Скачать 221.37 Kb.
|
ОБРАЗЦЫ РАЗРАБОТАННЫХ КУРСОВ, ПРОГРАММ, ПЛАНИРОВАНИЕ. Программа кружка «Русская словесность» «От слова к словесности». 5 класс 17 часов Пояснительная записка Ученики обращаются к новому предмету, который называется «Русская словесность». Предмет поможет учащимся овладевать не только грамотной речью, но и добиваться точности, выразительности в речи. А это значит учиться так вести беседу, чтобы всем окружающим интересно было общаться. Программа факультатива строится на сочетании теоретических и практических занятий. Предполагает проведение творческих работ, самостоятельных работ, занятий по выразительному чтению. Для анализа берутся произведения устного народного творчества и произведения классиков. Факультатив расширит возможности изучения литературы по программе под ред. Г.С.Меркина. В течение 5 класса учащиеся познакомятся с родами и жанрами литературы, формами словесного выражения, будут учиться понимать внутренние законы литературы, отличать подлинно художественное произведения от явлений «массовой литературы». Программа факультатива включает: 1. Работу с произведениями изобразительного искусства; 2. Самостоятельную работу с печатными источниками; 3. Сочинение собственных произведений. 5 средствий к приобретению красноречия: первое – природное дарование; второе – наука; третье – подражание авторам; четвертое – упражнение в сочинении; пятое – знание других наук. М.В.Ломоносов. Цели курса:
Задачи курса:
творческого употребления родного языка;
Тематическое планирование
Закончив 5 класс ученики, должны знать: - что такое слово, словесность; - понятия синонима, антонима, омонима, неологизма, устаревшего слова, фразеологизма; - определение эпитета, сравнения, аллегории; - что такое текст, формы словесного выражения, роды словесного выражения; должны уметь: - выразительно читать тексты, различные по теме, по роду словесного выражения; - уметь построить диалог, монолог; уметь пользоваться толковыми словарями; - уметь находить в тексте художественного текста однозначные, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы и т.п. и определять их роль в тексте; - создавать собственные тексты-описания, тексты-повествования; - уметь отличить драматическое произведение от лирического и эпического. Программа кружка «Русская словесность». 6 класс17 часовПояснительная записка Напомним важнейшие положения о том, что такое словесность. Словесность - это словесное творчество, все, что выражается словом. В широком смысле слова словесность- это искусство описывать посредством слова предметы, картины и людей, повествовать о событиях, о поступках и переживаниях людей, рассуждать о самых разных явлениях, выражать словом мысли и чувства в письменной и устной форме. Мы называем словесностью и способность выражать словами мысли и чувства, и то, что получается в результате: словесные произведения. В узком смысле слова, словесность - это все произведения искусства слова: устное народное творчество и книжное, письменная художественная литература. И наконец, словесностью называют все науки о языке и литературе: грамматику и лексикологию, историю и теорию литературы, стилистику риторики и другие науки. Цели и задачи изучения словесности. Цель - изучение словесности поможет шестиклассникам осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. Задачи:
помочь возродить интерес к чтению.
Итак, мы видим три задачи изучения словесности. Это творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств; формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму; развитие творческих способностей учащихся. Тематическое планирование
Компонент образовательного учрежденияРусский языкПрограмма элективного курса в 11 «Б» классе. Языковые нормы. 34 часа Цель: подготовка к ЕГЭ по русскому языку, освоение способов деятельности для решения практических задач. Задачи: подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку на основе систематического обобщения знаний по основным разделам языковой системы, изучаемой в основной школе, совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков. Пояснительная записка Материал курса структурирован по разделам языковой системы, изучаемой в основной школе. В зависимости от конкретных условий учитель определяет объем исходной информации для решения лингвистических задач и разрабатывает структурные схемы операционных умений школьников, помогает овладеть умением переноса знаний. Анализ внутрипредметных связей языка, выстраивание ответа-рассуждения, планирование поэтапного самоконтроля, проверка решения позволит учащимся приобрести прочные практические умения в анализе языковых явлений, предупредить типичные ошибки. Формы контроля уровня достижений учащихся: согласованность с требованиями к контрольно-измерительным материалам ЕГЭ (тестирование). Функцию контроля могут выполнять упражнения комбинированного характера, предполагающие применение разноплановых знаний и умений. Необходима оценка промежуточных достижений для своевременной коррекции деятельности учителя и ученика (диагностические задания, зачеты). Результаты изучения курса: знать/понимать: смысл понятий «языковая норма», «культура речи»; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь (слово: звук (фонетика), единица словарного состава (лексика), морфема (словообразование), часть речи (морфология)); орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; уметь: извлекать информацию (работа со словарями разного типа), соблюдать языковые нормы в практике письма (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистиче ские, орфографические), решать задачи со схемами операционных умений по отдельным разделам курса русского языка, применять различные способы самостоятельного приобретения знаний. Тематическое планирование
Литература для ученика 1.Власенков А,И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов.-М. Дрофа. 2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов.-М,:Вербум-М, 2002. 3.Словари. 4. Т.В.Соловьева. «Словарик современного школьника. Учебное пособие для 5-9 классов.», Челябинск, «Взгляд», 2003. 5. Т.В.Соловьева, др. «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Челябинск, «Взгляд», 2002. Программа кружка «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (русский язык и литература) Пояснительная записка Истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем "делания", в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Цели кружка: • Создание условий для развития способностей к самообразованию детей • Сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы • Включение детей в проектную форму работы, являющуюся основной в старшей школе. • Создание условий для адекватной самооценки, рефлексии собственной творческой деятельности. Задачи кружка: • Создать атмосферу творчества на базе решения проблемных и развивающих задач. • Создать условия для личностной самореализации. • Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР. • Осуществлять через проектную деятельность адаптацию детей к реальной жизни (взаимодействие с жизненными реалиями) • Знакомство с проектной формой работы, являющейся основной в старшей школе. • Формирование адекватной самооценка, рефлексия собственной творческой деятельности. Направления работы. I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.); II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей. III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в Ученических Чтениях и научно-практической конференции лицея, районных и городских мероприятиях. Технология организации исследовательской работы в лицее.Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи 1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать над исследовательским проектом. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах). 2 этап- непосредственная работа над проектом, начиная от погружения в текст художественного произведения, заканчивая работой с литературоведческими статьями по теме. 3 этап - представление собранного материала на занятиях кружка. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников. 4 этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее экспертиза. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на кружке и при наличии положительных отзывов рецензентов, к участию в ежегодной научно-практической конференции учащихся лицея, а также в предметных школьных олимпиадах. 5 этап. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах во время Дней Наук. 6 этап. Рефлексия. Учитель и ученики подводят итоги своей работы. Планируют на будущее. Тематическое планирование.
Региональный компонент. Литература. 10 класс Программа по курсу «Литературная Кострома» 17 часов (0,5 часа в неделю) Пояснительная записка Главная цель урока литературы - это знакомство с произведениями, прославляющими наш край, наших земляков. Они заставляют уважительно относиться к нашей истории. Вот поэтому так важны уроки по региональной литературе. Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемыми в основном курсе литературы художественными произведениями. Это позволяет пробудить в душах учащихся те впечатления, которые когда-то вызвала и жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля. Цель: -продолжение знакомства с творчеством костромских писателей и поэтов 19 века; -заинтересовать учащихся, пробудить в них стремление изучать литературу костромского края. Основные задачи: -краткий исторический курс в литературно-общественную деятельность костромских писателей и поэтов; -продолжение обучения анализа произведений; -показать национальное своеобразие творчества костромских поэтов и писателей. Знания и умения: -знать творчество костромских писателей и поэтов; -уметь видеть связь поэтических открытий писателей с жизнью и бытом костромичей; -анализировать лирические произведения в единстве формы и содержания. Тематическое планирование
Региональный компонент Литература 11 класс Программа по курсу «Литературная Кострома» 17 часов (0,5 часа в неделю) Пояснительная записка Цель: -продолжение знакомства с творчеством костромских писателей и поэтов 20 века; -заинтересовать учащихся, пробудить в них стремление изучать литературу костромского края. Основные задачи: -краткий исторический курс в литературно-общественную деятельность костромских писателей и поэтов; -продолжение обучения анализа произведений; -показать национальное своеобразие творчества костромских поэтов и писателей, Знания и умения: -знать творчество костромских писателей и поэтов; -уметь видеть связь поэтических открытий писателей с жизнью и бытом костромичей; -анализировать лирические произведения в единстве формы и содержания. Тематическое планирование
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс». – М., 2009 | Программа дисциплины "Русская словесность допетровского времени" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белова, Н. А. Словесное выражение образа рассказчика : урок словесности в XI классе / Н. А. Белова // Русская словесность. 2008.... | Краткое содержание статьи Черепанова Л. В., Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. – 2006. №5. – с. 46 50 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: карандаши, акварель палитра, выставка книг, «Русская народная словесность», иллюстрации, компьютер, презентация | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
А. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник» В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный... | Русская литература ХХ века Они помогут сориентироваться в обширной художественной, научной и учебно-методической литературе. Пособие адресовано студентам филологам... | ||
Приказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дронь Е. Н., учитель высшей категории. «Кириллица пригожая, забытая глаголица» (Урок словесности 10 класс) Мастер-класс. Каб. 16 | ||
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Шмо учителей словесности Состав школьного методического объединения учителей словесности Учителя русского языка и литературы, английского и немецкого языков средней школы №30 поставили перед собой следующие задачи в педагогической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытое мероприятие Конспект проведения кружка: «Расскажи сказку» кукольный театр. Тема: Русская народная сказка «Теремок» | Рабочая программа дисциплины (модуля) дв 2 русская литература и искусство... Сформировать целостное эстетическое впечатление об этапах развития русской словесности, персоналиях процесса, основных шедеврах русской... | ||
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова | «Сотворчество учителя и ученика как субъекта диалога на уроках словесности.» Свою педагогическую философию я выражу словами: «Уроки словесности- это уроки становления личности: сотворчество учителя, ученика... |