Скачать 177.39 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА социальной работы ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ дисциплины Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция Специальности: 040101 Социальная работа Составитель: к.с.н., ст. преп. кафедры социальной работы А.Е. Таранова Белгород 2008 1. Пояснительная запискаЦели проведения промежуточной аттестации Цель проведения промежуточной аттестации заключается в необходимости контроля уровня знаний студентов и повышения качества их текущей подготовки; в активизации самостоятельной работы, анализа научной литературы для более углубленного изучения дисциплины «Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция». Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается дисциплина Студенту необходимо выполнить следующие формы контроля: участвовать в семинарских занятиях; написать реферат; выполнить тест для самоконтроля; сдать зачет по окончании изучения дисциплины. Ожидаемые результаты обучения В результате обучения студент должен знать основные понятия социологии девиантного поведения; теоретико-методологические подходы к изучению причин девиантного поведения, сущность понятий «социальная норма», «ценности», «девиантное поведение»; историю изучения девиантного поведения как социальной проблемы. Студент должен уметь применять основные диагностические методы исследования девиантного поведения; ориентироваться в направлениях превенций и интервенций девиантного поведения; методах психокоррекционной работы с личностью девиантного поведения. Студент должен иметь представления о сущности девиантного поведения как социального феномена; о месте социологии девиантного поведения в контексте основных социологических теорий; основных формах девиантного поведения. 2. Содержание разделов дисциплиныТема 1. Девиантное поведение: сущность и теоретико методологические основы изучения Понятие «девиантное поведение» довольно давно является предметом изучения исследователей социально-гуманитарного цикла. Оно получило широкое теоретическое осмысление в западных и отечественных социологических, психологических, юридических, педагогических концепциях с позиций междисциплинарного подхода. Однако до настоящего времени нет единой точки зрения в отношении употребления понятия «девиантное поведение». Анализ определений предложенных отечественными и зарубежными авторами, показывает, что под девиантным поведением понимается достаточно широкий спектр отклонений в индивидуальном и групповом поведении, а подход к его изучению детерминируется научными интересами автора. В наиболее широком смысле девиантное поведение определяет любые поведенческие отклонения от установившихся в обществе социальных норм, начиная от самых незначительных и заканчивая уголовно наказуемыми. Причины девиантного поведения принято рассматривать с точки зрения базовых подходов сформировавшихся в социологической и других гуманитарных науках. В зависимости от определения источника отклонений, группы теорий можно разделить на биологические, психологические, социологические (социальный позитивизм, структурный функционализм, социальный интеракционизм), культурологические, политические (теория конфликта). Девиантное поведение неразрывно связано с понятием социальной нормы. Социальная норма представляет собой своеобразный предел, меру допустимого поведения, некое среднее значение наиболее распространенных явлений и видов поведения. Важной проблемой является трудность практического различения нормы и отклонения. Тема 2. Привенция и интервенция девиантного поведения В социальной работе с лицами девиантного поведения приоритетными направлениями являются превенции, связанные с профилактикой и предупреждением факторов, способствующих формированию девиантной стратегии поведения, затрагивающие различные аспекты макро и микро среды (психологические, социально-экономические, культурные, правовые), которые при определенном стечении обстоятельств, могут рассматриваться как рискологические. А так же интервенции, связанные с активным вмешательством в личностное пространство девианта, с целью стимулирования позитивных изменений в поведении. Для этого применяются различные формы и методы психологической коррекции. Составляется индивидуальная программа социальной коррекции. Важное значение имеет диагностика девиантного поведения, интегрирующая в себе комплекс количественных и качественных методов. Сущность диагностики заключается в установлении определенного отклонения от нормативного функционирования объекта, его состояния и прогноза последующего развития. Целью социальной диагностики является определение критериев отклоняющегося поведения, анализ фактического и нормативного состояния поведения клиента, выявление причин и факторов формирования девиантного поведения, необходимых для разработки программы индивидуальной помощи клиенту (адаптации, реабилитации, коррекции, ресоциализации). 3. Контролирующий модульТекущий контроль - позволяет определить качество, глубину, объем усвоения знаний каждой темы. Форма проведения, требования: 1. Участие в форуме по вопросам, перечисленным в конце каждой темы учебно-практического пособия. Участие в семинарских занятиях требует ответов в форуме по вопросам, представленным в учебно-практическом пособии (см. раздел семинарский практикум). Для того чтобы принять участие в дискуссии, студент должен будет провести предварительную подготовку, а затем выложить подготовленную информацию в виде ответа в элементе «Форум» системы «Пегас». Критерии оценки: Общая оценка по текущим формам контроля выводится согласно следующим критериям:
Список тем рефератов
Рекомендации к написанию рефератов: Реферат – это краткое изложение в письменном виде, доклада по какой-либо проблеме, подготовленное на основе изучения источников научной литературы. Как правило, студенческий реферат имеет научно-информационное назначение и предусматривает изучение первоисточников, методической литературы, периодических изданий, научных исследований. Реферат – это простейший вид научной работы в структуре НИРс. Основные цели реферата:
Работа над содержанием реферата начинается с подбора необходимой литературы и первичного ознакомления с ней. Студент изучает учебники, учебные пособия, монографии, журналы и т.д. Рекомендуется обращать внимание на сноски и ссылки во всех видах источников. В первую очередь подбирается относящаяся к теме методическая литература, затем студент отбирает монографическую литературу и периодические издания, раскрывающие теоретические и методические основы изучаемой проблемы. Обязательно изучается литература, отражающая отечественный и зарубежный научный и прикладной опыт. Руководствуясь составленным списком литературных источников, студент приступает к их изучению. Первоначально осуществляется общее знакомство с содержанием книг и статей по теме. Имеет значение и порядок изучения литературы. Студенту целесообразно начать знакомство с работами более общего характера, а затем перейти к источникам, в которых освещаются частные вопросы и проблемы. После этого студент составляет план, раскрывающий содержание реферата, формулирует цель и задачи предстоящей работы. После подбора литературы, определения цели, задач и составления плана студенту следует уточнить перечень литературных источников, который должен быть использован при написании реферата. Студент глубоко и детально изучает подобранную литературу и конспектирует отдельные положения с тем, чтобы в дальнейшем самостоятельно раскрыть пункты плана. При этом недопустимо дословное списывание текста из учебников, монографий, журнальных статей и т.д. В случае цитирования материала, перефразирования отдельных положений, необходимо сделать ссылку на источник. Основные вопросы плана предполагают достаточно полное и четкое изложение сущности темы реферата. Все возникающие в ходе подготовки реферата затруднения студенты разрешают с преподавателем на консультациях. Структура реферата и основные требования к его оформлению: структура реферата включает в себя:
Первым пунктом плана должно быть краткое введение. Введение отражает актуальность рассматриваемой проблемы, назначение реферата, цель и задачи, поставленные студентом в данной работе, методы и приемы исследования, применяемые в процессе подготовки реферата. Далее освещаются основные вопросы темы, при написании которых необходимо помнить о следующих правилах:
В этой части работы наряду с глубоким, полным и логическим раскрытием теоретических положений студент использует информацию, иллюстрирующую практическое состояние дел по разрешению конкретной проблемы. Последним разделом плана является заключение. В этом разделе студент должен показать, как реализованы цель и задачи, поставленные в реферате, сделать общие выводы по проблеме, внести свои предложения по повышению эффективности работы предприятия, учреждения или организации, раскрыть формы внедрения этих предложений. Написание выводов и предложений – ответственный этап работы. Требуется, чтобы они не носили общего характера, а были краткими, аргументированными, вытекали из анализа конкретного материала. После текста реферата с новой страницы крупным шрифтом пишется заголовок «Список использованных источников» (допускается заголовок «Список литературы»). В этот список включаются все источники (не менее 12–15), которыми пользовался студент в процессе написания реферата. По каждому источнику указывается следующее:
Для подкрепления отдельных положений в работе могут быть приведены копии некоторых документов, различные иллюстрационные материалы и др. В таком случае они выносятся в приложение к реферату. Реферат должен быть написан на бумаге стандартного формата А 4 и вложен в папку-скоросшиватель. Нумерация страниц реферата должна быть сквозной, включая список использованной литературы и приложения. Нумеруют страницы арабскими цифрами в правом верхнем углу. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставят (см. приложение 1.2). Введение, каждая из глав или разделов, заключение, список литературы и приложение начинаются с новой страницы, а начало подразделов и параграфов не переносится на следующую страницу (исключением является ситуация, когда после названия параграфа на странице остается менее трех строк текста). Каждое из приложений начинается на новом листе с надписи в правом верхнем углу «Приложение» и имеют тематические заглавия, ясно и правильно характеризующие их содержание. При наличии в реферате более одного приложения все они нумеруются. В тексте следует обязательно делать ссылку на номер соответствующего приложения. Текст работы должен быть изложен деловым, грамотным языком. В научном тексте не принято писать «я думаю», «я считаю» и т.п. Излагать материал необходимо от первого лица множественного числа (мы полагаем, по нашему мнению и т.д.). В реферате все слова следует писать полностью, нельзя допускать произвольные сокращения; не допускается сокращений внутри предложений словосочетаний «и другое», «и прочее», «так как», «например». Критерии оценки
Итоговый контроль - зачет Форма проведения, требования: Итоговый тест для самоконтроля, зачет по нижеприведенным вопросам Список вопросов
Примечание: ответы на вопросы содержатся в учебно-практическом пособии и в хрестоматии Способ оценки Оценка зависит от уровня усвоения материала. Уровни освоения материала подразделяются на высокий, средний и низкий. Высокий уровень освоения программы характеризуется: - полными и глубокими знаниями по предмету; - систематически активным участием студентов в обсуждении каждой изучаемой темы; - полным ответом на вопросы преподавателя по каждой теме; - умением осознанно и обосновано выделить в каждой теме главное, расположить материал в системе, четко изложить его; Средний уровень освоения материла характеризуется: - полными и глубокими знаниями по предмету; - недостаточно активным участием в ходе изучения и обсуждения материала. - допущением неточностей в изложении материала. Низкий уровень освоения программы характеризуется: - слабым знанием теоретического материала; - недостаточным участием в обсуждении изучаемого материала; - допущением грубых ошибок в своих ответах. Общая оценка по итоговой форме контроля выводится согласно следующим критериям:
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплиныОсновная литература
Дополнитенльная литература 1.Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение [Текст] / С.Ф. Анисимов. – М.: Наука, 1979. – 357 с. 2.Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов. – М.: Инфра – М, 2005. – 640 с. 3.Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 323 с. 4.Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / Ж. Бодрийяр / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. – 296 с. 5.Бранский, В.П. Глобализация и синергетический историзм. Синергетическая теория глобализации. [Текст] / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2004. – 400 с.
Периодическая литература 1. Журнал «Вопросы философии» 2.Журнал «Общественные науки и современность» 2. Журнал «Социологические исследования». 3. Журнал «Социологический журнал». 5. Журнал «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения». 6. Журнал «Социальная работа». Internet-ресурсы www.ecsocman.edu.ru – Сайт Высшей школы экономики. В свободном доступе учебники и периодические издания по социологии. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Основная цель проведения промежуточной аттестации при изучении данной учебной дисциплины – выявление уровня подготовки студентов... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Курс посвящен изучению проблемы происхождения религии, ранних форм верований и культа, автохтонных религий Австралии, Океании, Африки,... | Экзаменационные вопросы по логике для студентов I,ii курсов факультета... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный торгово-экономический... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Промежуточной аттестации по учебной дисциплине являются дифференцированный... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования белгородский государственный | Технологическая карта дисциплины Кафедра Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
Отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П371 от 07... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | Отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта №16. 740. 11.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | ||
«московский государственный университет пищевой промышленности» Кафедра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для подготовки и проведения итоговой государственной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |