Скачать 410.62 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации МКОУ «Гауфская СОШ» РЕФЕРАТ Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области Выполнили: ученицы 11 класса __________Похиль А. __________Афанасьева А. Руководитель: __________Кислицына Т.А. Омск 2011 г. Введение Исследователи-этнографы выделяют в родильно-крестильной немецкой обрядности несколько элементов. Во-первых, это элементы, заимствованные у окружающего, в основном русского населения. Во-вторых, это религиозные элементы, связанные с христианским учением, – без церковных обрядов или молитвенного собрания не обходится ни одно более или менее значительное событие в немецкой деревне. И, в-третьих, это архаичные, дохристианские элементы, частично осуждаемые церковью, их смысл уже утрачен, но они продолжают исполняться по традиции. Такое совмещение древних языческих и христианских обрядов более позднего происхождения характерно и для немцев Сибири. Эти обряды и обычаи, бытовавшие в германских землях в XVIII в., в современной Германии унифицированы либо полностью утрачены. В Сибири же в условиях иноэтнического окружения и изоляции от метрополии они были законсервированы и представляют собой уникальную возможность для реконструкции традиционной немецкой обрядности. Это в равной степени относится и к календарной, и к семейной обрядности, в том числе и детской, немцев Сибири. Но даже среди российских немцев встречаются различия в обрядовой сфере. Это объясняется как местами выхода переселенцев из Германии, так и принадлежностью к той или иной конфессиональной группе 3. В настоящем реферате мы не будем говорить об уже обобщённых научных исследованиях известных этнографов, а постараемся рассказать об обрядах немцев, проживающих на территории села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области. В основу этого реферата легли сведения, полученные нами от жителей села Гауф: Шнайдер М.Г., Безель Э.И., Коноваловой Т.И., Горячевой (Миллер) Ф.Я., Вольф В.П., Киблер С.В., Шааф Г.И., Шааф С.Г., Шнайдер А.Г., Безель А.В., Архатовой С.А. Село Гауф было основано немецкими переселенцами в 1898 году – это год упоминания о первых переселениях с Волги российских немцев, осевших на месте настоящего села Гауф. Первые жители села арендовали землю у сибирских казаков. Несмотря на то, что география мест выхода первых переселенцев села представляла собой большое разнообразие, тем не менее, религиозная принадлежность была единой – лютеранство. Это наложило отпечаток и на обряды немецкого населения села Гауф. В тридцатые годы Советская власть под идейным руководством партии закрыла церкви, колокола пустили на переплавку, церковнослужителей подвергли репрессиям. Так религиозная тема, тема проведения конфессиональных праздников, была закрыта на долгие годы 2. Но не только идеология безбожия, походы против верующих, глумления над ними, создание общества безбожников привели к утрате вековых традиций немецкого народа. Это было связано также с периодом Второй мировой войны, когда в 1941 году немцы по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» были изгнаны из родных населенных, мест и многие годы об этом народе даже не принято было упоминать.1. При подготовке данного реферата были использованы материалы, предоставленные Немецким центром села Гауф, школьным музеем и воспоминания жителей села Гауф. Рассматриваемые обряды могут представлять интерес не только для всех интересующихся данной темой, но и в историческом плане для ученых двух стран – России и Германии, – так как описанные обычаи сохранились такими, какими их вывезли со своей прародины еще во времена Екатерины II. На самой прародине часть этих обычаев давно ушла в прошлое, часть видоизменилась, что отчетливо видно на примере родильно–крестильной обрядности. Интересны обряды сибирских немцев еще и тем, что они пополнились традициями русской культуры 4.Собранные и обобщенные самобытные обычаи сибирских немцев в перспективе помогут восстановить утраченные традиции, возродить национальную культуру. Несколько слов о построении реферата. После вступительной статьи следует описание родильно-крестильной обрядности, так как родильно-крестильный комплекс обрядов – это составляющая в представлении народа традиционной картины мира. Далее рассматривается вопрос о социализации ребенка и его трудовое воспитание в немецкой семье. Таким образом, реферат состоит из двух самостоятельных частей. Первая часть – реферат Афанасьевой Александры «Родильно-крестильная обрядность немцев села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области». Вторая часть – реферат Похиль Анастасии «Социализация ребенка и его трудовое воспитание в немецких семьях села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области». Родильно-крестильная обрядность немцев села Гауф Азовского Немецкого Национального района Омской области В большинстве культур родильно-крестильный комплекс обрядов занимает особое место. Его можно рассматривать как одну из составляющих в представлении народа традиционной картины мира. В этнографии детства долгое время эта тематика оставалась приоритетной. Этой проблеме уделяли пристальное внимание как ученые, изучающие семейный быт, так и сами носители культуры. Ситуация родов – это переломный момент в жизни каждого человека, в результате которого изменяется его статус. Кроме того, процесс беременности и родов связан с пограничным состоянием, представлениями об опасности для человека. Именно в этом комплексе обрядов сосредотачиваются мифологические представления, информацию о которых получить из другого источника зачастую невозможно. Большинство исследователей выделяют три периода в комплексе родильной обрядности: дородовый, родовой и послеродовой [5]. Дородовый период играл значительную роль в этом цикле. Он был направлен на обеспечение скорого зачатия ребенка, легких и благополучных родов и рождение здорового ребенка. Ожидание ребенка сопровождалось целым комплексом действий, целью которых было уберечь его от влияния злых сил и обеспечить ему благополучие в будущем, т. е. ведущими в этот период были охранительные и очистительные функции. Забота о будущем ребенке начиналась уже с момента вступления в брак молодых людей. В обрядах и обычаях свадебного цикла у немцев, как и других народов, присутствовали элементы, имеющие репродуктивный характер, направленные на обеспечение многочисленного и здорового потомства. Так как в задачу исследования не входит подробный анализ свадебной обрядности, мы рассмотрим только те элементы свадебной обрядности, которые имеют продуцирующее значение. Так, распространенным у немцев Сибири является обычай осыпания молодых зерном. Помимо того, что зерновые связаны с представлениями о благополучии и богатстве, они символизируют плодородие. Именно этого желали молодой семье, осыпая их зерном, все приглашенные на свадьбу гости [6]. Свадьба Лореш Марии и Давида. Село Гауф АННР Свадьба Шааф Галины и Александра. Село Гауф АННР Киблер Светлана Викторовна вспоминает: «За свадебным столом на колени невесте сажали мальчика, чтобы первенцем в молодой семье тоже был мальчик». Символическое соединение невесты с ребенком должно было, по представлениям немцев, как и многих других народов, способствовать деторождению. Такой обычай существовал не только в нашем селе, но и в селах Цветнополье и Александровка Азовского немецкого национального района Омской области. Свадьба Лореш Марии и Давида. Село Гауф АННР Обряд снятия венка. Свадьба Шааф Галины и Александра. Село Гауф АННР У немцев Западной Сибири существовали и частично сохраняются до настоящего времени действия, направленные на усиление детородной функции, способствующие деторождению, имеющие продуцирующий характер. Приводим полностью воспоминания Киблер Светланы Викторовны: «Молодые уходили спать после обряда снятия венка в специально приготовленную для них комнату или даже в другой дом, к кому-либо из родственников. Постель для новобрачных стелили замужние и многодетные женщины, те, которые участвовали в обряде снятия венка. Люди верили, что многодетная (плодовитая) женщина передаст свою плодовитость невесте. Перед тем как идти спать жениху и невесте смачивали руки в воде, чтобы они вошли в новую жизнь чистыми. Перед входом в спальню женщины поднимали невесту на руки, а жениха.– мужчины, и подбрасывали вверх три раза или качали на стульях». Раскачивание, поднимание и опускание на стульях или руках – действия, характерные для семейной и календарной (в частности весенней) обрядности. Они были связаны с древними ритуалами, проводившимися во время обрядов инициаций. Такие действия означали переход молодых в статус сексуальных партнеров и потенциальных матерей и отцов. В ряде культур перемещение девушек по вертикали относительно сакрального центра (дерева, столба, горы, реки, мифического персонажа) связывалось с их магическим превращением в женщин. Традиционная обрядность подобного рода у народов Западной Европы проходила в местах, отмеченных камнями особой формы или вида (часто менгирами и дольменами в виде помоста, стола, скамьи). Они почитались в качестве священных камней (иногда называемых «брачными»). Эти же камни считались панацеей от бесплодия: сидение на них, танцы вокруг камней, а также «приседания» и проведение ночи в непосредственном контакте с ними, особенно в новолуние, приводило, по народным поверьям, к желаемой беременности. Такие камни, например, на территории Франции и Испании были отполированы телами женщин до блеска, что говорит о древности подобных ритуалов [7]. При проведении обряда качания молодых окропляли водой. Это должно было способствовать деторождению. Вода выполняет в этих обрядах две функции – очистительную и продуцирующую, как элемент, без которого жизнь невозможна. Во второй день молодых и их родителей катали на лошадях или быках и обливали водой. В некоторых сибирских деревнях у немцев существовал обычай, согласно которому ряженые жених и невеста тоже обливали друг друга водой. Обливание молодых было характерно и для русской свадьбы. В этом обычае Н.Ф. Сумцов справедливо усматривает также элементы продуцирующей магии. Свадьба Шааф Галины и Александра. Село Гауф АННР Кроме обычаев и обрядов, исполняемых в ходе свадьбы, продуцирующую символику носила и пища, подаваемая на стол во время церемонии. Большое значение на праздничном столе имел хлеб, наделенный у большинства индоевропейских народов сложной обрядовой символикой, в том числе и репродуктивного характера [8]. Приводим полностью воспоминания Киблер Светланы Викторовны: «Накануне свадьбы невеста замешивала сдобное тесто, которое жених разносил по гостям. На свадьбу гости приходили с выпеченным хлебом, булочками. Мать жениха встречала молодоженов с хлебом (Brode) в руках, они должны были вместе отломить кусочек и съесть его одновременно. Кроме хлеба, на свадебном столе у немцев обязательно была каша (пшеничная, просяная, ячменная). Одним из основных блюд на свадебном торжестве считалась куриная лапша – нудельсуп (Nudelsuppe). Частым подарком на немецкой свадьбе были петух и курица». Многообразие способов и средств, с помощью которых немцы старались обеспечить появления здорового потомства, доказывает значимость деторождения в традиционной культуре. Свадьба Шааф Якова и Лидии. Село Гауф АННР Следующий период дородового этапа — беременность женщины. Поведение женщины и ее окружения во время беременности было жестко регламентировано. Ограничения, возлагаемые на беременную, охватывали как религиозную, так и бытовую сферы жизнедеятельности, при этом они носили как рациональный, так и иррациональный характер. Беременную женщину старались беречь, не посылали ее на тяжелые работы. Большинство обычаев этого периода – запреты, которые необходимо было соблюдать женщине во избежание негативных последствий. Запреты в большинстве своем представляли короткие высказывания, строящиеся по лексической модели: «если, то», т. е. включали непосредственно запрет, указание, примету и результат последствия нарушения. Тем самым матери указывались условия будущей благополучной жизни ребенка [6]. Ниже представлена классификация запретов по группам направленности. Первая группа – телесно-гигиенические запреты. Приводим полностью воспоминания Безель Эльзы: «Женщина во время беременности не должна была удалять зубы, так как ребенок будет беззубый. Нельзя было сидеть на корточках или перегибаться через что-либо – ребенок переворачивается внутри и запутывается в пуповине. Нельзя стричь волосы, а то ребенок будет лысым». Представления о волосах семантически очень тесно связаны с представлениями о судьбе и жизненной силе человека. Такие действия с волосами, как стричь, резать, рвать, реализуют символический переход «судьба – смерть», т. е. могут привести к смерти или прерыванию линии судьбы [6]. Вторая группа запретов связана с животными. Приводим полностью воспоминания Шнайдер Марии: «Женщине ни в коем случае нельзя было пинать или бить кошку или собаку, считалось, что тогда ребенок родится с волосами по всему телу, у русских это называлось родиться с щетинкой». Трудовые запреты включали в себя запрещение некоторых видов деятельности. Приводим полностью воспоминания Безель Эльзы: «Во время беременности женщине нельзя было прясть, вязать, шить. Считалось, что она прядет веревку для ребенка и запутывает его в пуповине». К визуальным запретам относится запрет принимать участие в похоронах или просто смотреть на мертвого. Аналогичные запреты существовали вплоть до конца ХIХ в. во многих землях Германии. Время внутриутробной жизни сопряжено с риском развития физических недостатков и даже со смертью. Тем самым любой запрет имел конструктивный характер, а женщина в период беременности превращалась в своеобразный макет своего будущего ребенка. Большинство ее действий, по народным представлениям, продуцировалось на ребенка – его физическое развитие, здоровье, красоту и на судьбу в целом. Время, в котором живет беременная женщина и ее ребенок, не настоящее, а, скорее, будущее, так все ее поступки моделируют будущее малыша. Кроме иррационального смысла во многих запретах присутствовала прагматическая составляющая, в первую очередь, это желание предохранить женщину от испуга, психологического расстройства, какой-либо иной травмы. Аналогичные запреты существовали у русского, украинского и татарского населения Среднего Прииртышья [6]. Приводим полностью воспоминания Безель Эльзы: «Наша мама говорила, что шить и вязать к рождению ребенка ничего нельзя, так как из-за этого могут быть преждевременные или тяжелые роды. Женщина примерно за две недели до родов готовила несколько пеленок из старого полотна (рубахи, нижние юбки), а все остальное приданое ребенка шили уже после его рождения». Кроме запретов, в дородовой обрядности можно выделить блок примет, направленный на определение пола будущего ребенка и того, как пройдут сами роды. Приводим полностью воспоминания Киблер Светланы Викторовны: «Во время свадьбы у невесты воровали туфлю; если она снималась легко, то и роды будут легкими. Поэтому было не принято сопротивляться, когда туфлю воровали». |
Гауф (Хауф) Вильгельм (1802—1827), немецкий писатель Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел и Ядвиги Вильгельмены Эльзаэссер... | Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа Научный Е. Г. Царева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии | ||
Обычаи, традиции и обряды казахов аула каразюк в период XX века Каразюк обычаев, традиции и обрядов в период XX века. Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили... | «Особо-юбиленый» форум российских немцев ... | ||
Факультативное занятие на тему: «Пасхальные традиции русского народа» Цели Учитель: Сегодня мы узнаем, как праздновали праздник «Пасхи» в старину, какие обычаи и обряды сохранились в настоящее время | Студенты выбирают номер темы реферата в соответствии с номером студента в списке группы Семейно-бытовые праздники и обряды (родильные обряды, имянаречение, общественная помочь-ниме, туе туни) | ||
Реферат по дисциплине: «Краеведение» по теме: Календарные праздники... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 г. Березники | Этнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной... Этнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной политики в регионе | ||
В 2012–2013 учебном году школа работала в режиме 6- дневной недели,... Аяно-Майского района и находится в его центральной части в 200 километрах от районного центра с. Аян. Около 50% населения села являются... | Реферат тема: «марийские праздники» Воплотив в себе ценное, что есть в народе народное мировоззрение, психологию, художественное творчество, народные праздники и обряды... | ||
Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные... Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» в 2013 – первой половине 2014 года | Реферат «Знаменитые жители села Ношено» Кривоносов Виктор Михайлович преподаватель географии, биологии и краеведения | ||
Реферат Образ немцев в русской пропагандистской литературе времен Первой Мировой войны «какую огромную роль имеет печать как средство воздействия на общественное мнение и психологию масс», продемонстрировала «значение... | Реферат направление: культурология на тему: «Религиозные обряды в... Тем не менее, говоря о религии, вряд ли кто-то будет отрицать ее значительную роль в современном мире. Религия призвана помогать... | ||
Администрации села обильного георгиевского района ставропольского края Федеральным законом от 06. 03. 2006 г. №35 – фз «О противодействии терроризму», Уставом муниципального образования села Обильного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы оош села Нимислярово – филиал мбоу сош села Новокулево Нуримановского района |