Скачать 31.52 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей станицы Азовской Разработка интегрированного урока по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)Учителя русского языка и литературы МБОУЛ ст. Азовской Баграмовой Е.Н. Тема: Пейзаж в литературе. Цель урока: Выявить роль пейзажа в повествовании, вызвать интерес к чтению пейзажных зарисовок, создать нужную атмосферу для восприятия произведения. Оборудование: Текст произведения, репродукция В.Е. Маковского «Ночное», запись П.И. Чайковского «Времена года», класс с затемнением, мультимедийный проектор, фото «Закат в степи», аудиозапись «Звуки ночного леса», Григ «Утро». Ход урока (Продолжительность:2 урока по 40 мин.) 1. Реализация домашнего задания. - Попробуйте охарактеризовать героев произведения И.С.Тургенева «Бежин луг» Ученики создают речевые характеристики мальчиков, сопоставляют их по признакам, которые определяют сами. 2. Основное содержание урока. - У нас получились настоящие словесные портреты героев, которые во многом перекликаются с художественными образами мальчиков, изображённых на картине В.Е. Маковского «Ночное». И это неудивительно, ведь цель искусства, будь то литература, музыка, живопись, скульптура, - изображать, передавать чувства, создавать образы и настроение. Само же произведение создаёт автор. Автор в искусстве, в буквальном смысле, - это виновник, основатель, устроитель и создатель. Давайте же посмотрим, как Тургенев создаёт своих героев. Начнём с момента встречи рассказчика с мальчиками. (Кто-то из учеников читает отрывок из произведения.) - Скажите, рассказчик вмешивается в разговор ребят? I Нет, он наблюдает, описывает происходящее как будто со стороны. - Но мы ощущаем везде присутствие автора-рассказчика. Как Тургенев добивается этого? Что он использует? Я открою вам секрет – это происходит благодаря пейзажным зарисовкам. Да, я говорю именно о тех фрагментах текста, в которых описывается природа, и которые мы обычно внимательно не прочитываем, а пробегаем по ним глазами, упуская что-то самое важное. Сейчас вы услышите отрывок из произведения, который не раз читали, но я уверена, что для вас откроется много нового и интересного. Поможет мне в этом музыка, так как литература и музыка способны, как нельзя лучше, создать настроение, образ. (Урок продолжает учитель музыки. Он говорит о создании пейзажа в музыкальном произведении. Знакомит ребят с музыкой, которая будет звучать во время чтения, а именно «Времена года» Чайковского П.И. )(Всего 5 мин.) - Итак, начнём. Вас, ребята, я попрошу во время моего чтения следить по тексту и выделять изобразительно-выразительные средства. (Читаю отрывок из произведения: день-вечер-ночь.) - Какие чувства вызвало у вас описание погожего дня? I… - Какие изобразительно-выразительные средства вам удалось найти? Ученики приводят примеры эпитетов, сравнений, метафор. - Видите сколько у автора приёмов для создания картины. Он может внутреннее состояние героя передать с помощью пейзажа. Природа, как зеркало, отражает настроение и состояние персонажа: тёплый, как молоко, день - герой испытывает радость и спокойствие; как только он заблудился, и в душе родились тревога и смятение – наступают сумерки. Ученики подтверждают сказанное отрывками из текста. - Если вы внимательно читали произведение, то заметили, что в нём есть пейзажные зарисовки каждого времени суток: июньский день – вечер – ночь - летнее утро. Автор как будто окольцовывает сюжет произведения. При этом создаёт не просто пейзаж, не просто летнее утро, а заставляет природу звучать в унисон со своим сердцем. (Читаю отрывок произведения «Утро» под музыку Грига «Утро») - Вы слышите, у Тургенева природа не просто красива, она контрастирует с происходящими событиями. На фоне жизнеутверждающего прекрасного утра, как страшный удар молнии, звучит последняя строка произведения, где говорится о смерти. Как нелепа смерть Павла, когда вот она жизнь, когда всё просыпается и не должно обрываться. Мы говорили с вами об описании дня, вечера и утра в рассказе, но все основные события происходят ночью и для того, чтобы продолжить разговор об этом, мы перейдём в другой кабинет. (В кабинете, где отсутствуют парты, заранее создаётся обстановка, имитирующая ночь: затемняются окна, на экране - фото заката в степи, звучит запись «Звуки ночного леса». Ребята рассаживаются на ковёр в круг ) - Вот теперь самое время рассказывать страшные истории, ведь вокруг… ( Учитель читает отрывок из произведения И.С.Тургенева с описанием ночной степи.) ( Учитель музыки начитает петь «Выйду ночью в поле с конём…», ученики подхватывают.) - А сейчас на уроке изобразительного искусства вы попробуете себя в роли автора, создавая художественные пейзажи. |
Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Тема: И. С. Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в очерке «бежин луг» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Налогообложение страховых организациий Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Развитие коммуникативной компетенции средствами предмета Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Рынок ценных бумаг Самостоятельная работа студентов для специальности... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Учитель истории и обществознания Цели занятия: образовательная :... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока: Иван Сергеевич Тургенев – мастер портрета и пейзажа, на примере рассказа «Бежин луг». Сегодня на уроке мы будем... | ||
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель" Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина | Урок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Урока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока) Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева | Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема урока: «Картины моря» Разработка интегрированного урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет И. С. Тургенева, выставка книг писателя, иллюстрации к произведению «Бирюк» | Методическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте» Тема урока: «Знакомство с буквой З,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов) |