Скачать 177.95 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культура речи и деловое общение»Направление подготовки: 080100 Экономика Профили подготовки: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятия и организации», «Финансы и кредит» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Составители: проф. Щукина Д.А., доц. Егоренкова Н.А. Санкт-Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм русского литературного языка в научной и деловой сферах, развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения. Основные задачи дисциплины: 1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества. 2. Познакомить с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития. 3. Развивать навыки и умения эффективного речевого поведения в научной и профессиональной сферах общения; показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях, а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка. 4. Способствовать развитию навыков самостоятельного поиска научной информации как основы научной и профессиональной деятельности. 5. Сформировать навыки и умения правильного использования языковых средств в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения. 6. Сформировать сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи, с учетом таких принципов современного красноречия, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность. Познакомить студентов с различными видами красноречия (академическое, судебное, социально-политическое, духовное) и с практикой известных мастеров русского слова. 7. Сформировать умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях. 8. Познакомить с основными положениями техники речи – важной стороной ораторского мастерства. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культура речи и деловое общение» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение»: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими). «Культура речи и деловое общение» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию речевой и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких гуманитарных дисциплин, как «Иностранный язык», «Философия», «Социология» и «Психология». Дисциплина «Культура речи и деловое общение» закладывает также основы речеведческих знаний, необходимых для магистрантов и аспирантов в курсах «Культура профессионального общения» (магистратура), «Культура речи и письма. Риторика» (аспирантура). 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: – основные принципы ортологии (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы); – правила речевого и поведенческого этикета в деловой и научной коммуникации; – лингвистические и экстралингвистические характеристики письменной и устной форм научной и официально-деловой речи; – логико-композиционные законы построения текста и его формально-семантическую структуру; – основные стратегии и тактики ведения научной дискуссии и деловых переговоров. Уметь: – пользоваться различными видами словарей современного русского литературного языка; – создавать устные и письменные тексты научного и официально-делового стилей современного русского литературного языка (конспект, реферат, аннотация, рецензия, тезисы, доклад; заявление, служебное письмо, автобиография, резюме) в соответствии с нормативными требованиями; – систематизировать и обобщать информацию для подготовки текстов различных жанров в научной и деловой коммуникации; – логически верно, аргументировано и ясно излагать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации. Владеть: – основными навыками целесообразного коммуникативного поведения в различных учебно-научных и учебно-деловых ситуациях; – основами реферирования, аннотирования и редактирования научного текста; – алгоритмом подготовки текстовых документов профессиональной и управленческой сферы; – навыками самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Лабораторный практикум не предусмотрен7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика рефератов: 1. История и современное состояние русского литературного языка.
2. Академическое красноречие. 2.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.). 2.2. Взаимоотношения оратора и аудитории. 2.3. Типы ораторов. 2.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда) 2.5. Характеристика голоса оратора. 2.6. Язык жестов оратора. 2.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова. 2.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского. 2.9. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления. 2.10. Тренировка памяти. 3.Культура делового общения. 3.1. Национальные особенности делового общения. 3.2. Конфликт в деловом общении. 3.3. Спор как форма диалога. 3.4. Искусство вести переговоры. 3.5. Традиции парламентского красноречия в России. 3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.) 3.7. Имидж современного российского делового человека. 3.8. История российского предпринимательства и деловая культура. 3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка. 3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение Для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» специфического программного обеспечения не требуется. Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам: Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/ Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/ Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лекции и практические занятия по дисциплине «Культура речи и деловое общение» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Дисциплина «Культура речи и деловое общение» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению. При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Актуальные проблемы речевой культуры общества, 2. Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации, 3. Стратегии и тактики делового общения. Возможны два модуля: 1. Академическое красноречие, 2. Культура делового общения. Лекции, практические занятия и семинары по данной дисциплине рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8). Доклад на семинаре рекомендуется сопровождать медиапрезентацией. Работа по аннотированию и рецензированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, аргументировано и ясно излагать и защищать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации. Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за рецензию, оформление различных жанров служебных документов (резюме и / или заявление, служебное письмо) рассматриваются в качестве текущего контроля. Дифференцированный зачёт как вид промежуточной аттестации выставляется по суммарному результату выполнения следующих работ: 1) реферат; 2) доклад на семинаре, сопровождаемый медиапрезентацией; 3) тезисы, 4. рецензия на реферат студента группы; 5) зачетная письменная работа по содержанию лекционного курса. Разработчики: Профессор кафедры русского языка и литературы Горного университета Д.А. ЩукинаДоцент кафедры русского языка и литературы Горного университета Н.А. Егоренкова |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи и деловое... Культура речи и деловое общение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 30 с | Памятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение» Модуль Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рефератов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж. Н. Лича и Г. П. Грайса | ||
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология,... | Тема урока: «Деловое общение» (Раздел «Культура речи») Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «деловое общение» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной ( 2 ) части гуманитарного, социального и экономического цикла... | Методические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | Задачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь... Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального... |