Статья для межрегиональной научно-практической конференции





Скачать 71.96 Kb.
НазваниеСтатья для межрегиональной научно-практической конференции
Дата публикации23.02.2015
Размер71.96 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья
Статья для межрегиональной

научно-практической конференции

«Приоритетные направления развития

школьного филологического образования».

Автор: Добрынина Людмила Леонтьевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ №6», г.Вязники Владимирской области, e-mail: liudmila0111@yandex.ru


Тема: «Особенности формирования культуроведческой компетенции на уроках и во

внеурочной деятельности по предметам филологической направленности».
Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

И.А. Бунин.
Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Мы, учителя, в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры.

Настольной книгой в своей работе в данном направлении считаю бессмертное произведение Д.С.Лихачёва «Земля родная». Вчитываясь вновь и вновь, делаем удивительные открытия. Обсуждаем, спорим, творим. Здесь и «Заметки о русском», и «Экология культуры», и «Древнерусская литература и современность». Невероятно интересна книга Н.Н.Воронина «Любите и охраняйте памятники древнерусского искусства». Кратко, содержательно, просто, с большим увлечением и искренней любовью к русской истории рассказывает Н.Н.Воронин о том, чем ценны для нас памятники культуры прошлого, какую роль они должны играть в воспитании патриотизма, об их значении для современного искусства, каково должно быть их место в культуре будущего.

«Интерес и любовь к ним, - пишет Н.Н.Воронин, – не прививала школа, почти перестала выходить массовая литература о памятниках. Всё это определило порой равнодушное, а иногда и враждебное отношение к ним, приведшее к ряду непоправимых потерь в культурном наследии русского народа. Отсюда – низкий культурный уровень нашего общества».

Сегодня, восхищенно глядя на Европу, восклицаем: «А почему у нас этого нет?!» И продолжаем ломать, рушить, крушить.

Со своими учениками провожу не только дискуссии, обсуждения актуальных тем данной направленности, но и ролевые игры. Например, «Суд времени», где есть судьи, есть адвокаты, есть осужденные. Или ток-шоу «Пусть говорят» о вандализме молодёжи, «Момент истины», «Культурная революция». Дети с удовольствием включаются в такую игру, тщательно к ней готовятся, переживают, а впоследствии становятся неравнодушными. Эти уроки не проходят даром.

Хорошо, что развивается туризм по древнерусским городам. Мы с детьми путешествуем, много узнаем, начинаем ценить прошлое своей страны, развиваемся эстетически, воспитываем в себе патриотические чувства. Разве не прекрасны такие города, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Загорск, Кострома, Нижний Новгород и т.д. Появилась реальная возможность их посетить. Главное, не утонуть в пучине развлечений, которых сейчас немало, а насладиться шедеврами архитектуры, историческими памятниками и другими культурными достопримечательностями этих городов.

Вернувшись из поездки, по свежим впечатлениям пишем рефераты, статьи в школьную газету, стихотворения, эссе, репортажи, очерки, путевые заметки.

Я уже пятый год издаю с ребятами школьную газету «Алый парус», так что есть возможность поделиться своими чувствами, впечатлениями, размышлениями со всей школой, а порой даже со всем районом. Иногда нам с ребятами удаётся выйти за пределы школьной газеты и публиковаться в таких широко известных изданиях, как «Хронометр», «Маяк», «Районка» и даже в газете «Голос писателя» (орган владимирской организации Союза писателей России) №4(56) апрель 2007 г. и №6(58) июнь 2007 года.

Эта работа служит великому делу формирования духовно-нравственного облика учащегося. Это подтверждает стихотворение ученицы 9-го класса, а ныне студентки филологического факультета (отделения журналистики) ВГГУ, Спириной Елены. Оно было написано после коллективного посещения городского храма.

Покровская церковь
Золотые купола,

Величавые кресты.

Жизнь нас мудро привела

К церкви чудо – красоты.
Посреди кладбища есть,

В глубине зелёных чар,

200 лет стоит он здесь –

Храм Покровский – Бога дар.
Утром в праздник православный

Раздается перезвон,

И колоколам так славно

Люди шлют земной поклон!
Церковь чудная, святая,

Стой ещё здесь много лет,

Процветай, живи, родная,

Избавляй народ от бед!
Пусть приход твой возрастает,

Люди с верою идут.

Каждый прихожанин знает:

Здесь его простят, поймут!

Спирина Елена. ДПО «Молодые крылья».

В условиях жизни в маленьком провинциальном городке формировать у учащихся культуроведческую компетенцию очень трудно, но, безусловно, необходимо. И начать эту работу нужно с себя. Жалуясь на нехватку времени и средств, мы перестали повышать свой культурный уровень, и это сказывается как на детях, так и на нашем обществе в целом.

Учитель – тот Данко, который ведёт людей к свету, к правде, к добру, при этом часто принося себя в жертву. Ничего не поделаешь, ведь у нас не работа, у нас – миссия. Увлекаясь театром сама, прививаю любовь к этому виду искусства детям. Как приятно слушать своих выпускников, обсуждающих ту или иную премьеру спектакля! Прививаю любовь к театру постепенно, начиная с книги «И, взвившись, занавес шумит» о правилах поведения в театре. Затем – экскурсия, поездка в ближайший областной центр. Идём в театр. Наслаждаемся его атмосферой, особым духом этого храма искусств. А после спектакля – горящие глаза детей, пылкие обсуждения, споры (порой прямо в автобусе). Здорово! Это того стоило. Не зря столько суеты и волнений. Впоследствии – дискуссия, обсуждение спектакля на уроке или на классном часе. Обсуждаем всё: от декораций до игры актёров. Затем пишем эссе, очерк, отзыв, рецензию. Пробуем себя в роли театральных критиков. Возможна опять ролевая игра. Смотришь – ученик уже другой, чуть-чуть, но вырос в определённом смысле. Значит, не зря, не напрасно… Всё пригодится в жизни, всё получит дальнейшее развитие.

Не у многих детей есть сейчас возможность путешествовать по миру. А жаль! Но всё же некоторым посчастливилось побывать в Египте, в Греции, прикоснуться к вечности, насладиться культурой античности. Предложите провести заочную экскурсию, показать фотографии, слайды, рассказать про Долину царей, про сфинкса и так далее. Пусть дети не зацикливаются только на сервисе и пляже. Надо расширять кругозор, интересоваться культурой страны. А у других ребят появится цель в жизни: учиться, работать, путешествовать, познавать мир.

Можно путешествовать с помощью книг и журналов. Вместе с учащимися идём в библиотеку, где нам на помощь приходит специалист и предлагает замечательные современные журналы: «Вокруг света», учебно-методическую газету «Искусство», издательский дом «Первое сентября». Очень рекомендую коллегам. Современное, яркое издание, может служить прекрасным наглядным материалом для учителя словесности, МХК, истории, географии.

Богатство содержания образования достигается усиленным вниманием к расширению чувственного опыта школьников посредством наблюдения окружающей жизни, наглядных объектов, включаемых в ход обучения, усилением внимания к изучению произведений художественной литературы, произведений искусства. Кроме литературных текстов, художественным материалом при изучении теоретических понятий являются образцы смежных искусств. Так при изучении тропов использую цветную литографию с изображением пейзажа. Учащиеся подбирают эпитеты, сравнения, выделяя детали пейзажа. Организую прослушивание стихотворений, положенных на музыку. Известно, что именно музыка оказывает благотворное влияние на формирование эстетического отношения к языку, побуждает человека к размышлениям, раздумьям. Её сходство с интонациями человеческой речи роднит литературу и музыку. Учащиеся являются свидетелями того, как музыка и поэзия, соединяясь, образуют новое художественное единство. Так возникла идея проведения уроков по теме «Музыка в зеркале поэзии», на которых ребята постигают такие понятия, как музыка стиха, музыкальность прозы писателя, ищут ответ на вопрос: «Почему поэты посвящают свои стихи музыке?» вспоминают миф об Орфее, говорят о его бессмертии, так как он олицетворяет силу музыки и поэзии. Происходит знакомство учащихся с поэтическими произведениями, посвящёнными русским народным песням, личности Моцарта, Бетховена, Баха, исполнительскому мастерству Ф.Листа, А.Рубинштейна, героической судьбе «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича. Поэты делятся самым сокровенным, а дети ощущают, как музыка растворена в поэзии, как поэзия наполнена музыкой. Это постижение поможет нашим детям воспринимать и поэзию самой жизни, тоньше чувствовать окружающий мир.

Такая система работы по формированию культуроведческой компетенции обеспечивает развитие компонентов литературных способностей: поэтического восприятия, эмоционального переживания, образной памяти, творческого воображения, точного и выразительного литературного языка. Занятия литературным творчеством обостряют интерес учащихся к работе писателя и позволяют реализовать знание о стилях и жанрах словесного искусства. Они пишут этюды, рассказы, сказки, путевые заметки, басни, стихи. Лучшие из этих работ, как уже было сказано, приобретают широкую известность.

Самое высшее из наслаждений – наслаждение творить. Именно об этом говорил Антуан де Сент Экзюпери в своём произведении «Планета людей». На самом глубинном уровне в каждом человеке заложена способность к творчеству, к творению мира по законам красоты и гармонии. «Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы парить над землёй», - писал Виктор Гюго. Поэтому наше творческое объединение называется «Молодые крылья».

Сухомлинский говорил, что «в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся чувствительней к тончайшим средствам влияния: к слову и красоте». Радость словотворчества – это доступная для детей интеллектуальная одухотворённость. И учитель здесь не дирижёр, не руководитель, а соавтор, созидатель, сотрудник. Поэтому всегда начинаю с себя, всегда – вместе с детьми. Учимся вместе!

Важно, чтобы ребёнок творил, лишь бы включалась в процесс вся его личность: способности, чувства, разум. Всё пригодится в жизни, всё получит дальнейшее развитие. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества. Вот поэтому мы на своих занятиях стремимся организовать деятельность учащихся с постоянным поиском элементов нового. Ищем новые подходы к слиянию обучения, воспитания, развития.

На современном этапе развития общества, которое живёт в сложной технократической среде, кардинально изменились требования к системе образования. Задачи школы в целом – дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и её трансляции в школьном образовании.
Библиографический список.

  1. Занков Л.В. «Обучение и развитие» М., 1975 г.

  2. Воронин Н.Н. «Любите и охраняйте памятники древнерусского искусства» М., 1962 г.

  3. Любимов Л. «Искусство древней Руси» М. «Просвещение» 1981 г.

  4. Учебно-методическая газета «Искусство» издательский дом «Первое сентября».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconМатериалы второй межрегиональной научно-практической конференции
Шадринские чтения: Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Литературоведение. Культурология. / Отв редактор...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconО проведении лингвистической межрегиональной научно-практической конференции школьников

Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconОтчет о проведении 2-ой межрегиональной научно-практической конференции
«Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Электронные библиотеки в контексте библиотечных...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconСоциальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках...
Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconУрок музыки урок творчества
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности»...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconО проведении научно-практической конференции
В соответствии с планом методической работы лицея, положением о научно-практической конференции, с целью развития творческих способностей...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconПрограмма XI южно-Российской межрегиональной научно-практической...
Гбоу дпо ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Менеджмент качества в сфере культуры. Опыт. Проблемы. Решения»
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconНаучно-практической конференции школьников
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconСтатья публикуется в рамках заочной Международной научно-практической...
Статья публикуется в рамках заочной Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconПриглашают принять участие в ежегодной межрегиональной научно-практической...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconО проведении XXVI научно-практической конференции учащихся
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения ежегодной научно-практической конференции учащихся Октябрьского...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconМежрегиональной научно-практической конференции
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Статья для межрегиональной научно-практической конференции iconО V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск