Скачать 96.84 Kb.
|
Муниципальное образование город Краснодар Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №6 КОНСПЕКТ консультации по литературе по теме «Тихий Дон» - эпопея о всенародной трагедии. Жанр. Ширина эпического повествования, герои» 12 класс Выполнила учитель русского языка и литературы С.В.Калабельникова 2011 – 2012 учебный год Пояснительная записка Учителя вечерней школы, проводя занятия по литературе, испытывают те же трудности, что и учителя школы дневной: учащиеся не читают произведения или читают совсем мало. Известно, что больше читают дети в младшем и среднем школьном возрасте. Те, кто приходит учиться в вечернюю школу, как правило, ничего не читали и тогда. Заставить их это делать очень трудно, потому что у одних к чтению выработалось стойкое отвращение, а у других просто нет столько свободного времени из-за работы, семьи… Помочь пробудить интерес к произведению, вызвать желание прочитать его могут, на наш взгляд, нетрадиционные уроки. В программе 12 класса одним из произведений, которое дает благодатный материал для проведения занятия в нетрадиционной форме, является роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон». Мы предлагаем разработку первого занятия из цикла уроков по этому произведению. Нам кажется, что жителю Кубани - исторически казачьего края – будут ближе и понятнее события, происходившие на казачьем Дону. Кроме того, по объему это очень большое произведение, и уже это отпугивает учащихся. Поэтому присутствие на таком занятии и участие в нем, может быть, пробудят у кого-то желание взять томик М.А.Шолохова в руки. А если нет, то они, надеемся, получат яркие впечатления о романе, и, возможно, в будущем восполнят эту потерю. Тема: «Тихий Дон» - эпопея о всенародной трагедии. Жанр. Широта эпического повествования, герои. Цель: определить жанр произведения; дать общую характеристику романа; рассмотреть систему образов; показать всенародную трагедию, описанную в романе. Задачи: - формировать мнение учащихся о романе как о трагедии народа в начале 20 века, о главном герое как об обычном человеке, чуждом политике и желающем прожить нормальную человеческую жизнь без войн и смертей, т.е. формировать мнение о романе как о гуманистическом произведении; - определить жанровые особенности романа; - показать широту эпического повествования, систему образов. Оборудование: переносная доска, экран, компьютер, проектор, иллюстрации к роману, плетень, подсолнухи, фото из к/ф «Тихий Дон», коромысло, ведра, фото прототипа главного героя, казачьи костюмы (мужские и женские), плетка, толковый словарь, казачьи песни, цифровой фотоаппарат. Ход занятия: Оформление доски: Эпиграфы: Величие Шолохова заключается в его эпическом таланте, в его правдивости. У него то же спокойное дыхание, что и у Льва Толстого в «Войне и мире» … Ханс Кирк, датский писатель, 1947 г. Шолохов – одна из ярчайших фигур, крупный художник, подлинный гуманист. Его «Тихий Дон» … уже сегодня принадлежит мировой литературе. Вилли Бредель, немецкий писатель, 1955 г. Осень 1925 г - начало работы над «Тихим Доном». 1940 г - вышла последняя, четвертая, книга. 1912 – 1922 гг – временные рамки романа. Это 10 лет. Исторические события, которые отражены в произведении: I Мировая война февральская революция 1917 г. Октябрьская революция гражданская война. В романе – жизнь и судьба огромного количества людей, которых коснулись эти события. I. Вступительное слово учителя о теме, целях, задачах урока. Комментарий эпиграфов и фактов, записанных на доске. II. Ведущий 1 (в это время на экране – слайды с фото донских степей, реки Дон): … Бескрайние степные просторы под ярким голубым небом, величественный «батюшка Дон»… Издавна эти великолепные места полюбились людям. Они основали здесь станицы и хутора, насадили весной покрывающиеся белой пеной сады, засеяли необъятные степи пшеницей. А называли этих людей казаками. Кто же они такие? Откуда взялись? III. Ведущий 2: Во времена крепостного права бежали крестьяне на юг от ненавистной неволи и селились по берегам больших рек Кубани и Дона. Тогда это были окраинные земли, и правительство, порой, сквозь пальцы смотрело на этих «беглых», надеясь, что они станут и защитниками южных рубежей государства. Так оно и оказалось. Вольные, свободные, ни от кого не зависящие люди – казаки – стали не только земледельцами, но и воинами-защитниками своей земли и своей вольной жизни. Нрав имели необузданный, горячий, непокорный. Толковый словарь дает такое определение слову «казаки»: (На экране – выдержка из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова) Казак - вольный поселенец на окраинах государства (на Дону, на Кубани, на Тереке), активно участвующий в защите ее границ, свободолюбивый, непокорный. (Запись определения в тетрадь) IV. Ведущий 3: В силу своего «беглого» положения со временем у казаков сложилась своя культура, свой быт, обычаи и традиции, которые несколько отличались от культуры и обычаев остального народа, населяющего Россию. Казаки живут замкнуто, в свою среду «чужаков» пускают очень неохотно, честь казака всегда высоко ценят; они очень мужественные, преданные и надежные воины. Еще более прилежно работают они на земле: пашут, сеют и убирают хлеб, кормят свои многочисленные семьи; дают, порой, работу и «пришлым», когда нанимают их помогать управляться с хозяйством. А хозяевами казаки в большинстве своем были справными: имели наделы земли, лошадей, скот, сельхозинвентарь. Жили большими семьями, вместе работали на земле. V. Учитель: Жизни донского казачества посвятил свой знаменитый роман «Тихий Дон» Нобелевский лауреат 1965 года Михаил Александрович Шолохов. (По ходу изложения фактов учащиеся записывают их в тетрадях) Начат роман осенью 1925 года. Последняя, четвертая, книга вышла в 1940 году. Работа длилась почти 15 лет. 1912 – 1922 годы - 10 лет, которые охватывает роман. Они были очень бурными в историческом плане: Первая Мировая война; февральская революция 1917 года; Октябрьская революция; гражданская война. Происходящее так глобально, что эти 10 лет стали целой эпохой в истории страны. Писатель показал в романе жизнь и судьбу огромного количества людей, которых коснулись эти события. А в толковом словаре мы можем прочитать определение такого жанра художественного произведения (на экране – выдержка из толкового словаря): Эпопея - это произведение о значительных исторических событиях, на фоне которых показана жизнь огромного количества людей; охватывающее большой промежуток времени. Вопрос к классу: - Значит, чем по жанру будет произведение М.А.Шолохова? VI. Ведущий 4 (в казачьем костюме): Герои «Тихого Дона» - казаки, они и труженики-земледельцы, и воины. Живут в затерянном в донских степях хуторе Татарском, на берегу Дона, вдали от больших городов. (По ходу рассказа - на экране слайды с фото героев «Тихого Дона) - Перед нами мятущаяся душа, «простой и бесхитростный» ум Григория Мелехова; - пламенное сердце Аксиньи; - страдающая, но любящая и верная Наталья; - друг детства, а потом враг Мишка Кошевой; - вспыльчивый, иногда смешной, но строгий и работящий Пантелей Прокофьевич – отец Григория; - хлопотливая Ильинична - мать; - хуторские казаки - однополчане Гришки. У главного героя романа Григория Мелехова был прототип - казак Харлампий Ермаков. Был прототип и у Аксиньи. V. Ведущий 5 (в казачьем костюме): Медленно, неторопливо течет хуторская жизнь. Автор рассказывает о хозяйственных заботах Пантелея Прокофьевича, описывает неприхотливый быт его семьи, баз с хозяйственными постройками. Мелеховы - дружная, работящая семья. Гришка Мелехов - еще молодой, неотслуживший казак, живет спокойно, ни о чем не задумываясь. Он и его сверстники участвуют в лихих скачках, ходят на игрища, работают до горького пота в поле, рыбалят. Вот их жизнь. Пишет М.А.Шолохов и о жестоких, нелепых или унизительных старых обрядах и обычаях казаков. Но это не мешает автору видеть и красоту в их жизни. VI. Сценки. (у доски: плетень, за ним – подсолнухи. Все действия разворачиваются у плетня). Первая. Аксинья с коромыслом и ведрами, неторопливо идет. Ее нагоняет Гришка. Говорит громко, весело: - Здорово, Аксинья! - Ой! Чертяка бешеный! Чудок не померла со страху! - Не пужайся, соседка! Наклонившись к уху, он тихонько говорит: - Приходи сегодня на игрища, погутарим. - Ты со мной не заигрывай, а то мужу скажу словцо… - Не пужай. Нарошно глядеть буду. Аксинья (с улыбкой, взглянув на Гришку): - Ну и гляди! Она уходит, а Гришка смотрит ей вслед. Вторая. Девушки собрались в группку, очень жизнерадостные, смеются, грызут семечки. Одна говорит: - Давайте песню заведем! (Поют: Трава моя, трава, трава зеленая, Трава моя, трава, трава зеленая… Я ж по той по траве ходила-гуляла, Я ж по той по траве ходила-гуляла, Ходила-гуляла, да не нахожуся, Ходила-гуляла, да не нахожуся, А кого я люблю, да не налюблюся, А кого я люблю, да не налюблюся. Трава моя, трава, трава зеленая, Я ж по той по траве ходила-гуляла…) На последних словах одна из девушек оглядывается и восклицает: - Вон ребята идуть. Плясать будем! Слышна песня: По Дону гуляет, По Дону гуляет, По Дону гуляет казак молодой, По Дону гуляет казак молодой. А дева там плачет, А дева там плачет, А дева там плачет над быстрой рекой, А дева там плачет над быстрой рекой. Ребята подходят к девушкам, здороваются, смеются. Шумной гурьбой все уходят… Третья. К плетню подходит Гришка, останавливается, потягивается. Из-за плетня, «из хаты», слышен строгий голос Пантелея Прокофьевича: - Гришка! Опять до свету на игрищах был? Запрягай коня, пора пахать ехать! - Я зараз, батя. VII. Ведущий 1. Центр художественного мира «Тихого Дона» - хутор Татарский, курень Мелеховых. Мирная жизнь была прекрасной: игрища, работа, любовь… Она заканчивается с началом Первой Мировой войны… А потом будут революции… А потом начнется гражданская… Недаром эпиграфом к своему роману М.А.Шолохов взял горькие слова из старинной казачьей песни (на экране слайд со словами песни): Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами. А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. События начала века стали трагедией для народа: так много крови было пролито; так много жизней они унесли; так много судеб искалечили… Эта народная трагедия раскрывается через судьбу Григория Мелехова - казака, прошедшего Первую Мировую и гражданскую войны. Он стал жертвой тех глобальных событий. Идеологи говорили, что тогда надо было быть «белым» или «красным». Третьего не дано. М.А.Шолохов пишет: «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебных стороны. С одной - хуторская беднота; с другой - местные богатеи, часть середняков и те, кто не любил новую власть». А Мелехов как раз и пытается найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках кодексом чести казака. Он хочет остаться просто человеком: жить, работать, завести семью, растить детей, пахать землю и выращивать хлеб… VIII. Ведущий 2. Через страшные испытания прошел герой: он подвергался смертельной опасности и убивал сам, а потом мучился угрызениями совести; он метался от «белых» к «красным» и обратно, пытаясь понять, где его место; он потерял почти все - многих товарищей-односельчан, жену Наталью, свою возлюбленную Аксинью… «…Похоронив ее, он поднимает глаза и видит в небе черное солнце…» Возвращается Григорий к своему опустевшему дому, где уже есть другой хозяин - муж сестры Дуняшки Мишка Кошевой, когда-то в детстве - друг, а сейчас - враг. «Григорий взял на руки сына… Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». IХ. Письменная работа по вопросам. 1. В каком году М.А.Шолохову была присуждена Нобелевская премия? 2. Почему «Тихий Дон» называют романом-эпопеей? 3.Как показана в романе всенародная трагедия? Х. Итог занятия (подводят учащиеся): - Что вы сегодня узнали о романе «Тихий Дон» и его авторе? ХI. Домашнее задание: - конспект (в тетради) - с. 209-215 (по учебнику). |
Урока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов.... Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока | Темы рефератов по русскому языку и литературе Жанр трагедии в литературе классицизма. Трагедия Сумарокова «Дмитрий самозванец» | ||
Судьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон» Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества | Проведение урока-семинара по литературе Цель урока: проверить знания учащихся по содержанию романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова | ||
Конспект по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,... | Урок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В.... Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон» | ||
Урок путешествие по теме: Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; обрабатывать структуру текстов повествования и описания;... | Тест. «Синтаксис. Словосочетание» 8 класс. 1 Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
Урок мастерская ценностных ориентаций "Сам ищу выход" ( по роману М. Шолохова "Тихий Дон") | Литература 11а, 11б: закончить чтение романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Выписать теоремы равносильности. Разобрать примеры. №№30. 33. 30. 37, 30. 41, 30. 42 | ||
Литература Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина» Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса | Литература «Тихий Дон» Кислоты. Основания (параграф 21, №3,4,7) и амфотерные соединения (параграф 25, №3,5) | ||
Конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь... План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс) | Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает... | ||
Реферат ученицы 10 класса Гудок Юлии посвящен исследованию жанрового... Этот жанр новый в мировой литературе, в настоящее время еще не исследованный полностью. Ученица делает попытку «доисследовать» его,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Час фильма о судьбах России и её народа (вечерний просмотр видеофильма «Тихий Дон») |