Скачать 380.66 Kb.
|
Приложение 1 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПО НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» Пояснительная записка Раздел данной программы предназначен для учащихся 2 – 4 классов четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений и рассчитан на 31 аудиторный час. Данный раздел относится к блоку народной музыкальной культуры учебной программы по предмету «Музыка». Цель раздела: Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами русского фольклора Основные задачи: Заинтересовать детей через игровую и творческую деятельность различными видами музыкального фольклорного творчества; сформировать навыки художественного осмысления музыкального фольклорного произведения; развить музыкальный слух, память, чувство ритма, расширить певческий диапазон; научить основным навыкам певческого дыхания; развить умение сравнивать и различать музыкальные инструменты; сформировать навыки игры и импровизации на простейших фольклорных инструментах с применением их в исполнительстве; выработать коммуникативные качества (раскрепощённость, свободу исполнения), раскрыть творческие способности детей. Основные принципы обучения В приобщении детей к музыкальному фольклорному творчеству мы используем как ведущие принципы образования, положенные в основу деятельности детей и педагога, так и специфические: 1. Принцип доступности, который заключается в том, что весь учебный материал соответствует возрастным и индивидуальным способностям учащегося. Кроме того, доступность фольклорного материала предполагает участие в творческом процессе всех желающих учащихся, независимо от степени их одарённости, что особенно ценно для работы в общеобразовательных школах, где в классах учатся дети, имеющие разный уровень развития музыкальных способностей. 2. Учебные темы располагаются в плане последовательно, логически обоснованно; изучение конкретных тем опирается на знания, приобретённые в процессе изучения предыдущего материала – в этом принцип систематичности и последовательности. 3. Валеологический принцип проявляется в том, что благодаря синкретической природе фольклорного творчества, на занятии происходит смена деятельности (пение, хореография, игра на инструментах народной традиции, игровой фольклор и т. п.) 5. Идея деятельностного принципа, учитывающего единство психики и деятельности, состоит в том, что главный помощник педагога в воспитании – живой опыт бытия, отношения между людьми, их общение, которые выбирает и осваивает ребёнок, формирующийся как личность 6. Педагог должен ненавязчиво, с учётом индивидуального творческого потенциала, воспитывать культурообразованную личность на основе закономерностей развития и укрепления внутренних сил ребёнка – это принцип природосообразности. 7. Принцип научности предполагает включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов. 8. Принцип наглядности заключается в широком использовании наглядных пособий и дидактики во время изучения отдельных тем. 9. Принцип синкретизма – включает в себя занятия, аккумулирующие основные виды народного творчества: сочетание драматического действия, напева, движений в играх или танце, импровизацию. Благодаря этому происходит естественная интеграция различных направлений фольклорного искусства на занятиях. 10. Бесписьменный принцип взят из опыта традиционного народного исполнительства. С его помощью у детей формируются особые навыки мышления и запоминания. 11. Принцип творческой активности. Процесс творчества является главным в освоении музыкального фольклора, педагог должен помочь детям проникнуть в сущность фольклора как в систему творческого мышления народа, «погрузиться» в традицию, а затем реализовать накопленные знания, впечатления и умения в художественной форме. 12. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог, организуя учебно-творческий процесс, занимается обучением не только всего класса в целом, но и выявляет индивидуальные музыкальные способности каждого ребёнка с учётом психологических особенностей характера и физиологии. Формы и методы обучения Для успешного достижения цели и решения основных задач данного раздела программы предусматривается применение разнообразных форм обучения: беседа, музыкальная викторина, путешествие в прошлое, посиделки; сюжетные, театрализованные, дидактические игры. Для более полного и глубокого усвоения младшими школьниками учебного материала мы рекомендуем использование традиционных методов этнопедагогики:
Наряду с этими видами деятельности мы пользуемся методами отечественной педагогики: практические – пение упражнений, освоение простейших приёмов игры на музыкальных инструментах и т.д.; словесные – объяснение учебного материала, беседы по теоретическому материалу. наглядные;
Формы контроля: устные музыкальные викторины по жанрам фольклора; конкурсы-викторины на лучшее знание тем; постановка обрядов; исполнение песен; игра на народных инструментах (на уровне ритмического сопровождения к песням и музыке). Введение данного раздела в учебную программу, его расширение и обогащение аутентичными произведениями (а это не противоречит методическим рекомендациям авторов программы 25, с.3, 6) мы считаем необходимым в силу того, что музыкальный фольклор – наиболее яркий и эмоциональный вид музыкального искусства. Проблему развития музыкальных способностей мы предлагаем решать на занятиях, основанных на материале музыкального фольклора. Музыкальный фольклор многофункционален: во-первых, он выполняет значительную эстетическую функцию, сопровождая каждодневную жизнь явлениями искусства – песнями, танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; во-вторых, познавательную: из разнообразных музыкальных жанров ребёнок узнаёт об устройстве мира, отношениях людей и т. д.; в-третьих, нравственную: постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, дружба и т.д. ; в-четвёртых, коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям между детьми в коллективе. Музыкальный фольклор формирует язык. Через различные песенные жанры ребёнок постигает красоту родного языка. Усваивая народные песни, припевки, построенные на веками устоявшихся попевках-формулах, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Традиционные детские игры, заклички, хороводы, песни развивают у ребят чувство ритма, музыкальную память и слух, а так же навыки певческого исполнительства. Различные жанры музыкального фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, дразнилки, скороговорки, колыбельные, несложные календарные попевки, хороводные песни) лежат в основе распевания, цель которого – развитие вокально-технических навыков, работа над дикцией, певческим дыханием, чистотой интонирования, укрепление и расширение певческого рабочего диапазона. Обучение игре на народных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, качества пения, музыкально-ритмических движений, раскрепощает ребёнка; в процессе игры проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: эмоциональность, наличие воли, сосредоточенность. Благодаря простоте освоения навыков игры на элементарных народных инструментах – ложках, трещотках, коробочках и т. п. – музицирование способно вовлечь в творческую деятельность широкий круг детей. Слушая звучание народных инструментов в записи и в исполнении педагогом, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. Исходя из поставленных задач, мы опираемся на следующие установки в работе: с одной стороны – постоянное моделирование игровых ситуаций, развивающее в детях творческие способности и навыки, с другой – музыкальное воспитание средствами фольклора, освоение жанров народного искусства в их синкретическом единстве, на что направлен в конечном итоге отбор репертуара. В него включены календарно-обрядовые, хороводные, игровые, плясовые, инструментальные жанры. В качестве регионального компонента используется местный музыкальный фольклор. Поскольку один из древнейших жанров – календарные песни в Сибири и на Алтае почти не сохранился, для изучения и исполнения народного календаря привлекаются записи тех традиционных стилей, носители которых переселились в Сибирь. Обращение к местному материалу ненавязчиво воспитывает в детях трепетное отношение к прошлому, учит ценить настоящее, приводит к пониманию своей принадлежности к родному краю. Необходимо отметить, что мы не подчёркиваем внешние стороны проявления работы – наличие костюмов, выработку специфической народной манеры пения (поскольку детский голос сам по себе от природы звучит естественно, свободно, легко и не требует особого вмешательства, за исключением исправления дефектов речи, дыхания, дикции). Организация процесса обучения. Для реализации программы в кабинете музыки необходимы следующие технические средства обучения: музыкальный центр; компьютер, проектор, экран; диски с видео- и музыкальным материалом; наглядные пособия; музыкальные инструменты: фортепиано, шумовые инструменты, жалейки, балалайки. Данный раздел по необходимости может быть адаптирован для занятий в музыкальной школе или ДОУ. Учебно-тематический план
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка», фрагменты: «Проводы Масленицы», игра «Гори, гори ясно!» | Урок музыки 2 класс, раздел «Гори, гори ясно», Тема: Русские народные инструменты Башкортостан разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Пояснительная записка Цели Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,... | Реферат по курсу «Социальная философия» на тему: «Культ личности Сталина И. В.» Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (09(21). 12. 1879—05. 03 1953) (В метрической книге Успенской соборной церкви г. Гори за... | ||
Рабочая программа по музыке 1-4класс Пояснительная записка Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,... | Задачи: Образовательные: дать знания о народной кукле; формировать... Цель: пробудить интерес к народной культуре России, русской традиционной народной кукле | ||
Пояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой... Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы... | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | ||
Пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... «История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации... | Рабочая программа по физической культуре в 5 классе мбоу татарско-Кандызская сош Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–11 классов | ||
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | Пояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) с. 17-22 | ||
Рабочая программа по физической культуре 9 класс Пояснительная записка Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2008, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации... | Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | ||
Сегодня день рождения и. В. Сталина 21 декабря исполняется 133 года... Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического... | Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ноо, Примерной... |