Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить»
Конфуций Исследовательский метод предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ.
При использовании исследовательского метода форма овладения учебным материалом напоминает исследование, поэтому воспитывает у детей интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность.
Исследовательский метод дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний. Цели:
Ознакомление учащихся с методикой и технологией исследовательской работы.
Формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.
Задачи:
Обучить умениями и навыками исследовательской работы.
Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску.
Научить школьников оформлять научные идеи, размышления.
Способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.
Организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности.
Формы занятий:
Лекции, презентации, библиографические уроки, практические и семинарские занятия, социологические исследования, практикумы.
Возраст обучающихся
Содержание изучаемого курса
-
Название темы
| Всего часов
| Тема1. Наука и научное творчество
| 2 часа
| Тема 2. Основные этапы исследования
| 7 часов
| Тема 3. Работа над рукописью
| 4 часа
| Тема 4. Публичное представление материала
| 2 часа
| Тема 5. Защита исследовательских работ
| 2 часа
| Всего
| 17 часов
|
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения курса ученик должен
- основные понятия курса: наука, метод, гипотеза, предмет исследования, объект исследования, метод, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, моделирование, композиция работы, языково-стилистическая обработка;
- изученные виды источников (карта, схема, диаграмма, монография, документ); - сравнивать явления и события, объяснять смысл, значение понятий
- анализировать фрагменты документа, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение.
- работать с различными видами источников;
- давать описание событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты процессов, явлений и событий;
-группировать явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых событий и явлений; определять на основе предложенного материала причины и следствия важнейших событий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-публичного представления личных достижений, представлений, собственной позиции ;
-общения с различными категориями социальных партнеров
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения
в процессе общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Перспективно – тематическое планирование
№
пп
| Теоретический блок
| Форма проведения
| Основные понятия
| Практический блок
| 1.
| Наука. Ее место и роль в жизни людей.
| Презентация
| Наука, метод
| Выбор темы исследования.
| 2.
| Представление о научном творчестве.
| Семинар
|
| Постановка проблемы исследования. Выбор темы исследования.
| 3.
| Формулировка цели и определение задач исследования.
| Практическое занятие
| Гипотеза, предмет исследования, объект исследования
| Формулировка гипотезы, определение целей и задач исследования
| 4.-5
| Методы исследования, теоретические и практические деятельности людей.
| Лекция/Практическое занятие
| Метод, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, моделирование.
| Выбор методов исследования
| 6.
| Этапы проведения исследований: планирование, проведение эксперимента, работа с литературой, составление рукописи
| Практикум
|
| Поиск нужной литературы
| 7.
| Работа с литературой.
Библиотечные уроки.
| Библиографический практикум
|
| Поиск нужной литературы
| 8-9
| Виды рационального чтения. Освоение прочитанного
| Лекция/ практические
занятия
| План, тезис, конспект, алгоритм.
| Чтение литературы. Подготовка записей по прочитанной литературе.
| 10.
| Работа над рукописью исследования
| Практикум
| Композиция работы языково-стилистическая обработка
| Работа над рукописью
| 11.
| Правила оформления реферата, тезисов, доклада, проекта
| Практикум
| Верстка, иллюстративный материал, библиография, карты, схемы, диаграммы, графики.
| Работа над рукописью
| 12.-13
| Оформление исследовательской работы.
| Практическое занятие
|
| Набор работы на компьютере. Оформление на бумажном носителе, стенде.
| 14.
| Подготовка к защите исследовательской работы
| Практикум
| Ранжирование, гипотеза, анализ, перспектива
| Составление выступления.
| 15.
| Публичное представление материала. Приемы ораторского мастерства.
| Лекция. Практикум.
| Тембр, темп, пауза, акцент.
| Отработка навыков устной речи во время выступления.
| 16-17
| Защита рефератов, докладов.
| Практическая конференция.
|
| Защита исследовательских работ.
|
Список литературы для учителя
Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1.-84.-Введ.01.01.86.-М., 1984.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М.: Вербум-М, 2001.
Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Изд.4-е испр. И доп.-М.: АРКТИ,2000.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена,1994.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.-Ульяновск. ООО «Сашко», 2003.
Краеведение. /Под ред.А.В.Даринского.-М.: Просвещение, 1987.
Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учебных заведений с угулб.изуч.гуманит.предметов, а также для лицеев и гимназий.-М.:Просвещение, 1994.
Логика: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школы и классов с угулбленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д.Гетманова, А.Л.Никифоров, М.И.Панов и др.-М.:Дрофа,1995.
Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г.Москвы).- Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск З//Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве /Отв.редактор Л.Е.Курнешова.-М.:Центр «Школьная книга», 2003.
Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»// Практика административной работы в школе.-2002, № 1.
Методические рекомендации по учету музейных ценностей, находящихся в государственных и общественных музеях.-Брянск, 1986.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996.
Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002,Выпуск 2// Серия «Инструкторско-методическое обеспечение содержания образования в Москве» /Отв. редактор Л.Е.Курнешова.-М:Центр «Школьная книга», 2002.
Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81.-Введ.01.01.82.-М.;1981.
Методические рекомендации Классификация исследовательских работ учащихся Реферат – творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение учащимися Функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата. Проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата. Этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Мотивация
| 1. Разработка планов уроков-экскурсий.
2. Создание условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий.
| 1. Выбирает уровень заданий согласно своим способностям.
2. Выбирает тему научно-исследовательской работы.
| 2. Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы.
| 1. Знакомит с основополагающими принципами научного исследования.
2. Определяет проблемное поле исследования.
3. Помогает корректировать и конкретизировать тему.
4. Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи.
| 1. Формирует тему научно-исследовательской работы.
2. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.
3. Знакомится с принципами научного исследования.
| 3. Определение круга изучаемых источников
| 1. Знакомит с методами исследования.
2. Помогает определить круг изучаемых источников.
3. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой.
| 1. Знакомится с методами исследования.
2. Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников.
| 4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация.
| 1. Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках.
2. Помогает составить вопросы для анкет.
3. Совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы.
| 1. Учится работать с фондами библиотек.
2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу.
3. Совместно с учителями составляет вопросы и проводит сбор устных источников.
4. Совместно с учителем систематизирует собранный материал по теме исследования.
| 5. Оформление исследовательской работы.
| 1. Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы.
2. Корректирует написанный текст работы.
3. Помогает решить спорные вопросы при написании текста.
| 1. Знакомится с требованиями оформления научно-исследовательской работы.
2. Совместно с учителем корректирует написанный текст.
| 6. Публичное выступление на конференции.
| 1. Объясняет принципы публичного выступления.
2. Проводит тренинг.
3. Слушает и корректирует выступление.
Выступает на защите исследовательской работы.
| 1.Изучает принципы публичного выступления.
2.Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления.
3. Отрабатывает навыки публичного выступления.
4.Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление.
5. Выступает с докладом на защите исследовательской работы.
| 7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы.
| 1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности.
2.Помогает определить направления дальнейших исследований.
3.Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований.
| 1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности.
2. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований.
3. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований.
|
Критерии оценок исследовательских работ Критерии оценки реферата:
Адекватность и полнота выборки источников информации;
Соответствие содержания теме реферата;
Наличие собственных суждений автора;
Добросовестность отношения автора к выполнению работы;
Качество публичного доклада.
Критерии оценки экспериментальной исследовательской работы:
Значимость темы;
Соответствие содержания работы заявленной теме;
Обоснованность выбора методики эксперимента;
Глубина исследования;
Воспроизводимость и точность экспериментальных данных;
Качество публичного представления работы.
Критерии оценки исследовательских проектов Оценка проекта , выполненного учащимися ____________________________________
Класса____по предмету _____________________________________________________
Оценка работы
| Оценка защиты
| Фамилия, имя
| Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы
| Объем разработок и количество предлагаемых условий
| Реальность и практическая ценность
| Уровень самостоятельности
| Качество оформления записки, плакатов и др.
| Оценка рецензентом
| Качество доклада
| Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме
| Проявление глубины и широты знаний по данному предмету
| Ответы на вопросы педагогов
| Ответы на вопросы учащихся
| Оценка творческих способностей докладчика
| Субъективная оценка деловых качеств докладчика
| Итоговая оценка (балл)
180-220 – отлично;
120-175 - хорошо;
90- 115 – удовлетворительно;
Менее 80 - неудовлетворительно
| баллы
| 5,10,20
| 5,10,20
| 5,10
| 10,20
| 5,10,20
| 5,
10
| 5,
10,
20
| 5,
10,
20
| 5,
10,
20
| 5,
10
| 5,
10
| 5,
10,
20
| 5,
10,
20
|
|
Внеурочная деятельность по курсу:
Консультирование по выбранным проблемам исследования;
Консультирование по подготовке и написанию доклада, реферата;
Встречи с интересными людьми, работающими в различных областях научного знания;
Презентация спецкурсов, разработанных в рамках учебного заведения;
Участие в организации научно-практических конференций, днях науки, открытых уроках для младшего и среднего звена, творческих конкурсах, выступлениях для разных аудиторий.
Проблемы при организации исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;
Основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
Учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;
Исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
|