Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология»





Скачать 152.07 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология»
Дата публикации29.05.2015
Размер152.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет филологии
Программа дисциплины

«Правила чтения: Русская проза»


для направления 45.03.01 «Филология» подготовки бакалавра

Авторы программы:
Немзер А.С., канд. филол. наук¸ордин. проф., nemzeras@gmail.com

Поливанов К.М., доцент, polivanownew@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2014-2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.03.01 «Филология», изучающих дисциплину «Правила чтения: Русская проза».
Программа разработана в соответствии с:

  • Стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки по направлению подготовки 45.03.01 «Филология», утвержденным в 2014 г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Правила чтения: Русская проза» являются:

- детальное знакомство студентов с предложенными художественными текстами, репрезентативными для разных этапов эволюции русской прозы, и их историко-культурными контекстами;

- совершенствование у студентов навыков устного и письменного анализа прозаических текстов с привлечением разных методик;

- формирование у студентов системного подхода к прозаическому художественному тексту, умения рассматривать его в перспективе истории литературы; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать и активно использовать при работе с текстом:

  • основные принципы имманентного и контекстуального анализа русской прозы XIX-XX вв.;

  • особенности поэтики русской короткой прозы на разных этапах ее истории («реализм», «модернизм», «преодоленный модернизм»);

  • социокультурный и литературный контекст разбираемых текстов.



  • Уметь:

  • адекватно интерпретировать представленные в текстах исторические (социально-политические, культурные, бытовые) реалии, присущие описываемым эпохам;

  • обоснованно выявлять биографические факты, значимые для смысловой организации текста;

  • характеризовать исторически обусловленные и авторские особенности повествования на разных его уровнях (лексика, композиция, сюжетосложение, аллюзионные техники, использование «чужого слова»).



  • Иметь навыки (приобрести опыт):

  • пословного и системного комментария, исторической контекстуализации и интерпретации прозаических текстов.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию

компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- Б1

Дает определения применяемым для анализа текста понятиям поэтики и нарратологии; владеет методикой «медленного чтения» текстов и совершенствует навыки комментирования

Интерактивные

лекции;

дискуссии на семинарских занятиях

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Самостоятельно анализирует и интерпретирует художественную прозу; активно и корректно применяет на практике биографический, контекстульный, интертекстуальный, социологический, нарративный методы при анализе текстов

Самостоятельная работа - подготовка к семинарам, подготовка рефератов (словаря), эссе. Дискуссии на семинарах

Способен применять полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков, русской и иностранных литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

ИК – Б5.3/7.1

Уверенно ориентируется в историко-культурном и литературном контексте изучаемых рассказов; осознает культурную дистанцию между современной и исследуемой эпохой и понимает, какими способами ее можно преодолеть

Интерактивные

лекции;

Дискуссии на семинарских занятиях;

Подготовка рефератов (словаря), эссе

Способен редактировать и комментировать художественную и научную литературу

ИК – Б.1.1 ред.,2-3/Б.7.2

Владеет приемами историко-литературного, социокультурного и реального комментирования текстов

Самостоятельные работы (эссе, словарь), дискуссии на семинарах




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части дисциплин профильного цикла. Изучение данной дисциплины позволяет закрепить и углубить знания, полученные на этапе введения в профессиональное образование. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Владение понятийным литературоведческим аппаратом и техникой анализа литературного текста на уровне, заданном в рамках базовой части профессионального цикла, изучаемой на 1 курсе;

  • Понимание специфики организации и семантики художественного прозаического текста;

  • Способность к освоению новых методов анализа текста и к существенному расширению круга литературных источников.

Курс является преемственным по отношению к дисциплине «Ключевые тексты русской литературы», изучаемой в 1-3 модулях 1 года обучения.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Курсовая работа;

- История русской литературы,

- Основные подходы к изучению прозаического нарратива;

- курсы концентрации «Русская литература и культура».
5 Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Раздел 1. Рассказ Л.Н. Толстого «Три смерти»

30

4

6

20

2

Раздел 2. Рассказ В.В. Набокова «Адмиралтейская игла»

28

4

4

20

3

Раздел 3. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»

56

8

10

38




Итого:

114

16

20

78


6 Формы контроля знаний студентов



Тип контроля

Форма контроля

1 год (модули)

Параметры

1

2

3

4

Эссе










4 неделя

Письменная работа

Реферат








7 неделя

8-10 тыс. знаков

Итоговый

Экзамен











*

Устный, 45 минут


    1. Критерии оценки знаний, навыков



Критерии оценки письменных работ:

Наличие четкой структуры текста и логики изложения;

Доказательность аргументации – с опорой на теоретические знания (лекции, научная литература) и получаемые на семинарах навыки анализа текста, привлечения литературного и биографического фона и контекста;

Стилистическая выдержанность текста;

Соответствие правилам оформления;

Соответствие заданным параметрам объема текста;

Отсутствие грамматических ошибок.

Критерии оценки устных выступлений и участия в дискуссии

Соответствие жанру (доклад, выступление в дискуссии, реплика).

Наличие структуры выступления и логики изложения;

Доказательность;

Оригинальность;

Стилистическая выдержанность устной речи;

Владение нормами академического этикета.

7 Содержание дисциплины
Концепция изучения данного курса не предусматривает жесткого деления занятий на лекционные и семинарские. За исключением вводных к каждому разделу лекций, призванных дать общее представление о художественных мирах Л. Н. Толстого, В. В. Набокова, А. И. Солженицына и месте в них изучаемых рассказов, все занятия проходят интерактивно. Тексты Толстого, Набокова и Солженицына читаются последовательно; каждое занятие посвящено отдельному фрагменту, обсуждаемому пословно, но в соотнесении со смысловым целым изучаемого рассказа. Необходимые для реконструкции актуального литературного фона и исторического контекста произведения изучаемых писателей и их современников, равно и научная литература, задаются для самостоятельного прочтения, а затем используются в аудиторной работе, предполагающей доклады студентов и их обсуждение, и выполняемых самостоятельно письменных работах.
Раздел 1. Рассказ Л. Н. Толстого «Три смерти»
Тема 1. Рассказ «Три смерти» в «поэтическом мире» Л. Н. Толстого (1 лекция).

Единство «поэтического мира» Л. Н. Толстого. Толстовское понимание «естественного» и «искусственного». Основные принципы повествования. Остранение. Детализация и «генерализация». «Текучая» природа человеческой личности («диалектика души»). Творческая история рассказа.

Количество часов аудиторной работы – 2.

Тема 2. Поэтика рассказа «Три смерти» (3 семинара).

Проблема смерти и изображение смерти в прозе Толстого. Семантика заглавия. Мир цивилизации, мир крестьянства, мир природный. Композиция рассказа. Время: несовпадение тематического и композиционного членения текста. Пространство и предметная сфера. Контраст и формы его снятия. Различие и сходство в изображении персонажей. Символика и «художественность» в поэтической системе Толстого.

Количество часов аудиторной работы – 6.

Тема 3. «Три смерти» и позднейшее творчество Толстого (1 лекция)

Вариации антитезы «жизнь – смерть» на разных этапах творческой эволюции Толстого. Изображение смерти в романе «Война и мир».

Количество часов аудиторной работы – 2.
Источники и научная литература к разделу:
Источники:
Л. Н. Толстой. Три смерти; Как умирают русские солдаты

И. С. Тургенев. Смерть (рассказ из книги «Записки охотника»)
Научная литература:
Б. М. Эйхенбаум. Лев Толстой; Из книги «Лев Толстой <…> Пятидесятые годы» (ч. 3; гл. 1-3) // Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом. СПб., 2009. С. 29-72; 280-323.

М. Б. Плюханова. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000.



Раздел 2. Рассказ В. В. Набокова «Адмиралтейская игла»
Тема 1. Почему В. В. Набоков написал рассказ «Адмиралтейская игла»? (1 лекция).

Основные темы литературы первой эмиграции и их преломление в прозе Набокова. Обстоятельства создания рассказа и его литературный контекст. Автобиографические реалии; их мифологизация и деконструкция в рассказе «Адмиралтейская игла».

Количество часов аудиторной работы – 2.
Тема 2. Как и из чего сделана «Адмиралтейская игла» (2 семинара).

Литературный фон рассказа. Семантика заглавия, «петербургский миф», литературные традиции. Метатекстуальный план рассказа: «литература» и «жизнь». Автор и повествователь: исповедальное и пародийное начало, их взаимодействие. «Дурная поэзия» и «дурная проза» в «Адмиралтейской игле».

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 3. «Адмиралтейская игла» и позднейшая проза Набокова (1 лекция).

Темы, мотивы и приемы рассказа «Адмиралтейская игла» в романах Набокова, его мемуаристике и жизнестроительстве.

Количество часов аудиторной работы – 2.
Источники и научная литература к разделу:
В. В. Набоков. «Адмиралтейская игла» и другие рассказы из кн. «Весна в Фиальте» // В. Набоков. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. <Т. 3> / Вступит. ст. А. А. Долинина; примеч. к рассказам Ю. Левинга

Раздел 3. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
Тема 1. Кто написал «Матрёнин двор»? (1 лекция, 1 семинар).

Литературный дебют Солженицына и общественная ситуация конца 1950-х – начала 1960-х гг. «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 2. Русская и советская история в рассказе «Матрёнин двор» (1 лекция, 1 семинар).

Вехи истории: Первая мировая война; революции 1917 г., коллективизация, Великая Отечественная война; 1956 г. История героини и история повествователя.

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 3. Композиция рассказа (2 семинара).

Заглавье, «увертюра», деление на главки, концовка. Пространственно-временная организация повествования.

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 4. Литературные традиции (1 лекция, 1 семинар).

Фольклор и русская классика в рассказе. «Языковое расширение». Особенности словоупотребления, синтаксиса, орфографии и пунктуации Солженицына.

Количество часов аудиторной работы – 4.
Тема 5. Героиня и повествователь (1 семинар).

Личность рассказчика и его тайна. Герой и автометаописательные особенности текста. Русская праведница и русский писатель.

Количество часов аудиторной работы – 2.
Тема 6. «Матрёнин двор» и проза Солженицына (1 лекция).

«Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка». «Матрёнин двор» и позднейшая проза Солженицына.

Количество часов аудиторной работы – 2.
Источники и научная литература к разделу:
Источники:
А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича; Матрёнин двор; Случай на станции Кочетовка; Пасхальный крестный ход // А. И. Солженицын. Собр. соч.: В 30 т. М., 2006 - … . Т.1. / Комментарии В. В. Радзишевского

А. И. Солженицын. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М., 1996 (главы «Писатель-подпольщик», «Обнаруживаясь», «На поверхности»).

А. И. Солженицын. Некоторые грамматические соображения // А. И. Солженицын. Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1997. Т. 3. С. 524-539

И. С. Тургенев. Певцы; Смерть; Живые мощи (из книги «Записки охотника»)

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос; Кому на Руси жить хорошо

Н. С. Лесков <Предисловие к «Рассказам о праведниках»>
Литература:
А. С. Немзер. Русская словесность на Матрёнином дворе // Солженицынские тетради: Материалы и исследования. М., 2014. <Вып.> 3
Словари:
Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (любое издание)

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Ред. Д. Н. Ушаков (любое издание)

Словарь русского языка: В 4 т. (любое издание) / Ред. А. П. Евгеньевой

    А. И. Солженицын. Русский словарь языкового расширения. М., 2000 (или более ранние издания)



  1. Образовательные технологии



В рамках изучения курса студенты выполняют 2 письменные работы. Преподаватель оценивает каждую работу, письменно (а при запросе студента – устно) комментируя ошибки и недочеты. На занятиях проходит коллективное обсуждение, студенты делают сообщения и доклады, в т.ч. в форме презентаций, участвуют в дискуссиях.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1 Тематика заданий текущего контроля
Аналитический комментарий художественных текстов (Л. Н. Толстой; В. В. Набоков)

Составление словаря одного рассказа (А. И. Солженицын «Матрёнин двор»)

9.2 Примерные вопросы/задания для оценки качества освоения дисциплины


Примерные вопросы для самостоятельной письменной работы / доклада:
1. Врач и священник в рассказе «Три смерти»

2. Речевая характеристика персонажей рассказа «Три смерти»

3. Авторская оценка персонажей рассказа «Три смерти»; средства ее выражения

4. Символична ли «смерть дерева» в рассказе «Три смерти»?

5. Формы предчувствия смерти у барыни и ямщика

6. Дорога в рассказе «Три смерти»

7. Петербургская топография в рассказе «Адмиралтейская игла»

8. «Адмиралтейская игла» и «Медный всадник»

9. Романсы в «Адмиралтейской игле»

10. Литературные симпатии и антипатии рассказчика «Адмиралтейской иглы»

11. Синхронное и ретроспективное восприятие революции в рассказе «Адмиралтейская игла»

12. Автор и рассказчик «Адмиралтейской иглы»

13. Литература и реальность в «Адмиралтейской игле»

14. Прошлое и настоящее в «Адмиралтейской игле»
Контрольное задание:

Составить словарь рассказа «Матрёнин двор»
Итоговый контроль (экзамен):
Экзаменационный вопрос: анализ и интерпретация двух фрагментов из изучаемых текстов.

10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине «Правила чтения: Русская проза» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).
Оценка за итоговый контроль включает в себя накопленную оценку и оценку работы над итоговым заданием.

Результирующая оценка за дисциплину выставляется по формуле:
Орезульт. = 0,5·Онакопл. итоговая + 0,5·Оитоговый экз.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Способ округления результирующей оценки по дисциплине – арифметический.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



    1. Базовый учебник


Нет
11.2 Основная литература

Указана выше, при каждом из разделов.
11.3 Дополнительная литература

Бицилли П. М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 1972. С. 118-124 (или любое иное издание; Гл. 2. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского - фрагмент о рассказе Толстого "Три смерти").

Нива Ж. Солженицын. М., 1991.

Любимов Б. Н.. «Уплотненное время»: категория времени в произведениях А.И. Солженицына // Путь Солженицына в контексте большого времени: Сб. статей. М., 2009.

Джексон Р. Л.. «Матрёнин двор»: Сотворение русской иконы // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика 1974-2008. М., 2010. С. 547-557.

Лекманов О. А.. «От железной дороги подале, к озерам…» (о том, как устроено пространство в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор») // Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000. С. 329-333.
11.4 Справочники, словари, энциклопедии

Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989 – издание продолжается. Т. 1–5.

Русские писатели XX века: Биографический словарь. М., 2000.

11.5 Программные средства

Письменные самостоятельные работы студентов выполняются в текстовом редакторе Microsoft Word и строго к объявляемому на очередном занятии dead-line высылаются преподавателю на адрес электронной почты.
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины



Для ряда аудиторных занятий необходим компьютер с выходом в интернет и проектор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Правила чтения: техники понимания и интерпретации...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс-культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лагунова О. К. Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза. Учебно-методический комплекс. Программа для студентов...
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины "Русская словесность допетровского времени"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. I. Русская литература...
...
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки...
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Правила чтения: Русская проза»  для направления 45. 03. 01 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск