Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель"





Скачать 29.14 Kb.
НазваниеРазработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
Дата публикации10.09.2014
Размер29.14 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
Разработка урока по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина.

Класс: 6 В

Учитель: Князева Е.В.

Дата проведения урока. 11.03.2014

Цели урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни. 
Задачи: 
Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; 
совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста. 
Развивающие: развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; 
совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста. 
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания. 

Ход урока 
1.Организационный момент.

2. Слово учителя. 
Учитель сообщает, что данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. 
Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. 
3. Опрос домашнего задания. Вопросы:

1) Что хорошего можно найти в случившемся с героями этой повести?

2) Какие чувства испытывали во время чтения разных эпизодов повести?

3) Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

4) Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?
4. Содержательный этап урока. 
Учитель: 
• Назовите главных героев повести? (найдите описание каждого героя в тексте) 
• Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей? 
Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые». 
• Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»). 
• Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»). 
• Чем вызваны были эти перемены? 
Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза. 
• Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? 
(Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю). 
• Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком? 
• Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. 
• С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? Подтвердите цитатой. 
(«Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»). 
• Как живется Дуне с Минским? (Она счастлива). 
• А можно ли назвать это счастье безоблачным? (Нет. Она думает об отце. При его появлении падает в обморок. Ее мучает совесть. Это подтверждает сцена на могиле.) 
• Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою). 
• Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями). 
• Обвиняете вы Дуню или защищаете? (Возможна, дискуссия) 
• Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке. («Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою»). 
• Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы). 

5. Рефлексивный этап. 
- «Как нужно относиться к родителям?» (каждый учащийся высказывает свои мнения) 
- Каким высказыванием вы бы закончили урок: 

6. Домашнее задание. Создайте проект «Домик станционного смотрителя».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconТехнологическая карта урока с использованием икт
«…Память одного из них мне драгоценна…» По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тема маленького человека в повес-ти А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (Мешкова Н. В.)
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Старик не снес своего несчастья…». Анализ эпизода. По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconСиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин...
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconН. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь» А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Садко»
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»»
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconРазработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс)
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconВ аттестационную комиссию министерства образования и науки
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconМетодические рекомендации «портфолио педагогического работника»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconПрограмма «лето это маленькая жизнь»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" icon«Портфолио» студента Соликамского государственного педагогического института
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconИнформационная карта участника районного конкурса «Учитель года-2012»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconЭкспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического...
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина \"Станционный смотритель\" iconВикторина по прочитанному произведению. Подведение итогов урока
Сергея Норовчатова так и называется «Алые паруса». Великолепна и экранизация, она также очень популярна. И дело, конечно, не только...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск