Скачать 1.09 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новотепловская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического зам. директора по УВР директор МОБУ Совета Протокол № __ ________Л.В.Уколова «Новотепловская ООШ» «___» ___________ 20 ___ г. «__» ___________20__ г. _______ О.П.Журавлева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литература» 5-9 классы Составители: учителя русского языка Уколова Людмила Викторовна Кистанова Елена Михайловна Селютина Татьяна Викторовна с. Новая Тепловка, 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и Примерной программы по литературе для основной школы. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа предполагает изучение литературы в 5-9 классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной прозы. Общая характеристика курса. Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в 9 классе; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п. Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования начальной школы. В свою очередь она состоит из двух концентров: 5-9 классы (внутри этого концентра три возрастные группы: 5 - 6, 7 - 8, 9 класс), 10 - 11 классы. Программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство. Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.). В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение. Результаты этой работы - филологически грамотные устные и письменные высказывания. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 5 класс - «Человек и книга»; б класс - художественное произведение и автор, характеры героев; 7 класс - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 класс - взаимосвязь литературы и истории, 9 класс - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы. Данная программа помимо уроков изучения, обсуждения произведений литературы предполагает проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения учащихся, удовлетворение их читательского интереса, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, умений и навыков. Программой рекомендованы списки произведений для самостоятельного чтения для каждого курса. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Место учебного предмета "Литература" в учебном плане. Предмет "Литература" относится к области филологии. Данная рабочая программа предусматривает следующее базовое распределение часов: 5 класс - 70 часов ( 2 часа в неделю); 6 класс - 70 часов ( 2 часа в неделю); 7 класс - 70 часов ( 2 часа в неделю); 8 класс- 70 часов ( 2 часа в неделю); 9 класс - 102 часа ( 3 часа в неделю). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Курс изучения литературы соотносится с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ценностные установки, воспитание которых возможно осуществлять в рамках конкретного предмета: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; Личностные, метапредметные, предметные результаты Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием... | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана... «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,... | Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием... Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1413 | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по Истории Средних веков разработана на основе... Рабочая программа по Истории Средних веков разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы... | Рабочая программа по окружающему миру Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | Рабочая учебная программа по окружающему миру Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ||
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 3-го класса на 2013- 2014 учебный год Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | Рабочая программа по окружающему миру Плешаков А. А. 2 класс Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... |