Сопроводительная записка





Скачать 125.76 Kb.
НазваниеСопроводительная записка
Дата публикации26.09.2013
Размер125.76 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Сопроводительная записка.

Литература – один из тех предметов школьной программы, которые развивают нравственные начала личности. Поэтому основной своей задачей считаю не только обучение, но и воспитание в детях таких человеческих качеств, как доброта, милосердие, «чистота нравственного чувства». На уроках литературы пытаемся постичь потаённый смысл произведений русских классиков. Порой это становится невозможным без обращения к Библии, страницы которой открывают неожиданные глубины в произведениях литературы.

Программа Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, по которой я работаю, позволяет в большей степени реализовать воспитательный аспект. За 19 лет работы у меня сложилась определённая система в преподавании литературы с проекцией на библейские и евангельские тексты.

Анализируя тексты, отвечаем на следующие вопросы: «Какой сюжет лёг в основу? С какой целью автор прибегнул к христианскому мотиву? На каких уровнях текста отразилась связь с Библией? Как переосмыслен библейский сюжет, с какой целью?»

Такая работа знакомит ребят с Библией и Евангелием, учит их постигать мудрость этих книг, развивает умение сопоставлять произведения. Обращение к этим вечным книгам, их заповедям благотворно влияет на нравственность детей, воспитывает в них милосердие, душевную чистоту, стремление к благородным мыслям, чувствам и поступкам.
Современное общество озабочено снижением уровня нравственности подрастающего поколения: стремление к приобретению материальных благ превалирует над стремлением к духовному росту. Поэтому особенно актуальной становится проблема воспитания молодёжи, базирующегося на тех моральных принципах, которые проверены веками. Трудно переоценить в этом плане роль Библии как источника мудрости, духовной чистоты. Не случайно именно к этой «книге книг» обращались русские писатели, черпая в ней и идеи, и образы, и поразительные по красоте и стройности языковые конструкции.

Новизна работы заключается в том, что мы от вопроса «С какой целью автор использует христианские мотивы?» переходим к вопросам «В чём глубинный смысл текста? Каков его поучительный смысл? Как автор вводит библейский сюжет в произведение? Как интерпретирует его?»

Представленные на конкурс материалы являются разработкой сдвоенного урока на тему «Евангельская «Притча о сеятеле» и некоторые стихотворения русских поэтов».

В них нашли отражение не только методические рекомендации к проведению урока, система вопросов и заданий, обозначены формы организации учебной деятельности, но и ответы учеников.

Предлагаемый материал может быть использован для проведения сдвоенного урока в 9-ом классе после изучения темы «Пушкин о поэте и поэзии». Занятие станет логическим завершением предыдущей темы, а также позволит учителю провести пропедевтическую работу по изучению творчества Н.А.Некрасова в 10-м классе, Д.Самойлова в 11-ом.

«Притча о сеятеле» и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…», Н.А. Некрасова «Сеятелям» и

Д. Самойлова «Хлеб».
Цели и задачи урока.

1. Раскрыть идейный смысл произведений А. С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Д. Самойлова, в основу которых легла притча о сеятеле.

2.Продолжить знакомство учащихся с Библией как величайшим памятником мировой культуры, неиссякаемым источником нравственности, духовности.

3. Учить ребят видеть глубину, мудрость и красоту библейских и евангельских текстов.

4. Развивать умение сопоставительного анализа произведений.

5. Посредством обращения к мудрому евангельскому слову воспитывать в детях чуткость, милосердие, доброту, «душевную зоркость».

6. Прививать детям любовь к слову.

7. Закладывать ту нравственную основу, которая поможет ребятам сопротивляться негативному влиянию окружающего мира.

8. Вызвать у школьников эмоциональный отклик, желание заглянуть к себе в душу, поразмыслить над свом внутренним миром.
Ход урока.

Вступительное слово учителя и совместная формулировка темы урока.

Наш сегодняшний урок не совсем обычен: ведь на нём мы будем работать с текстами произведений, написанных разными авторами в разное время. А.С.Пушкин, поэт первой половины 19 века, Н.А.Некрасов – второй половины 19 века, а Д.Самойлов – поэт 20 века. Но их произведения «Свободы сеятель пустынный …», «Сеятелям», «Хлеб» что-то объединяет. Что? На этот вопрос ответим после прочтения стихотворений. (Слайд №1)

Чтение стихотворений заранее подготовленными учениками.

Что общего в прослушанных вами стихотворениях?

(Учитель помогает ребятам увидеть связь этих произведений с евангельской притчей о сеятеле.)

Итак, тема нашего урока «Притча о сеятеле» и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…», Н.А. Некрасова «Сеятелям» и

Д. Самойлова «Хлеб». (Слайд № 2)

Совместное целеполагание, которое мотивируется и направляется системой вопросов для обдумывания.

  • Для чего мы на одном уроке рассматриваем три стихотворения разных поэтов и евангельскую притчу?

  • С какой целью на уроках литературы мы обращаемся к Библии?

  • Почему Библию называют вечной книгой? (Слайд №3)


Таким образом, урок имеет следующие цели:

1.Раскрыть идейный смысл произведений А. С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Д. Самойлова, в основу которых легла притча о сеятеле.

  • 2.Продолжить знакомство с Библией как величайшим памятником мировой культуры, неиссякаемым источником нравственности, духовности.

  • 3. Учитьcя видеть глубину, мудрость и красоту библейских и евангельских текстов.

  • 4. Развивать умение сопоставительного анализа произведений.

  • 5. Посредством обращения к мудрому евангельскому слову воспитывать в себе чуткость, милосердие, доброту, «душевную зоркость». (Слайд №4)


Работу начнём с повторения того, что такое притча. Вспомните притчи, известные вам. Каковы их отличительные черты?

Притча – житейская история, основой которой является иносказание. Притча содержит короткое, сжатое поучение. Темы притч – мудрость, праведность, знание, милосердие и т.д. (Слайд №5)

Обычно притча содержит в себе скрытый, тайный смысл.

Беседа по вопросам.

- Какие приёмы не только создают текст притчи, но и помогают нам прочитывать подтекст? (Слайд №6)

- Иносказание, аллегория, слова-символы. (Слайд №7, 8)
Прочитаем притчу о сеятеле. (Слайд №9)
Чтение учителем первой части притчи.

- Какие слова оказались непонятными?

* Тернии – сорняки.

- О чём напрямую говорится в тексте?

Краткий пересказ.

- Каков глубинный смысл притчи? (Слайд №10)
Возможные ответы учеников.

Все человеческие начинания будут приносить плоды, и от того, куда и как будут приложены силы, зависит качество результата.

Человек, несущий добро в жестокий или «глухой» мир, может и не получить результата.

В душу человека можно принести добро, свет, но у каждого в душе своя «почва», способная или не способная взрастить семя добра. Где-то это зерно погибнет, а где-то взрастёт и даст плоды.

В «Притче о сеятеле» можно разглядеть глубинный философский смысл. Казалось бы, автор рассказывает о зерне, его взращивании, но в образе зерна аллегорически показан сам человек, а в процессе взращивания – развитие человеческой души. Если заботиться о человеке, лелеять его, помогать жить, если человек имеет нравственные ценности и принципы, «плодородную почву», то станет он добрым человеком. (Слайд №11)
Работа с текстом.

Выпишем те слова, которые помогли нам понять потаённое содержание текста, слова, содержащие в себе аллегорию, своеобразную символику.
Сеятель, иное (семя), земля (добрая, каменистые места, дорога), сеять, дорога, взошло, корень, солнце, увяло, терние, плод.

(Слайд №12)
Попытаемся постичь иносказательный смысл этих слов.
Сеятель – Учитель, наставник, воспитатель, Бог.

Зерно – Слово истины, добра и любви.

Дорога – открытое, людное место.

Каменистые места – душа человека, не подготовленного к приятию Слова.

Добрая земля – душа человека, готового воспринимать истину, понимающего Слово.

Сеять – наставлять.

Взошло – Слово было услышано, но не осознано.

Корень – основа.

Солнце – испытания.

Терние – преграды, проблемы, заботы, не дающие всецело принять Слово.

Плод – результат воздействия Слова, добрые и благородные поступки человека, принявшего Слово. (Слайд №13)
Письменный ответ на вопрос.

Опираясь на полученные материалы, письменно ответьте на вопрос «Каков поучительный смысл притчи?»

(Слайд №14)

Возможные ответы учеников. (Слушаем несколько ответов)

Притча призывает человека беречь семя истины, добра, призывает его заглянуть в глубину своей души, задать себе вопросы «Не очерствела ли моя душа? Не высохла ли «почва» для всходов всего тёплого и прекрасного?»

Учитель пытается посеять в душе каждого человека добро, искренность, воздействуя на него Словом. Но порой многие остаются глухи к этому Слову или не могут прочувствовать его всей душой. Тогда Слово забывается. Лишь люди, обладающие верой, могут постигнуть его смысл.

Поучительный смысл притчи заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет.

В душу каждого человека Бог заложил семена добра, но одни люди глубоко осознали и приняли веру, другие выслушали и поняли поверхностно, третьи не поняли, да и не хотели.

Если в человеке есть нравственный стержень, душа, то труды его Учителя не пройдут даром: человек своими благодеяниями будет нести мысль, которую ему передал наставник, через все препятствия. (Слайд №15)
Вторая часть «Притчи о сеятеле» содержит в себе истолкование первой части.

Прочитаем вторую часть и уточним первоначальное восприятие произведения. (Слайд №16)

В русской поэзии можно встретить стихотворения, в которых нашла своё отражение евангельская «Притча о сеятеле». Может быть, вы сможете привести подобные примеры?

(Если учащиеся затрудняются, то учитель им помогает.)
Сегодня мы рассматриваем стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…», Н.А.Некрасова «Сеятелям», Д.Самойлова «Хлеб». С произведениями мы будем работать по группам.
(Группы формируются учителем заранее. В каждой из них должны быть ученики, владеющие приёмами анализа текста, умеющие сравнивать и обобщать, с развитой речью, обладающие умением выразительного чтения, обязательно должен быть лидер, организующий и направляющий работу.)
Вам розданы тексты всех трёх стихотворений. (Тексты стихотворений см. в приложении.) Внимательно прочитайте их. Подготовьте ответы на вопросы по одному из произведений (учитель сам называет стихотворение для анализа каждой группе).
Вопросы к анализу.

- Какова тема стихотворения?

- Какую связь вы видите с евангельской притчей? (Рассмотрите идейный уровень, систему образов, лексику и т.д.)

- Как поэт переосмыслил притчу?

- Охарактеризуйте ритмическую организацию, интонацию стихотворения. (Слайд №17)

Результатом работы должно стать заполнение таблицы. (Слайд 18)

Предполагаемый результат.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» А.С.Пушкина (Слайды №19, 20, 21)

Идейный уровень

Система образов

Лексика

Интерпретация библейского сюжета

Ритмическая организация

Интонация

Рабское положение перестало угнетать человека, стало обыденным и привычным. Людям не нужны слова добра и истины.

Сеятель, живительное семя, народ.

Сочетание возвышенной и нейтральной лексики.

Лирический герой произведения ассоциируется с евангельским сеятелем. Своим живым словом он пытается пробудить душу человека, подвигнуть его на поступок. Люди остались глухи к слову, они ценят лишь то, что осязаемо.

Ритм торжественный. Первая часть заканчивается многоточием, что предполагает глубокую паузу при прочтении.

Интонация призывная, возвышенная,

страстная. Ощущается разочарование лирического героя, обращающегося к народу, не принявшему «даров свободы».


Стихотворение «Сеятелям» Н.А.Некрасова. (Слайды № 22, 23, 24)


Идейный уровень

Система образов

Лексика

Интерпретация библейского сюжета

Ритмическая организация

Интонация

Автор обращается со страстным призывом ко всем тем, кто мог бы нести народу свет знания.

Сеятель, семя, почва.

Автор применяет слова возвышенного стиля и просторечия.

Поэт сетует на то, что добрые начинания дают лишь «хилые всходы», в мире не хватает добра и света, но всё же финал оптимистичен.

По ритму близко к гимну, величественному и красивому.

В стихо-

творении ощу-

щаются горькие ноты, но в то же время звучит бодро, энергично.


Стихотворение «Хлеб» Д.Самойлова. (Слайды №25, 26, 27)


Идейный уровень

Система образов

Лексика

Интерпретация библейского сюжета

Ритмическая организация

Интонация

Как крестьянин является сеятелем зерна, так поэт – «сеятелем» слова.

Сеятель, поле, корень, хлеб, Поэт.

Используется возвышенная лексика (взираю, безвестный, благие), а также бытовая (щи,

отощаю, попрекайте).

Поэзию Д.Самойлов сравнивает с хлебом, т.к. без того и без другого человек обойтись не может. Поэт даёт людям «хлеб духовный», взамен он получает «хлеб насущный».

Ритм стихотворения неровный, что создаётся многочисленными переносами, использованием предложений разной длины, риторического вопроса.

Интонация близка к разговорной


( При наличии времени можно также рассмотреть и другие уровни произведения.)
Выступает один человек от группы. Другие учащиеся слушают, делают необходимые записи, задают вопросы, дополняют. (Учитель корректирует ответы.)
Общий вывод. Подведение итогов.

Что общего в этих стихотворениях? Чем они отличаются? - Какова роль библейского мотива в произведениях? (Слайд № 28)

Предполагаемые ответы.

В каждом из стихотворений, есть подтекст, философский смысл, который, как и в притче, реализуется через систему символических образов (сеятель, почва, Слово).

В произведениях говорится о человеке, пытающемся посеять добро. Тема этих стихотворений – роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта. (Слайд № 29)

Д.Самойлов в своём стихотворении утверждает, что нравственное, духовное начало не менее важно, чем физическое.

В произведении А.Пушкина звучит тревога и разочарование в людях, беспокойство о нравственном состоянии общества. Народ сравнивается со стадом, безвольным, довольным своей бессмысленной жизнью.

В стихотворении Н.Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…». (Слайд № 30)

Авторы за основу своих стихотворений взяли евангельскую «Притчу о сеятеле», её образный строй и интерпретировали в соответствии со своим мировоззрением.

(Слайд № 31)

Домашнее задание.

(Учащиеся выбирают одно из предложенных им заданий.)

1.Напишите сочинение-анализ одного из стихотворений, разобранных на уроке.

2.Найдите другие стихотворения русских поэтов, в которых звучит тот же библейский мотив, заполните таблицу, аналогичную той, что заполнялась в классе.)

(Слайд №32)


Приложение

А.С.Пушкин
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя –

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.
Н.А.Некрасов
СЕЯТЕЛЯМ
Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты, что ли, находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?

Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,

Где же вы, с полными жита кошницами?

Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперёд!

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Д.Самойлов
Хлеб
Не попрекайте хлебом меня. Не до веселья,

Ибо с тревогой на поле своё взираю.

Сам свой хлеб я сею.

Сам убираю.
Вы меня хлебом пшеничным,

я вас зерном слова -

Мы друг друга кормим.

Есть и у слова своя полова.

Но и оно растёт корнем.
Без вашего хлеба я отощаю

Ну а вы-то –

Разве будете сыты хлебом да щами

Без моего звонкого жита?
Из одного перегноя растут

колос пшеничный и колос словесный.

Знаю, что ждут хлебные печи.

В русское небо с заботой гляжу я,

пахарь безвестный,

Жду, что прольются благие дожди в пахоту речи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сопроводительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Сопроводительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Сопроводительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Сопроводительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Сопроводительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Сопроводительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Сопроводительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Сопроводительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Сопроводительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Сопроводительная записка iconНиколай Росс записка юровского" или "записка покровского?"
Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального...
Сопроводительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Сопроводительная записка iconПояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка»
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного...
Сопроводительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Сопроводительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Сопроводительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Сопроводительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск