Gaetano Donizetti «Любовный напиток»





Скачать 328.6 Kb.
НазваниеGaetano Donizetti «Любовный напиток»
страница1/4
Дата публикации11.08.2015
Размер328.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4




Автор: Алла Кострыкина

журнал «СТИЛЬ& ДОМ» №2/2004

Gaetano Donizetti

«Любовный напиток»


Импресарио театра «Каннобиана», ставшего к 1832-му крупнейшим после «Ла Скала» театром Милана, оказался в большом затруднении: композитор, обещавший написать специально для «Каннобианы» новую оперу, не сдержал слова. И времени до заявленной премьеры оставалось всего две недели! С присущей итальянцам эмоциональностью импресарио хватался за голову и вопрошал Мадонну, кого еще из святых ему молить о помощи. Впрочем, уповать на святых в вопросах музыкально-театральных – и импресарио прекрасно отдавал себе в этом отчет – было совершенно бессмысленно. Нужен был просто другой композитор – либо бесспорный гений, либо авантюрист, потому что другой за подобное просто не возьмется.

Как раз в это время и появился в Милане Доницетти – талантливый композитор, для которого в музыкальном искусстве не было секретов, маэстро, умевший самый незначительный текст украсить вдохновенной музыкой. Злосчастный импресарио бросился к Доницетти и стал умолять его, чтобы он, поскольку времени совсем мало, переделал свою старую партитуру и сделал из нее что-нибудь, что можно показать публике. Импресарио знал, как действовать – нужно было рассердить маэстро. И тот действительно пришел в ярость: «У меня нет привычки штопать ни свои, ни чужие дыры! Уж лучше, если Романи мне поможет, я напишу новую оперу».

«Я обещал за две недели положить на музыку какую-нибудь поэму, - сказал Доницетти Феличе Романи, встретив его в тот же день. – Уступаю тебе неделю на либретто. Ну-ка, посмотрим, кто из нас смелее. Только имей в виду: примадонна у нас будет немка Гейнефеттер, тенор – мямля Дженеро, комик Фреццолини блеет козленком, а французский бас Дебади вообще ничего не стоит. И все же мы должны с честью выйти из этой истории…»

В поисках сюжета поэт и композитор перелистали множество книг и либретто, остановившись наконец на пьесе Скриба «Напиток».

Две недели спустя, 12 мая 1831-го, состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», и с тех пор эта веселая, изящная, тонкая опера не сходит со сцен многих театров мира. Публика приняла доницеттиевскую оперу безоговорочно и восхищенно, будто каждый аккорд, каждая ария исполнены были дивных чар. Вот свидетельство хроники. Критик «Гадзетта ди Милано» после второго спектакля писал: «Без всяких особых ожиданий, без каких-нибудь заманчивых обещаний эта опера, прекрасная от начала до конца, принесла автору и исполнителям всеобщее одобрение… Арии, дуэты, терцеты, ансамбли как в первом, так и во втором актах – все прекрасно, в высшей степени великолепно. Композитору аплодировали после каждой сцены, и когда в конце акта опускался занавес, без конца вызывали на сцену вместе с певцами, чтобы выразить заслуженное одобрение. Партитура отличается живым, блистательным музыкальным стилем настоящей комической оперы. Переход от комического к серьезному сделан с поразительной тонкостью, порывистостью и исполнен музыкальной страсти. Инструментовка, сопровождающая пение, живое, виртуозное и взволнованное, всегда продумана и блистательна, неизменно соответствует сценической ситуации, в ней чувствуется рука большого мастера. Расточать еще большую похвалу Маэстро – значило бы повредить опере: его произведение не нуждается в преувеличенной похвале».

«Любовный напиток» выдержал тридцать два представления с аншлагом. Гаэтано Доницетти, как истинный рыцарь, шармер и бонтон, посвятил свою оперу прекрасной половине населения Милана. Дамы, несомненно, оценили столь щедрый подарок, но успехом своим «Любовный напиток», право, был обязан не посвящению – произведение было поистине не сравненное. Сразу же после премьеры в Италии опера была поставлена за границей и везде ее принимали овациями!

Известие о неимоверном успехе разнеслось повсюду, и некоторые миланские издатели тайком напечатали отрывки из оперы в переложении для фортепиано, но с кое-какими «непростительными пропусками и ошибками». Жалкие законы, охранявшие в то время авторское право, не могли помешать этому. Зависть и ложь постоянно преследовали композитора. «Маленькие подлости», о которых говорит Руайе в одном из писем к Верди, угнетали Гаэтано. То были требования руководителей театров и оркестров, певцов и балерин; капризы, компрометировавшие спектакль, анонимные нападки газет, оскорблявшие его; ревность менее удачливых и менее талантливых коллег, наглая клака; чванливые посредственности критики, бессильные выступить со своими собственными произведениями и потому уничтожавшие творения других; издатели, чьи противоречивые интересы раздували пыл разногласий. На все эти «маленькие подлости» Доницетти отвечал так, как отвечают сильные: своими произведениями. Гений Доницетти не знал стремительных падений, он все время был на взлете. Перу Маэстро принадлежит более 70 опер! Негативным выступлениям в прессе, нападкам ранящим, но преходящим, тленным, он противопоставлял свою бессмертную музыку.

Воплотить в мелодиях бред, безумие, не допустив при этом ничего лишнего и неприятного, а вызвав только огромную жалость – вот чудо, сотворенное композитором. В этом проявилось его величие. Он сумел показать душевные переживания в музыке, которая сама по себе – уже действие. У современных композиторов воплощение абстрактной или сложной идеи требует большого разнообразия форм. У Доницетти напротив – все просто, лаконично, реально, и эта реальность овеяна таинством, свойственным лишь миру чувств.

Будучи публичным человеком – ему по рангу надлежало бывать на разных празднествах и встречах артистов, литераторов, аристократов, но заваленный работой, он страдал. В письме к своему другу Майру он изливал душу: «Я вынужден жить, где мне скучно… Я люблю искусство, люблю его страстно». В своем духовном одиночестве, в своей печали Маэстро чувствовал себя нищим и бездомным.

В выборе оперных сюжетов Доницетти, несомненно, подчинялся чуткому, инстинктивному чувству театральности – красоте, благородству, величию и пропорциональности общей картины, движению масс. Характеры его героев прописаны старательно, цельны. Они любят и ненавидят друг друга, конечно же, не потому, что испили «любовного напитка».

Улыбка – великий элемент культуры, но умеют посмеяться над собой единицы. Где бы Маэстро не находился, его мысли постоянно были заняты музыкой: внутренне он всегда был настроен на творческую волну, и в этом тончайшем мире, невидимом для окружающих, являлись ему герои его опер, и он бросал все дела, чтобы уловить и зафиксировать мгновения их жизни.

Человек, чувствующий красоту, дышащий красотой, знающий, Гаэтано Доницетти родился в предместье Бергамо – города, соединяющего в себе черты Рима и Венеции, Флоренции и Перуджи, в 1797-м 29 ноября в бедной семье. В 1806-м семья переселилась из окраины в город. Мальчиком он любил заходить в церкви – рассматривал картины, арки, своды и заворожено слушал пение монахинь. Родители хотели видеть жизнь сына стабильной, материально обеспеченной и настаивали, чтобы он стал адвокатом, усердно готовили к будущей карьере. Гаэтано прекрасно знал латынь, итальянский язык, обладал должным красноречием…

Но судьба распорядилась иначе. В девятилетнем возрасте его отправили в благотворительную музыкальную школу. 6 ноября 1806-го началась полная страстей творческая жизнь музыканта, в тот день он сделал первые шаги по тернистой дороге к Олимпу. Он познал роскошь, дружбу, принял горечь от утраты близких, дорогих людей. Он жил вдохновенно.

8 апреля 1848 года в 5 часов пополудни Доницетти скончался…

Непрерывным потоком шли люди, чтобы отдать ему последний долг. Город Бергамо оделся в траур. 11 апреля в 10 часов утра медленно и тяжело зазвонили колокола всех церквей. Толпа заполонила улицы. Похоронный кортеж двинулся к кладбищу Вальтессе. Шествие открывал полк национальной гвардии с музыкой и знаменами, за ним следовали четыреста человек с зажженными факелами, множество выдающихся людей искусства, приехавшие со всех концов Италии, представители городской власти, церковный капитул и, наконец, молодые люди из знатных семей, несшие гроб Маэстро, покрытый лавровым венком. За телом шли близкие и друзья. Гроб несли высоко – будто стремились приблизить тело к душе, взмывшей куда-то высоко, в лазурное небо. И люди, когда процессия проплывала мимо, опускались на колени, прощаясь с творцом прекрасных мелодий, который вознесся в небо…

Навсегда завещал нам Маэстро Una furtiva lagrima… - «Слезу, упавшую украдкой».

Автор: Тимур Гончар
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconЛюбовный треугольник Волошин, Гумилёв, Черубина де Габриак. История...

Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconБезалкогольный напиток

Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconКисломолочный напиток

Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconСокосодержащий тыквенный напиток

Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Любить; фр aimer; amateur m любитель; англ amatory любовный, amiable дружелюбный; русск амур
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» icon«Ассирийская держава»
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconКонспект урока по математике
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconНекрасов Анатолий – Любовный многоугольник
Пришло время быть грамотным в сложнейших вопросах взаимоотношений мужчины и женщины. Люди являются профессионалами в самых разных...
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconУчебно-методическое обеспечение кабинета фиЗИки
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconБбк 91. 9: 74 д 85 Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconКонспект по теме: введение в язык программирования Паскаль
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconИстория книги от ее рождения до наших дней Цели урока
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconСписок цоров библиотеки моу сош с. Лейпциг Русский язык
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconМарт 2012 №4 о научно-методический журнал в этом номере читайте
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Gaetano Donizetti «Любовный напиток» iconКлассный час «энергетический напиток польза или вред?»
Лабораторный практикум по технохимическому контролю чайного сырья и готовой продукции чайного производства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск