Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок





Скачать 81.97 Kb.
НазваниеСиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок
Дата публикации18.10.2013
Размер81.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Министерство образования

Саратовской области


МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Краснопартизанского района Саратовской области»


Мастер – классы. «Творчество педагога».
Урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин «Станционный смотритель»».

Подготовила учитель русского

языка и литературы высшей

квалификационной категории

Сиитова Мервит Николаевна.
п. Горный, 2009 год.

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Цели урока:

1.Выявить нравственные проблемы повести.

2.Осмыслить понятие «нравственность»,

познакомить с понятием «маленький человек»

в литературе.

3.Развивать способность эмоционального

восприятия произведения.

4.Воспитывать любовь к родителям,

уважительное отношение к человеку.
Оборудование:

стенд «Сегодня на уроке», доска, стенд

с основными выводами урока, карточки

с домашним заданием.
Музыкальное оформление: вальс Свиридова к кинофильму «Метель»,

«Осенние листья».


Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем.
Ф.М.Достоевский.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Звучит мелодия песни «Осенние листья».

Слово учителя.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

Ох уж эта Болдинская осень! Эта пора всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне,»- говорил поэт.

Осенью 1830 года Пушкин прожил в Болдине 3 месяца. За это время он закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин», написал около 30 лирических стихотворений, великолепные «Повести покойного И.П.Белкина», с одной из которых мы познакомимся сегодня.

Итак, А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Тема нашего урока. Запишите в тетради.

Мы с вами попробуем выявить нравственные проблемы повести;

Осмыслить понятие «нравственность»;

Познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе.

-Дорогие ребята, нами прочитана повесть «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница.

-Какое впечатление произвела она на вас?

-Я надеюсь, ребята, что вы внимательно прочитали эту повесть.

Проведём игру-викторину, которая поможет нам убедиться в этом.
3. Игра-викторина.
1. Сколько повестей написал Пушкин, объединив их названием «Повести

покойного И.П.Белкина»? Перечислите их.

2.Как вы думаете, почему за ваши правильные ответы я даю орехи?

3. На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

4. Кем по профессии был новый хозяин дома?

5.Сынишка пивоваров с теплотой вспоминает старого смотрителя, т.к. тот любил детей, часто угощал их чем – нибудь вкусненьким, например орехами. Но не только за это Ванька помнил его. Чему научил старый смотритель мальчика?

6. Из какого города ехал Минский в Петербург?

7. Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей?

-Молодцы, ребята! Мне не стыдно! Я горжусь вами!


4.Работа с текстом.
-Окунёмся же в мир пушкинской прозы.

-Почему вам жалко Вырина?

-Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?

-Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

Для начала посмотрим, что такое нравственность.

На доске: Нравственность-1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.

2.Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

-Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

-Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Найдите эти эпизоды и прочитайте.

-Что же произошло с Выриным?

«Старик не снёс своего несчастья…»

-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?

-Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

-Почему его попытки не увенчались успехом?

-Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»

-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?

-Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?

Слово учителя.

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?

На доске: «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

-Какой эпизод повести подчёркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми богатого сословия?

-Внимательный читатель в каждом произведении находит строки, которые волнуют его, трогают до глубины души, заставляют задуматься о главном в жизни. Это любимые строки. Мне, ребята, нравится последняя встреча Вырина, Дуни и Минского. Я сейчас прочитаю эти строки, а вы подумайте и ответьте на вопрос:

-Какой урок для себя вы извлекли?

Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны.

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

-Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

Вырин Дуня Минский

Бедный Красивая Беспечный

Несчастный Прелестная Легкомысленный

Добрый Приветливая Удалой

Любящий Хозяйственная Счастливый

Забитый Печальная Богатый

«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий
5.Итоги урока.
-Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери?

-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?

На доске: 1. О проблеме «маленького человека».

2.О взаимоотношении отцов и детей.

3. Об ответственности за свои поступки.

4.О счастье и любви.

6.Оценки.
7.Слово учителя. Урок закончу словами Ф.М.Достоевского: «Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Продолжим разгадывать его тайну на следующем уроке, на котором будем знакомиться с романом «Дубровский».

Самоанализ урока.

Учитель словесности… Правда, в наши дни это определение

несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится. В течение многих лет вхожу в класс. И с каждым годом всё больше убеждаюсь в том, до чего же это непросто – учить людей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут. А если так, то я должна

соответствовать. Отвечать требованиям времени, иметь определённые цели, решать самые трудные задачи

Я всегда помню: от меня, именно от меня зависит, какими войдут в жизнь те, чьи тетрадки изо дня в день громоздятся на моём рабочем столе, кого веду я от темы к теме, из класса в класс.

Учитель, как бы ни был он интересен и ярок сам по себе, всё же больше привлекателен своим уроком, как поэт – стихом, певец – песней. «То, что далось мне, о том и пою», - писал Сергей Есенин.

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 классе по

теме: «А.С.Пушкин «Станционный смотритель»».

Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала

в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока

заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот ( общаясь с детьми, я анализирую произведение). Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души.

Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно

мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой – то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное начало данного урока создаётся включением фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк А.С.Пушкина об осени.

На уроке я использовала игровую технологию. (Игра –

викторина). Она помогла мне проверить знание текста произведения учащимися. За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится», - пишет А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель».

Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности,

поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным.

Я люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления.

В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! На уроке общения всё правильно, потому что здесь, взаимно прислушиваясь друг другу, друг друга всё время дополняем, корректируем, размышляем и находим правильные варианты ответов.

«Изюминкой» моего урока стала клятва, которую мы произносили

вместе. Я попросила ребят встать, протянуть правую руку вперёд, затем направить её к сердцу и снова вперёд. Наши действия сопровождались словами:

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

Кроме всего этого, я использую и другие формы и методы, позволяющие мне решать проблему воспитания. Это творческое соавторство, отзыв о книге, творческое описание репродукции

картины и создание картины.

Постоянно произношу своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Я считаю, что урок получился хорошим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconН. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь» А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Садко»
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»»
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconРазработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тема маленького человека в повес-ти А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (Мешкова Н. В.)
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Старик не снес своего несчастья…». Анализ эпизода. По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconТехнологическая карта урока с использованием икт
«…Память одного из них мне драгоценна…» По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкин «Повести Белкина»(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционнный смотритель», «Барышня-крестьянка»)
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconУрок 3 тема урока
Этот урок буду вести я, Богомолова Елена Николаевна – заместитель начальника правового отдела уфнс россии по Ставропольскому краю,...
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconУрок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconУрок литературы по теме «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
«А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении» (7 класс)
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т. А. Ладыженской (2009 год), учебника Т. А. Ладыженской (2009 год) и методических рекомендаций Г. А. Богдановой (2009 год)
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Цели урок iconПлан работы детской общественной организации «дружба» на 2008 2009 уч год №
Анализ работы за минувший год, задачи, цели, направления. Планирование работы на новый учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск