Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)





Скачать 49.85 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Дата публикации29.09.2013
Размер49.85 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока литературы

по повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

(патриотический пафос повести)



Цели :

  • образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

  • развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

  • воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи :

  • придать занятию проблемно-творческий характер;

  • развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма : урок -размышление

Оборудование : слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков ребят.

Ход урока

Вводное слово учителя.

(слайд 1)

- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?

(слайд 2)

- Тема нашего урока «Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»

- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к родине, отчизне, батьковщине… Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните.

(слайд 3)

- Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

(слайд 4)

- Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям?

1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины..

Проверка дом.задания. Оцениваем рисунки ребят. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: героизм, предательство.

Словарная работа.(слайд 5)

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Предательство – поступок предателя.

Предатель – человек, который предал, изменник.

  • Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

-Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?

-Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)

-Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)

-Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть подземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)

-Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

-А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)

-Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

-Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:

Как огонь

Бешеный порыв

Как ребенок

Бессильная ярость

Как хлебный колос

Подрезанный серпом

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

Бездыханный труп

(слайд 6)

- Давайте проверим.Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

-Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба» ( с 1часа 25минут до 1часа 28минут)

(слайд 7)

- Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему?(Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей)

- А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)

- А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)

3 учебная ситуация. Героизм.

(слайд8)

- Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».

С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?

(слайд 9)

Исполин – великан, богатырь..

- Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?( Чтобы тот поддержал словом его)

- Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут)
- А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить патриот Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. .)

- Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли).

Заключительное слово учителя.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля.

Д.З Подготовиться к сочинению по теме «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconРеферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в...
Классификация идиоматических выражений из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconУрок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская...
...
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconМетодическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе...
Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconДепартамент образования администрации Владимирской области
Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconУчебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин....
Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconПлан реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее...
Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconПлан конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства...
Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconУрок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке
Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос...
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В....
Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»...
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconРассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем...
Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconТема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»...
«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?»
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск