Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014





НазваниеТексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014
страница1/12
Дата публикации06.09.2014
Размер2.61 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение»

Ставрополь, 2014
Раздел 1. Деловое общение как научная дисциплина.
Тема № 1: Теоретические предпосылки и основы науки «Деловое общение».

В.1. Этические предпосылки науки «Деловое общение».

В.2. Объект, предмет и задачи науки «Деловое общение».

В.3. Методы и функции науки «Деловое общение».
Ключевые понятия темы: общественная мораль и мораль личности; психологическое направление в социологии; Конфуций; Сократ; Аристотель; Платон; Г.Тард; Б. Спиноза; Т. Гоббс; Дж. Локк; П. А. Гольбах; К.А. Гельвеция; Ж-Ж Руссо; Вольтер; И.Кант; Л.Уорд; Ф. Г. Гиддингс; объект и предмет науки; метод наблюдения; метод моделирования; системный метод; диалектический метод; метод тестирования; метод деловых игр; функции науки «Деловое общение».

В.1. Этические предпосылки науки «Деловое общение».

Вступительная часть. Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как голландский философ Спиноза и английские 'философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие.

Так, Конфуций (551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения.

Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон по сути дела ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе психологии делового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей анализ которых весьма актуален в настоящее время.

На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384-322 до н.э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632-1677) в своей "Этике" подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях - аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д. Вместе с тем Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Все это также весьма актуально и в наши дни.

Английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, - писали они.

Эти идеи получили подробное обоснование в работах французских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723-1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом, указывал Вольтер (1694-1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.

Весьма актуальны сегодня высказывания Жан Жака Руссо (1712-1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения. Так, одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение дисциплины делового общения предполагает осмысление с позиций сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии и этики, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу.

Представляют несомненный интерес некоторые идеи и теории, которые обосновали представители так называемого психологического направления в социологии, видевшие изначальные причины общественных явлений в побудительных силах деятельности людей. Сами же эти побудительные силы истолковывались как проявления человеческой психики.

Один из основоположников этого направления французский мыслитель Габриель Тард (1843-1904) называл социологию как науку о функционировании общества "простой социальной психологией".

Почти все его социологические труды, в том числе "Законы подражания", "Социальная логика", "Социальные законы", "Этюды по социальной психологии", "Общественное мнение и толпа" и др., были посвящены проблемам социальной психологии.

Г. Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит "изначальный элемент социальности", основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание выступает как основная функция человеческой психики.

Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение

людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, обогащающие отношения между людьми. "Изобретение и подражание таков основной элементарный общественный процесс", - делает вывод Тард.

И далее: "То, что изобретается, то, чему подражают, представляет собою не что иное, как идею или желание, суждение или намерение". Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. В итоге имеет место "коллективное мышление без коллективного мозга". Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном. Последнее проявляется, например, в "подражательном внушении" и в "инстинктивной подражательности социального человека". Он постоянно подчеркивает, что "подражание есть явление социальное". Вряд ли надо отбрасывать эти рассуждения Г. Тарда. Скорее следует признать наличие элементов подражания как немалозначимого фактора психологической стороны общения и взаимодействия людей. Работы Тарда дают богатый материал для глубокого осмысления роли этого феномена именно в межличностном общении.

Столь же значимыми для понимания психологической стороны межличностного общения представляются работы американских представителей психологического направления в социологии Л. Уорда и Ф.Г. Гиддингса.

Лестер Уорд (1841-1913) в своих трудах "Краткий обзор позитивной философии Огюста Конта", "Динамическая социология", "Психические факторы цивилизации", "Очерки социологии" пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. Он исходил из того, что "социальные силы - суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества".

По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности".

Обосновывая "философию желаний" , Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе их желания творческой деятельности, гражданской свободы, а также моральные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет "динамическим двигателем общества".

Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества, и тем самым как основные психические факторы цивилизации.

Как пишет Уорд, желания и воля людей не всегда осознаются ими. Нередко они проявляются стихийно, непроизвольно как слепо действующие иррациональные силы. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки.

Представляется, что предпринятый Уордом анализ таких психических феноменов, как желание и воля людей, тесно связанных с их потребностями и интересами и выступающих в качестве важных побудительных сил их деятельности и социального общения, не потерял своего значения и в настоящее время. Остается добавить, что Уорд пытался решать и такие проблемы психологии деятельности и поведения людей, как "социальное сознание" и "социальная воля", "интуитивное восприятие" и "интуитивный разум", "экономия природы и экономия духа" и т.д.

Все это имеет значение для анализа психологических элементов деятельности и общения людей.

Другой американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) также обосновывает решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Этому посвящены его работы "Основания социологии", "Элементы устройства общества" и др. Одну из этих работ он начинает с утверждения о том, что "все истинно общественные явления - психические по своей природе".

Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода. "Умственные и нравственные элементы общества, соединяясь в различных сочетаниях, образуют так называемое общее чувство, общее желание, нравственное чувство, общественное мнение и общую волю общества".

Все это Гиддингс называет "социальным разумом", формирующимся в результате взаимодействия "индивидуальных разумов". Это, по словам Гиддингса, "продукт того, что Тард называет социальной логикой, связывающей продукты индивидуальной логики в более сложные целые" .

Представляет теоретический и практический интерес решение Гиддингсом проблемы взаимодействия личного и формирующегося в рамках ассоциаций группового сознания, в том числе влияния группового сознания - коллективных эмоций, воли и т.д. - на сознание личности.

Все это, - пишет Гиддингс, - происходит на сознательном и подсознательном уровнях, В связи с этим он указывает на "инстинкт ассоциации».

Обращает на себя внимание и его анализ "психических отношений" людей, основанных на их взаимопонимании, симпатии, интересах, желаниях и воле. Проблематика работ Гиддингса актуальна по сей день. Многие из высказанных им положений могут способствовать осмыслению сегодняшних проблем психологии социального общения и взаимодействия людей.
В.2. Объект, предмет и задачи науки «Деловое общение».

Объектом науки «Деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности    людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей. В деловой практике осуществляется также реализация различных техник и технологий делового общения, которые могут способствовать повышению эффективности    делового взаимодействия. Развиваясь на основе этих технологий и многообразных форм делового общения, деловая практика способствует и развитию объективной базы науки «деловое общение».

Присутствие делового общения во всех видах совместной профессиональной деятельности    людей обуславливает его связь с решением конкретных проблем этой деятельности. 

Поэтому взаимосвязь делового общения и основных сфер общественной жизни можно представить как пересечение предметных областей этих сфер и предметной области    самого делового общения.

Определение предмета науки «деловое общение» связано с выделением всех блоков проблем, которые входят в ее содержательную область. Можно условно выделить три таких блока.

Первый - психологический блок, связанный с социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров (особенности    их психической структуры, их мотивации. 

Установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также психологические особенности    деловых отношений, обусловленные
этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Второй блок предметной области  науки «деловое общение» - ценностный блок. Он связан с реализацией различных «идеологий» делового общения и включает в себя универсальные этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют у партнеров в деловых отношениях.

Третий блок - организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические параметры делового общения. К ним относятся пространственно-временные рамки делового общения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники и технологии, применяемые в деловом общении. 

Таким образом, предметную область науки «деловое общение» условно на схеме можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков.

Установление содержательной области    науки «деловое общение» позволяет дать и сущностное определение ее предмета.

Предметом науки «деловое общение» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Отмеченные особенности    предмета науки «деловое общение» определяют и ее место среди других наук. Развитие любой науки невозможно без делового общения. Научные парадигмы и научные открытия признаются и оцениваются в процессе научных дискуссий, конференций, дебатов, споров, которые являются формами деловой коммуникации. 

Эффективность деловых коммуникаций в значительной мере определяется социально-психологическими механизмами взаимодействия деловых партнеров, а также применяемыми в них техниками и технологиями. 

Поэтому в спектре всех наук, тесно связанных с наукой «деловое общение», приоритетны психологические науки. 

Среди них такие фундаментальные психологические теории, как социальная психология, общая психология, психология личности. 

Они определяют социально-психологический фундамент делового общения. В свою очередь развитие науки «деловое общение» позволяет выявлять все новые социально-психологические механизмы общения людей и тем самым создавать новую проблемную базу для психологических наук.

Тесно взаимодействует наука «деловое общение» и с этикой - наукой о морали, нравственности. 

Как форма общественного сознания, она связана с нормативной регуляцией действий человека в обществе. Этика позволяет оценивать деловые ситуации с точки зрения таких значимых этических ценностей, как ценность жизни, вдга, чести, справедливости, доверия, искренности, самообладания, добра, любви к ближнему.

Она способствует развитию нравственного знания в деловом общении, и как мы уже говорили, формирование универсальных этических принципов делового общения было бы невозможно без развития этической науки. 

В методологическом аспекте наука «деловое общение» связана с философией, в особенности    с диалектикой, которая служит методологической базой развития всех наук. Диалектика составляет методологическую основу науки «деловое общение». Развиваясь на этой основе наука «деловое общение» рассматривает все свои понятия и категории как находящиеся в непрерывном развитии и взаимодействии. 

Особо следует подчеркнуть связь науки «деловое общение» с современной информатикой, которая разрабатывает и исследует новые информационные технологии и тем самым расширяет информационную базу делового общения. Благодаря развитию информатики возникла особая форма делового взаимодействия - виртуальное деловое взаимодействие, которое осуществляется в своеобразном рабочем киберпространстве.

Наука «деловое общение» связана также с экономическими, политическими, правовыми теориями, которые обогащают ее содержательную область и позволяют выявить особенности    делового общения в экономической, политической и правовой деятельности. 
В.3. Методы и функции науки «Деловое общение».

Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. 

Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности    деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.

В силу сложности    и многомерности    самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая позволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности. 

Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредственно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблюдений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизированное и включенное.

Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фиксируя проявления и особенности    делового общения.

Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено заранее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются социальные стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональные состояния, установки, ценностные ориентации. 

При включенном наблюдении исследователь ϲам является непосредственным участником делового общения, но при этом он фиксирует психические реакции деловых партнеров и применяемые ими коммуникативные техники. 

Применение каждого из упомянутых видов наблюдения всегда обусловлено целями исследования и особенностями деловых ситуаций.

Кроме традиционного метода наблюдения наука «деловое общение» использует также метод эксперимента. Его специфика состоит в том, что специально, искусственным путем, создается целенаправленная и продуманная деловая ситуация, в которой какой-либо аспект делового общения (коммуникативный, интерактивный, перцептивный) проявляются в наибольшей степени. 

Например, отрабатывается определенная стратегия взаимодействия деловых партнеров (соперничество или сотрудничество) и устанавливается целесообразность применения этой стратегии в конкретной ситуации общения. Данные, полученные в процессе эксперимента, позволяют сделать выводы о взаимосвязи исследуемых феноменов делового общения в реальных деловых ситуациях.

Наукой «деловое общение» широко применяется и метод моделирования. Он состоит в том, что создается теоретическая модель определенной деловой ситуации, которая воспроизводит ее самые существенные характеристики и прогнозируемые свойства. На основе этой теоретической модели осуществляется детальная разработка социально-психологических механизмов межличностного общения деловых партнеров, а также тех коммуникативных техник и приемов, которые могут способствовать более эффективному их взаимодействию.

Развитие современной науки, техники, информационных технологий позволяет создавать кибернетические модели делового общения. При построении этих моделей широко используются символика, понятия, термины информатики, различные комбинации электронных коммуникационных систем.

К основным методам науки «деловое общение» относится системный метод. Применение этого метода позволяет рассматривать деловое общение, как открытую, целостную, самоорганизующуюся систему, в которой обязательно присутствуют три основные подсисмы: сами деловые партнеры, межличностные отношения, которые укладываются между ними, и деловые проблемы, для решения которых они вступают в общение. Эти подсистемы взаимодействует между собой, и их взаимодействие определяет содержание и направленность делового общения.

Конечно, нельзя не отметить большой роли для науки «деловое общение» такого всеобщего метода познания, как диалектический метод. Он позволяет подходить к анализу процесса делового общения с диалектических позиций, то есть рассматривать его как динамичный, противоречивый, постоянно развивающийся процесс, в котором все его структурные элементы (уровни, формы, стороны, сами субъекты делового общения) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

В качестве специализированного метода науки «деловое общение» выступает метод тестирования. Применение этого метода связано с получением психологических и поведенческих характеристик деловых партнеров в определенных ситуациях делового общения.

С помощью различного рода тестов (тест-опросник, тест-задание, проективный тест) можно установить доминирующие у деловых партнеров эмоциональные состояния, установки и ценностные ориентации, определить уровень их коммуникативной компетентности. 

Наибольшее применение этот метод находит в деловых ситуациях, связанных с общением менеджеров по работе с персоналом. Тестирование всех претендующих на вакантные должности    в фирме, компании, корпорации, на предприятии позволяет выявить у них коммуникативные способности, уровень регуляции эмоционального напряжения и владения техниками вербализации. 

В последнее время в связи с развитием средств электронной коммуникации, интернет-технологий расширяется область виртуального взаимодействия, и прием на работу может осуществляться в рабочем киберпространстве.

В свою очередь данные, полученные на основе метода тестирования, обогащают и развивают содержательную область науки «деловое общение».

Своеобразным методом науки «деловое общение» служит метод анализа конкретных деловых ситуаций (АКДС). Сущность этого метода состоит в том, что исследуются часто повторяющиеся в деловой практике конкретные ситуации делового общения. На их основе создаются матрицы коммуникативных приемов, перцептивных техник и стратегий взаимодействия деловых партнеров, которые затем в качестве эталонов, образцов используются для упреждающей ориентации в ситуациях делового общения.

К специализированным методам науки «деловое общение» относится и метод деловых игр. Его особенность состоит в том, что по заранее заданному сценарию определенной деловой ситуации распределяются роли между участниками игры и осуществляется разыгрывание деловой ситуации. 

Целевая направленность деловых игр быть может различной (формирование и развитие коммуникативных способностей; апробирование различных стратегий принятия управленческих решений по проблемам производства, бизнеса, предпринимательства, работы с персоналом; изучение межличностных отношений в процессе дискуссий, торгов, конфликта ролей). Деловые игры могут воспроизводить деловое совещание, деловые переговоры, деловую беседу, презентацию и другие формы деловой коммуникации. 

На основе метода деловых игр и других рассмотренных выше методов уточняются и развиваются понятия и категории науки «деловое общение», отрабатываются новые процедурные действия, средства, приемы, техники и технологии общения деловых партнеров.

Первая группа методов науки «деловое общение» включает в себя общенаучные методы, которые применяются и в других науках. Вторую группу методов составляют специализированные методы, характерные только для науки «деловое общение», за исключением метода тестирования, который широко вменяется и в психологии и социологии. 

Функции науки «деловое общение». Методологический фундамент и рамки предметной области    науки «деловое общение» определяет к ее социальные функции. 

Важнейшая их них - гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности. 

Особое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «деловое общение», которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения.

Будучи тесно связано с предметной деятельностью в сфере производства, бизнеса, предпринимательства, а также в других социально значимых сферах жизни общества, деловое общение может служить средством объединения деловых партнеров. А их совместная деятельность способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации коммуникативных техник и технологий. Поэтому не случайно одной из основных функций науки «деловое общение» является функция социализации. Она способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов.

Подведем итоги. Таким образом, этические предпосылки науки «Деловое общение» складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. 

Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. 
Литература по теме 1.

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. Л., 1987.

  2. Бороздина Г.В., Психология делового общения: Учебник. М.:ИНФРА – М., 2002.

  3. Бульгнна А. Этика делового общения. - Новосибирск, 1995.

  4. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л., 1980.

  5. Дебольский Н. Психология делового общения. М., 1992.

  6. Емышева Е., Мосягина О. Истоки делового этикета // Управление персоналом. – 1999. - №3. – С. 49-51.

  7. Журавлев И.А. Этика общения. - М., 1999.

  8. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. М.: ИНФРА – М., 2004.

  9. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. М.: Ось-89, 2002.

  10. Мальханова И.А. Деловое общение. – М.: Академпроект, Трикса, 2005. – 221с.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМ. В. Колтунова язык и деловое общение
Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых,...
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи и деловое...
Культура речи и деловое общение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 30 с
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconО. А. Баева ораторское искусство и деловое общение
...
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические указания для выполнения курсовой работы 18 раздел тексты...
Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconРефератов по дисциплине «деловое общение»
Эмоционально-волевая саморегуляция и самосовершенствование в искусстве коммуникативной самоорганизации
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconРефератов по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж. Н. Лича и Г. П. Грайса
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconПамятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Модуль Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconПубличный доклад
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconIp-телефония. Основные понятия
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Тексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014 iconИнформационное письмо №2 Уважаемый коллега!
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск