Рабочая программа учебного предмета «Литература»





Скачать 233.77 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литература»
страница1/2
Дата публикации08.03.2016
Размер233.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шоркасинская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

_________________ ______________И.А.Иванова _________________Г.Г.Петрова

Протокол №______ «_______»___________2013 г. Приказ №__________

от «______» ___________2013 г. от «____» _________2013 г.


Рабочая программа

учебного предмета «Литература» (базовый уровень)

для 8 класса
Срок реализации программы – 2013/2014 учебный год.
Разработана на основе федерального компонента основного общего образования

и примерной программы основной школы «Русский язык и литература: 5-9 классы

общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским)

языком обучения»

(С.К.Бирюкова, Р.З.Хайруллин, Н.Н.Вербовая, К.М.Нартов, Н.С.Русина), 2005 г.

Составила учитель русского языка и литературы

Иванова Ираида Алексеевна
с.Шоркасы, 2013 год

Пояснительная записка
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Сложность учебного предмета в том, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения).

Литературное образование в школе с русским (неродным) языком осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой среде. Национальная специфика влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения необходимо учитывать национальные особенности чувашской литературы.

Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативности. Русская литература тесно связана с русской культурой, т.к. является ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений поможет учащимся школы с русским (неродным) языком обучения воспринять русскую литературу как часть русской культуры. Таким образом, в национальной школе реализуется принцип «диалога культур».

Основной формой организации учебного процесса при изучении литературы является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход.

В основе данной программы – последовательная реализация принципа концентрического изучения произведений одного и того же писателя. В программе представлены произведения, начиная с древнерусской литературы и завершая литературой 20 века.

Кроме того, введены разделы «Литература народов России», «Зарубежная литература».

Для выработки навыков развития связной устной и письменной речи определены 10 уроков развития речи, однако работа по развитию речи ведется систематически и на других уроках.

Для повышения интереса к литературным произведениям, повышения общего кругозора учащихся в данной рабочей программе предусмотрены уроки внеклассного чтения в объеме 7 часов (6,8 % от общего количества часов), на которые взяты произведения таких известных мастеров слова, как В.Железников, А.Солженицын, В.Быков, А.Алексин, В.Распутин, Ф.Абрамов, В.Богомолов, В.Белов. Уроки внеклассного чтения тесно связаны с уроками развития речи.

Для реализации национально-регионального компонента в раздел «Литература народов России» включено творчество П.Хузангая с изучением стихов о родине. Итоговый контроль проводится в форме защиты рефератов.
Цели:

  • Воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

  • Развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

  • Формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;

  • Освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения;

  • Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.



Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;

  • формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;

  • развитие, совершенствование и закрепление навыков устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.


Основными критериями отбора художественных произведений русской литературы народов России и зарубежной литературы являются:


  • высокая художественная ценность;

  • гуманистическая направленность;

  • позитивная сила воздействия на личность ученика-читателя;

  • соответствие целям и задачам развития школьника на том или ином этапе;

  • художественное мастерство писателя в изображении культурно-исторических традиций, философских, мировоззренческих и религиозных взглядов героев произведений.


Место предмета в учебном плане школы
Объем часов, отводимых на изучение русской литературы в 8 классе, составляет 102 часа – из расчета 3 учебных часа в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:

  • тест художественных произведений;

  • художественный образ, тему, идею, героев изученных произведений, сюжет;

  • основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка и их взаимосвязи.


Учащиеся должны уметь:

  • выделять элементы композиции изучаемого произведения и понимать их роль в произведении;

  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

  • определять в контексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;

  • правильно, бегло, выразительно читать вслух художественные, научно-популярные и публицистические тексты; примерные темпы чтения – 120-130 слов в минуту;

  • пересказывать устно и письменно (изложение)- подробно, выборочно и сжато – эпические произведения или отрывки из эпических произведений;

  • создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению (уметь давать развернутый ответ на вопрос и проблемную характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения);

  • составлять сложный план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;

  • составлять цитатный план;

  • составлять план собственного письменного и устного высказывания;

  • пользоваться справочниками по литературе.



Содержание программы

№ раздела

Тема

Кол-во часов

Развитие речи

Внекл.

чтение

Заучивание наизусть

1

Введение

1










2

Древнерусская литература

2










3

Русская литература 18 века

4

1







4

Русская литература 19 века

37

5

3







Творчество А.С.Пушкина

10

2

1

2




Творчество М.Ю.Лермонтова

7

1

1

2




Творчество Н.В.Гоголя

3













Творчество И.С.Тургенева

4







1




Творчество

Н.А. Некрасова

4




1

1




Творчество Н.С.Лескова

3













Творчество А.Фета

1













Творчество Л.Н.Толстого

2

1










Творчество А.П.Чехова

3

1







5

Русская литература 20 века

27

3

3







Творчество И.А.Бунина

2




1







Творчество А.М.Горького

4

2










Творчество А.А.Блока

2







1






Творчество В.В.Маяковского

3




1

1




Творчество С.Есенина

1







1




Творчество А.Грина

1













Творчество А.Ахматовой и М.Цветаевой

2







1




Творчество М.Зощенко

2













Творчество Н.Заболоцкого и К.Паустовского

2













Творчество А.Твардовского

4

1

1

2




Творчество В.Шукшина

2













Творчество Ф.Абрамова и Е.Евтушенко

2










6

Литература народов России

5

1

1

1

7

Зарубежная литература

8










8

Обобщение изученного

1











Распределение учебного времени




Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

Развитие речи

Внекл.

чтение

На изучение произведений

Заучивание наизусть

1

Всего часов по учебному плану

102

10

7

85

12

2

Количество часов в неделю

3













3

Запланировано на 1 четверть

28

4

1

23

4

4

Запланировано на 2 четверть

21

1

2

18

1

5

Запланировано на 3 четверть

30

3

2

25

5

6

Запланировано на 4 четверть

23

2

2

19

2


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «литература»
...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»
...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconУчебного предмета «Чувашский язык и литература» предназначена для 11
Рабочая программа учебного предмета «Чувашский язык и литература» предназначена для 11-го класса (далее – рабочая программа) и составлена...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка назначение рабочей программы. Программа учебного предмета «Литература»
Программа учебного предмета «Литература» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений и составлена с учетом...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа Наименование учебного предмета литература
Планирование составлено на основе Программы по литературе для средних общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы /В....
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по литературе Название учебного предмета литература

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Васильева А. В., Шайфигулина О. С., Самакина Е. А, учителя русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск