«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ
Гуманитарного цикла по УВР МБОУ Рождественская СОШ Рождественская СОШ
_________/Гатауллина Р.А. _/ ________/Чуприн В.В/
Протокол № ____ ________/Cоколова Л.А/ Приказ № ____________
от «__ »___________20__г. «_______»___________20___г. от «___»___________20___г.
Рабочая программа
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
‘’Рождественская средняя общеобразовательная школа``
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
по литературе 6 класс
Ермосиной Веры Владимировны
учителя первой квалификационной категории 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования .
2. Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (одобренная министерством образования РФ)
3. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Рождественская средняя общеобразовательная школа” Лаишевского района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (Протокол №1, от 31августа 2013) и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), добавлен 1 час компонента образовательного учреждения для качественной реализации базовой программы.
4. Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ``Рождественская средняя общеобразовательная школа`` Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением педагогического совета.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы в 6 классе ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Содержание тем учебного курса ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние . Эстетическое значение обрядового фольклора. Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора. Выражение в нём народного духа. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.)
Древнерусская литература «Сказание о белгородском киселе» .Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА ( 4 ч.)
Русские басни. И. И. Дмитриев. И. А. Крылов. Жанр басни. Истоки басенного жанра. Русские баснописцы 18 века. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка. Великий баснописец Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Образы животных, их роль в баснях. Обличение воинствующего невежества. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 36 ч.)
А.С.Пушкин. Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания. Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих. Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова: столкновение своенравных характеров. Отец и сын. Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицина. Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета романа (фольклор, литература прошлого и т.д.) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел». «Повести Белкина» - книга (цикл)повестей. Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей .
М. Ю. Лермонтов. Детство и юность поэта. «Три пальмы», «На севере диком», «Утес», «Листок». Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.
И.С.Тургенев «Бежин луг». Иван Сергеевич Тургенев -автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия)
Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...».
А. А. Фет. Стихотворения. Напевность лирики А.А. Фета.
Н. А. Некрасов. Страницы жизни поэта. «Железная дорога». Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов .
«Дедушка». Историческая основа поэмы. Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
Трехсложные размеры стиха. Стопа. Поэтический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий. Н. С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» . Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура. . Рассказ «Человек на часах». История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе.
А. П. Чехов Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. Юмор и сатира в рассказе. рабская угодливость, чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. П. Полонский, Е. А. Баратынский, А. К. Толстой. Стихотворения. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (35 ч.)
А. С. Грин. «Алые паруса». Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью
А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Сказка-быль «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика. Характеристики образа Насти и Митраши. Особенности изображения М.Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...» Истинная дружба в судьбе героев. Автобиографичность рассказа. Сильный, страстный, целенаправленный характер Павлика. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа. Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе.
В. Г. Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя.
В.М.Шукшин «Чудики», «Срезал», «Сельские жители». Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказах.
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия. Родная природа в русской поэзии XX века. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Утрата душевного покоя, тоска по гармонии.
С.А.Есенин. Слово о поэте и его творчестве. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша»
А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой.
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворения «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы лирики поэта. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Произведения Г. Тукая. Жизнь и творчество. «Родная деревня», «Книга».
Лирика К. Кулиева. Жизнь и творчество. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ». ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (22 ч.) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - эпические произведения. Одиссей: характер и поступки.
М. Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот». Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы. Душевное величие и наивная простота героя романа.
И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.
П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Слово о писателе, памятнике его героям. Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена. Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Вопросы и задания. Юмор в произведении. Характеристика героев романа.
Антуан де Сент–Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц». «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.
Учебно-тематический план.
№
п/п
| Наименование разделов,
тем
| Кол-во часов
| В том числе, количество часов на проведение
| Лабораторных работ
| Практических работ
| Контрольных работ
| Уроков развития речи
| Тестирования
| 1
| Введение.
| 2
| -
| -
| -
| -
| -
| 2
| Устное народное творчество.
| 5
| -
| -
| -
| 1
| -
| 3
| Из древнерусской литературы.
| 1
| -
| -
| -
| -
| -
| 4
| Из русской литературы 18 века.
| 4
| -
| -
| -
| -
| -
| 5
| Из русской литературы XIX века.
| 36
| -
| -
| -
| 4
| -
| 6
| Из русской литературы XX века.
| 35
| -
| -
| 2
| 3
| -
| 7
| Зарубежная литература.
| 22
| -
| -
| -
| -
| -
|
| Итого:
| 105
| -
| -
| 2
| 8
| -
| |