Скачать 34.74 Kb.
|
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ По теме: Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания Цели, задачи урока: Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; обрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение. Оборудование: Запись музыки Г. Свиридова «Метель», рисунки, Снеговик, таблички. ХОД УРОКА.
У: Вы любите путешествовать, ребята? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения? Д: Да! Когда читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях, и путешествуем вместе с героями. У: А ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причём, чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хотабыч, ни ковёр-самолёт. Мы возьмём с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется Сочиняйка. Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.
У: Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»? оказывается, что от старинного корня –чин-, что значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком». «Всё будет чин-чинарём». Задание: подберите родственные слова с корнем –чин-. У: Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определённом порядке.
У: Тема урока и будет сочинение. У: Но раз уж мы решили отправляться в необычное путешествие, то запишем ещё одно слово: «фантазия».
У: Сочинение это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определённым правилам. Вспомним их. (Ученики вспоминают правила, а в это время на доске открываются карточки с названиями):
- Какую роль играет каждая часть? 6. Определение темы сочинения. У: Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка. - о каком времени года «говорит» музыка? Д: О зиме. У: В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, ребята, каким образом можно туда попасть? Д: - На санях Деда Мороза. - На снежинке. - На зимнем ветре. - На метле бабы Яги. А вот и первый житель Сочиняйки (учитель вывешивает плакат Снеговика). Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что … (звучит аудиозапись). Я – весёлый снеговик. К зиме холодной я привык. В Сочиняйке я живу И со всеми там дружу. Я каждый день смотрю вокруг: «Не придет ли новый друг?» Сильный и умелый, Да к тому же смелый! У: Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь интересное или какой-нибудь секрет. Предлагаю вам написать сочинение на тему: «Секрет снеговика». (Дети записывают в тетрадь тему сочинения) У: Каким будет тип текста? Ученики: Повествование с элементами описания.
– Что будет главным в сочинении? – Сам секрет Снеговика. – В какой части текста его запишем? - В основной. (Под табличкой « Основная часть» выставляется табличка «Секрет Снеговика»). У: - Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом? Ученики: Во вступлении. (Под табличкой «Вступление» появляется табличка «Встреча со снежным человечком»). У: У каждого на парте есть свой снеговик, которого мы изготовили на уроке труда. У каждого из них свой характер, своё настроение. Опишите их! Только скажите, где следует это записать? Ученики: В заключительной. У: Какие чувства вам принесло новое знакомство? (Ответы детей. Появляется табличка: «Как хорошо иметь друга!», которая завершает план. На доске появляется план сочинения.). План сочинения.
А) Как выглядит новый знакомый? В) Секрет Снеговика. 3. Заключение. Как хорошо иметь друга! 8. Работа над средствами выразительности письменной речи. У: Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи: сравнение. Именно они позволяют представить вашего Снеговика ярче. 9. Запись сочинения. У: Желаю вам интересного путешествия и жду ваших рассказов. (Дети пишут сочинение на фоне спокойной классической или инструментальной музыки.) 10. Обсуждение сочинений. |
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка... «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине А. М. Герасимова «Мокрая терраса. После дождя» | Урок – путешествие Отрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса... | ||
«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе» Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Помочь учителю подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения | ||
Тема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла» Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения... | Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе: «Путешествие в страну Лилипутию» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: «Подробное изложение... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: отработать навык описания и повествования, указать на роль вещей в жизни человека, выяснить, какова роль описания вещей... | ||
Конспект урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Роль метонимии в тексте» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина Цель урока: обучение передаче пространственного положения ветки вербы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучать написанию сочинения-описания; обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп; способствовать овладению... | ||
Урок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной | Конспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа) Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет» | ||
Урок путешествие по теме: «Южная Америка» Урок путешествие по теме: «Южная Америка» «На далекой Амазонке не бывал я никогда» | Урок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не ... | ||
«Внешность человека», формировать грамматические навыки (место прилагательного... Умк: М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева «Английский с удовольствием» 5 класс; Е. А. Быстрова,Л. В. Кибирева,Ю. Н.... | Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо... Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного... |