Скачать 169.75 Kb.
|
Программа элективного курса "Анализ художественного текста" 10 класс Пояснительная записка Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей. Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Структура учебного плана по литературе позволяет осваивать содержание профильного обучения в следующей логике:
Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям. Содержание элективного курса «Анализ художественного текста», предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста» разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как результат реализации своих творческих возможностей. В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
Цель курса:
Задачи курса:
Образовательные результаты программы:
Формы организации занятий и контроля над знаниями обучающихся Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий как семинары и практикумы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по подготовке презентации результатов собственной исследовательской деятельности. Для анализа прочитанного обучающимися текста предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности. Освоение каждой темы заканчивается выполнением задания практикума, связанного с развитием творческих способностей обучающихся. Список произведений, предложенных обучающимся для подготовки к практикуму, носят рекомендательный характер. Разделы завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Кроме этого формой контроля являются самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой читательской конференции. В ходе семинара обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов. Результативность элективного курса будет достигнута только в том случае, если обучающийся осознанно выбрал данный курс, имел возможность заранее познакомиться с его содержанием. Программа элективного курса «Анализ художественного текста» рассчитана на 34 часа, носит примерный характер, может быть рекомендована для обучающихся любого профиля, реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Темп изучения элективного курса может носить вариативный характер в зависимости от реально складывающейся ситуации. При анализе художественного текста можно использовать большее количество часов, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал следует рассмотреть бегло, от какого-то возможно отказаться. Программа ориентирована на удовлетворение запросов конкретных групп обучающихся, поэтому учитель вправе осуществить корректировку предложенного материала, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей учебной группы. Продолжением обучения по данной программе для обучающихся 11 классов может быть рекомендован курс, рассчитанный на 34 часа по теме: «Тайны творчества», который предусматривает большие возможности для самостоятельной проектной деятельности старшеклассников. Учебно-тематический план
Содержание программы Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 ч.) 1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения. 1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа). Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (12 ч.) 2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». СеминарЮ.П. Казаков «Двое в декабре» 2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы» 2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр» 2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить». 2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица». 2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город» Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (3 ч.) 3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец». 3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…» 3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий». 3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь». 3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна» 3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество» Раздел 4. Итоговая читательская конференция (1 ч.) 4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация) Календарно-тематическое планирование
Список литературы Литература для учителя Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975 Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. – 112 с. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн . – М., 1994. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб., 2000 Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997 Литература для учащихся Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – 204 с. Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И. Горшков. – М., Дрофа, 2003. – 304 с. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004 – 192 с. Тексты художественной литературы Перечень ключевых слов
|
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,... | Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | ||
Информационные технологии и анализ художественного текста Выпускная... Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Интерпретация художественного текста» Умкд «Интерпретация художественного текста». Направление подготовки: магистратура | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста | ||
Занятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... |