МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
| Утверждаю
Декан факультета Т.М.Ожерельева (подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
080100 «Экономика»
(код и наименование направления подготовки)
Финансы и кредит
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Очная форма обучения
Бузулук 2011 Рецензент: к.п.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Гаврилова О.В.
Рабочая программа дисциплины «Деловое общение» /сост.
О.Н. Григорьева – Оренбург: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 22 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной (Б1.2.4.) части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы, сокращенного срока обучения во II семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747.
Составитель ____________________ О.Н. Григорьева
31.08.2011 г. (подпись)
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………4
|
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………4
|
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...........5
|
| 4
| Содержание и структура дисциплины …………...…………………....7
|
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины.......................................................7
|
| 4.2
| Структура дисциплины.........................................................................8
|
| 4.3
| Лабораторные работы…………………………………………………..14
|
| 4.4
| Практические занятия (семинары)....……………………………………14
|
| 5
| Образовательные технологии................................................................17
|
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………….……17
|
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.........................................................................18
|
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……...........................18
|
| 7.1
| Основная литература…………………………………………………….18
|
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………………….18
|
| 7.3
| Периодические издания.....……………………………………….……..19
|
| 7.4
| Интернет-ресурсы..................................................................................19
|
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ...............................20
|
| 7.6
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы…………………………………………………21
|
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………21
|
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………22
|
|
1 Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины: формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с учетом основ делового общения, знаний психологических особенностей участников взаимодействия.
Задачи:
- сформировать представление о сущности общения как социально-психологическом механизме взаимодействия; о профессионально значимых формах делового общения и речевых жанрах;
- раскрыть содержание, специфику, структуру делового общения;
освещение роли делового этикета как важной составляющей деловой культуры общества;
- изучить особенности делового общения по горизонтали и вертикали;
- сформировать умение пользоваться основными способами и приёмами деловой коммуникации;
- анализировать публичные выступления на деловые темы и создавать свою собственную речь с риторических позиций;
- сформировать представление о стилях общения и социально-психологических проблемах руководства; предпосылках возникновения, видах, структуре, стадиях протекания конфликтов; стратегиях поведения в условиях конфликтной ситуации; методах снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Деловое общение» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.2.4) основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению «Экономика» (бакалавриат).
Изучение данной дисциплины для студентов очной формы, сокращенного срока обучения базируется на следующих дисциплинах:
Психология (психология личности, процессы самосознания, самопознания, саморегуляции личности).
Культурология.
История.
Дисциплина «Деловое общение» будет выступать опорой для таких дисциплин, как: социология (социальное взаимодействие, его виды и формы, субъекты; социальный конфликт; социализация личности), философия, политология, некоторые разделы специальных дисциплин. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК): компетенций бакалавра экономики:
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранение недостатков (ОК-10);
б) профессиональных (ПК):
способность организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).
В результате освоения содержания дисциплины студент должен:
Знать:
цели и задачи дисциплины; происхождение, сущность, функции общения; основные виды и характеристики общения; вербальные и невербальные средства деловой коммуникации; формы деловой коммуникации и культуру их проведения (деловой разговор, деловая беседа по телефону, деловые совещания, деловые переговоры, пресс-конференции, торги, дискуссия, полемика, спор, дебаты, презентации, самопрезентации); стили общения как константную характеристику общения и социально-психологические проблемы руководства; предпосылки возникновения, виды, структуру, стадии протекания конфликтов; стратегию поведения в условиях конфликтной ситуации; методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта; виды барьеров в общении и их преодоление; ключевые понятия этики и этикета в общении; общие этические принципы делового общения;
Уметь:
выбирать основные способы и приёмы деловой коммуникации; оценивать ситуацию, складывающуюся в процессе общения и находить пути решения из сложившейся ситуации; разрабатывать ситуации делового характера; анализировать практические ситуации, выдвигая собственную точку зрения; создавать аргументированные публичные выступления в соответствии с принципами, тактикой, правилами ведения полемики, дискуссии, спора; анализировать публичные выступления на деловые темы и свою собственную речь с риторических позиций.
Владеть:
опытом практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;
способностью к взаимодействию и управлению людьми с учетом их индивидуально-психологических характеристик;
навыками по преодолению конфликтов и психологического восстановления после их разрешения.
Приобрести опыт деятельности:
овладение основами деловой коммуникации и эффективного взаимодействия с деловыми партнерами; реализация комфортно-психологического общения, ориентированного на достижение компромисса и сотрудничества; овладение приемами влияния на деловых партнеров, коллег, руководителей. 4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
|
Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Коммуникативная компетентность специалиста
| Общение как социально-психологическая категория.
Предмет и объект науки «Деловое общение». Функции общения. Основные виды и характеристики общения.
| Э
Подготовка публичного выступления
| 2
| Вербальные и невербальные средства коммуникации
| Особенности речевого поведения партнера. Интерпретация невербальной информации в деловом общении.
| ЛР
| 3
| Формы деловой коммуникации
| Деловой разговор, деловая беседа по телефону, деловое совещание, деловые переговоры, пресс-конференции, торги, дискуссии, спор, презентация, самопрезентации, брифинги.
| Т
ЛР
Защита презентаций.
| 4
| Стили руководства
| Понятие стиля. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Стиль общение и стиль руководства. Отличительные черты руководителя и лидера.
| ДЗ
| 5
| Конфликты и пути их преодоления
| Понятие конфликта. Виды, структура, стадии протекания конфликта. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Стили реагирования в конфликтных ситуациях.
| ЛР
Кейс-метод
| 6
| Барьеры в общении
| Барьеры взаимодействия, восприятия, понимания. Коммуникативные барьеры. Методы преодоления барьеров в общении.
| Т
| 7
| Манипуляции в общении и приемы их нейтрализации
| Разновидности уловок-манипуляций в общении. Технологии защиты от манипулятивного воздействия.
| РК
Т
| 8
| Этика и этикет делового общения
| Умения вести себя в типовых ситуациях. Понятие об «эго-состояниях». Виды трансактов. Позиции в деловом общении, ведущие к успеху.
| Р
ЛР
| |