Скачать 122.71 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Проректор (декан факультета) _________________________ «____»______________200__г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП. ДС. 04. ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.ПРАКТИКУМ ПО ПЕРЕВОДУ1. цели и задачи дисциплины. Цель данного курса, завершающего подготовку по специализации «славянские языки» – ознакомить учащихся с литературой страны изучаемого языка. Художественная литература служит инструментом для формирования литературного языка и, вместе с тем, наиболее полно использует все богатство языка на каждом этапе его развития. Таким образом, изучение творчества украинских писателей позволяя глубже познакомиться с национальной культурой и историей, в то же время дает возможность выйти на более высокий уровень языковой компетенции. Задачи курса:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплинЫ В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 4.2.1. Ранний период Светская и духовная литература Украины XIV – начала XVIII века. Украинское и русское барокко. Языковые особенности ранней украинской литературы. 4.2.2. Литература национального возрождения Особенности украинской литературы конца XVIII – начала XIX века: обращение к народному языку и национальной тематике. Жанровый характер и стилистические особенности героико-комической поэмы Котляревского «Энеида». П. Гулак-Артемовский (1790 – 1865) – мастер травестийной оды. Украинская драматургия: комедии из народной жизни. И. Котляревский «Наталка-Полтавка», Г. Квитка-Основьяненко «Москаль-чарiвник». Украинская травестийная литература и ее влияние на творчество Н.В. Гоголя Отражение народной жизни в повестях Г. Квитки-Основьяненко – от комедии к трагедии. 4.2.3. Украинский романтизм «Украинская школа» в русской романтической литературе: Кондратий Рылеев, Орест Сомов, Николай Костомаров, ранний Гоголь. Поэзия западной Украины: М.Шашкевич. Идейное своеобразие украинского романтизма: сочетание религиозных и национально-освободительных мотивов. Кирило-Мефодиевское братство. Т.Г. Шевченко и его роль в украинской литературе. Жизнь народа в поэзии Шевченко: возвышение быта. «Кобзарь». Лиризм и трагизм в поэме «Катерина». Языковые особенности поэзии Шевченко. П. Кулиш (1819-1897) Исторический роман «Чорна рада». 4.2.4. Украинский реализм Украинская поэзия второй половины XIX века: Степан Руданский, Юрий Осип Федькович, Леонид Глебов, М. Старицкий. Просветительские задачи украинского реализма. Повести и сказки Марко Вовчок (Марии Маркевич). «Бытовая» проза И.Л. Нечуй-Левицкого и социально-критические романы Панаса Мирного. Иван Франко – жизнь и творчество. Выход за рамки «народной» тематики. Языковые поиски. Элементы символизма в поздней прозе И. Франко. Леся Украинка – поэзия и драматургия. Новые темы и мотивы украинской литературы 4.2.5. Украинская литература XX – ХХI века Обзор литературы советского периода. Историческая проза: Р. Иваничук, П. Загребельный. Литература украинской эмиграции. Современная украинская литература: тенденции и пути развития. 4.2.6. Основы теории перевода. Практикум по переводу Основные вопросы теории перевода. Проблемы перевода с близкородственных языков. Межъязыковая синонимия и омонимия (русский и украинский языки). Ложные друзья переводчика. Практикум по переводу 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) Основная литература
б) Дополнительная литература
6.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Библиотечка украинской литературы (около 100 изданий), имеющаяся на кафедре. 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Магнитофон, видеомагнитофон. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ При изучении курса следует уделить особое внимание сравнительно-сопоставительному анализу литературных текстов на украинском языке и их переводов, формированию русско-украинских литературных связей. Кроме того, необходимо актуализировать опорные знания, умения и навыки, приобретенные студентами в процессе изучения курсов истории русской и зарубежной литературы, устного народного творчества и теории литературы. Нужно активно поощрять студентов к самостоятельной работе, поиску информации в библиотеках и сети Интернет. При изучении современной украинской литературы лучше предоставить учащимся самим выбрать произведения, которые им наиболее интересны. Занятие по этой теме может быть проведено в форме круглого стола. Практикум по переводу необходимо предварить некоторыми сведениями по теории и истории перевода, в дальнейшем же сосредоточиться на особенностях научного и художественного перевода. 8.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Данный курс предполагает ознакомление с некоторыми призведениями украинской литературы в оригинале. Задание для чтения нужно взять заранее, так как предполагается обсуждение прочитанных произведений на занятиях, по мере изучения. В течение семестра студенты должны подготовить реферат, посвященный жизни и творчеству одного из украинских писателей и выполнить творческое задание по переводу на практических занятиях. Основными источниками информации для подготовки к экзамену являются материалы лекций и электронные ресурсы. 8.2.1. Пример контрольного задания (практикум) Какими языковыми средствами создается настроение текста? Переведите отрывок, сохраняя его эмоциональную атмосферу. Не знати, чи то вiчний шум Черемошу i скарги гiрських потокiв, що сповняли самотню хату на високiй кичерi, чи сум чорних смерекових лiсiв лякав дитину, тiльки Iван все плакав, кричав по ночах, погано рiс i дивився на неню таким глибоким, старече розумним зором, що мати в тривозi одвертала од нього очi. Не раз вона з ляком думала навiть, що то не од неї дитина. Не «сокотилася» баба при злогах, не обкурила десь хати, не засвiтила свiчки – i хитра бiсиця встигла обмiняти її дитину на своє бiсеня. М. Коцюбинський «Тiнi забутих предкiв» 8.2.2. Темы рефератов Биография украинских писателей (по выбору) 8. 2. 3. Список произведений для чтения на украинском языке
8.2.4. Вопросы к экзамену
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 032900 (050301.65) «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы) со специализацией «Славянские языки». Программу составили: канд. филол. наук, доцент кафедры теории и истории языка _____________Л.В.Дубина Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры теории и истории языка протокол №____ от «___»____________200__г. Зав. кафедрой ___________________________________________________ О.В.Орлова Программа дисциплины одобрена метод. комиссией филологического факультета ТГПУ протокол №____ от «___»____________200__г. Председатель метод. комиссии филологического факультета ___________ А.В. Курьянович Согласовано: Декан филологического факультета _________________________________ А.В.Гузеева |
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении... Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о... | ||
Практикум по переводу цели и задачи дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования | Программа дисциплины дпп. Ддс. 04. Языкознание цели и задачи дисциплины Курс «Языкознание» Расширяя и углубляя общеязыковедческую подготовку студентов, курс решает следующие задачи | ||
Программа дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа дисциплины дпп. Ф. 07 Цитология цели и задачи дисциплины: Цель курса «Цитология» Цель курса «Цитология»: дать студентам на современном уровне знания о клетке как элементарной единице строения, функционирования... | ||
Рабочая программадисциплин ыуголовная политика ... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 05. Литература страны изучаемого языка... Предвозрождения и Возрождения, литературы XVII века, Просвещения, Романтизма, литературы к. XIX – н. XX вв., направлений первой четверти... |