Согласовано Утверждаю заместитель директора по Директор
воспитательной работе МБОУ «Вадская СОШ»
И.А.Агапова Б.Б. Романов
«___»____________2012г. «___» __________ 2012г. План работы библиотеки
на 2012 -2013 учебный год 1.Основные задачи библиотеки:
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению к культуре, школьная библиотека призвана выполнять следующие задачи:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов;
- создание условий для повышения качества образования;
- формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя;
- организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и содействующие эмоциональному развитию;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- развивать сотрудничество с другими библиотеками района.
2.Организация книжного фонда и каталогов:
-работа с учебниками;
-оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами;
-работа с фондом: проверка расстановки книжного фонда и перестановка его ( по мере надобности);
-организация СБА библиотеки: каталоги, картотеки, справочный фонд;
-работа по очистке фонда: списание устаревшей, ветхой и утерянной литературы;
-организация проверки фонда;
-оформление подписки на периодику;
-организация санитарных дней библиотеки.
Работа с библиотечным фондом учебной литературы:
№
| Содержание работы
| Сроки
| 1.
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2011-2012 учебный год. Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.
| Сентябрь-октябрь
| 2.
| Приём и выдача учебников учащимся школы. Обеспечение выдачи учебников в полном объёме согласно учебным программам
| Май - август
| 3.
| Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и региональным комплектом учебников, прайс-листами);
составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований;
формирование общешкольного заказа на учебники с учетом замечаний зам.директора и руководителей методических объединений;
Согласование и утверждение бланка-заказа директором школы, передача его методисту.
Прием и техническая обработка поступивших учебников:
прием и обработка поступившихся учебников,
оформление накладных,
запись в КСУ,
запись в инвентарную книгу,
штемпелевание,
оформление картотеки,
| Февраль – май
Июнь-сентябрь
| 4.
| Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
| В течение года
| 5.
| Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
| Сентябрь - ноябрь
| 6.
| Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
| Октябрь
| 7.
| Ведение тетради выдачи учебников
| В течение года
| 8.
| Установление связи с другими библиотеками с целью обмена учебниками
| В течение года
| Работа с фондом художественной литературы:
№
| Содержание работы
| Сроки
| 1.
| Комплектование(пополнение) фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
| в течение года
| 2.
| Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
| По мере поступления
| 3.
| Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
| По мере поступления
| 4.
| Ведение работы по сохранности фонда, проведение периодических проверок сохранности;
| в течение года
| 5.
| Выдача документов пользователям библиотеки.
| в течение года
| 6.
| Работа с фондом:
оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления;
расстановка документов в фонде в соответствии с ББК;
выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов);
контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
обеспечение мер по возмещению ущерба утерянной литературы в установленном порядке;
организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий;
обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
| в течение года
|
Справочно-библиографическая работа.
№
| Содержание работы
| сроки
| 1.
| Пополнение систематической картотеки газетно-журнальных статей в помощь учителям «Сценарный отдел»
| в течение года
| 2.
| Вести тетрадь учёта библиографических справок.
| постоянно
| 3.
| Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школы с применением новых информационных технологий.
| в течение года
| 4.
| Составление рекомендательных списков литературы, планов чтения для учащихся:
«С книгой по дорогам нашего детства»;
«Великая Отечественная война в поэзии»;
«Для вас выпускники».
| В течение года
ноябрь
март
апрель
| 5.
| Составление памяток:
«Детские журналы – это интересно»;
«Мы пассажиры»;
|
В течение года
| 6.
| Ведение тематических папок:
-пополнение материалов по писателям;
- «Моя малая родина»
| В течении года
| 7.
| Выполнение тематических, фактических и информационных справок.
| В течение года
| 10.
| Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей ( каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
|
В течение года
| Работа с читателями.
Индивидуальная работа:
№
| Содержание работы
| Сроки
| 1.
| Обслуживание читателей на абонементе : учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.
| постоянно
| 2.
| Рекомендательные беседы на абонементе при выдаче книг
| постоянно
| 3.
| Беседы о прочитанном
| постоянно
| 4.
| Рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку
| В течение года
| 5.
| «Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (выставка)
| май
| 6.
| Изучение и анализ читательских формуляров по выявлению читательских предпочтений
| В течение года
|
3.Работа по привлечению читателей:
-информационная работа библиотеки в стенах библиотеки, в школе, информация о новых поступлениях;
-организация работы с книгой по внеклассному чтению и в помощь проведению предметных недель;
-запись в школу вновь поступивших читателей, перерегистрация уже имеющихся читателей;
-экскурсии в школьную библиотеку;
-ведение занятий по ББЗ (по отдельному плану, прилагается);
-организация работы в каникулы, в дни Недели детской книги;
-индивидуальная работа с читателями ( к написанию докладов, рефератов и т.д.)
-работа с читательским активом;
-работа с педагогическим коллективом школы, информация для них, выступления на педсоветах, совещаниях, МО.
Выставочная деятельность.
Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе.
№
| Содержание работы
| Сроки
| 1.
| Выставки к значимым событиям года:
- 200 лет Бородинского сражения «1812 год»
- 2012-2013 – год Германии в России и России в Германии (июнь 2012 по июнь 2013гг.) «Они писали на немецком»
|
Сентябрь-октябрь
Январь - июнь
| 1.
| Постоянные выставки:
а) Ура! Новые книги!
б) С днем рождения, книга!
| в течение года
| 2.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам писателей:
- «Если смотреть в ту тревожную даль»
к 85 летию со дня рождения белорусского писателя, публициста А.М.Адамовича (1927-1994)
- «Исполнен вечным идеалом, я не служить рожден, а петь!» (А.К.Толстой)
К 190 летию со дня рождения русского писателя, поэта, драматурга А.К.Толстого (1817-1875
- «Романтика нехоженых троп»
К 165 летию со дня рождения французского писателя Луи Анри Буссенара (1847-1910)
- «Вся моя жизнь – роман с собственной душой» (М.И.Цветаева)
К 120 летию со дня рождения русского поэта М.И.Цветаевой (1892-1941)
- «Ведут беседу двое: я и книга и целый мир неведомый кругом» (С.Я.Маршак)
К 125 летию со дня рождения русского поэта, драматурга и переводчика С.Я.Маршака (1887-1964)
- «Писательница с детскою душой»
К 105 летию со дня рождения шведской писательницы, лауреата международной премии им. Х.К.Андерсена Астрид Анны Эмили Линдгрен (1907-2002)
- «Путешествие в неведомые страны»
К 345 летию со дня рождения английского писателя и политического деятеля Джонатана Свифта (1667-1745)
- «Реальные и фантастические миры А.Погорельского»
К 225 летию со дня рождения русского писателя А Погорельского (н.и.А.А.Перовский) (1787-1836)
- «Алексей Толстой – писатель большой русской души» (М.Шолохов)
К 130 летию со дня рождения русского писателя А.Н.Толстого (1883-1945)
- «Чудесный мир сказок»
К 385 летию со дня рождения французского писателя Шарля Перро (1628-1703)
- «Босая душа»
К 75 летию со дня рождения русского поэта, актера В.С.Высоцкого (1938-1980)
- «Удивительный, загадочный и непредсказуемый Жюль Верн»
К 190 летию со дня рождения французского писателя Жюль Верна (1828-1905)
- «Дядя Степа» детской литературы
К 100 летию со дня рождения русского поэта С.В.Михалкова (1913-2009)
- «И пошел я в люди» (М.Горький)
К 145 летию со дня рождения русского писателя М.Горького ( н.и. А.М.Пешков) (1868-1936)
- «Конечно же, мечтать надо. Надо мечтать» (Б.Стругацкий)
К 80 летию со дня рождения русского писателя-фантаста Б.Н.Стругацкого (1933)
- «Поэт в России – больше, чем поэт…» (Е.Евтушенко)
К 80 летию со дня рождения русского поэта А.А.Вознесенского (1933)
- Разговоры о прошлом и теперешнем (Л.Петрушевская)
К 75 летию со дня рождения русской писательницы Л.С.Петрушевской (1938)
|
3 сентября
5 сентября
4 октября
8 октября
3 ноября
14 ноября
30 ноября
декабрь
10 января
12 января
25 января
8 февраля
12 марта
16 марта
15 апреля
12 мая
26 мая
|
| Плановые ежегодные выставки:
- к международному дню животных «Братья наши меньшие»
- к Дню народного единства «Хвала и честь героям старины!»
- к международному дню толерантности «Я. Ты, он, она – все мы разные, но друзья»
- к Дню матери «Нет милей дружка, чем родимая матушка»
- к всемирному дню здоровья «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» (Г.Гейне)
|
4 октября
4 ноября
16 ноября
27 ноября
7 апреля
| 3.
| Выставки в помощь учебному процессу:
- Выставки учебных изданий по предметным неделям
| По предметным неделям
| 4.
| Выставка-плакат – «С днем рождения книга» ( книги-юбиляры – «Фауст» И.В.Гете (205 лет); «Евгения Гранде» О. де Бальзака (180 лет); «Стойкий оловянный солдатик» Х.К.Андерсена (175 лет); «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова (175 лет); «Золотой жук» Э.По (170 лет); «Аленький цветоче» С.Т.Аксакова (155 лет); «Дети капитана Гранта» Жюля Верна (145 лет); «Без семьи» Г.Мало (135 лет); «Детство» М.Горький (100 лет); «Дерсу Узала» В.А.Арсеньева (90 лет); «Алые паруса» А.Грина (90 лет); «Человек-амфибия» А.Беляева (85 лет); «Лесная газета» В.В.Бианки (85 лет); «Три толстяка» Ю.К.Олеши (85 лет); «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова (85 лет); «Сказка о военной тайне» А.Гайдара (80 лет); «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (70 лет); «Кортик» А.Н.Рыбакова (65 лет); «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери (60 лет); «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильев (40 лет).
| В течение года
|
|
|
| Массовые мероприятия:
№
| Содержание работы
| сроки
| 1.
| Викторина по творчеству С.Я.Маршака
| октябрь
| 2
| Викторина по творчеству Астрид Линдгрен
| ноябрь
| 3
| Игра «Планета загадок»
| декабрь
| 4.
| Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
| февраль
| 5.
| Неделя детской и юношеской книги
| Март-апрель
| 6.
| Викторины, конкурсы, презентации, игры
| В течении года по заявкам учителей
| Информационное обеспечение традиционных школьных праздников
1.
| День Знаний (помощь в подготовке праздника)
| 2.
| День Учителя в России (помощь в подготовке праздника)
| 3.
| Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам)
| 4.
| День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов)
| 5.
| Международный женский день. Подбор стихов, песен, сценариев
| 6.
| 9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для встречи ветеранов.
|
Работа с библиотечным активом
1.
| Создать актив библиотеки
| сентябрь
| 2.
| Силами актива проводить ремонт книг, подшивку журналов и газет
| В течение года
| 3.
| Привлечь актив к работе на абонементе при выдаче книг, подбору книг для читателей
| В течение года
| 4.
| Привлечь актив к проведению массовых мероприятий
| В течение года
| 5.
| Совместно с активом проводить рейды по проверке состояния школьных учебников
| В течение года
|
Работа с педагогическим коллективом.
1.
| Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах
| В течение года
| 2.
| Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников
| В течение года
| 3.
| Оказание помощи в поиске информации к уроку, классному часу, родительскому собранию.
| В течение года
| 4.
| Консультационно-информационная работа с учителями-предметниками.
| В течение года
| Реклама библиотеки
1.
| Устная – во время перемен, на классных часах, собраниях
| В течение года
| 2.
| Наглядная – информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой
| В течение года
| 3.
| Оформление информационных стендов-папок
| В течение года
| 4.
| Проведение экскурсий в школьной библиотеке
| В течении года
|
4.Взаимодействие с библиотеками школ и центральной районной взрослой и детской библиотеками с.Вад. 5.Повышение квалификации:
- закончить прохождение курсов повышение квалификации на базе НИРО г.Нижний Новгород;
- участие в семинарах, совещаниях и круглых столах, присутствие на открытых мероприятиях, организуемых для школьных и других библиотек села;
- постоянное изучение профессиональной периодики: журнала «Школьная библиотека», журнала «Библиотека», газеты «Библиотека в школе», интернет-ресурсы.
-совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Сегодня главной задачей является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном пространстве, обучение их новым видам грамотности – читательской и информационной. Для выполнения этой задачи необходимо проведение библиотечных уроков. Тематика библиотечных уроков на 2012-2013 уч. год 5 классы:
Введение. О книге и библиотеке.
Как построена книга.
Иллюстрации в книге.
Эти книги расскажут вам обо всем на свете. 6 классы:
Правила обращения с книгой.
Выбор книги. Библиографические указатели.
Структура книги. Справочный аппарат книги.
Как работать с книгой. 7 классы:
История письменности.
Древние книги.
Русская рукописная книга.
На пути к новой книге. 8 классы:
История книгопечатания.
Русская печатная книга.
Древние библиотеки.
Как пользоваться библиотекой. 9- 11 классы:
Методы самостоятельной работы с литературой.
Структура справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение.
Библиография. Библиографическое описание источников.
Библиографические списки. Библиотекарь школы Е.И.Небукина |