Скачать 170.85 Kb.
|
КОСТРОМСКОЙ КОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А.НЕКРАСОВА КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Специальности: «Русский язык и литература», «Филология», «Журналистика» Кострома 2013 Задания к экзамену по литературе 1 часть Тест. Примерный вариант. А.С.Пушкин. Птичка В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!
А) Рождества Б) Пасхи В) Благовещенья
А) катренами (четверостишиями) Б) октавами (восьмистишиями) В) без разделения на строфы
А) воспоминание о неразделенной любвиБ) приветствие друзьямВ) сожаление о несвободе людей
А) объясняется тем, что поэт находился за границей Б) связано с пребыванием поэта в южной ссылке В) не имеет никакого автобиографического значения Ключ к тесту: 1 в, 2 а, 3 в, 4 б. 2 часть Письменный ответ на вопрос. Рекомендуемый объем ответа – не менее 7-10 предложений.
Методические рекомендации по подготовке к вступительному экзамену Экзамен по русской литературе сдается в письменной форме. Продолжительность письменного вступительного испытания по литературе – 120 минут. Экзаменационное задание состоит из двух частей. Первая часть представляет собой небольшую тестовую работу. Здесь представлен фрагмент эпического или драматического произведения или небольшое лирическое стихотворение. Вам предлагается ответить на четыре вопроса, связанных с историей создания произведения, его художественными особенностями, в том числе и средствами художественной выразительности, которые использовал в нем автор. При этом необходимо выбрать один правильный ответ из трех предложенных. За каждый правильный ответ выставляется 5 баллов. Максимальный балл – 20. Вторая часть задания – вопрос литературоведческого характера. Ответ на него должен представлять собой развернутое высказывание и соответствовать следующим критериям оценки:
Максимальный балл за вторую часть задания – 80. Критерии оценки: 80-ю баллами оценивается ответ, отвечающий всем вышеперечисленным критериям. 60-ю баллами оценивается ответ, допускающий 1-2 неточности в ответе. 40-а баллами оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа. 20-ю баллами оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий, слабое владение монологической литературной речью, бедность выразительных средств языка и содержащий существенные речевые недочеты. 0 баллами оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой средней общеобразовательной школы, неумение построить письменное монологическое высказывание. Обратите внимание на то, что объем письменной работы не должен быть большим, поэтому постарайтесь избежать пространных вступлений. Важно показать знание текстов литературных произведений. Не стоит пересказывать сюжет целиком. Вы можете процитировать отдельные выражения, строчки, а можете передать их приблизительно, но в последнем случае не стоит использовать кавычки. Если вы сообщаете о конкретном событии, изображенном в произведении, или правильно называете имя персонажа – это тоже считается обращением к тексту. (Например, говоря о характере Наташи Ростовой вы можете упомянуть, что впервые мы встречаем героиню в день ее именин в гостиной дома Ростовых). Избегайте отступлений от темы. Из всего, что вы знаете о данном произведении, постарайтесь выбрать только то, что позволяет точно и глубоко ответить на поставленный вопрос. Для ответов на некоторые вопросы вы можете выбрать произведения самостоятельно. Но если вы затрудняетесь в выборе, вот перечень текстов, подходящих для раскрытия темы. Как воплощаются темы дружбы и любви в лирике А.С. Пушкина? «К Чаадаеву» ( «Любви, надежды, тихой славы…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), «К ***» («Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Какие темы, мотивы звучат в лирике М.Ю. Лермонтова? «Ангел», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Дума», «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Родина». Как проявляется знание народной жизни и любовь к народу в лирике Н.А.Некрасова? «Вчерашний день, часу в шестом…» «В дороге», «Школьник», «Влас», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба!..», «Железная дорога». Каковы особенности изображения природы в лирике А.А.Фета? «Это утро, радость эта...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь...», «Пчёлы», «Сентябрьская роза», «Я пришёл к тебе с приветом…», «На заре ты её не буди…», «Вечер», «На стоге сена ночью южной…». Почему лирику Ф.И.Тютчева можно назвать «поэзией мысли»? «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Нам не дано предугадать…», «О, как убийственно мы любим...», ,«Наш век», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять». Что вызывает смех, а что заставляет задуматься в рассказах А.П. Чехова? «Хамелеон», «Злоумышленник», «Горе», «Тоска», «Человек в футляре», «Ионыч». Почему избражение любви в творчестве русских писателей рубежа XIX-XX веков часто приобретает трагический характер? А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» или И.А.Бунин: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи». Какие образы-символы в поэзии А. Блока кажутся вам наиболее выразительными? «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «На железной дороге». «Девушка пела в церковном хоре…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Поэма «Двенадцать. Как связаны тема родины и тема природы в поэзии С.Есенина? (На примере 2-3 стихотворений по выбору) «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо к матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская». «Отговорила роща золотая», «Сорокоуст» (отрывок). Какие мотивы стихотворений В. Маяковского звучат современно и в наши дни? «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». По выбору: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Разговор с фининспектором о поэзии». В чем особенность женского взгляда на мир в лирике М. Цветаевой или А.Ахматовой М.И.Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». «Идешь, на меня похожий…», « «Вот опять окно…», «Москва! Какой огромный…». А.А.Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля…», «Творчество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мужество», «Я научилась просто, мудро жить…» Как раскрыта тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей – шестидесятников: В. Быкова, Ю. Бондарева, Б. Васильева, А. Кондратьева? (На примере одного произведения по выбору) В.Быков «Сотников». «Альпийская баллада». «Обелиск». Ю.Бондарев «Горячий снег». Б.Васильев «Завтра было война». А.Кондратьев «Сашка» В.Астафьев «Пастух и пастушка» Как отразилась судьба русской деревни в произведениях писателей второй половины XX века: В. Белова, В.Астафьева, В.Распутина, Ф.Абрамова, В. Шукшина и других? (На примере одного произведения по выбору). В.П. Астафьев «Последний поклон», «Царь-рыба»Ф.А.Абрамов «Пелагея», «Алька»В.И.Белов «Привычное дело» В.М. Шукшин «Как помирал старик», «Чудик». «Микроскоп». Литература для подготовки к экзамену Русская классическая литература. Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. — М., 1969. Кулешов В. И. История русской литературы ХIХ века. 70—90-е годы. — М., 1983. История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980—1983. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. — М., 1986. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя. — М., 1988. Семанова М. Л. Творческая история произведений русских писателей: кн. для учителя. — М., 1990. История Отечества в литературе, 19 век: Хрестоматия для учителя. — М., 1991. Хрестоматия критических материалов: русская литература 19 века. — М., 1998. История русской литературы XIX века (вторая половина) / под ред. Н. Н. Скатова. — М., 1991. История русской литературы XIX века: 1800—1830 годы: учеб. для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. — М., 2001. Русская литература: XIX век: от Крылова до Чехова: учеб. пособие. — СПб., 2001. История русской литературы ХIХ века: В 3 частях. Учебник для вузов. Под редакцией В. И. Коровина. — М., 2005. Лебедев Ю. В. История русской литературы ХIХ века: В 3 частях. Учебник для вузов. — М., 2007—2008. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 частях. — М., 2006. Лебедев Ю. В. Духовные истоки русской классики. Поэзия ХIХ века. Историко-литературные очерки. — М., 2005. — (Серия «Книжная полка словесника») Роговер Е. С. Русская литература. Вторая половина ХIХ века. Учебное пособие. — СПб.; М., 2006. Персоналии А. С. Пушкин Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 17 т. — М., 1994. Пушкин А. С. Мысли о литературе. — М., 1988. — (Серия «Библиотека “Любителям российской словесности”. Из литературного наследия»). Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. — СПб., 1998. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. — М., 1983. Маймин Е. А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. — Л., 1983. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине.— М., 1983. Скатов Н. Пушкин. Русский гений. — М., 1999. Кошелев В. А. «“Онегина” воздушная громада». — СПб., 1999. А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. — М., 1999. М. Ю. Лермонтов Лермонтовская энциклопедия / под ред. В. А. Мануйлова. — М., 1981. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М., 1989. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.— М., 1973. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: комментарий. — 2-е изд., доп. —Л., 1975. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985. Герштейн Э. Судьба Лермонтова.—2-е изд., испр. и доп.— М., 1986. Щеблыкин И. П. Лермонтов: жизнь и творчество. — М., 1995. Н. В. Гоголь Белинский В. Г. Статьи о Гоголе // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. — М., 1983. Золотусский И. Гоголь. М., 1979 (Серия «Жизнь замечательных людей»). Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Н. В. Гоголя „Мертвые души". Комментарий. — Л., 1974 Манн Ю. В. В поисках живой души. — М., 1984. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. — М., 1998. Манн Юрий. Гоголь. Труды и дни: 1809—1845. — М., 2004. И. А. Гончаров Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. — М.; Л., 1962. — Т. 4. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова // Дружинин А. В. Прекрасное и вечное. — М., 1988. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. — М., 1992. Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. — М., 1993. Криволапов В. Н. «Типы» и «Идеалы» Ивана Гончарова. — Курск, 2001. А. Н. Островский Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике / Сост., вступит, ст. и коммент. Н. И. Сухих. — Л., 1990. Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. — М., 1974. Лакшин В. Александр Николаевич Островский. — М., 1976. Скатов Н. Н. Создатель народного театра // Скатов Николай. Далёкое и близкое. – М., 1981. Лобанов М. П. Островский. — М., 1989. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Теплинский М. В. Пьесы жизни: Изучение творчества А. Н. Островского в школе: Пособие для учителя. — Киев, 1991. Лебедев Ю. В. Россия А. Н. Островского // Островский А. Н. Избранное. М.: Синергия, 1998. (Серия «Новая школьная библиотека»). Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. — СПб., 2002. И. С. Тургенев Дружинин А. В. Повести и рассказы И. Тургенева // Дружинин А. В. Прекрасное и вечное. — М., 1988. Писарев Д. И. Базаров // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. — М., 1955. — Т. 2. Катков Н. М. Роман Тургенева и его критики. О нашем нигилизме // Тургенев И. С. Отцы и дети. / Вступ. ст. и комментарии Ю. В. Лебедева. — М.: Синергия 2000. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. — М., 1988. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев и русская литература. — М., 1980. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Книга для учителя. — М., 1982; Буданова Н. Ф. Достоевский и Тургенев. Творческий диалог. — Л., 1987. Лебедев Ю. В. Тургенев. — М., 1990. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Курляндская Г. Б. Эстетический мир И. С. Тургенева. — Орёл, 1994. Топоров В. Н. Странный Тургенев. — М., 1998. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: комментарий. — М., 2001. Лебедев Ю. В. Художественный мир романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». — М., 2002. Ф. И. Тютчев Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. — М., 1988. Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева. — М., 1978. Кожинов В. В. Тютчев. — М., 1988. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Ф. И. Тютчев. Школьный энциклопедический словарь. / Сост. Г. В. Чагин. — М., 2004. А. А. Фет Маймин Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет: кн. для учащихся. — М., 1989. Сухих И. Н. Шеншин и Фет. Жизнь и стихи. — СПб., 1997. Кошелев В. А. Афанасий Фет. Преодоление мифов. — Курск, 2006. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников. — М., 1971. Якушин Н. И. Тропа к Некрасову. — М., 1987. Розанова Л. А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: комментарий. — Л., 1970. Жданов В. В. Жизнь Некрасова. — М., 1981. Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. — М., 1985. Прокшин В. Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..» — М., 1990. Скатов Н. Н. Некрасов. — М., 1994 (Серия «Жизнь замечательных людей»). Лебедев Ю. В. Русская Одиссея // Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо. — М., 2001. — (Серия «Школьная библиотека»). Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 т. — М., 1990. — (Серия литературных мемуаров). Страхов Н. Н. Преступление и наказание. Преступление и наказание. Статья вторая и последняя. // Страхов Н. Н. Литературная критика. — М., 1984. Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. — М., 1995. Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX — начала XX века. — СПб., 1997. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970 Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий: кн. для учителя. — М., 1984. Селезнев Ю. И. Достоевский. — М., 1981. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. — М., 1985. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского. —М., 1988. Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. — М., 1989. Волгин И. Л. Последний год Достоевского: исторические записки. — М., 1991. М. Е. Салтыков-Щедрин Турков А. М. Салтыков-Щедрин. — М., 1981. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Тюнькин К. Салтыков-Щедрин. — М., 1989. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. — М., 1988. Лебедев Ю. В. Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» // Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. — М., 2002. — (Серия «Школьная библиотека»). Л. Н. Толстой Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. — М., 1978.Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике / Сост., вступ. ст., коммент. И. Н. Сухих. — Л.,1989. Л. Н. Толстой: Pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. — СПб., 2000. Бирюков П. Лев Николаевич Толстой. Биография. В 2 кн. — М., 2001. Ломунов К. Н. Жизнь Льва Толстого. — М., 1981. Зверев А. М., Туниманов В. А. Лев Толстой. — М., 2006. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». 3-е изд. — М., 1978. Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». — М., 1983 Курляндская Г. Б. Нравственный идеал Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. — М, 1988. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л. Н. Толстого «Война и мир». — Л., 1989. Лебедев Ю. В. От «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру» // Лебедев Ю. В. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. Книга для учителя. —М., 1990. Гулин А. В. Лев Толстой и пути русской истории. — М., 2004. А. П. Чехов Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960. Чехов M. П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. — М., 1960. Чуковский Корней. О Чехове. — М., 1967. Громов М. П. Чехов. — М., 1993. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. — Л., 1981. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. — М., 1982. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. — Л., 1987. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998. Дунаев М. М. Антон Павлович Чехов // Дунаев М. М. Православие и русская литература. Часть IV. — М., 1998. |
Вступительных экзаменов по специальности Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | ||
Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Ставлена на основе программ экзаменов кандидатского минимума, разработанных экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по... | Программа по русской литературе для вступительных экзаменов в аспирантуру... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Программа по русской литературе для вступительных экзаменов в аспирантуру... «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное... Экзаменационная комиссия формируется для организации и проведения вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов... | ||
Программа по химии Настоящая программа составлена на основе программы... ... | Программа вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право;... | Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | ||
Программа для подготовки вступительных экзаменов в клиническую ординатуру,... | Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям... | ||
Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... | ||
Памятка для аспирантов Поздравляем с успешной сдачей вступительных экзаменов и зачислением в аспирантуру | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством... |