Программа дисциплины "Русская словесность допетровского времени"





Скачать 249.73 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "Русская словесность допетровского времени"
Дата публикации29.06.2015
Размер249.73 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины "Русская словесность допетровского времени" для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук
Программа дисциплины
Русская словесность допетровского времени



для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра
Автор программы:

Гельфонд М.М., к.ф.н, mgelfond@hse.ru

Крылова Л.К., к.ф.н., lkrylova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «28»августа 2014 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «28»августа 2014 г.

Председатель В.Г. Зусман
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «22»сентября 2014 г.

Председатель В.М. Бухаров

Нижний Новгород, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «»Филология», изучающих дисциплину «Русская словесность допетровского времени».

Программа разработана в соответствии с:

- образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 032700.62 «Филология»;

- образовательной программой направления 032700.62 «Филология»;

    - рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2014 г.


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Русская словесность допетровского времени» являются:


  1. изучение ключевых памятников древнерусской письменности;

  2. изучение основ русской палеографии; освоение студентами знаний о языке, книжной и письменной культуре Древней Руси; формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.;

  3. усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы, жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать ключевые произведения древнерусской литературы и древнерусской письменности; уметь анализировать памятники древнерусской литературы с точки зрения литературоведения и лингвистики.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) самостоятельно анализировать научную литературу, оформлять результаты своего исследования в жанре доклада, создавать академическую презентацию на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

  • Овладеть основами современной информационной библиографической культуры; основными методами поиска научных данных на базе новых информационных технологий


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК-5

Овладевает культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, интерпретирует информацию и представляет связи между произведениями различных эпох и культур.


Соотнесение и сравнительная интерпретация подлинника и перевода древнерусских текстов, а также текстов различных эпох и культур.

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

УК-8

Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь при анализе памятников древнерусской письменности.

Анализ и интерпретация изучаемых произведений.

Способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков и литератур

ПК-5

Знает ключевые понятий культурологи, культурные традиции Древней Руси, овладевает

способностью к культурной толерантности.

Студент ориентируется в культурном пространстве, может пользоваться культурологической терминологией


Привлечение материалов по теме «Древнерусская литература» и искусство средневековой Руси

Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий

ПК-9

Умеет получать информацию в сети Интернет, форматировать текст научной работы, готовить компьютерные презентации. Совершенствует навыки работы с информацией в глобальных компьютерных сетях

Поиск и структурирование информации при подготовке докладов, сопровождаемых презентациями

Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на русском языке как родном в его кодифицированной литературной форме

ПК 1

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок и неточностей.


Выступления на семинарах, представление результатов своей научной работы в устном и письменном виде



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и является базовой. Изучение данной дисциплины является вводным по отношению к профессиональному образованию. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание базовых литературоведческих и лингвистических понятий и приемов анализа;

  • Понимание специфики структурной организации древних текстов;

  • Способность к освоению новых методов анализа текста, к существенному расширению читательского опыта, освоению профессиональной литературы.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История русской литературы

  • История (основы исторического знания)

  • Правила чтения: техника понимания и интерпретации литературных текстов

  • История русского литературного языка

  • Научно-исследовательский семинар



Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов


Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа


Лекции


Семинары

Практические занятия

1

Основные понятия исторической русистики

10

2

0




8

2

Основы русской палеографии

34

10

8




16

3

Книжность и письменность: XI-XIV вв.: лингвистический аспект

34

8

6




20

4

Книжность и письменности: XV-XVII вв.: лингвистический аспект

34

8

6




20

5

Литература XI – начала XIII века.

28

4

4




20

6

Литература второй четверти – конца XIII века

18

4

4




10

7

Литература начала – третьей четверти XIV века

14

4







10

8

Литература конца XIV – первой половины XV века

20

6

4




10

9

Литература второй половины XV века

18

4

4




10

10

Литература XVI века

18

4

4




10

11

Литература XVII века

24

6

5




13




Итого

252

60

45




147



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Реферат




*







Презентация

Контрольная работа

*










Письменно

Домашнее задание










*

Письменно

Итоговый

Экзамен











*

Устный экзамен



Критерии оценки знаний, навыков


Все работы, выполняемые в рамках текущего контроля, оцениваются по следующим критериям:

1. Научная новизна и самостоятельность работы;

2. Знакомство с литературоведческими и лингвистическими работами;

3. Структура работы;

5. Письменная речь, следование выбранному стилю.
Каждый критерий максимально оценивается 2 баллами.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Выдача заданий и проверка работ с рецензированием осуществляется дистанционно.




    Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:

Активность студентов в ходе занятий, подготовку сообщений и докладов, выступления на семинарах, участие в дискуссии. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: выполнение письменных домашних работ, подготовка сообщений. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = О,2*Оэссе1 + О,2*Одом.зад.1 + О,2*Околлоквиум +О,2*Оэссе2 + 0,2*Одом.зад.2

Способ округления накопленной оценки текущего контроля арифметический

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле
О итоговый = О,5*Оэкзамен + О,*О5текущий
Способ округления итоговой оценки текущего контроля арифметический

Содержание дисциплины


Раздел 1. Основные понятия исторической русистики
Литературный язык и народный язык, их соотношение. Понятие языковой ситуации. Основные категории славянского исторического языкознания. Праславянский (общеславянский), древнерусский (восточнославянский), русский язык как объекты изучения исторической диалектологии. Церковнославянский язык – общеславянский литературный язык эпохи Средневековья; его региональные, хронологические и функциональные разновидности. Древнейшие сведения о славянах. Расселение славян в Центральной и Юго-Восточной Европе, их первые государственные образования. Первоначальное распространение христианства в славянских землях. Моравская миссия Константина-Кирилла и Мефодия; основные источники о жизни и деятельности солунских братьев. Глаголица – первая славянская азбука, ее возможные источники, первые письменные тексты на славянском языке. Мораво-паннонский период развития славянской письменности. Деятельность учеников Кирилла и Мефодия, расцвет славянской письменности в Болгарском Царстве. Охридская и Преславская книжные школы. Создание кириллицы, ее соотношение с глаголическим алфавитом. Формирование церковнославянской литературы. Основные памятники старославянского языка: рукописи и надписи.

Раздел 2. Основы русской палеографии

Происхождение и развитие русского алфавита и письма.

Типология и искусство русского письма.

Древнейшие письменные памятники южно- и западнославянского происхождения.

Крещение Руси и возникновение древнерусской письменной традиции.

Древнейшие памятники восточнославянской письменности.

Раздел 3. Книжность и письменность: XI-XIV вв.: лингвистический аспект
Русский извод церковнославянского языка в его отношении к разговорному древнерусскому языку: лингвистические признаки книжности. Варьирование церковнославянского языка в зависимости от типа книжной деятельности. Ипостаси древнерусского книжника: переписчик, редактор, переводчик, автор оригинального текста. Восточнославянский вклад в переводную церковнославянскую литературу: языковые особенности древнерусских переводов домонгольского времени. Зависимость языковых характеристик оригинального книжного текста от степени его традиционности. Интерференция книжного и разговорного языков в языке летописания: образование гибридного регистра церковнославянского языка.

Особенности рецепции византийской культуры в странах Slavia Orthodoxa, ее избирательный характер, принципы отбора текстов для перевода. Состав импортированного корпуса переводных текстов. Священное писание как ядро церковнославянской литературы. Формы бытования библейских книг: служебные, четьи, толковые. Канонические и апокрифические библейские книги. Гимнография, агиография, богословская и аскетическая литература, гомилетика, каноническое право. Переводная византийская историография. Пополнение заимствованного корпуса текстов местными восточнославянскими переводами.

Византийская агиографическая традиция и ее преломление на Руси. Типы святости. Становление культов первых русских святых.Причины относительно поздней канонизации св. Ольги и св. Владимира. Св. страстотерпцы Борис и Глеб, возникновение их почитания, западные параллели к древнерусскому культу. Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба и агиографические памятники борисо-глебского цикла;«Чтение» Нестора и анонимное «Сказание», вопрос о соотношении текстов. «Житие Феодосия Печерского» Нестора, его византийские источники и оригинальность композиции. «Киево-Печерский патерик».

Риторические жанры, древнерусская гомилетика. Сочинения митрополита Илариона и Кирилла Туровского.

Древнерусское летописание, его жанровая оригинальность на фоне византийской историографии; типологическое сходство с западноевропейской средневековой анналистикой. Новгородское летописание XII-XV вв. как образец непрерывной анналистической традиции. Сводный характер русских летописей, их древнейшие списки. Повесть временных лет (ПВЛ) как основа региональных летописных традиций XII-XIV вв. Схема А. А. Шахматова и современные представления об истории текста ПВЛ. Сочинения Владимира Мономаха в составе ПВЛ по Лаврентьевскому списку. Письменные источники начального летописания. Роль византийской хронографии в становлении текста ПВЛ. Преломление устной традиции о древнейшей истории Руси в ПВЛ. Мировоззрение древнерусского летописца, дидактические задачи летописания. История Руси как раскрытие провиденциального замысла. Библейские образцы летописного нарратива и проблема его исторической достоверности. Формульный характер языка летописания. Преемственность языковых установок и литературных приемов в летописании.

Русская Правда как главный памятник светского законодательства Киевской Руси; история ее кодификации, основные списки. Языковая преемственность Русской правды в отношении обычного права дописьменной эпохи. Наддиалектный характер языка Русской правды. Сосуществование светской и церковной правовых традиций на Руси, параллелизм терминов и синтаксических конструкций. Начало актового делопроизводства; Мстиславова грамота 1130 г. и вкладная ВарлаамаХутынского – древнейшие русские акты. Основные комплексы древнерусских актов XIII-XIV вв. Церковнославянское влияние в языке деловой письменности. Взаимодействие древнерусской и западноевропейской дипломатических традиций в формуляре торговых договоров Смоленска XIII в.

Бытовая переписка на бересте как периферия общеславянской письменной традиции. Значение берестяных грамот как лингвистического источника. Древненовгородский диалект и «стандартный древнерусский»: язык берестяных грамот как свидетельство нормированности делового языка Древнего Новгорода. Бытовые графические системы берестяных грамот, их связь с процессом обучения чтению. Коммуникативные механизмы берестяной переписки. Книжное влияние в языке и формуляре берестяных грамот. Литературные и фольклорные тексты на бересте.


Раздел 4. Книжность и письменности: XV-XVII вв.: лингвистический аспект

Исторический контекст: Османское завоевание на Балканах. Евфимий и Феодосий Тырновские. Языковая рефлексия южных славян. Русь в эпоху Куликовской битвы. Судьба Русской митрополии. Митрополит Киприан, его литургическая реформа. «Повесть о Митяе». Второе южнославянское влияние. Орфографические и грамматические признаки. Начало грамматической рефлексии и книжной справы на Руси. Локальные традиции древнерусской книжности.

Историческое значение Куликовской битвы и её отражение в литературе. Куликовский цикл: состав, идейная направленность. Летописные повести о Куликовской битве.

Развитие жанра исторической повести в московской литературе конца XIV- начала XV вв. «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша». XV век, Культурно-исторический контекст. Епифаний Премудрый и его «Житие Сергия Радонежского». Григорий Цамвлак. Флорентийская уния. Падение Константинополя. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера. Василий Темный и Дмитрий Шемяка. Тверское княжество. «Слово Похвальное инока Фомы». «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архиепископ Геннадий и книжники его круга. Библейский свод. Переводы с древних языков. Первые грамматические опыты. «Повесть о новгородском белом клобуке». «Житие Михаила Клопского». Иосиф Волоцкий. Заволжские старцы. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Языковая и этно-конфессиональная ситуация Юго-западной Руси. Размежевание культурно-языковых традиций. Протестантизм в Восточной Европе. Языковые последствия конфессиональных споров. Вопрос о языке книг Библейского канона. «Простой» язык в его отношении к церковнославянскому и диалектной речи. Грамматическая рефлексия и ее воздействие на русскую литературу. Максим Грек и его деятельность. Иван Грозный и его время. Переписка Грозного с Курбским. Книгопечатание. Иван Федоров и предшествующие печатники. «Государственная» литература Московского царства: Степенная книга. Митрополит Макарий и Великие минеи четьи: интенция и реализация. Константин Острожский. Острожская Библия. Грамматические сочинения. Лаврентий Зизаний и Мелетий Смотрицкий. Книжная справа.

Раздел 5. Литература XI – начала XIII века.

Характер бытования произведений ДРЛ. «Литературный этикет» и «средневековый историзм» древнерусской литературы. Возникновение древнерусской литературы. Периодизация истории древнерусской литературы. Изучение текстов ДРЛ. Жанровая система и поэтика жанров. Переводная литература XI – начала XIII веков. Византийские и болгарские книги на Руси. Апокрифы, жития, патерики, хроники. История древнейшего летописания. «Повесть временных лет»: структура, поэтика, композиция. Торжественное и учительское красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Слова» Кирилла Туровского. Произведения Владимира Мономаха. Агиография. «Житие Феодосия Печерского». «Жития Бориса и Глеба». Жанр жития-мартирия. Особенности поэтики жития. «Киево-Печерский патерик» «Хождение» Игумена Даниила. «Слово о полку Игореве»: история находки и изучения. «Слово…» и литература его времени. Композиция, жанр, поэтика «Слова…». Рецепция «Слова…» в русской литературе XIX –XX веков. Поэтика древнерусской литературы. Древнерусская литература и культура.

Раздел 6. Литература второй четверти – конца XIII века

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Литература периода монголо-татарского нашествия. Трансформация жанровой системы. Летописание Ростова, Рязани, Галицко-Волынская летопись. «Моление» Даниила Заточника: проблематика и поэтика. Повести о нашествии монголо-татар на Русь («Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»), своеобразие их поэтики. Агиография. «Повесть о житии Александра Невского».
Раздел 7. Литература начала – третьей четверти XIV века

Летописание Твери, Москвы, Пскова. «Повесть о Шевкале». Агиография. «Повесть о Довмонте», «Повесть о Михаиле Ярославовиче Тверском». Переводные повести. «Сказание об Индийском царстве». Формирование жанра послания. «Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Феодору о рае».
Раздел 8. Литература конца XIV – первой половины XV века

Летописание. «Лаврентьевская летопись». Летописание Москвы, Твери, Новгорода. «Летописец Еллинский и Римский». Агиография. Стиль «плетения словес». Творчество Киприана, Пахомия Логофета, Епифания Премудрого. «Житие Стефания Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Памятники панегирической литературы. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича. Легендарные сказания. Цикл сказаний об Иоанне Новгородском. Памятники «куликовского цикла»: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве». Повести о набегах монголо-татар на Русь после Куликовской битвы: «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву», «Повесть о Темир-Аксаке».
Раздел 9. Литература второй половины XV века

Русское Предвозрождение. Историческое повествование. Летописные рассказы о победе над Новгородом. «Повесть о Царьграде». Агиография. «Житие Михаила Клопского». Оригинальные и переводные повести. Сербская «Александрия», «Троянские сказания», «Сказание о Соломоне и Китоврасе», «Стефанит и Ихнилат», «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Дракуле». Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».
Раздел 10. Литература XVI века

Основные идеологические явления XVI века. «Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских». Теория «Москвы – третьего Рима» старца Филофея. «Повесть о белом клобуке». «Великие Минеи Чети». «Домострой». Агиография. «Повесть о Петре и Февронии». Историческое повествование. Рассказы о Псковском взятии. «Казанская история». Публицистика Иосифа Волоцкого. Вассиан Патрикеев и нестяжатели. Максим Грек. Иван Пересветов. Иван Грозный как литератор. Переписка Грозного с Курбским. «История о великом князе Московском».
Раздел 11. Литература XVII века

Социальные и политические кризисы , их отражение в литературе. Публицистика Смутного времени, жанр пророческого видения. Исторические произведения о смуте: «Сказание» Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева. Житийно-биографические повести. «Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Марфе и Марии». Книжное стихотворство: «Послание дворянина к дворянину», Евстратий, стихи И.А. Хворостинина, стихотворство «приказной школы». Местные литературные очаги (Сибирь, Дон). «Повесть о взятии Азова»

«Бунташный век». Раскол, его сущность и отражение в литературе. Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть: «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Брунцвике». «Повесть о Петре Златых Ключей». Трансформация жанровой системы. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-злочастии». Переводная и оригинальная новелла. Фацеции. «История семи мудрецов», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Фроле Скобееве». Историческая беллетристика, «Повесть о зачале Москвы». Демократическая сатира и смеховая литература. Творчество протопопа Аввакума. Поэтика автобиографического повествования. Барокко в русской литературе. Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Возникновение русого театра.
 
10. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:

  1. Литературный и народный язык, их соотношение. Понятие языковой ситуации.

  2. Культурная традиция SlaviaOrthodoxa.

  3. Церковнославянский язык – общеславянский книжный язык эпохи Средневековья.

  4. Деятельность Константина-Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности.

  5. Славянские азбуки, их источники и взаимные отношения.

  6. Праславянский, старославянский, церковнославянский, древнерусский. Соотношение понятий.

  7. Происхождение и развитие русского алфавита и письма.

  8. Типология и искусство русского письма.

  9. Древнейшие письменные памятники южно- и западнославянского происхождения.

  10. Крещение Руси и возникновение древнерусской письменной традиции.

  11. Древнейшие памятники восточнославянской письменности.

  12. Возникновение древнерусской литературы. Переводная литература XII - начала XIII веков. «Хронограф», «Александрия», «Физиолог», «Шестоднев», «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром» - анализ одного из произведений по выбору.

  13. Система жанров в древнерусской литературе (особенности каждого жанра иллюстрируются на примере одного из произведений).

  14. Древнейшее летописание. «Повесть временных лет»: история и структура текста (по реконструкции Шахматова), сюжеты эпизодов-рассказов, поэтика.

  15. Торжественное и учительское красноречие. Проповеди Кирилла Туровского. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

  16. «Поучение» Владимира Мономаха: состав текста и особенности поэтики.

  17. «Слово о полку Игореве»: история рукописи, сюжет, поэтика.

  18. Переводы «Слова…» и реминисценции из него в последующей русской литературе.

  19. Житийная литература Киевской Руси. Типы житий. «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

  20. Русское летописание XIII века. Монголо-татарское нашествие в летописном отражении.

  21. Агиография XIII века. «Житие Александра Невского».

  22. Повести о нашествии монголо-татар на Русь – анализ одного из произведений по выбору.

  23. Русское летописание XIV века. Повесть о Шевкале.

  24. Переводные повести XIV века. «Сказание об Индийском царстве».

  25. Предвозрождение в русской культуре. Андрей Рублев и Феофан Грек.

  26. Русское летописание XV века.

  27. Стиль «плетения словес» Епифания Премудрого. «Житие Стефания Пермского».

  28. «Житие Сергия Радонежского».

  29. Памятники Куликовского цикла. «Задонщина».

  30. «Сказание о Мамаевом Побоище».

  31. Литература второй половины XV века: летописи и агиография.

  32. Оригинальные и переводные повести второй половины XV века. «Соломон и Китоврас», «Стефанит и Ихнилат», сербская «Александрия», «Троянские сказания» - анализ одного из произведений по выбору.

  33. Оригинальные и переводные повести второй половины XV века. «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле» - анализ одного из произведений по выбору.

  34. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

  35. Основные идеологические явления XVI века, их отражение в литературе. Теория «Москва – третий Рим».

  36. «Стоглав», «Домострой», «Великие Минеи Четии» - анализ одного из произведений по выбору.

  37. Агиография XVI века. «Повесть о Петре и Февронии».

  38. Историческое летописание и повести XVI века. «Казанская история», «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков».

  39. Публицистика XVI века: Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Иван Пересветов.

  40. Литературная деятельность Ивана Грозного. «Переписка Грозного с Курбским».

  41. Литература первой половины XVII века. Публицистика и житийно-биографические повести Смутного времени.

  42. Книжное стихотворство XVII века.

  43. Литература второй половины XVII века. Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть.

  44. «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Брунцвике», «Повесть о Петре Златых Ключей» - анализ одного произведения по выбору.

  45. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-злочастии» - анализ одного произведения по выбору.

  46. Переводная и оригинальная новелла. Анализ одной из новелл или повестей по выбору.

  47. Сатира и смеховая литература XVII века.

  48. Творчество протопопа Аввакума.

  49. «Житие протопопа Аввакума»: сюжет, образ автора, трансформация жанра.

  50. Барокко в русской литературе XVII века. Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

  51. Возникновение русского театра.



11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.1Базовый учебник


Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003.


1.2Перечень текстов для обязательного чтения


        1. Сказание о письменах черноризца Храбра.

        2. Древнеболгарская эпиграфика X-XI в.

        3. Новгородский кодекс начала XI в.

        4. Новгородские берестяные грамоты XI-XII вв.

        5. Остромирово Евангелие: приписка дьякона Григория

        6. «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона»

        7. «Повесть временных лет»

        8. «Сказание о Борисе и Глебе»

        9. «Поучение Владимира Мономаха»

        10. Переводные повести (одна по выбору): «Александрия» (фрагменты), «Девгениево деяние», «Повесть об Акире Премудром».

        11. Переводные жития (одно по выбору): «Житие Кирилла-Константина», «Житие Мефодия», «Чудеса Николы Мирликийского», «Житие Дмитрия Солунского»

        12. «Киево-Печерский патерик» (фрагменты по выбору)

        13. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского»

        14. «Слово о полку Игореве»

        15. «Моление Даниила Заточника»

        16. «Слово о погибели Русской Земли»

        17. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

        18. «Легенда о граде Китеже»

        19. «Житие Александра Невского»

        20. «Чудо Георгия о змие»

        21. «Задонщина»

        22. «Сказание о Мамаевом побоище»

        23. «Житие Сергия Радонежского»

        24. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

        25. «Сказание о Дракуле»

        26. Из «Измарагда» (фрагменты)

        27. «Домострой»

        28. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

        29. «Сказание о Петре и Февронии»

        30. «Житие Макария Желтоводского» или «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» (по выбору)

        31. Литература второй половины 17 века (одно произведение по выбору): «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Петре Златых Ключей», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злосчастии».

        32. «Житие Протопопа Аввакума»

        33. Стихотворения Симеона Полоцкого.


Произведения на древнерусском языке и в современном переводе с соответствующими комментариями доступны на сайте Института Русской литературы (ИРЛИ РАН) в разделе «Электронная библиотека литературы Древней Руси»):

http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

1.3Дополнительная литература


1. Демин А.С. Поэтика древнерусской литературы. (XII-XIII века) Studia philologica. М., 2009.

2. История русской литературы X-XVII веков. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., Просвещение, 1989.

3. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПбГУ, 2000.

4. Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., «Алетейя», 2001.

5. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

1.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV века. Ленинград, «Наука», 1987.

  2. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 4х томах. СПб., 1995




    12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Для занятий необходим ноутбук с выходом в интернет, проектор, экран.

    Авторы программы М.М. Гельфонд

    Л.К. Крылова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconКраткое содержание статьи
Черепанова Л. В., Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. – 2006. №5. – с. 46 50
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconПрограмма кружка «Русская словесность» «От слова к словесности». 5 класс
Изучение темы «Реклама в системе маркетинговых коммуникаций». Подготовка к практическим занятиям по теме
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс». – М., 2009
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: карандаши, акварель палитра, выставка книг, «Русская народная словесность», иллюстрации, компьютер, презентация
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconА. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»
В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белова, Н. А. Словесное выражение образа рассказчика : урок словесности в XI классе / Н. А. Белова // Русская словесность. 2008....
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconЖенская одежда допетровского времени
Для многих женщин костюм выражение их сути. Разнообразие одеяний, выявляющих и подчеркивающих особенности и красоту их обладательниц,...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconКраткое содержание проекта Предлагаемый проект проводится в рамках...
Предлагаемый проект проводится в рамках дисциплины «Русская литература» с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материал: оборудование, при помощи которого оформляется русская изба (самовар, половики, скамьи, старинная посуда и т д), ширма,...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература...
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Программа дисциплины \"Русская словесность допетровского времени\" iconКол-во
Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск