Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»





Скачать 177.95 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Дата публикации21.03.2015
Размер177.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 080100

Декан ЭФ,
профессор Сергеев И.Б.



_______________________

Зав. кафедрой РЯиЛ

профессор Щукина Д.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Культура речи и деловое общение»



Направление подготовки: 080100 Экономика

Профили подготовки:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Экономика предприятия и организации»,

«Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Составители: проф. Щукина Д.А., доц. Егоренкова Н.А.

Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм русского литературного языка в научной и деловой сферах, развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Основные задачи дисциплины:

1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества.

2. Познакомить с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития.

3. Развивать навыки и умения эффективного речевого поведения в научной и профессиональной сферах общения; показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях, а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка.

4. Способствовать развитию навыков самостоятельного поиска научной информации как основы научной и профессиональной деятельности.

5. Сформировать навыки и умения правильного использования языковых средств в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения.

6. Сформировать сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи, с учетом таких принципов современного красноречия, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность. Познакомить студентов с различными видами красноречия (академическое, судебное, социально-политическое, духовное) и с практикой известных мастеров русского слова.

7. Сформировать умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях.

8. Познакомить с основными положениями техники речи – важной стороной ораторского мастерства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение»: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими).

«Культура речи и деловое общение» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию речевой и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких гуманитарных дисциплин, как «Иностранный язык», «Философия», «Социология» и «Психология». Дисциплина «Культура речи и деловое общение» закладывает также основы речеведческих знаний, необходимых для магистрантов и аспирантов в курсах «Культура профессионального общения» (магистратура), «Культура речи и письма. Риторика» (аспирантура).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1)

  2. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 6)

  3. Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК – 7)

  4. Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК – 9)

  5. Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК – 10)

  6. Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК – 12)

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    – основные принципы ортологии (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы);

    – правила речевого и поведенческого этикета в деловой и научной коммуникации;

    – лингвистические и экстралингвистические характеристики письменной и устной форм научной и официально-деловой речи;

    – логико-композиционные законы построения текста и его формально-семантическую структуру;

    – основные стратегии и тактики ведения научной дискуссии и деловых переговоров.

    Уметь:

    – пользоваться различными видами словарей современного русского литературного языка;

    – создавать устные и письменные тексты научного и официально-делового стилей современного русского литературного языка (конспект, реферат, аннотация, рецензия, тезисы, доклад; заявление, служебное письмо, автобиография, резюме) в соответствии с нормативными требованиями;

    – систематизировать и обобщать информацию для подготовки текстов различных жанров в научной и деловой коммуникации;

    – логически верно, аргументировано и ясно излагать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации.

    Владеть:

    – основными навыками целесообразного коммуникативного поведения в различных учебно-научных и учебно-деловых ситуациях;

    – основами реферирования, аннотирования и редактирования научного текста;

    – алгоритмом подготовки текстовых документов профессиональной и управленческой сферы;

    – навыками самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2










Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

8

8










Семинары (С)

10

10










Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

56

56










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Выполнение тренировочных заданий по ортологии, редактирование письменных работ (реферата, рецензии, тезисов)

10

10










Реферат (изучение литературы по теме реферата, подготовка текста, оформление текста реферата в соответствии с предложенными требованиями)

20

20










Доклад на семинаре (тезисы доклада, медиапрезентация, подготовка к выступлению)

10

10










Рецензия на реферат студента группы (изучение текста реферата, подготовка текста рецензии, оформление в соответствии с предложенными требованиями)

10

10










Подготовка к письменной зачетной работе по теоретическому материалу курса

6

6










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Диф. зачёт

диф. зачёт










Общая трудоемкость 92 часа;

3 зач. ед.

92

92











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Актуальные проблемы речевой культуры общества

1.1. Норма как основная категория теории и практики культуры речи (литературный язык – основа культуры речи; понятие о языковой норме; вариативность норм литературного языка).

1.2. Коммуникативные качества речи (фактическая и смысловая точность, логичность речи, понятность речи, чистота речи, лексическое богатство русского языка).

1.3. Речевой и поведенческий этикет (специфика русского речевого этикета, связь речевого и поведенческого этикета, формулы выражения речевого этикета)..

2.

Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации

2.1. Функциональные разновидности современного русского литературного языка: научный стиль (разновидности научного стиля и качества научной речи; специфика научных текстов; лексические, морфологические и синтаксические особенности; понятие о термине).

2.2. Принципы научной коммуникации и условия ее эффективности (особенности устной научной речи, научная дискуссия, взаимодействие оратора и аудитории).

3.

Стратегии и тактики делового общения

3.1. Особенности официально-делового стиля речи (лингвистические и экстралингвистические особенности, канцелярит).

3.2. Письменные формы делового общения (требования к оформлению реквизитов документов; типы документов; язык деловых бумаг).

3.3.Устные формы деловой коммуникации (жанры деловой коммуникации: переговоры, служебный телефонный разговор, межличностная деловая коммуникация).

3.4. Коммуникации в организациях и основы корпоративной культуры (формы и механизмы передачи корпоративной культуры; особенности работы в коллективе; профилактика конфликтных ситуаций; проблема лидерства)



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

«Иностранный язык»




+

+

+
















2.

«Философия»




+






















3.

«Социология»







+



















4.

«Психология»







+




















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Актуальные проблемы речевой культуры общества

6

4




2

10

22

2.

Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации

4

2




4

26

36

3

Стратегии и тактики делового общения

8

2




4

20

34


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен



7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Основные законы ортологии (орфоэпические, лексические и грамматические нормы). (ПЗ)

Виды словарей современного русского литературного языка и специфика работы со словарной статьей. (ПЗ)

История и современное состояние русского литературного языка. (С)

6

2.

2

Правила оформления научной работы. (ПЗ)

Академическое красноречие. (С)

Семинар как жанр учебно-научной коммуникации. (С)

6

3.

3

Правила оформления служебной документации (заявление, служебная записка, контракт, служебное письмо, резюме). (ПЗ)

Культура делового общения. (С)

Стратегии и тактики ведения научной дискуссии и деловых переговоров. (С–тренинг)

6

8. Примерная тематика рефератов:

1. История и современное состояние русского литературного языка.

    1. Заимствования в современном русском языке.

    2. Владимир Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

    3. История русской графики.

    4. Городское просторечие.

    5. Проблемы сквернословия в русском языке.

    6. Молодежный жаргон.

    7. Компьютерный жаргон..

    8. Важнейшие словари русского языка.

    9. Роль старославянизмов русского языка.

    10. Речевой этикет: история и современность.

2. Академическое красноречие.

2.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.).

2.2. Взаимоотношения оратора и аудитории.

2.3. Типы ораторов.

2.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда)

2.5. Характеристика голоса оратора.

2.6. Язык жестов оратора.

2.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова.

2.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского.

2.9. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.

2.10. Тренировка памяти.
3.Культура делового общения.

3.1. Национальные особенности делового общения.

3.2. Конфликт в деловом общении.

3.3. Спор как форма диалога.

3.4. Искусство вести переговоры.

3.5. Традиции парламентского красноречия в России.

3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.)

3.7. Имидж современного российского делового человека.

3.8. История российского предпринимательства и деловая культура.

3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка.

3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./И.Г. Проскурякова, Р.К. Боженкова и др. — М., 2005.

  2. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. — СПб: СПГГИ, 2002.

  3. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. – СПб, 2006.

б) дополнительная литература

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика — М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов–на-Дону: Феникс, 2006.

  3. Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г. Школа делового общения: Справочник. – Вологда, 2006.

  4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2003.

  5. Основы теории коммуникации/Под. ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.

  6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М., 2008.

  7. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2008

  8. Стернин И.А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003.


в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004.

  3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  4. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  5. Рабочие материалы к словарю делового русского языка / Под ред. С.А. Коваля, М.А. Сторчевого. – СПб.: Фаr-т филол/ и искусств СПбГУ, 2007.

  6. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке. Краткий словарь-справочник. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

  7. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003.

  8. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  9. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005.

  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004.

Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:

Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/

Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Культура речи и деловое общение» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению.

При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Актуальные проблемы речевой культуры общества, 2. Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации, 3. Стратегии и тактики делового общения. Возможны два модуля: 1. Академическое красноречие, 2. Культура делового общения.

Лекции, практические занятия и семинары по данной дисциплине рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями.

В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8). Доклад на семинаре рекомендуется сопровождать медиапрезентацией.

Работа по аннотированию и рецензированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, аргументировано и ясно излагать и защищать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации.

Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за рецензию, оформление различных жанров служебных документов (резюме и / или заявление, служебное письмо) рассматриваются в качестве текущего контроля.

Дифференцированный зачёт как вид промежуточной аттестации выставляется по суммарному результату выполнения следующих работ: 1) реферат; 2) доклад на семинаре, сопровождаемый медиапрезентацией; 3) тезисы, 4. рецензия на реферат студента группы; 5) зачетная письменная работа по содержанию лекционного курса.
Разработчики:

Профессор кафедры русского языка и литературы

Горного университета Д.А. Щукина


Доцент кафедры русского языка и литературы

Горного университета Н.А. Егоренкова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи и деловое...
Культура речи и деловое общение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 30 с
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconПамятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Модуль Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconРефератов по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж. Н. Лича и Г. П. Грайса
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconПримерная программа дисциплины «Менеджмент»
Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconТема урока: «Деловое общение» (Раздел «Культура речи»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconРабочая программа учебной дисциплины «деловое общение»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной ( 2 ) части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconМетодические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconСанкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск