поверьям, к желаемой беременности. Такие камни, например, на территории Франции и Испании были отполированы телами женщин до блеска, что говорит о древности подобных ритуалов [7].

При проведении обряда качания молодых окропляли водой. Это должно было способствовать деторождению. Вода выполняет в этих обрядах две функции – очистительную и продуцирующую, как элемент, без которого жизнь невозможна.

Во второй день молодых и их родителей катали на лошадях или быках и обливали водой. В некоторых сибирских деревнях у немцев существовал обычай, согласно которому ряженые жених и невеста тоже обливали друг друга водой. Обливание молодых было характерно и для русской свадьбы. В этом обычае Н.Ф. Сумцов справедливо усматривает также элементы продуцирующей магии.



Свадьба Шааф Галины и Александра. Село Гауф АННР

Кроме обычаев и обрядов, исполняемых в ходе свадьбы, продуцирующую символику носила и пища, подаваемая на стол во время церемонии. Большое значение на праздничном столе имел хлеб, наделенный у большинства индоевропейских народов сложной обрядовой символикой, в том числе и репродуктивного характера [8]. Приводим полностью воспоминания Киблер Светланы Викторовны: «Накануне свадьбы невеста замешивала сдобное тесто, которое жених разносил по гостям. На свадьбу гости приходили с выпеченным хлебом, булочками. Мать жениха встречала молодоженов с хлебом (Brode) в руках, они должны были вместе отломить кусочек и съесть его одновременно. Кроме хлеба, на свадебном столе у немцев обязательно была каша (пшеничная, просяная, ячменная). Одним из основных блюд на свадебном торжестве считалась куриная лапша нудельсуп (Nudelsuppe). Частым подарком на немецкой свадьбе были петух и курица».

Многообразие способов и средств, с помощью которых немцы старались обеспечить появления здорового потомства, доказывает значимость деторождения в традиционной культуре.



Свадьба Шааф Якова и Лидии. Село Гауф АННР

Следующий период дородового этапа — беременность женщины. Поведение женщины и ее окружения во время беременности было жестко регламентировано. Ограничения, возлагаемые на беременную, охватывали как религиозную, так и бытовую сферы жизнедеятельности, при этом они носили как рациональный, так и иррациональный характер. Беременную женщину старались беречь, не посылали ее на тяжелые работы. Большинство обычаев этого периода – запреты, которые необходимо было соблюдать женщине во избежание негативных последствий. Запреты в большинстве своем представляли короткие высказывания, строящиеся по лексической модели: «если, то», т. е. включали непосредственно запрет, указание, примету и результат последствия нарушения. Тем самым матери указывались условия будущей благополучной жизни ребенка [6].

Ниже представлена классификация запретов по группам направленности.

Первая группа – телесно-гигиенические запреты. Приводим полностью воспоминания Безель Эльзы: «Женщина во время беременности не должна была удалять зубы, так как ребенок будет беззубый. Нельзя было сидеть на корточках или перегибаться через что-либо – ребенок переворачивается внутри и запутывается в пуповине. Нельзя стричь волосы, а то ребенок будет лысым». Представления о волосах семантически очень тесно связаны с представлениями о судьбе и жизненной силе человека. Такие действия с волосами, как стричь, резать, рвать, реализуют символический переход «судьба – смерть», т. е. могут привести к смерти или прерыванию линии судьбы [6].

Вторая группа запретов связана с животными. Приводим полностью воспоминания Шнайдер Марии: «Женщине ни в коем случае нельзя было пинать или бить кошку или собаку, считалось, что тогда ребенок родится с волосами по всему телу, у русских это называлось родиться с щетинкой».

Трудовые запреты включали в себя запрещение некоторых видов деятельности. Приводим полностью воспоминания Безель Эльзы: «Во время беременности женщине нельзя было прясть, вязать, шить. Считалось, что она прядет веревку для ребенка и запутывает его в пуповине».

К визуальным запретам относится запрет принимать участие в похоронах или просто смотреть на мертвого. Аналогичные запреты существовали вплоть до конца ХIХ в. во многих землях Германии.

Время внутриутробной жизни сопряжено с риском развития физических недостатков и даже со смертью. Тем самым любой запрет имел конструктивный характер, а женщина в период беременности превращалась в своеобразный макет своего будущего ребенка. Большинство ее действий, по народным представлениям, продуцировалось на ребенка – его физическое развитие, здоровье, красоту и на судьбу в целом. Время, в котором живет беременная женщина и ее ребенок, не настоящее, а, скорее, будущее, так все ее поступки моделируют будущее малыша. Кроме иррационального смысла во многих запретах присутствовала прагматическая составляющая, в первую очередь, это желание предохранить женщину от испуга, психологического расстройства, какой-либо иной травмы. Аналогичные запреты существовали у русского, украинского и татарского населения Среднего Прииртышья [6].

Приводим полностью воспоминания Безель Эльзы: «Наша мама говорила, что шить и вязать к рождению ребенка ничего нельзя, так как из-за этого могут быть преждевременные или тяжелые роды. Женщина примерно за две недели до родов готовила несколько пеленок из старого полотна (рубахи, нижние юбки), а все остальное приданое ребенка шили уже после его рождения».

Кроме запретов, в дородовой обрядности можно выделить блок примет, направленный на определение пола будущего ребенка и того, как пройдут сами роды. Приводим полностью воспоминания Киблер Светланы Викторовны: «Во время свадьбы у невесты воровали туфлю; если она снималась легко, то и роды будут легкими. Поэтому было не принято сопротивляться, когда туфлю воровали».


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconГауф (Хауф) Вильгельм (1802—1827), немецкий писатель
Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел и Ядвиги Вильгельмены Эльзаэссер...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconЭтнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа
Научный Е. Г. Царева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconОбычаи, традиции и обряды казахов аула каразюк в период XX века
Каразюк обычаев, традиции и обрядов в период XX века. Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф icon«Особо-юбиленый» форум российских немцев
...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconФакультативное занятие на тему: «Пасхальные традиции русского народа» Цели
Учитель: Сегодня мы узнаем, как праздновали праздник «Пасхи» в старину, какие обычаи и обряды сохранились в настоящее время
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconСтуденты выбирают номер темы реферата в соответствии с номером студента в списке группы
Семейно-бытовые праздники и обряды (родильные обряды, имянаречение, общественная помочь-ниме, туе туни)
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconРеферат по дисциплине: «Краеведение» по теме: Календарные праздники...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 г. Березники
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconЭтнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной...
Этнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной политики в регионе
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconВ 2012–2013 учебном году школа работала в режиме 6- дневной недели,...
Аяно-Майского района и находится в его центральной части в 200 километрах от районного центра с. Аян. Около 50% населения села являются...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconРеферат тема: «марийские праздники»
Воплотив в себе ценное, что есть в народе народное мировоззрение, психологию, художественное творчество, народные праздники и обряды...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconКонцепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные...
Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» в 2013 – первой половине 2014 года
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconРеферат «Знаменитые жители села Ношено»
Кривоносов Виктор Михайлович преподаватель географии, биологии и краеведения
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconРеферат Образ немцев в русской пропагандистской литературе времен Первой Мировой войны
«какую огромную роль имеет печать как средство воздействия на общественное мнение и психологию масс», продемонстрировала «значение...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconРеферат направление: культурология на тему: «Религиозные обряды в...
Тем не менее, говоря о религии, вряд ли кто-то будет отрицать ее значительную роль в современном мире. Религия призвана помогать...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconАдминистрации села обильного георгиевского района ставропольского края
Федеральным законом от 06. 03. 2006 г. №35 – фз «О противодействии терроризму», Уставом муниципального образования села Обильного...
Реферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы оош села Нимислярово – филиал мбоу сош села Новокулево Нуримановского района


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск