Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)





Скачать 31.52 Kb.
НазваниеРазработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)
Дата публикации26.09.2013
Размер31.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей станицы Азовской

Разработка интегрированного урока по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)


Учителя русского языка и литературы МБОУЛ ст. Азовской Баграмовой Е.Н.

Тема: Пейзаж в литературе.

Цель урока: Выявить роль пейзажа в повествовании, вызвать интерес к чтению пейзажных зарисовок, создать нужную атмосферу для восприятия произведения.

Оборудование: Текст произведения, репродукция В.Е. Маковского «Ночное», запись П.И. Чайковского «Времена года», класс с затемнением, мультимедийный проектор, фото «Закат в степи», аудиозапись «Звуки ночного леса», Григ «Утро».

Ход урока (Продолжительность:2 урока по 40 мин.)

1. Реализация домашнего задания.

- Попробуйте охарактеризовать героев произведения И.С.Тургенева «Бежин луг»

Ученики создают речевые характеристики мальчиков, сопоставляют их по признакам, которые определяют сами.

2. Основное содержание урока.

- У нас получились настоящие словесные портреты героев, которые во многом перекликаются с художественными образами мальчиков, изображённых на картине В.Е. Маковского «Ночное». И это неудивительно, ведь цель искусства, будь то литература, музыка, живопись, скульптура, - изображать, передавать чувства, создавать образы и настроение. Само же произведение создаёт автор. Автор в искусстве, в буквальном смысле, - это виновник, основатель, устроитель и создатель. Давайте же посмотрим, как Тургенев создаёт своих героев. Начнём с момента встречи рассказчика с мальчиками.

(Кто-то из учеников читает отрывок из произведения.)

- Скажите, рассказчик вмешивается в разговор ребят? I Нет, он наблюдает, описывает происходящее как будто со стороны.

- Но мы ощущаем везде присутствие автора-рассказчика. Как Тургенев добивается этого? Что он использует? Я открою вам секрет – это происходит благодаря пейзажным зарисовкам. Да, я говорю именно о тех фрагментах текста, в которых описывается природа, и которые мы обычно внимательно не прочитываем, а пробегаем по ним глазами, упуская что-то самое важное. Сейчас вы услышите отрывок из произведения, который не раз читали, но я уверена, что для вас откроется много нового и интересного. Поможет мне в этом музыка, так как литература и музыка способны, как нельзя лучше, создать настроение, образ.

(Урок продолжает учитель музыки. Он говорит о создании пейзажа в музыкальном произведении. Знакомит ребят с музыкой, которая будет звучать во время чтения, а именно «Времена года» Чайковского П.И. )(Всего 5 мин.)

- Итак, начнём. Вас, ребята, я попрошу во время моего чтения следить по тексту и выделять изобразительно-выразительные средства.

(Читаю отрывок из произведения: день-вечер-ночь.)

- Какие чувства вызвало у вас описание погожего дня?

I…

- Какие изобразительно-выразительные средства вам удалось найти?

Ученики приводят примеры эпитетов, сравнений, метафор.

- Видите сколько у автора приёмов для создания картины. Он может внутреннее состояние героя передать с помощью пейзажа. Природа, как зеркало, отражает настроение и состояние персонажа: тёплый, как молоко, день - герой испытывает радость и спокойствие; как только он заблудился, и в душе родились тревога и смятение – наступают сумерки.

Ученики подтверждают сказанное отрывками из текста.

- Если вы внимательно читали произведение, то заметили, что в нём есть пейзажные зарисовки каждого времени суток: июньский день – вечер – ночь - летнее утро. Автор как будто окольцовывает сюжет произведения. При этом создаёт не просто пейзаж, не просто летнее утро, а заставляет природу звучать в унисон со своим сердцем.

(Читаю отрывок произведения «Утро» под музыку Грига «Утро»)

- Вы слышите, у Тургенева природа не просто красива, она контрастирует с происходящими событиями. На фоне жизнеутверждающего прекрасного утра, как страшный удар молнии, звучит последняя строка произведения, где говорится о смерти. Как нелепа смерть Павла, когда вот она жизнь, когда всё просыпается и не должно обрываться.

Мы говорили с вами об описании дня, вечера и утра в рассказе, но все основные события происходят ночью и для того, чтобы продолжить разговор об этом, мы перейдём в другой кабинет.

(В кабинете, где отсутствуют парты, заранее создаётся обстановка, имитирующая ночь: затемняются окна, на экране - фото заката в степи, звучит запись «Звуки ночного леса». Ребята рассаживаются на ковёр в круг )

- Вот теперь самое время рассказывать страшные истории, ведь вокруг…

( Учитель читает отрывок из произведения И.С.Тургенева с описанием ночной степи.)

( Учитель музыки начитает петь «Выйду ночью в поле с конём…», ученики подхватывают.)

- А сейчас на уроке изобразительного искусства вы попробуете себя в роли автора, создавая художественные пейзажи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconКонспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconТема: И. С. Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в очерке «бежин луг»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconНалогообложение страховых организациий
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconРазвитие коммуникативной компетенции средствами предмета
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconРынок ценных бумаг Самостоятельная работа студентов для специальности...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconУчитель истории и обществознания Цели занятия: образовательная :...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока: Иван Сергеевич Тургенев – мастер портрета и пейзажа, на примере рассказа «Бежин луг». Сегодня на уроке мы будем...
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconРазработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconУрок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconТема урока: «Картины моря»
Разработка интегрированного урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: тесты, карточки с заданиями, портрет И. С. Тургенева, выставка книг писателя, иллюстрации к произведению «Бирюк»
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) iconМетодическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте»
Тема урока: «Знакомство с буквой З,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск