МБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат
им. Байкиева К.С.Сабинского муниципального района
Республики Татарстан»
«Рассмотрено».
Руководитель МО Яковлева Л.Ф._________ Протокол № _1__
от «___»_______2013 г. «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР __Фархуллина Г.Г.________ «____»_______2013 г. «Утверждено»
Директор школы Галияхметов Р.Р. Приказ № ___
от «__________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя 2 квалификационной категории
Ибрагимовой Гульсины Якуповны
по учебному курсу «Литература» 8 класс Базовый уровень
2013 - 2014 учебный год
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.
№
|
Тема урока
| Кол-во
час.
| Планируемый результат освоения материала
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Домашнее задание
|
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| 1.
| Введение.
Литература и время.
| 1
| Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано
| Урок-лекция
| Рецептивная: чтение вводной статьи учебника,
репродуктивная:
ответы на вопросы, составление плана лекции
| Пересказ по плану с привлечени-
ем примеров
| Написать рецензию на прочитанную книгу.
|
| 2.
| Г.Х.Андерсен» «Калоши счастья» как притча о характере связи времён между собой.
| 1
| Познакомить с жанровым своеобразием притчи .
| Комбинированный
| Репродуктивная: ответы на вопросы, творческая: анализ притчи
| Беседа
| Вопросы и задания (стр.14)
|
| 3.
| Жанры исторической тематики в фольклоре .Историческая народная песня «Правеж».Песни о Петре Великом.
| 1
| Знать: определение понятия «песня», её жанровые особенности. Уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы песни.
| Комбинирован -ный
| Рецептивная: чтение песен, репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: установление связи с произведениями живописи.
| Выразитель-ное чтение
| Подготовить сообщение о народном театре.
|
| 4
| Народный театр. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта.
| 1
| Дать понятие о народном театре .
Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра.
| Урок-лекция
| Рецептивная: чтение статьи, репродуктивная: пересказ эпизодов, творческая: составление тезисов лекции
| Составление тезисов
| Подготовить чтение по ролям пьесы. Вопросы и
Задания на стр.30.
|
| 5
| Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал».Патриотический пафос народной пьесы.
| 1
| Знать: определение сатирической драмы, её содержание, жанровые особенности. Уметь: находить приёмы сатирического изображения
| Практикум
| Рецептивная: чтение статьи учебника, репродуктивная: пересказ эпизодов, поисковая: ком-ментирование текста
| Чтение по ролям
| Подготовить сообщение о древнерусской литературе.
|
| 6
| Историческая тема на страницах древнерусской литературы .Русские летописи.
| 2
| Дать понятие о жанре летописи.
Раскрыть историческую основу ;
Уметь: раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения, соотносить события прошлого с настоящим.
| Урок-практикум
| Репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: комментирова-ние текста
| Беседа. Конспектирование
| Прочитать отрывок из»Повести временных лет»;отв. на вопросы
стр.36.
|
| 7
| «Повесть временных лет».»Смерть Олега от своего коня».
| 2
| Познакомить с одним из памятников древнерусской литературы
| Изучение художественного произве-дения.
| Рецептивная: чтение сцен, репродуктивная: ответы на вопросы.
Исследователь-ская: анализ текста повести
| Пересказ сюжета от 1 лица
| Подгото-вить пересказ отрывка от лица князя Олега.
|
| 8
| Русская воинская повесть.»Повесть о разорении Рязани Батыем».Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.
| 1
| Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом. Дать понятие о воинской повести.
Раскрыть связь повести с русской историей;
Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества
| Урок-практикум
| Рецептивная: чтение повести, репродуктивная: ответы на вопросы
| Ответы на вопросы
| Ответ на вопрос 2 (письменно).
|
| 9
| Жития святых как исторические повествования.»Сказание о житии Александра Невского».
| 1
| Вызвать интерес к русской истории и литературе .Научить анализировать самостоятельно прочитанное произведение.
| Урок-практикум
| Беседа с включением сообщений, выразительное чтение, ответы на вопросы
| Нахождение в повести традиционных житийных мотивов
| Вопросы и задания (стр.47-48).
|
| 10
| Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».Становление характера подвижника.
| 1
| Расширить имеющиеся знания о жанре жития .Раскрыть историческую основу.
| Анализ художественного текста
| Рецептивная: чтение жития, репродуктивная: ответы на вопросы
|
Беседа
| Подготовить сообщение о М.де Сервантесе и его романе «Дон Кихот».
|
| 11
| .М.де Сервантес «Дон Кихот».Пародия на рыцарский роман. Дон Кихот как «вечный образ».
| 1
| Уметь объяснять особенности жанра .Расширить имеющиеся
Знания о пародии.
| Комбинированный
| Рецептивная: чтение статьи о Сервантесе, репродуктивная: ответы на вопросы, сжатый пересказ
| Работа с иллюстрациями
| Подготовить сообщение об «Истории государства Российского Н.М.Карамзина.
|
| 12
| История на страницах произведений 18 века. Обзор эпических и драматических жанров литературы 18 века. Н.М.Карамзин «История государства Российского».
| 1
| Понимать особенности жанра, идейно-художественное содержание произведения. Познакомить с этапами жизни Н.М.Карамзина.
| Урок- лекция
| Рецептивная: чтение отрывков, репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, творческая: сообщение о творческой истории произведения
| Сообщение учащихся,беседа
| Прочитать .повесть «Марфа Посадница».
|
| 13
| Н.М.Карамзин «Марфа Посадница».Образы-антиподы: Иван 3-й и Марфа Борецкая.
| 1
| Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.
| Чтение и анализ художест-венного произведения
| Рецептивная: чтение отрывков, репродуктивная: пересказ эпизодов, поисковая: комментирова-ние
| Беседа
| Подготовить речь в защиту одного из героев повести.
|
| 14
| Историческое прошлое в литературе 19 века. Тема истории в произведениях классики(обзор).Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
| 1
| Расширить имеющиеся представления об историческом прошлом. Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.
| Урок- лекция
| Творческая: словесное рисование, поисковая: комментирова-ние
| Составление плана
| Прочитать былины А.К.Толстого.
|
| 15
| Былинные герои в произведениях 19 века .А.К.Толстой «Илья Муромец»,»Правда».
| 1
| Дать понятие о былинах.
Раскрыть связь былин с русской историей.
| Комбинированный урок
| Репродуктивная: краткий пересказ былин
| Ответы на вопросы
| Прочитать «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло.
|
| 16
| Генри Лонгфелло.»Песнь о Гайавате».Образ народного героя Гайаваты. Образность и
Красота поэтического языка поэмы.
| 1
| Познакомить с жизнью и творчеством Г.Лонгфелло. Дать представление о романтическом герое и мире.
| Анализ художественного произведения
| Рецептивная: чтение произведения, поисковая: комментирова-ние текста
| Ответы на вопросы
| Подгото-вить сообщение
О романе В.Скотта «Айвенго».
|
| 17
| Исторический роман В.Скотта «Айвенго»(фрагм.).Изображение героев и изображение эпохи.
| 1
| Знать соотношение исторической правды и художественного вымысла, уметь анализировать роль пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев.
| Комбинированный урок
| Творческая: сообщение «Пейзаж на страницах романа»
| Беседа
| Прочитать биографию И.А.Крылова.
|
| 18
| Басни И.А.Крылова на историческую тему. «Волк на псарне «.Патриотический пафос и герои басни.
| 1
| Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях .Повторить знание терминов.
| Урок- практикум
| Творческая: отбор и систематизация материала Творческая: выразительное чтение
| Выразительное чтение
| Выучить наизусть басню «Волк на псарне».
|
| 19
| А.С.Пушкин: богатство исторической тематики в творчестве поэта. «Песнь о вещем Олеге»:тема судьбы.
| 1
| Познакомить с сюжетом летописного сказания. Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики.
| Комбинированный урок
| Поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы, творческая: инсценирование
| Комментированное чтение
| Подготовить планы баллады и отрывка из летописи.
|
| 20.
| Поэма «Полтава»(фрагм.).Описание битвы и её главного героя Образ Петра-образ вдохновителя победы.
| 1
| Познакомить с многоплановостью героической поэмы. Раскрыть историческую значимость двух монархов-полководцев Петра 1 и Карла .Рассмотреть образы на примере контраста.
| Изучение произведения
| Рецептивная: чтение поэмы репро-дуктивная: ответы на вопро-сы, творческая: установление ассоциативных связей, поис-ковая: комментирова-ние текста
| Комментированное чтение
| Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Анчар».
Составить план.
|
| 21
| Стихотворение «Анчар как осмысление проблемы власти и деспотизма.
| 1
| Понимать эволюцию подхода к истории в творчестве поэта, знать факты жизни и твор-чества.
| Изучение лирического произведения
| Рецептивная: чтение статьи учебника, творческая: сообщения о Пушкине
| Тесты по ранее изученным произведениям поэта
| Подготовить сообщение об»Истории Пугачёва» и повести «Капитанская дочка»А, С.Пушкина.
|
| 22.
| Болдинская осень 1833г.Работа Пушкина над «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой».Историческая повесть и исторический труд.
| 1
| Знать сюжет произведений , понимать тему и идею . Уметь давать характеристику литературному герою, выявлять способы и средства раскрытия образа .
| Изучение художественного произве-дения
| Рецептивная: выборочное чтение, репродуктивная: пересказ, поисковая: комментирова-ние текста, поиск ответа на вопрос
| Аналитическая беседа .Сжатый пересказ статей учебника
| Прочитать 1 -2 главы «Капитанской дочки».
|
| 23.
| Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный.».
| 1
| Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, значимость, давать характеристику персонажу, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
| Урок- практикум
| Исследователь-ская: анализ текста
| Анализ эпизода,беседа
| Подготовить сжатый пересказ отдельных глав.
|
| 24
| Пугачёв в повести Пушкина как вождь народного восстания и как человек.
| 1
| Уметь давать характеристику персо-нажам , определять роль изобразительно-выразительных средств.
| Урок- практикум
| Репродуктивная: ответы на вопро-сы, творческая: сообщения о герое, поиско-вая: коммента-рий к тексту
| Аналитическая беседа ,работа с текстом
| Перечитать главы, связанные с Пугачёвым.
|
| 25
| Герои исторические и герои вымышленные.Гринёв и Пугачёв. Проблема морального выбора.
| 1
| Проследить по тексту, как каждая встреча Гринёва и Пугачёва позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами.
| Урок- практикум
| Рецептивная: Выборочное чтение .Исследовательская: сравнительная характеристика
| Аналитическая беседа
| Вопросы и задания.
|
| 26
| Становление характера Гринёва .Гринёв и Маша. Гринёв и Швабрин .Проблемы чести, долга, милосердия.
| 1
| Понимать ,что путь Гринёва-это путь утраты иллюзий и обогащение духовного мира. Уметь анализировать текст, оценивать испытания героя.
| Изучение художественного произве-дения
| Репродуктивная: ответы на вопро-сы, творческая: характеристика героев
| Сжатый пересказ,беседа
| Сопоставительная характеристика Гринёва и Швабрина.
|
| 27
| Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений «История Пугачёва «и «Капитанская дочка»,
| 1
| Уметь анализировать поступки, поведение и характер героя, оценивать его речь, высказывать свою точку зрения .Обобщение и систематизация материала.
| Обобщение изученного
| Репродуктивная: пересказ, творческая: устное словес-ное рисование, поисковая: комментарий к тексту
| Работа с текстом
| Вопросы и задания
Стр.192-193.
|
| 28
| Р.речи. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
| 1
| Уметь производить целостный анализ произведения, делать обобщённые выводы.
Уметь обдумывать тему сочинения, обосновывать свою точку зрения.
| Систематиза-ция изучен-ного . Развитие речи.
| Творческая :сочинение-рассуждение
| Сочинение
| Написать сочинение.Подготовиться к внеклассному чтению.
|
| 29
| Внеклассное чтение .Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»:история создания и нравственная проблематика повести. Образ Германа.
| 1
| Уметь анализировать самостоятельно прочитанное произведение.
| Внеклассное чтение
| Творческая : анализ произведения
| Тесты
| Написать отзыв.
|
| 30
| М.Ю.Лермонтов «Родина».»Песня про купца Калашникова»,Быт и нравы 16 века в поэме .Исторический сюжет и герои «Песни»…
| 1
| Знать творческую историю поэмы , её сюжет, уметь оценивать персонажей, их речь, сопоставлять и делать выводы по теме и идее поэмы.
| Комбинированный урок
|
Исследователь-ская: сопоставление иллюстраций к поэме, репродуктивная:
ответы на вопросы
| Выразительное чтение
| Прочитать «Песню про купца Калашникова».
|
| 31
| Трагическое столкновение героев. Иван Грозный ,опричник Кирибеевич и купец Калашников.
| 1
| Знать содержание поэмы ,у меть давать характеристику персонажам.
| Урок- практикум
| Поисковая: развёрнутые ответы на проблемные вопросы
| Беседа по вопрсам
| Выписать из текста примеры, иллюстрирующие худ. приёмы фольклора.
|
| 32.
| Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с фольклором.
Романтическое изображение природы.
| 1
| Знать содержание произведения, уметь выявлять нравственные проблемы. Выявить связь поэмы с фольклором.
| Обобщение художественного произведения
| Репродуктивная: ответы на вопро-сы, поисковая: решение проб-лемных вопро-сов
| Выборочный пересказ
| Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе.
|
| 33
| Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»:историческая основа и народно-поэтические истоки повести.
| 1
| Знать сюжет, компози-цию повести, уметь определять значение элементов сюжета для характеристики героев, жизненную позицию главного героя
| Изучение художественного произве-дения
| Репродуктивная: подробный пересказ повести, творческая: устное словес-ное рисование
| Лекция учителя ,сообщения учащихся
| Прочитать гл.1 повести «Тарас Бульба».
|
| 34
| Н.В.Гоголь- мастер батальных сцен и героических характеров. Образ Тараса.
| 1
| Уметь определять роль антитезы , определять нравственные качества главных героев.
| Урок-практикум
| Творческая: составление рассказа о герое
| Элементы диспута
| Ответы на вопросы .
|
| 35
| Образы Остапа и Андрия. Авторское отношение к героям.
| 1
| Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учёба, Запорожская сечь ,бой, гибель.
| Урок-практикум
| Поисковая: сообщения учащихся
| Аналитическая беседа
| Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.
|
| 36
| Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений в повествовании. Патриотический пафос повести.
| 1
| Показать роль художественной детали. Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя.
| Комбинированный урок
| Рецептивная: работа с текстом репродук-тивная: ответы на вопросы
| Беседа ,работа с текстом
| Сжатый пересказ отдельных глав.
|
| 37
| Р.Р.Сочинение по повести «Тарас Бульба».
| 1
| Знать факты жизни и творческой деятельности автора. Уметь анализировать текст, писать по нему сочинение на заданную тему.
| Развитие речи
| Творческая:сочинение-рассуждение
| Сочинение
| Написать сочинение по одной из предложенных тем.
|
| 38
| Авантюрно-героический роман А.Дюма «Три мушкетёра»(обзор).
| 1
| Знать содержание романа, его тему, уметь выявлять особенности прозы писателя .Выяснить причину популярности романов Дюма.
| Изучение художественного текста
| Рецептивная: сжатый пересказ .поисковая: комментирова-ние текста
| Аналити-ческая беседа
| Письменная работа «Причина популярности романов А,Дюма».
|
| 39
| Р.Р.Портрет эпохи в историческом произведении..Роль интерьера в композиции произведения .Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.
| 1
| Помочь увидеть учащимся ,как с помощью деталей интерьера и пейзажа авторы воссоздают облик эпохи.
| Урок-практикум
| Творческая: работа с текстами
| Защита творческих работ
| Выписать из изученных произведений портрет героя, интерьер ,пейзаж( индивидуально).
|
| 40
| А.К.Толстой. Баллада «Василий Шибанов» и её герои Василий Шибанов-нравственный идеал автора.
| 1
| Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе.
| Изучение баллады
| Творческая: выразительное чтение, репродук-тивная: ответы на вопросы
| Выразитель-ное чтение
| Вопросы и задания стр.29-30.
|
| 41
| Эпоха и её воспроизведение в романе «Князь Серебряный».Исторические лица в романе (Иван Грозный, Малюта Скуратов).
| 1
| Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел. Познакомить с историческими лицами на страницах романа.
| Изучение художественного произведения
| Творческая: комментированное чтение , исследова-тельская: сравнительная характеристика
| Анализ отрывка
| Сжатый пересказ отдельных эпизодов.
|
| 42
| Вымышленные герои в романе. Патриотический пафос произведения. Художественные особенности романа.
| 1
| Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или ,наоборот, контраст. Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке.
| Изучение художественного произведения
| Репро-дуктивная: пе-ресказ романа, поисковая: комментарий к тексту
| Ответы на вопросы
| Составить план отзыва ,выписать пословицы и поговорки.
|
| 43
| Историческое прошлое в русской лирике 19 века. Патриотический пафос и лирическое чувство в стихотворениях В.А. Жуковского ,А.С.Пушкина ,Д.В.Давыдова, А.Н.Апухтина ( по выб.уч-ся).
| 1
| Уметь вести дискуссию, отстаивать свою позицию, аргумен-тировать свои тезисы
| Развитие речи
| Творческая: обсуждение проблемных вопросов ,выразительное чтение
| Составление тезисов
| Выучить наизусть одно стихотворение.
|
| 44
| Л.Н.Толстой .Рассказ «После бала».Контраст как основа композиции рассказа и его роль в раскрытии душевного состояния героя.
| 1
| Знать сюжет, композицию рассказа .Уметь определять значение элементов сюжета для характеристики героев.
| Комбинированный урок
| Рецептивная: чтение статьи учебника. Репродуктивная: ответы на вопросы
| Ответы на вопросы учебника
| Подготовить подробный пересказ.
|
| 45
| Герои рассказа Л.Н.Толстого и их судьбы. Роль случая в жизни человека.
| 1
| Уметь определять роль антитезы как способа построения рассказа. Определять нравственные качества главного героя.
| Изучение художественного произве-дения
| Репродуктивная: художественный пересказ, исследователь-ская: анализ текста
| Художественный пересказ
| Вопросы и задания стр.83-85.
|
| 46
| Р.Р.Анализ эпизода. Художественное мастерство писателя в сцене истязания солдата. Гуманистический пафос рассказа.
| 1
| Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.
| Урок контроля
| Репродуктивная: ответы на вопро-сы , творческая: анализ эпизода
| Элементы диспута
| Написать характеристику главного героя.
|
| 47
| Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Фёдора Кузмича « как раздумье писателя о судьбе человека. Сопоставление рассказа «После бала» и «Посмертных записок Фёдора Кузмича».
| 1
| Помочь учащимся раскрыть особенности произведений и писательский замысел.
| Урок- практикум
| Рецептивная: чтение отрывков из произведений, творческая: чтение в лицах, характеристика героев, иссле-довательская: сопоставление рассказов
| Беседа
| Подготовить сообщение на тему «Л.Толстой в Казани».
|
| 48
| Судьба исторических жанров в литературе 20 века .Былинные герои в
Произведениях И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта ,Е.М.Винокурова.
| 1
| Выявить исторические особенности литературы 20 века .Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека.
| Урок-лекция
| Рецептивная: чтение былин , творческая: устное словесное рисо-вание
| Сообщения учащихся
| Вопросы и задания на стр.101.
|
| 49
| Исторические романы и повести Ю.Тынянова(обзор).Обсуждение нелепостей воинской службы при Павле 1 в рассказе «Подпоручик Киже».
| 1
| Помочь увидеть анекдотическую основу исторического рассказа. Раскрыть трагическое одиночество Павла1.
| Комбинированный урок
| Творческая: сообщения о писателе, поисковая: анализ глав
| Обзор произведений
| Прочитать гл 1 повести «Восковая фигура».Вопросы и задания на стр.117-118.
|
| 50
| «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия.
| 1
| Знать содержание повести, её идею и тему, уметь давать оценку событиям и героям .Выявить авторскую позицию.
| Изучение художественного произведения
| Репродуктивная: ответы на вопро-сы, творческая : сообщения уч-ся
| Комментированное чтение
| Подготовиться к сжатому пересказу повести.
|
| 51
| Сюжет и герои повести. Язык и стиль исторического повествования.
| 1
| Знать автора, факты его жизни, сюжет повести, его героев. Уметь оп-ределять основную мысль повести , роль отступлений, язык и стиль повествования.
| Изучение художественного текста
| Репродуктивная: пересказ по плану, творческая: составление речевой характеристики
| Словесное рисование
| Подготовиться к уроку внеклассного чтения.
|
| 52
| Внеклассное чтение. Обсуждение романа М.Алданова «Чёртов мост».
| 1
| Уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приёмов и средств, используемых автором. Обратиться к философской позиции автора ,понять ,как он воспринимает ход истории.
| Внеклассное чтение
| Творческая: анализ романа, характеристика героев
| Работа с текстом
| Прочитать миниатюру С.Цвейга «Невозвратимое мгновение».
|
| 53
| Исторические миниатюры С.Цвейга «Звёздные часы человечества»(«Невозвратимое мгновение»).Мастерство батальных сцен, образ Наполеона ,авторское отношение к нему.
| 1
| Раскрыть тему человеческой разобщённости .Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории.
| Комбинированный урок
| Творческая: раскрытие авторского замысла
| Самостоя-тельная творческая работа
| Подготовить сообщение о Б.Васильеве.
|
| 54
| Б.Л.Васильев.»Утоли мои печали».(гл.)Изображение ходынской трагедии, понимание автором и героями её причин.
| 1
| Знать Показать взаимоотношение власти и народа. Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого.
| Изучение художественного произведения
| Репродуктивная: ответы на воп-росы, творчес-кая: рассказ о жизни героини, поисковая: ответы на проб-лемные вопросы
| Лекция,беседа
| Вопросы и задания .
|
|
55
| Различные пути развития России в представлении героев романа. Жизнь людей на фоне трагических событий. Наденька Олексина и её искания.
| 1
| Продолжить знакомство с героями романа. Выявить своеобразие повествования.
| Урок-практикум
| Репродуктивная: ответы на вопросы, рецептивная: чтение эпизодов, поисковая : комментарий
| Комментированное чтение и анализ
| Подготовить художественный пересказ повести.
|
| 56
| Исторические лица ,изображённые в произведении(Николай 2,великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев).Смысл названия романа.
| 1
| Понимать обстановку действия в пьесе, уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов
| Изучение художественного текста
| Рецептивная: чтение глав, репродуктивная: художественный пересказ
| Составле-ние словес-ных портретов
| Сочинение –миниатюра по повести.
|
| 57
| Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет(обзор).Стихотворения К.Симонова, А.Ахматовой ,Ю.Друниной, А.Твардовского.
| 1
| Познакомить учащихся с героическими страницами Русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.
| Изучение лирических произведений
| Творческая: выразительное чтение .Поисковая: истории создания стихотворений
| Выразительное чтение
| Выучить наизусть одно стихотворение.
|
| 58
| ВОВ в песнях современных авторов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого и др.
| 1
1
| Уметь объяснять тематику песен, их музыкальность, простоту сюжета.
| Урок-концерт
| Творческая :исполнение песен
| Выразительное чтение
| Анализ одного стихотворения.
|
| 59
| Л.М.Леонов»Золотая карета».Драматический сюжет и композиция пьесы .Судьбы и идеалы героев.
| 1
| Провести обзор содержания произведения. Вовлечь учащихся в размышления о назначении жизни.
| Изучение драматического произведения
| Рецептивная :чтение по ролям
Поисковая :ответы на проблемные вопросы
| Комментированное чтение
| Дочитать пьесу,найти и выписать афоризмы.
|
| 60
| Романтический настрой автора при создании образов героев .Символика названия произведения.
| 1
| Формировать эмоциональную отзывчивость учащихся на сложные жизненные ситуации Научить. видеть позицию автора в пьесе.
| Урок-практикум
| Творческая: выявление символики названия произведения
| Аналитическая беседа
| Письменная работа «Роль символических образов и деталей в пьесе».
|
| 61
| Р.Р.Творческая работа: исторические события и исторический герой на страницах художественного произведения.
| 1
| Знать содержание, тему и идею изученных произведений, уметь обобщать, делать выводы.
| Развитие речи
| Поисковая: работа с текстами
| Тест
| Подготовиться к урокам внеклассного чтения по произведениям А.Платонова,В.П.Астафьева,К.Г.Паустовского.
|
| 62-63
| Внеклассное чтение.
| 2
| Знать содержание произведений ,идею и тему, уметь давать оценку событиям и героям.
| Внеклассное чтение
| Творческая :анализ произведений ,характеристика героев
| Анализ,беседа
| Написать отзыв на прочитанные произведения.Прочитать статью учебника «Мотивы былого в лирике позтов 20 века».
|
| 64
| Тема прошлого в лирике поэтов 20 века. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века(З.Гиппиус ,В.Брюсов, Н.Гумилёв).
| 1
| Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов.
| Комбинированный урок
| Творческая: выразительное чтение .Поисковая :ответы на проблемные вопросы
| Выразительное чтение
| Выучить наизусть одно стихотворение.
|
| 65
| Р.р.Лирические раздумья об исторических событиях ,о произведениях искусства как свидетелях минувшего в произведениях Д,Кедрина ,Г.В.Иванова М.Цветаевой.
| 1
| Помочь осмыслить прочитанное.
| Развитие речи
| Творческая :художественный анализ, выразительное чтение
| Элементы диспута
| Подготовиться к зачёту(повторить изученный материал по всему курсу).
|
| 66
| Р.Р.Зачёт по итогам чтения произведений исторической тематики.
| 1
| Знать содержание изученных произведений, уметь писать развёрнутый ответ с выходом в литературный текст.
| Урок обобщения и контроля
| Поисковая: развёрнутые ответы на проблемные вопросы
| Тест
| Подготовиться к урокам внеклассного чтения.
|
| 67
| Р.Р.Сочинение по итогам изучения произведений исторической тематики.
| 1
| Уметь самостоятельно написать сочинение на заданную тему.
| Развитие речи
| Творческая:сочинение-рассуждение
| Сочинение
| Написать сочинение.
|
| 68-69
| Внеклассное чтение. П.Мериме «Маттео Фальконе».Э.По «Падение дома Ашеров».
| 2
| Уметь анализировать самостоятельно прочитанные произведения.
| Внеклассное чтение
| Репродуктивная:ответы на вопрсы
| Аналитическая беседа
| Написать отзыв.
|
| 70
| Урок-рекомендация книг для самостоятельного чтения летом.
| 1
|
| Урок-рекомендация
|
| Список литературы
|
|
|
Пояснительная записка
Обучение в 8 классе по литературе ведётся в соответствии с типовой программой, рекомендованной Министерством образования.
Преподавание осуществляется по учебнику Т.Ф.Курдюмова «Литература. 8 класс» , изд. «Просвещение» М. 2010год
Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой , рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе. Методическое обеспечение включает в себя : Программно- методические материалы по литературе изд. «Дрофа» 2000г.,Учебник «Литература 8 класс» изд. «Дрофа» ,2002г., Поурочные планы по литературе 8 класс Скориной.Н.М. 2002г ,изд. «Учитель - АСТ», Уроки литературы в 8 классе Савиной Л.Н изд. «Учитель» 2003г.., методическое пособие И.В.Золотаревой изд. « Вако»2004г., «Тесты 5-9класс» Е.Ю.Липиной изд. «Дрофа» 2004г., Читаем, думаем, спорим. «Просвещение» 1999г.
На изучение литературы по рабочему учебному плану выделяется 68 часов в год, 2 часа в неделю. Количество часов на изучение тем соответствует типовой программе.
Цели и задачи:
-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных худ. произведений;
-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке Худ. произведений и их выбору для самостоятельного чтения; воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; -использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи.
В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведений искусства, следовательно, к истории в произведениях искусства слова. Особенность реализации программы состоит в том, что в каждом разделе предусмотрены вводные уроки, уроки закрепления знаний , уроки обобщения и систематизации и уроки проверки ЗУНов.
Доминируют диалогические и деятельные формы обучения. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс V111 класса.
В результате обучения учащиеся должны знать:
содержание текстов программных произведений;
определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
основные этапы стадиального развития литературы, отражение истории в каждом этапе. Должны уметь:
определить творческий метод писателя, авторскую позицию в произведении, литературное направление и эпоху, к которым относиться его творчество
уметь:
дать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано произведение;
указать особенности национальной традиции и новаторство творчества писателя;
охарактеризовать место писателя и литературного произведения в литературном процессе;
сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему;
написать развернутый план сочинения на заданную тему, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения, объяснить смысл заданной темы и способы ее раскрытия в сочинении;
написать сочинение на заданную тему.
|