Программа «Социология организаций»





Скачать 134.71 Kb.
НазваниеПрограмма «Социология организаций»
Дата публикации12.03.2015
Размер134.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Научно-исследовательский семинар»

Основная образовательная программа подготовки

магистра
по направлению
040100.68 «социология»

Магистерская программа «Социология организаций»

Автор:

кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В.
Цель освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар»:

- формирование у магистрантов навыков организации, проведения, анализа и оформлении итогов научно-исследовательской работы, публичного обсуждения результатов своей научно-исследовательской работы на ее различных этапах.

Основные задачи курса «Научно-исследовательский семинар»:

  • Сформировать представление о тематическом поле исследований в социологии, об актуальности выбранной темы магистерской диссертации; 

  • Обеспечить необходимую методологическую и методическую подготовку магистра в соответствии с целями и задачами его магистерской диссертации; 

  • Закрепить навыки, связанные с научно-исследовательской работой, ее планирования, проведения, формирования научных выводов; 

  • Отработать навыки научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.


По окончании обучения студент должен:

Знать:

  • тематическое поле исследований в социологии, актуальные моменты выбранной темы магистерской диссертации; 

  • методологические и методические основы написания магистерской диссертации; 

  • особенности планирования и проведения научно-исследовательской работы, подведения итогов и формирования научных выводов. 

Уметь:

  • самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ,

  • самостоятельно выполнять необходимые виды социологических исследований при решении научно-исследовательских задач по профилю ООП магистратуры;

  • планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий.

Владеть:

  • способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе,

  • способностью к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям.

  • навыками научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1 модуль «Методологические и методические основы диссертационной работы»

1

Проблемное поле диссертационной работы

10 / 10

-

10

-

36



















Всего

10 / 10

-

10

-

36
















2 модуль «Научно-исследовательская работа»

2

Методологические и методические основы диссертационной работы

8 / 8

-

8

-

36
















3

Научно-исследовательская работа

16 / 16

-

16

-

38



















Всего

24/ 24

-

24

-

74



















Всего за курс

34 / 34

-

34

-

110


















Содержание практических занятий

Тема 1. Проблемное поле диссертационной работы
План


  1. Выбор темы магистерской диссертации, обоснование ее актуальности.

  2. Подготовка обзора научной и аналитической литературы.

  3. Составление списка конференций и журналов соответствующих данной проблематике.

  4. Подготовка статьи по результатам литературного обзора. 

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Каким образом осуществлялся выбор темы Вашего исследования?

  2. В чем состоит актуальность избранной темы диссертации?

  3. В каких конференциях можно принять участие по теме диссертации?

  4. Какие журналы соответствуют проблематике диссертации?

  5. Какие ученые занимались разработкой данной проблемы на теоретическом и эмпирической уровнях? К каким результатам пришли в ходе работы над этой темой?


Задания для самостоятельной работы


  1. Сформулируйте тему своей диссертационной работы, обоснуйте ее актуальность.

  2. Подготовьте обзор научной и аналитической литературы по теме.

  3. Составьте списки конференций и журналов, соответствующих данной проблематике.

  4. Подготовьте статью (тезисы) по результатам литературного обзора. 


Литература
Основная


  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.

  3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

  4. Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с. 

  5. Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.

  6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -

Конец формы

Конец формы
Начало формы

Дополнительная


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.

  2. Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.

  3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

  4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

  6. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.


Тема 2. Методологические и методические основы диссертационной работы
План


  1. Теоретико-методологические основы диссертации.

  2. Построение развернутого плана магистерской диссертации.

  3. Разработка и представление программы эмпирического (теоретико-методологического или прикладного) исследования. 

  4. Обоснование содержанияэтапов, инструментов и приемов осуществления  научно-исследовательского проекта.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Каковы теоретико-методологические основы Вашего диссертационного исследования?

  2. Каково содержание основных разделов программы социологического исследования?

  3. Что представляет собой набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных?


Задания для самостоятельной работы


  1. Разработка методологических аспектов диссертационного исследования.

  2. Подготовка программы эмпирического исследования.

  3. Разработка инструментария исследования.


Литература
Основная


  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.

  3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

  4. Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с. 

  5. Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.

  6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -

Конец формы

Конец формы
Начало формы

Дополнительная


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.

  2. Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.

  3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

  4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

  6. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.


Тема 3. Научно-исследовательская работа


  1. Осуществление научно-исследовательской работы.

  2. Подготовка аннотации (реферата) по диссертационной работе и ее обсуждение на проектном семинаре.

  3. Информационный отчет о проводимых эмпирических исследованиях.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Каким образом осуществляется анализ данных повторных и сравнительных исследований?

  2. Какие качественные и/или количественные методы получения информации использовались в работе?

  3. Каковы технические средства обработки информации были использованы в работе?

  4. К каким выводам и положения Вы пришли при написании параграфов своей работы?


Задания для самостоятельной работы


  1. Подготовить реферат по теме диссертационной работы.

  2. Подготовить информационный отчет о проводимых эмпирических исследованиях.


Литература
Основная


  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.

  3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

  4. Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с. 

  5. Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.

  6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -

Конец формы

Конец формы
Начало формы

Дополнительная


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.

  2. Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.

  3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

  4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

  6. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.


Примерные тестовые задания.
Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур

А) программа социологического исследования

Б) социологическое исследование

В) полевое исследование

Г) рабочий план социологического исследования
Изложение теоретико-методологических предпосылок общей концепции исследования

А) метод исследования

Б) методика исследования

В) программа исследования

Г) рабочий план исследования
Последовательность этапов научного исследования это:

А) выбор объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы

Б) выбор методов исследования, формулировка гипотезы, определение предмета исследования

В) постановка конкретных исследовательских задач, формулировка гипотезы, определение целей исследования
Установите правильную последовательность построения психолого-педагогического исследования

А) гипотеза

Б) задачи и цели

В) предмет и объект

Г) контрольный эксперимент

Д) констатирующий эксперимент

Е) выводы
Гипотеза – это:

А) конкретизация некоторой догадки

Б) решение проблемы

В) оценка сходства и различия предположений

Г) задача исследования
Постановка научной проблемы предполагает:

А) обнаружение дефицита знания

Б) осознание потребности в устранении дефицита знания

В) формулирование проблемы в научных терминах

Г) описание проблемной ситуации естественно-житейским языком

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная


  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.

  3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

  4. Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с. 

  5. Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.

  6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с.

  7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.

Конец формы

Конец формы
Начало формы

Дополнительная


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.

  2. Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.

  3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

  4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  5. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 4-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 480 с. 

  6. Начало формы

  7. Конец формы

  8. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

  9. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


  1. http://www.fipi.ru

  2. http://www.1september.ru

  3. http://www.standart.edu.ru

  4. http://bio.rusolymp.ru

  5. http://results


Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

  2. http://www.book.ru

  3. Научная библиотека eLibrary.ru

  4. http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций).

  5. http://encycl.yandex.ru - Большая советская энциклопедия

  6. www.glossary.ru – Словари

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа «Социология организаций» iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...
Программа «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии...
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими...
Программа «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование...
В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Программа «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Программа «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Программа «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организаций, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Программа «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Программа «Социология организаций» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программа «Социология организаций» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программа «Социология организаций» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программа «Социология организаций» iconПрограмма собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской...
Программа «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Программа «Социология организаций» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа «Социология организаций» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск