Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна





Скачать 106.61 Kb.
НазваниеКонспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна
Дата публикации26.09.2013
Размер106.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»






ФИО (полностью)

Семина Татьяна Александровна



Место работы

МОУ СОШ № 5



Должность

Учитель русского языка и литературы



Предмет

литература



Класс

6



Тема и номер урока в теме

1 урок. Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»



Базовый учебник

Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.




  1. Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».


9. Задачи:

- обучающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе и помочь учащимся оценить изящество и совершенство художественного языка И.С.Тургенева.
-развивающие: развитие навыков анализа художественного текста, развитие представлений о литературоведческом понятии «пейзаж»
-воспитательные: воспитание трепетного отношения к природе


  1. Тип урока: комбинированный

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название

используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1




3

5

6

7

1

Организационный этап, постановка целей урока




Приветствует учащихся, настраивает на рабочий лад, сообщает цели урока

Приветствуют учителя

3 мин.

2

Слово о писателе. Презентация биографии И.С.Тургенева с помощью интерактивной доски, работа с текстом, иллюстрациями, аудиофрагментами.

И.С.Тургенев. Слово о писателе часть 1. (ресурс №4)

И.С.Тургенев. Слово о писателе часть 2. (ресурс №5)

Задает вопросы: Что вы знаете об И.С.Тургеневе? Какие произведения писателя вам известны? Каких героев произведений Тургенева вы вспомнили?

Организует заочную экскурсию в Спасское –Лутовиново –место, в котором родился и вырос писатель и которое сформировало мировоззрение писателя, показывает иллюстрации, воспроизводит аудио фрагменты: «Из воспоминаний о И.С.Тургеневе Ардовой-Апрелевой» и «Воспоминания Тургенева о Спасском - Лутовинове».

После просмотра презентации учитель задает вопрос: Что нового вы узнали об И.С.Тургеневе? Как повлияло на мировоззрение писателя его родное имение, как красота окрестностей старинной русской усадьбы и ее быт отразились в его творчестве?

Отвечают на вопросы учителя, слушают, запоминают.

7 мин.

3

Сообщение учителя. «Записки охотника». История создания. Названия рассказов. Герои. Темы и проблемы, поднятые писателем.

.


Рассказывает об истории создания «Записок охотника», о героях, темах, проблемах рассказов, показывает различные издания «Записок охотника», представленные на книжной выставке.

Воспринимают новую информацию.

3 мин

4

Контроль знаний.

Контрольный тест по сборнику И.С.Тургенева «Записки охотника» (ресурс №2)

Задает вопрос: В 1847г. Тургенев покидает родное имение и уезжает за границу, там он и пишет «Записки Охотника». Впоследствии он заявлял, что не написал бы «Записок охотника», если бы остался в России»: Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел». Что послужило причиной такого утверждения? Если ученики затрудняются ответить, то учитель предлагает варианты ответов: разлад с бывшими друзьями, материальные трудности, жесткая цензура, существование крепостного права.

Отвечают на вопрос, обсуждают варианты ответов.

3 мин.

5

Погружение в художественный текст. Комментированное чтение начала рассказа. Заполнение таблицы.

Особенности пейзажа. Васильев «Мокрый луг» (ресурс №3)

Фотография «Бежин луг» (ресурс №1)

Выразительно читает художественный текст, комментирует его, помогает заполнять таблицу (см. ниже), демонстрирует фотографию «Бежин луг» и репродукцию картины Васильева «Мокрый луг». В процессе работы над художественным текстом задаются вопросы:

К 1 части таблицы:

Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Какое настроение создает это описание?

Что вы узнали о писателе, читая начало рассказа? Какой он человек?

Фотография Бежина луга или картина Васильева более созвучна художественному тексту? Почему?

Какие средства художественной выразительности вы бы позаимствовали у Тургенева, чтобы описать картину Васильева?

Ко 2 части таблицы:

Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства вы при этом испытывали?

С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

Воспринимают и анализируют художественный текст, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

22 мин.

6

Подведение итогов. Выводы.




Задает вопрос: Какова роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»? Помогает сформулировать выводы (см. таблицу)

Отвечают на вопрос, фиксируют выводы в тетради. (см. таблицу)

5 мин.

7

Домашнее задание




Задает домашнее задание: Подготовить характеристику одного из мальчиков по плану.

Записывают домашнее задание.

2 мин.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.







«Был прекрасный июльский день».

«Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча».




Эпитеты


Солнце светлое и приветно -лучезарное

лиловый туман

играющие лучи

золотисто-серые облака

цвет небосклона бледно-лиловый

угрюмый мрак

страшная бездна

стальные отблески воды




Метафоры

Заря не пылает пожаром.

Край облачка засверкает змейками.

Облака ложатся розовыми клубами.

На всем лежит печать какой-то трогательной кротости.

Уныло висело небо.

Лилась темнота.




Олицетворения

Заря разливается кротким румянцем.

Солнце мирно всплывает.

Вихри-круговороты гуляют по дорогам.

Облака теснятся

Звездочки зашевелились.

Камни сползлись для тайного совещания.

Кусты словно вставали вдруг из земли.




Выводы

Пейзаж – фон.

1.Помогает представить место действия. Автор рисует яркую картину средней полосы с ее пейзажами.

2.Создает настроение. М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

3. Характеризует писателя как тонкого наблюдателя, который открывает нам тайны привычно знакомого мира.


1. Пейзаж «участвует в действии». Природа пугает, враждебна человеку.

2. Пейзаж раскрывает внутреннее состояние человека: страх, тревогу, смятение. Писатель нагнетает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.





Приложение к плану-конспекту урока

Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР




Название ресурса

Тип, вид ресурса

(информационный, практический, контрольный)

Форма предъявления

информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Бежин луг

информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c0450fc-4a04-4f71-8243-db14d08e549a/%5BLI7RK_7-01%5D_%5BIL_08%5D.htm

2

Контрольный тест по сборнику И.С.Тургенева «Записки охотника»

контрольный

Вопрос с выбором ответа

http://www.fcior.edu.ru/card/15818/kontrolnyy-test-po-sborniku-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-bazovoe-izuchenie.html

3

Особенности пейзажа. Васильев «Мокрый луг»

информационный

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/1408/osobennosti-peyzazha.html

4

И.С.Тургенев. Слово о писателе часть 1(стр.1,2,3)

информационный

презентация

http://fcior.edu.ru/card/15802/i-s-turgenev-slovo-o-pisatele-chast-1-bazovoe-izuchenie.html

5

И.С.Тургенев. Слово о писателе часть2

информационный

презентация

http://fcior.edu.ru/card/15857/i-s-turgenev-slovo-o-pisatele-chast-2-bazovoe-izuchenie.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconРазработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconТема: И. С. Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в очерке «бежин луг»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconНалогообложение страховых организациий
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconРазвитие коммуникативной компетенции средствами предмета
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока: Иван Сергеевич Тургенев – мастер портрета и пейзажа, на примере рассказа «Бежин луг». Сегодня на уроке мы будем...
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconРынок ценных бумаг Самостоятельная работа студентов для специальности...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconУчитель истории и обществознания Цели занятия: образовательная :...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока тема урока Сложноподчиненные предложения с придаточными...
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока а. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" фио (полностью)...
...
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока русского языка Тема: Непроизносимые согласные фио...
Базовый учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. 2класс часть М. Просвещение 2012г
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока деление (Тема урока) фио (полностью) Владимирова Татьяна Владимировна
Обучение ведется по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 6»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока адресация в Интернете (Тема урока) фио (полностью) Шевченко Татьяна Алексеевна
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока тургенев И. С. «Стихотворения в прозе» (Тема урока)...
Мбоу «Солгинская средняя общеобразовательная школа №86» Вельского района Архангельской области
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин...
Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор»
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» фио (полностью) Семина Татьяна Александровна iconКонспект урока предлог как часть речи (Тема урока) фио (полностью) Тарасова Татьяна Афанасьевна
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск