ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
| ФИО (полностью)
| Семина Татьяна Александровна
|
| Место работы
| МОУ СОШ № 5
|
| Должность
| Учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| литература
|
| Класс
| 6
|
| Тема и номер урока в теме
| 1 урок. Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
|
| Базовый учебник
| Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.
|
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
9. Задачи:
- обучающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе и помочь учащимся оценить изящество и совершенство художественного языка И.С.Тургенева. -развивающие: развитие навыков анализа художественного текста, развитие представлений о литературоведческом понятии «пейзаж» -воспитательные: воспитание трепетного отношения к природе
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название
используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
|
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный этап, постановка целей урока
|
| Приветствует учащихся, настраивает на рабочий лад, сообщает цели урока
| Приветствуют учителя
| 3 мин.
| 2
| Слово о писателе. Презентация биографии И.С.Тургенева с помощью интерактивной доски, работа с текстом, иллюстрациями, аудиофрагментами.
| И.С.Тургенев. Слово о писателе часть 1. (ресурс №4)
И.С.Тургенев. Слово о писателе часть 2. (ресурс №5)
| Задает вопросы: Что вы знаете об И.С.Тургеневе? Какие произведения писателя вам известны? Каких героев произведений Тургенева вы вспомнили?
Организует заочную экскурсию в Спасское –Лутовиново –место, в котором родился и вырос писатель и которое сформировало мировоззрение писателя, показывает иллюстрации, воспроизводит аудио фрагменты: «Из воспоминаний о И.С.Тургеневе Ардовой-Апрелевой» и «Воспоминания Тургенева о Спасском - Лутовинове».
После просмотра презентации учитель задает вопрос: Что нового вы узнали об И.С.Тургеневе? Как повлияло на мировоззрение писателя его родное имение, как красота окрестностей старинной русской усадьбы и ее быт отразились в его творчестве?
| Отвечают на вопросы учителя, слушают, запоминают.
| 7 мин.
| 3
| Сообщение учителя. «Записки охотника». История создания. Названия рассказов. Герои. Темы и проблемы, поднятые писателем.
| .
| Рассказывает об истории создания «Записок охотника», о героях, темах, проблемах рассказов, показывает различные издания «Записок охотника», представленные на книжной выставке.
| Воспринимают новую информацию.
| 3 мин
| 4
| Контроль знаний.
| Контрольный тест по сборнику И.С.Тургенева «Записки охотника» (ресурс №2)
| Задает вопрос: В 1847г. Тургенев покидает родное имение и уезжает за границу, там он и пишет «Записки Охотника». Впоследствии он заявлял, что не написал бы «Записок охотника», если бы остался в России»: Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел». Что послужило причиной такого утверждения? Если ученики затрудняются ответить, то учитель предлагает варианты ответов: разлад с бывшими друзьями, материальные трудности, жесткая цензура, существование крепостного права.
| Отвечают на вопрос, обсуждают варианты ответов.
| 3 мин.
| 5
| Погружение в художественный текст. Комментированное чтение начала рассказа. Заполнение таблицы.
| Особенности пейзажа. Васильев «Мокрый луг» (ресурс №3)
Фотография «Бежин луг» (ресурс №1)
| Выразительно читает художественный текст, комментирует его, помогает заполнять таблицу (см. ниже), демонстрирует фотографию «Бежин луг» и репродукцию картины Васильева «Мокрый луг». В процессе работы над художественным текстом задаются вопросы:
К 1 части таблицы:
Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?
Какое настроение создает это описание?
Что вы узнали о писателе, читая начало рассказа? Какой он человек?
Фотография Бежина луга или картина Васильева более созвучна художественному тексту? Почему?
Какие средства художественной выразительности вы бы позаимствовали у Тургенева, чтобы описать картину Васильева?
Ко 2 части таблицы:
Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства вы при этом испытывали?
С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?
Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?
| Воспринимают и анализируют художественный текст, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
| 22 мин.
| 6
| Подведение итогов. Выводы.
|
| Задает вопрос: Какова роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»? Помогает сформулировать выводы (см. таблицу)
| Отвечают на вопрос, фиксируют выводы в тетради. (см. таблицу)
| 5 мин.
| 7
| Домашнее задание
|
| Задает домашнее задание: Подготовить характеристику одного из мальчиков по плану.
| Записывают домашнее задание.
| 2 мин.
| Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
|
|
| «Был прекрасный июльский день».
| «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча».
|
| Эпитеты
| Солнце светлое и приветно -лучезарное
лиловый туман
играющие лучи
золотисто-серые облака
цвет небосклона бледно-лиловый
| угрюмый мрак
страшная бездна
стальные отблески воды
|
| Метафоры
| Заря не пылает пожаром.
Край облачка засверкает змейками.
Облака ложатся розовыми клубами.
На всем лежит печать какой-то трогательной кротости.
| Уныло висело небо.
Лилась темнота.
|
| Олицетворения
| Заря разливается кротким румянцем.
Солнце мирно всплывает.
Вихри-круговороты гуляют по дорогам.
Облака теснятся
| Звездочки зашевелились.
Камни сползлись для тайного совещания.
Кусты словно вставали вдруг из земли.
|
| Выводы
| Пейзаж – фон.
1.Помогает представить место действия. Автор рисует яркую картину средней полосы с ее пейзажами.
2.Создает настроение. М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».
3. Характеризует писателя как тонкого наблюдателя, который открывает нам тайны привычно знакомого мира.
| 1. Пейзаж «участвует в действии». Природа пугает, враждебна человеку.
2. Пейзаж раскрывает внутреннее состояние человека: страх, тревогу, смятение. Писатель нагнетает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.
|
| Приложение к плану-конспекту урока
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
(информационный, практический, контрольный)
| Форма предъявления
информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Бежин луг
| информационный
| иллюстрация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c0450fc-4a04-4f71-8243-db14d08e549a/%5BLI7RK_7-01%5D_%5BIL_08%5D.htm
| 2
| Контрольный тест по сборнику И.С.Тургенева «Записки охотника»
| контрольный
| Вопрос с выбором ответа
| http://www.fcior.edu.ru/card/15818/kontrolnyy-test-po-sborniku-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-bazovoe-izuchenie.html
| 3
| Особенности пейзажа. Васильев «Мокрый луг»
| информационный
| иллюстрация
| http://fcior.edu.ru/card/1408/osobennosti-peyzazha.html
| 4
| И.С.Тургенев. Слово о писателе часть 1(стр.1,2,3)
| информационный
| презентация
| http://fcior.edu.ru/card/15802/i-s-turgenev-slovo-o-pisatele-chast-1-bazovoe-izuchenie.html
| 5
| И.С.Тургенев. Слово о писателе часть2
| информационный
| презентация
| http://fcior.edu.ru/card/15857/i-s-turgenev-slovo-o-pisatele-chast-2-bazovoe-izuchenie.html
| |