Конспект урока литературы
по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
(патриотический пафос повести)
Цели :
образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Задачи :
придать занятию проблемно-творческий характер;
развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;
Форма : урок -размышление
Оборудование : слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков ребят.
Ход урока
Вводное слово учителя.
(слайд 1)
- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?
(слайд 2)
- Тема нашего урока «Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»
- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к родине, отчизне, батьковщине… Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните.
(слайд 3)
- Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.
(слайд 4)
- Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям?
1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины..
Проверка дом.задания. Оцениваем рисунки ребят. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: героизм, предательство.
Словарная работа.(слайд 5)
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Предательство – поступок предателя.
Предатель – человек, который предал, изменник.
Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?
2 учебная ситуация. Предательство Андрия.
-Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?
-Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)
-Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)
-Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть подземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)
-Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?
-А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)
-Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
-Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:
-
Как огонь
| Бешеный порыв
| Как ребенок
| Бессильная ярость
| Как хлебный колос
| Подрезанный серпом
| Как молодой барашек
| Почуявший смертельное железо
| Как подлая собака
| Бездыханный труп
| (слайд 6)
- Давайте проверим.Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?
-Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба» ( с 1часа 25минут до 1часа 28минут)
(слайд 7)
- Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему?(Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей)
- А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)
- А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)
3 учебная ситуация. Героизм.
(слайд8)
- Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».
С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?
(слайд 9)
Исполин – великан, богатырь..
- Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?( Чтобы тот поддержал словом его)
- Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут) - А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить патриот Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. .)
- Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли).
Заключительное слово учителя.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля.
Д.З Подготовиться к сочинению по теме «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»? |