Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций





Скачать 109.7 Kb.
НазваниеПояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций
Дата публикации20.09.2013
Размер109.7 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка
«То, что не ясно, следует выяснить»

Конфуций
Исследовательский метод предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ.

При использовании исследовательского метода форма овладения учебным материалом напоминает исследование, поэтому воспитывает у детей интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность.

Исследовательский метод дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний.
Цели:

  • Ознакомление учащихся с методикой и технологией исследовательской работы.

  • Формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.

Задачи:

  • Обучить умениями и навыками исследовательской работы.

  • Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску.

  • Научить школьников оформлять научные идеи, размышления.

  • Способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.

  • Организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности.

Формы занятий:

  • Лекции, презентации, библиографические уроки, практические и семинарские занятия, социологические исследования, практикумы.

Возраст обучающихся

  • 15-16 лет


Содержание изучаемого курса


Название темы


Всего часов

Тема1. Наука и научное творчество


2 часа

Тема 2. Основные этапы исследования


7 часов

Тема 3. Работа над рукописью


4 часа

Тема 4. Публичное представление материала


2 часа

Тема 5. Защита исследовательских работ


2 часа

Всего


17 часов



Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса ученик должен


  • знать/понимать:

- основные понятия курса: наука, метод, гипотеза, предмет исследования, объект исследования, метод, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, моделирование, композиция работы, языково-стилистическая обработка;

- изученные виды источников (карта, схема, диаграмма, монография, документ);

  • уметь:

- сравнивать явления и события, объяснять смысл, значение понятий

- анализировать фрагменты документа, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение.

- работать с различными видами источников;

- давать описание событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты процессов, явлений и событий;

-группировать явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых событий и явлений; определять на основе предложенного материала причины и следствия важнейших событий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-публичного представления личных достижений, представлений, собственной позиции ;

-общения с различными категориями социальных партнеров

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения

в процессе общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перспективно – тематическое планирование




пп

Теоретический блок

Форма проведения

Основные понятия

Практический блок

1.

Наука. Ее место и роль в жизни людей.

Презентация

Наука, метод

Выбор темы исследования.

2.

Представление о научном творчестве.

Семинар




Постановка проблемы исследования. Выбор темы исследования.

3.

Формулировка цели и определение задач исследования.

Практическое занятие

Гипотеза, предмет исследования, объект исследования

Формулировка гипотезы, определение целей и задач исследования

4.-5

Методы исследования, теоретические и практические деятельности людей.

Лекция/Практическое занятие

Метод, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, моделирование.

Выбор методов исследования

6.

Этапы проведения исследований: планирование, проведение эксперимента, работа с литературой, составление рукописи

Практикум




Поиск нужной литературы

7.

Работа с литературой.

Библиотечные уроки.

Библиографический практикум




Поиск нужной литературы

8-9

Виды рационального чтения. Освоение прочитанного

Лекция/ практические

занятия

План, тезис, конспект, алгоритм.

Чтение литературы. Подготовка записей по прочитанной литературе.

10.

Работа над рукописью исследования

Практикум

Композиция работы языково-стилистическая обработка

Работа над рукописью

11.

Правила оформления реферата, тезисов, доклада, проекта

Практикум

Верстка, иллюстративный материал, библиография, карты, схемы, диаграммы, графики.

Работа над рукописью

12.-13

Оформление исследовательской работы.

Практическое занятие




Набор работы на компьютере. Оформление на бумажном носителе, стенде.

14.

Подготовка к защите исследовательской работы

Практикум

Ранжирование, гипотеза, анализ, перспектива

Составление выступления.

15.

Публичное представление материала. Приемы ораторского мастерства.

Лекция. Практикум.

Тембр, темп, пауза, акцент.

Отработка навыков устной речи во время выступления.

16-17

Защита рефератов, докладов.

Практическая конференция.




Защита исследовательских работ.


Список литературы для учителя


  1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1.-84.-Введ.01.01.86.-М., 1984.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М.: Вербум-М, 2001.

  3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Изд.4-е испр. И доп.-М.: АРКТИ,2000.

  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена,1994.

  5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.-Ульяновск. ООО «Сашко», 2003.

  6. Краеведение. /Под ред.А.В.Даринского.-М.: Просвещение, 1987.

  7. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учебных заведений с угулб.изуч.гуманит.предметов, а также для лицеев и гимназий.-М.:Просвещение, 1994.

  8. Логика: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школы и классов с угулбленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д.Гетманова, А.Л.Никифоров, М.И.Панов и др.-М.:Дрофа,1995.

  9. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г.Москвы).- Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск З//Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве /Отв.редактор Л.Е.Курнешова.-М.:Центр «Школьная книга», 2003.

  10. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»// Практика административной работы в школе.-2002, № 1.

  11. Методические рекомендации по учету музейных ценностей, находящихся в государственных и общественных музеях.-Брянск, 1986.

  12. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996.

  13. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002,Выпуск 2// Серия «Инструкторско-методическое обеспечение содержания образования в Москве» /Отв. редактор Л.Е.Курнешова.-М:Центр «Школьная книга», 2002.

  14. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81.-Введ.01.01.82.-М.;1981.


Методические рекомендации
Классификация исследовательских работ учащихся
Реферат – творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение учащимися Функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата.
Проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата.
Этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика



1. Мотивация

1. Разработка планов уроков-экскурсий.

2. Создание условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий.

1. Выбирает уровень заданий согласно своим способностям.

2. Выбирает тему научно-исследовательской работы.

2. Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы.

1. Знакомит с основополагающими принципами научного исследования.

2. Определяет проблемное поле исследования.

3. Помогает корректировать и конкретизировать тему.

4. Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи.

1. Формирует тему научно-исследовательской работы.

2. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.

3. Знакомится с принципами научного исследования.

3. Определение круга изучаемых источников

1. Знакомит с методами исследования.

2. Помогает определить круг изучаемых источников.

3. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой.

1. Знакомится с методами исследования.

2. Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников.

4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация.

1. Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках.

2. Помогает составить вопросы для анкет.

3. Совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы.

1. Учится работать с фондами библиотек.

2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу.

3. Совместно с учителями составляет вопросы и проводит сбор устных источников.

4. Совместно с учителем систематизирует собранный материал по теме исследования.

5. Оформление исследовательской работы.

1. Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы.

2. Корректирует написанный текст работы.

3. Помогает решить спорные вопросы при написании текста.

1. Знакомится с требованиями оформления научно-исследовательской работы.

2. Совместно с учителем корректирует написанный текст.

6. Публичное выступление на конференции.

1. Объясняет принципы публичного выступления.

2. Проводит тренинг.

3. Слушает и корректирует выступление.

Выступает на защите исследовательской работы.

1.Изучает принципы публичного выступления.

2.Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления.

3. Отрабатывает навыки публичного выступления.

4.Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление.

5. Выступает с докладом на защите исследовательской работы.

7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы.

1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности.

2.Помогает определить направления дальнейших исследований.

3.Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований.

1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности.

2. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований.

3. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований.


Критерии оценок исследовательских работ
Критерии оценки реферата:

  • Адекватность и полнота выборки источников информации;

  • Соответствие содержания теме реферата;

  • Наличие собственных суждений автора;

  • Добросовестность отношения автора к выполнению работы;

  • Качество публичного доклада.


Критерии оценки экспериментальной исследовательской работы:

  • Значимость темы;

  • Соответствие содержания работы заявленной теме;

  • Обоснованность выбора методики эксперимента;

  • Глубина исследования;

  • Воспроизводимость и точность экспериментальных данных;

  • Качество публичного представления работы.


Критерии оценки исследовательских проектов
Оценка проекта , выполненного учащимися ____________________________________

Класса____по предмету _____________________________________________________


Оценка работы

Оценка защиты

Фамилия, имя

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объем разработок и количество предлагаемых условий

Реальность и практическая ценность

Уровень самостоятельности

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом

Качество доклада

Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

Проявление глубины и широты знаний по данному предмету

Ответы на вопросы педагогов

Ответы на вопросы учащихся

Оценка творческих способностей докладчика

Субъективная оценка деловых качеств докладчика

Итоговая оценка (балл)

180-220 – отлично;

120-175 - хорошо;

90- 115 – удовлетворительно;

Менее 80 - неудовлетворительно

баллы

5,10,20


5,10,20

5,10

10,20

5,10,20

5,

10

5,

10,

20

5,

10,

20

5,

10,

20

5,

10

5,

10

5,

10,

20

5,

10,

20





Внеурочная деятельность по курсу:

  • Консультирование по выбранным проблемам исследования;

  • Консультирование по подготовке и написанию доклада, реферата;

  • Встречи с интересными людьми, работающими в различных областях научного знания;

  • Презентация спецкурсов, разработанных в рамках учебного заведения;

  • Участие в организации научно-практических конференций, днях науки, открытых уроках для младшего и среднего звена, творческих конкурсах, выступлениях для разных аудиторий.


Проблемы при организации исследовательской деятельности:

  • Развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;

  • Основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;

  • Учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;

  • Исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однако и они не всегда понимают нас, взрослых, потому что, разговаривая с ними, мы часто не можем ясно выразить свои мысли. Но что...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПрограммы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно,...
Данной программы предназначен для учащихся 2 – 4 классов четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений и рассчитан...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconКто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка Школьное образование в современных условиях...
Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconМожно, конечно, относится к человеку, как к венцу творения. И, наверное,...
Можно, конечно, относится к человеку, как к венцу творения. И, наверное, это правильно. Но абсолютно ясно, что человек несовершенен....
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка оформляется по гост 105-95 и гост 32-2001 Подшивать...
Текстовую часть работы необходимо выполнять в редакторе Word для Windows (версия 97/2000/xp с расширением *. doc или *. docx)
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка к уроку обществознания по теме «Социальная сфера»
Традиционный опрос – «вопрос-ответ» не позволяет выяснить, насколько усвоен весь программный материал, т к за триместр, в среднем,...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconФизиологическая готовность ребенка к школе
И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого,...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций iconЧто выводит из Ислама? Часть 1
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск