Скачать 153.15 Kb.
|
Государственный университет Высшая школа экономики Санкт – Петербургский филиал Программа дисциплины Кафедра менеджмента Коммуникология – наука общения: Убеждение Для специальностей факультета менеджмента Курс _2__ Автор: преп. Михаил Анатольевич Морозов, магистр коммуникологии (США)
Санкт – Петербург 2008 I Пояснительная записка. Автор программы: Морозов М.А., магистр коммуникологии (США), преподаватель Требования к студентам:
Аннотация: Курс «Убеждение» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой дисциплине в вузах США, где этот курс является обязательным элементом программы обучения по специальности «Коммуникология – наука общения». Курс «Убеждение» развивает и дополняет понимание студентами процессов общения, переводя основное внимание с механизмов достижения разделенного значения на механизмы влияния на поведение другого человека. Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука общения», таких как «Деловое общение», «Организационное общение», «Коммуникативный аудит организации». Предмет «Убеждение» распространен в России под брендом НЛП, однако в рамках коммуникологической дисциплины процесс убеждения рассматривается более сужено: изучаются лишь процессы воздействия на другого человека, когда он находится в полном сознании, полностью контролирует свои действия и принимает активное участие в поиске разделенного значения. Знание механизмов убеждения требуется всем, кто работает с людьми: преподавателям, юристам, психологам, социологам, менеджерам, социальным работникам. Знания механизмов убеждения могут использоваться как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности каждого человека. Наука «Убеждение» является базовой наукой в специализации науки коммуникологии «Убеждение, аргументация и дебаты». Она была выделена в отдельную дисциплину в 1970-ых годах. Наука убеждения изучает способы воздействия на восприятие, память и опыт людей с целью формирования предпочитаемого убеждающим мнения или позиции по определенному вопросу. Убеждение является важной составной частью в формировании навыков лидера бизнес-сообщества, переговорщика или специалиста по дебатам. Как и остальные предметы коммуникологического цикла в СПб ГУ-ВШЭ, данный курс межкультурного общения составлен в соответствии с положениями Чикагской школы символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида. Автор курса является «наследником» основателя Чикагской школы коммуникологии по линии Мид – Блумер – Гечас – Осмус – Морозов, и строго придерживается в преподавании философии, предлагаемой Чикагской школой коммуникологии, которая признает неизмеримость процесса человеческого общения, пропагандирует постепенное накопление веса отношения к людям и явлениям, а также подход к процессу общения с позиции «безусловного положительного отношения». Учебная программа по курсу убеждения описывает основные модели убеждения, способы влияния на ценности, способы мобилизации и демобилизации общения, вербальные и невербальные механизмы убеждения, роль метафор и истории в убеждении, роль времени в убеждении, способы рефрейминга в убеждении, преодоление внутренних ограничений и способы изменения личности в процессе убеждения. Продолжительность курса: Дисциплина «Убеждение» объемом 54 часа, включая лекции (20 часов), семинары (20 часов) и самостоятельную работу студентов (14 часов), изучается слушателями в соответствии с учебно-тематическим планом. Курс «Убеждение» составляет 40 часов, из них 20 – лекции и 20 часов – практические занятия. Цель курса: Формирование у учеников основных понятий процесса убеждения, навыков работы с различными программами убеждения и способами воздействия на восприятие и память убеждаемого без введения его в транс. Учебная программа по убеждению составлена на основе требований программы высшего профессионального образования по предмету «Конфликтология» в вузах США. Учебная задача дисциплины Общая задача курса: ознакомить студентов с основными теориями в области убеждения и научить работать с ситуациями убеждения, с целью создания разделенного значения.. В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
иметь представление: - о сущности концепций убеждеия; - о природе и проявлениях процессов убеждения в повседневном общении, - о законах убеждения на уровне поведения человека обладать навыками: - межличностного и группового процесса убеждения; - анализа ситуаций процесса убеждения; - прогнозирования развития процесса изменения участника общения. Формы работы студентов: Посещение лекционных занятий, участие в семинарских занятиях и заключительной «Лаборатории общения». В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:
Виды контроля:
Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля::
Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость. Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе: от 4 до 10 баллов – зачет от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета. II Содержание программы. Тема 1 Основные концепции убеждения в коммуникологии Субъективность восприятия. Представления и их изменения. Формирование целей. Размер цели. Хорошо сформированный результат и его критерии. Тема 2. Ценности и результат Рамки в убеждении. Подсознательный результат. Декартовы вопросы. Ценности. Подстройка в убеждении. Подстройка в коммуникологии. Тема 3. Мобилизация и демобилизация общения Риторическая сензитивность. Отражение эмоций. Работа в группе. Разрыв конгруэнтности. Подстройка в долговременных отношениях. Структура мозга и восприятие. Сенсорные предикаты. Движения глаз. Синестезия. Тема 4. Вербальные и невербальные аспекты убеждения Изменение приятного воспоминания. Изменение неприятного воспоминания. Язык без глаголов и язык действия. Иерархия идей. Опущение, обобщение и искажение. Тема 5. Модели убеждения Убеждение и воображение. Мильтон Эриксон и убеждение. Гибкость в убеждении. Николай Веракса. Принятие решений в убеждении. Глубинная и поверхностная структура. Функции и вопросы по уточнению значения сказанного. Новички в убеждении и коммуникологический комментарий по паттернам. Тема 6. Метафоры и убеждение Метафоры как средство убеждения. Действие метафоры. Сильные и слабые стороны. Позиции восприятия, их сильные и слабые стороны. Тема 7. Время и убеждение Время как физический конструкт. Время как психический конструкт. Время как коммуникологический конструкт. Определение линии времени. Преимущество знания о линии времени. Нейрологические уровни Бейтсона. Схема Бейтсона-Дилтса. Тема 8. Рефрейминг Внутренний и внешний мир. Рефрейминг: условия и содержание. Структура процесса, изменение смысла и изменение контекста. Теория сознания. Представление, эмоции и рефрейминг. Лингвистические маркеры. Изменение роли. Тема 9. Преодоление ограничений Внутренние ограничения, их типы. Событие-мысль-чувство. Неприятное чувство как событие. Природа рефлективных мыслей. Борьба с рефлективными мыслями. Тема 10. Изменение личности Повседневные действия как якоря. Талисманы. Диалог по Чэдуику. Условия хорошо сформированного якоря. Личностная история и программа изменения личностной истории. Этика коммуниколога. III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Тема 1. «Территория» - описание зоны опыта. «Цели» - формирование позитивных целей. «Ищем карту» - сравнение опыта представления и реальных ощущений. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 2. «Ценности в интервью» - анализ проявления ценностей в интервью. «Перформативная идентичность» - анализ убеждения в разных ролях. «Подстройка» - формирование навыков подстройки к человеку. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 3. «Ты сейчас сделал так!» - отражение поведения собеседника. «Как ты относишься к...» - понимание определенного ответа без вопроса. «Гадалка» - определение ответов «да» и «нет» по невербалике. «Крестики-нолики» - игра с одновременным задаванием вопросов. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 4. «Он такой!» - определение модальностей в поведении человека. «Переводчика мне!» - перевод языковых средств из одной модальности в другую. «Мой друг дигитал» - способы убеждения логиков. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 5. «Обиды» - калибровка обид, переформулирование обид в просьбы «И сказал...» - перенос вербального высказывания в новый контекст. «Интервью и модели» - анализ моделей убеждения в интервью. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 6. «Метафора» - подбор метафоры для анализа ситуации. «Метафора самого себя» - анализ самовосприятия. «Маски» - имитация поведения партнера, который неприятен или наоборот, приятен. «Пресса» - анализ позиции восприятия в текстах интервью. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 7. «Моя линия времени» - определение направления линии времени. «Проблема решена!» - моделирование ситуации решенной проблемы. «Есть такая проблема!» - прогон проблемной ситуации по нейрологическим уровням. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 8. «Факты и суждения» - перевод фактов в суждения. «Я тебя так хвалю!» - рефрейминг негативных черт характера. «Рефрейминг» - превращение рефрейминга контекста в рефрейминг содержания. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 9. «Ты знал! Ты знал!» - называние ограничений. «Настоящее горе» - определение ситуаций «настоящего горя» и работа с ними. «Запись!» - анализ записанных рефлективных мыслей. «Образ» - анализ образов, возникающих при попадании в определенный контекст. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. Тема 10. «Это мой якорь!» - создание якоря на защиту диплома. «Символ коммуниколога» - разработка символа, показывающего аспекты деятельности коммуниколога. «Изменение личностной истории» - полный анализ ситуации убеждения. Вопросы для повторения. Вопросы для критического мышления. Вопросы для этического мышления. Четыре ситуации межкультурного общения для анализа. 1Y. Учебно-методическое обеспечение Литература: Базовый учебник: Морозов, М.А. «Убеждение в коммуникологии». На правах рукописи. Основная литература:
Дополнительная литература:
(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)
Автор программы М. А. Морозов |
Программа дисциплины Кафедра менеджмента Коммуникология наука общения:... Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Программа дисциплины Кафедра психологии Коммуникология наука общения:... Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
Программа дисциплины Кафедра менеджмента Коммуникология наука общения:... Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Рабочая программа дисциплины для направлений 080400. 62 «Управление персоналом» Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета... | ||
Сто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка) Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие... | Публичный доклад Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
Ip-телефония. Основные понятия Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Игорь Иванович Акимушкин Занимательная биология Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения №131 Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Автор рабочей программы учебной дисциплины: Н. В. Липаткина,доцент,... Н. В. Липаткиной,к п н., доцентом, зав кафедрой менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин фгбоу впо «Оренбургский... | ||
Методические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины... Составитель: доцент кафедры менеджмента и маркетинговых коммуникаций, кандидат искусствоведения Гольдман И. Л | Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика:... Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
Институт управления кафедра менеджмента Преподаватель (составитель): Лебединская Ю. С., ст преподаватель, кафедра менеджмента | Закон белгородской области об уполномоченном по правам человека в белгородской области Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики... Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области | Факультет менеджмента и бизнеса Кафедра «Менеджмента» «Анализ и повышение... Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей 28 |