Скачать 85.54 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ лингвофольклористика Специальность: 050301 - русский язык и литератураКвалификация: учитель русского языка и литературыСпециализация: лингвистическое и фольклорное краеведение Содержание государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Психолингвистика». ВЫПИСКА из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ДС.ОО Дисциплины специализации. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Фольклор – неотъемлемая часть русской культуры, он является вместилищем культурной информации самого разного содержания. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Жанры фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях. В связи с изучением языкового содержания фольклорного текста возникают переходные области изучения фольклорного текста. Независимо от названия направлений, в сферу интересов которых входит фольклор (этнолингвистика, этносоциолингвистика, лингвофольклористика, филологическая фольклористика и др.) изучение языка фольклора – далеко не решённая задача. Но в любом случае, изучение языка фольклора – это интереснейшая и перспективная задача для любого исследователя. Изучение курса «Лингвофольклористика» предполагает решение следующих задач:
Основная цель курса «Лингвофольклористика» – выявить, как языковая картина мира отражается в фольклорной картине. Воспитательная цель курса «Лингвофольклористика» – воспитывать уважительное отношение к языку и фольклору как средству познания истории родного края. Формы контроля: - текущий – индивидуальные занятия и консультации; - итоговый – зачёт в 4 семестре. Традиционная форма зачёта – собеседование по теоретическому вопросу и выполнение практического задания. Критерии оценки: допуском к зачёту служит выполненная студентом письменная контрольная работа. Зачёт ставится, когда студент обнаруживает достаточное понимание теоретических положений программного материала, а также представляет аргументированный анализ материала, представленного в практической части задания. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Междисциплинарный характер фольклористики Фольклористика как междисциплинарная наука. Фольклорная картина мира как сложное и многогранное образование. Средства выражения фольклора (словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, игровые и драматические). Специфика изучения фольклора как комплекса различных средств. Вопрос о мультидисциплинарном характере фольклористики. Вопрос о предмете и объекте фольклористики. Становление отечественной лингвофольклористики Основные направления изучения фольклора: филологическое, искусствоведческое и культурологическое. Связь фольклористики с литературоведением. Дисциплины «переходной зоны»: лингвокультуроведение, лингвокультурология, этнолингвистика, этнодиалектология. Работы Н.И. Толстого, С.М. Толстой, А.Т. Хроленко и др., посвященные проблемам лингвофольклористики. Лингвофольклористика в кругу дисциплин, изучающих фольклор Особое место этнолингвистики в изучении фольклора. Лингвофольклористика как особое направление в изучении языка фольклора. Понятие «лингвофольклористика». Фольклорный текст как объект лингвофольклористики. Предмет лингвофольклористики. Описание языка фольклора как основная задача лингвофольклористики. Различия между этнолингвистическим и лингвофольклористическим изучением фольклора. Лингвофольклористика и фольклористика Связь фольклористики и языкознания. Лингвофольклористика и её место по отношению к традиционной фольклористике. Народно-поэтическое слово в контексте фольклорного дискурса. Статус языка фольклора. Этническая ментальность и этнокультурные доминанты как объект изучения в призме фольклорного слова. Специфика лингвофольклористики. Статус лингвофольклористики как лингвокультуроведческой дисциплины. Основные центры и направления изучения лингвофольклористики Центры лингвофольклористических исследований. Воронежский центр лингвофольклористики (под руководством Е.Б. Артёменко) и разработка вопросов фольклорного текстообразования и народно-поэтическиого синтаксиса. Петрозаводский центр лингвофольклористики (под руководством З.К. Тарланова) и описание жанровой дифференциации языка русского фольклора. Курский центр лингвофольклористики (под руководством А.Т. Хроленко) и изучение семантической стороны фольклорного слова. Актуальные проблемы лингвофольклористики Природа фольклорного языка в его сопоставлении с другими формами общенародного языка. Генетические основы поэтики. Характер взаимосвязи языка и поэтики на уровне фольклора. Фольклорная стилистика. Психолингвистический аспект народного творчества. Особенное и общее в языке фольклора. Вариантное и инвариантное в языке фольклора. «Явный» и «неявный» уровни в устно-поэтическом творчестве. Лексикографическое представление языка фольклора Словарь языка фольклора как способ представления фольклорной картины мира. Исследования языка отдельных фольклорных жанров и проблемы их лексикографического представления. Изучение языка фольклора орловского края Сведения из истории орловской фольклористики. Современные исследования фольклора: работы М.В. Антоновой, Н.В. Кургузова, Е.А. Овчинниковой, Р.А. Масленниковой и др. Исследования языка фольклора: работы М.В. Костромичёвой, О.Ю. Гордой, Н.И. Жиронкиной, Н.С. Запаловой и др. Современный фольклор Орловщины и изучение его языка. Проблема систематизации орловских фольклорных текстов. Работа научной лаборатории «Язык, фольклор, этнография города и деревни» при НИИ филологии ОГУ. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |