Скачать 494.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ» для студентов специальности 040201.65 «Социология организаций» Автор: Г.А.Бушуева, канд. филос. наук, доцент кафедры «Социальных наук», О.В.Грашевская, канд.ист.наук. доцент кафедры «Социальных наук». Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования. Место курса в общей системе подготовки специалиста: В силу специфики своего предмета социология религии относится к числу базовых дисциплин в социологическом образовании, владение материалом которого необходимо социологу вне зависимости от его специализации. В результате изучения курса «Социология религии» студенты должны знать:
В результате изучения данного курса студенты должны уметь:
Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Занятие 1. Социология религии как научная дисциплина
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Чтобы представить социологию религии как социологическую дисциплину, следует рассмотреть ее возникновение в связи с другими социологическими и религиоведческими науками. В первую очередь возникновение социологии религии было связано со становлением интереса к социальной обусловленности религии в эпоху Просвещения и антифеодальных революций. О.Конт исследовал роль религии в социальном порядке и сформулировал ее в «законе трех стадий истории», «трех состояний умов», образующих основу всей социальной организации. Иную форму позитивистской социологии предложил Г.Спенсер, считавший религию «попыткой достижения непознанного». К.Маркс рассматривал религию как социальный феномен по самой своей природе, как надстройку над порождающим ее экономическим базисом, как идеологию, ее самую раннюю, исторически первую форму. Религию как фактор интеграции общества рассматривал Э. Дюркгейм. М.Вебер рассматривал религию как мотив социального действия, как ориентацию, направляющую активность человека на цели, обусловленные хозяйственными, социальными, политическими и психологическими факторами. Б.Малиновский выделил основные функции религии: восстановление единства группы в кризисных ситуациях, смыслополагания, посвящения индивида в полноправные члены общества, создания чувства психологического комфорта. В качестве функциональной универсалии общества религия выступает у Т.Парсонса. Главную роль в религии П.Сорокин отдает не верованиям и комплексам идей, а чувственно-эмоциональным переживаниям. Предметом исследования социологии религии является генезис, социальные функции, структуру и роль религии в обществе. Социология религии рассматривает религию в качестве подсистемы социума, обоснованной развитием социума и влияющей на него. Социологический анализ религии предполагает исследование ее социальных, гносеологических и психологических корней. В структуре социологии религии выделяются различные уровни знания, включающие систему фундаментальных и менее общих положений, операционально интерпретируемые понятия и обобщения. Все исследования религии подразделяются на нормативные и дескриптивно-исторические (описательные). Социология религии взаимодействует с другими социологическими дисциплинами: общей социологией, социологией семьи, личности и т.д. Рассмотрение религии как социальной подсистемы предполагает изучение социальных, психологических и гносеологических корней религии, ее типологию, социальные позиции и роль в обществе (исполнение определенных функций): мировоззренческой, сакрализации, компенсаторной, интегративной, коммуникативной. К методологическим принципам социологического изучения религии следует отнести прежде всего принцип историзма, позволяющий изучать религиозные системы в процессе их возникновения, становления и развития. Кроме того, следует отметить также, что социология использует в качестве инструмента познания логику истории социума в целом, истории возникновения в социуме религиозного сознания, религиозного культа и религиозных структур, их изменения под влиянием развития социума , их взаимосвязи с другими элементами социума. Теснейшим образом связан с ним сравнительный метод, развитый в сравнительном религиоведении и примененный в социологии религии М. Вебером. При этом в социологическом исследовании религии нельзя не использовать принцип каузального анализа, позволяющий вскрыть причины возникновения специфических для религии феноменов. Нельзя не отметить также значения структурно-функционального анализа религии, рассматривающего религию в качестве особой социальной подсистемы, теснейшим образом связанной с другими элементами самой социальной системы. Среди других подходов к исследованию религии можно отметить также типологический метод, представляющий собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов, в результате чего получаются статистически устойчивые группы признаков, позволяющих использовать их в социологическом исследовании. Занятие 2. Социологические теории религии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Анализ концепций происхождения религии в европейской социальной мысли до Х1Х в. следует начинать с натуралистической концепции, связывавшей происхождение религии с разрушительными силами природы. Элементы этой концепции мы встречаем еще античности у Демокрита, Эпикура, Лукреция, в эпоху Возрождения – у Дж.Боккаччо. Со времен античности существовала также психологические концепции, связывавшие происхождение религии с различными проявлениями эмоциональной сферы человека: чувством страха, опасения (Петроний, Т.Гоббс, Б.Спиноза, П.Гольбах). Одной из самых ранних концепций происхождения религии является также политико-государственная концепция (концепция обмана), возводящая истоки религии к волеизъявлению царей, законодателей, жрецов, мыслителей. Сторонники конвенциональной идеи считали возникновение религии продуктом соглашения или договора. Антропологическая концепция стремилась найти источник религии в бытии человека, в стремлении представить богов по своему образу и подобию. Чтобы представить социологию религии как специальную социологическую теорию, следует рассмотреть ее в контексте социологического знания. Одной из первых попыток создания социологии религии является теория О.Конта («закон трех стадий истории»). Г.Спенсер полагал, что в основе всех религий лежит культ предков. К.Маркс показал, что религия есть социальный феномен по самой своей природе. Э.Дюркгейм рассматривал религию как фактор интеграции общества. М.Вебер рассматривал религию как мотивацию действий. Б.Малиновский выделил основные функции религии: восстановление единства группы в кризисных ситуациях, смыслополагания, посвящения индивида в полноправные члены общества посредством инициации, создание чувства психологического комфорта и безопасности. Т. Парсонс рассматривал религию как функциональную универсалию. П. Сорокин исследовал религию в русле своей интегральной социологии При анализе социологических теорий религии необходимо остановиться на социопсихологических теориях, объясняющих феномен религии исходя из особенностей психики индивида (В.Джеймс, З.Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Маслоу). Религию как фактор интеграции общества рассматривают интеграционистские теории (Э.Дюркгейм, А. Радклифф – Браун). М.Вебер стремился понять религию как фактор социального изменения. Неоэволюционистские теории предлагают пятиэтапную классификацию развития религиозных форм, выделяя примитивную, архаическую, историческую, раннесовременную и современную религии. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1.Гоббс Т. Богово и кесарево, подчинение религии государственной власти./ Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994.,т.1, с.17 2.Кант И. Моральный принцип религии./ Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1,с.27 3.Монтескье Ш. Об отношении законов к установленной в стране религии./ Религия и общество. Хрестоматия. М.1994, т.1, с.22 4.Юм Д. О суеверии и исступлении / Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1, с.19 |