Скачать 274.73 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ЛИТЕРАТУРЕ к УМК И.Н.Сухих 10 КЛАСС Пояснительная записка ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам. Эти особенности русской словесности определяют роль литературы как школьного учебного предмета. Поэтому профессиональные споры о включении того или иного произведения и писателя в Стандарт общего образования часто приобретают общественный характер. Простой отбор текстов помимо любой интерпретации предполагает определенную социальную проекцию и воспитательную установку. Предлагаемый вариант программы опирается на «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень» и «Примерную программу среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень», сохраняя преемственность с «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе» и с «Примерной программой основного (общего) образования по литературе». Кроме того, в настоящей программе учтены результаты исследований ближней и дальней методической традиции (дореволюционные, советские и современные учебники, учебные пособия, методические разработки). ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа исходит из следующих целей литературного образования. В познавательном аспекте уроки литературы должны дать учащимся систему знаний о русской литературе в ее историческом движении, об основных этапах литературного развития, жанрах, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений. Воспитательный аспект литературы как учебного предмета заключается в формировании как личных (честность, терпимость, любовь к ближнему и др.), так и общественных (патриотизм, чувство гражданского долга и др.) свойств характера учащихся; он реализуется в процессе изучения духовной проблематики русской классики, а также драматизма писательских биографий и судеб. Эстетической целью уроков литературы должны быть воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умения различать «хорошее» и «плохое», «высокое» и «низкое», формирование привычки к чтению серьезной литературы, умения выбрать среди современной литературы лучшие образцы. В практическом плане уроки должны быть направлены, с одной стороны, на развитие творческих способностей и письменной культуры учащихся. С другой стороны, цель уроков – научить анализировать художественное произведение в единстве всех его компонентов, привить навыки риторической культуры (использование разных речевых жанров, стилистических средств и приемов) и первоначальной исследовательской и справочной работы (поиск нужных источников, в том числе с помощью Интернета, библиографическое описание и реферирование). ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Намеченные цели могут быть реализованы в следующих видах деятельности:
ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Указанные цели определяют принципы и содержание авторской программы. Еще в декабре 2002 года, когда только начиналось обсуждение новых стандартов по литературе, в аналитической записке, помещенной на сайте РОСРО, была отмечена вечная проблема преподавания литературы в школе: «Основное противоречие заключается в столкновении двух точек зрения: согласно одной из них, в рамках данного предмета ученики должны знакомиться с литературными произведениями, знать их содержание и уметь обсуждать их, выносить какие-то уроки из поступков героев, получать представления о нравственности и т.п., согласно же второй, литература в школе должна представлять собой своего рода усеченный курс литературоведения, в рамках которого дети должны изучать соответствующий понятийный аппарат, учиться анализировать произведения и писать сочинения уже именно в качестве литературно-критических работ. В реальности обычно имеет место сочетание обоих принципов в разных пропорциях, однако в профессиональных дискуссиях эти две позиции достаточно легко различимы». Предлагаемая программа представляет собой попытку преодолеть это противоречие. Если художественное произведение понимается как «сложно построенный смысл» (Лотман), а биография писателя – не только в качестве комментария к его текстам, но и как «роман жизни», предполагающий внутренний замысел, сюжет и нравственную сверхзадачу, то литературные понятия и термины должны быть не просто абстрактными словами, требующими заучивания, а инструментами, ступеньками к постижению искомого смысла. В старших классах мы получаем возможность «собрать» структуру произведения и жанровые системы эпоса, лирики и драмы из уже известных, осмысленных ранее элементов. Поэтому теоретический акцент программы заключается в ее фундаменте, в способе изложения, опирающемся на достаточно просто и четко изложенную систему понятий и терминов, используемых при анализе конкретных произведений. Уже в начале курса предполагается повторить изученные и дать новые понятия, сопровождая их примерами из уже пройденного в основной школе материала и иллюстративными схемами. В историко-литературном изложении с опорой на изученное в основной школе, неоднократно повторяясь (ибо без понятий жанра, сюжета, героя не может обойтись ни одна персональная глава), исходные определения будут закрепляться и обогащаться. Категории жанра, сюжета, героя, пространствам времени могут стать опорными и при заключительном повторении, ибо с их помощью легко проследить эволюцию русской литературы XIX–XX веков. При таком построении будут соблюдены как системность, так и преемственность освоения теоретико-литературных понятий при сохранении традиционного историко-литературного принципа построения курса. Настоящая программа базовой школы строится прежде всего как история литературы. Во-первых, в ней применена укрупненная периодизация: не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко-культурным эпохам. Во-вторых, в программе сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования и Примерную программу. Изучать литературу как искусство необходимо прежде всего в процессе совместного медленного чтения. Поэтому программа строится на детальном монографическом анализе ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень». Причем этот анализ должен вестись с подробным цитированием, точным указанием на источники (части, главы, действия драмы), чтобы каждый шаг, каждое утверждение было проиллюстрировано текстом изучаемого произведения. В-третьих, традиционному обзору жизни и творчества писателя автор программы предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого изучаемого писателя представлены своеобразными психологическими портретами-«медальонами». Фактическая часть биографии тем не менее будет присутствовать как в самом «медальоне», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества писателя. Поскольку биографии Пушкина, Лермонтова и Гоголя должны подробно изучаться в основной школе, биографический аспект в старших классах предполагается заменить историко-литературным: при изучении этих писателей речь пойдет прежде всего об их месте в историко-литературном процессе и значении их творчества. Воспитательное, нравственное значение литературы должно проявиться как при рассмотрении содержания классических произведений, как правило, ориентированных на вечные темы, на проблемы нравственного выбора, так и в рассказе о самих писателях, биографии которых обычно полны настоящего драматизма и человеческой значительности. Таким образом, опорными конструктивными элементами новой программы предполагается сделать целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества и подробный анализ ключевых программных произведений или – если речь идет о поэте – художественного мира писателя (в зависимости от того, каким образом данный автор представлен в Стандарте общего образования). Принцип дискуссионности должен быть реализован прежде всего в представлении набора, перечня оценок того или иного автора, персонажа или произведения в критике, эпистолярных и мемуарных источниках и даже в художественных произведениях (хотя возможности такого подхода в заданных количественных параметрах ограниченны). Однако даже эпизодическое изложение разных точек зрения позволит отнестись к изучаемому материалу как к живому, проблемному явлению, провоцирующему личную оценку (конечно, на основе предварительного знания). ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа предполагает формирование следующих общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ Из предлагаемых Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 210 часов в авторской программе предполагается использовать 190 часов (по 95 часов в 10 и 11 классах). Остальные часы отводятся на уроки по развитию речи и внеклассному чтению. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Пояснительная записка В основу содержания и структуры календарно-тематического планирования по литературе в 10 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. В данном планировании (скорректированном) предусмотрено текстуальное изучение двух-трех произведений автора (например: И.А. Гончаров. Романы «Обыкновенная история», «Обломов»; И.С. Тургенев. Романы «Рудин», «Отцы и дети»). Предусмотрено также освоение учащимися теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов. В поурочном планировании представлены также возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи.
Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 10 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008; Белокурова С.П. Литература. 10 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2008; Белокурова С.П. Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. |
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета | Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета | ||
Пояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные... Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета) | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место... Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа | ||
Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика... Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности | Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане) | Содержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы,... Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | ||
Общая характеристика учебного предмета Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С.... | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных... | Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества |