Скачать 158.63 Kb.
|
План – конспект урокаА. С. Пушкин «У Лукоморья»Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи : - создать условия для развития интереса к творчеству поэта; - познакомить с понятиями «поэма»; - формировать навык выразительного чтения стихов; - закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз; - формировать навык исследовательской деятельности со словами ; - воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ; - формировать коммуникативные навыки работы в группах; - развивать позитивную самооценку учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы : фронтальная, самостоятельная, работа в парах, индивидуальная. Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентации, худ галерея иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина, слайд – фильм на основе произведения А.С. Пушкина(видеоролик). Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Н.А, Чуракова) 2 класс, тетрадь для самостоятельных работ. Ход урока. 1. Организационный момент. Психологический настрой на работу. Учитель: – Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… – И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Я желаю вам успехов! Начинаем урок литературного чтения! Работа в тетради Иллюстрации к сказкам в тетради для самостоятельных работ: «Сказка о рыбаке и рыбке» , « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде». - Что объединяет все эти произведения? (Это произведения А.С. Пушкина). II. Сообщение темы урока - Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение) - Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина. - А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи. Целеполагание и сообщение темы. Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Ученик: Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение. Учитель: Для чего вам это нужно? Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим. И предстоит нам раскрыть тайны сказки. - Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать. (Слайд портрет Пушкина) 3. Повторение изученного. Подготовительная беседа. (Показ презентации) - Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна. У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей. Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии. Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать. В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать. - Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина. - Сейчас мы это проверим. - Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею. Открывается занавес с рисунками. - Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин? - В конце экскурсии мы узнаем точный ответ на этот вопрос. - Перед вами экспозиция рисунков по сказкам А.С. Пушкина, авторами которых являются юные художники 2-го класса нашей школы, т.е. вы. - Какая это сказка? - Перед вами рисунки к этой сказке - Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод) - Назовите первый заказ, исполненный рыбкой (новое корыто) - А это, какое произведение Пушкина? - О каком образе идет речь? Он по морю гуляет и кораблик подгоняет. - Молодцы! А теперь отдохнем. - К каким еще сказкам вы видите рисунки в этой галерее? - Сколько сказок мы сегодня вспомнили? - На самом деле у Пушкина еще одна сказка ( о Медведихе, но она была не окончена. Всего 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы. III. Работа над новым материалом. ( слайд Лукоморье) У.Дети, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. ( Слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….) Словарная работа. (Работа с толковым словарём). - Что такое лукоморье? Кто знает? (слайд) - Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. - Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди). - Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. - Что означает «дол»? как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев – долина). (Слайд) - Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев ) - о заре – на заре. - Почему воды названы ясными? (Прозрачные). - пленяет – берёт в плен. - тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. - чахнет – сохнет, худеет. У.Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством. Техника чтения. - А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок. Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл: ^ У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ Работа над произведением . У.Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте мы отправимся в лукоморье. Релаксация «У моря» Садитесь поудобнее, расслабьтесь, представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? Показ слайд – фильма на основе произведения А.С. Пушкина ( видеоролик). Первичное восприятие текста. Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения: У.Каким же поэт изобразил лукоморье? Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? - Что особенно понравилось и почему? Д.(Высказывания детей) Чтение по цепочке до первой ошибки. У.Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? Д.Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк. У.Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин? Д.Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира. У.Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? Д.Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание. У.Что вы можете сказать о второй части? Д.Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей) У.Как можно понять строки: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя… Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину Д.Высказывания детей. Какие сказочные персонажи повстречались? Работа с иллюстрацией в учебнике и на доске. Зарядка для глаз У.Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам: Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза). Выразительное чтение учащимися отрывка Как нужно читать это стихотворение? Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать. У лукоморья дуб зеленый (обратите внимание: нарушен порядок слов; определение – после определяемого слова) Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчеркивает их, придает речи особую выразительность. Воображение рисует образ. Златая цепь на дубе том эпитет золотой – любимый эпитет няни И днем и ночью кот ученый (т. е. постоянно беспрестанно! —>Передайте это голосом) Все ходит по цепи кругом; (логическое ударение, выделим голосом это слово) Идет направо // - песнь заводит, пауза Налево // - сказку говорит. (пауза, ожидание чуда: что же будет? Передайте голосом при чтении). 1) С. /р. Детей. Чтение про себя, работа над выразительным чтением. 2) Чтение вслух (кто хочет). Там чу-де-са: там леший бродит Закройте глазки. Послушайте. Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки. Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках (Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним не ходил) Следы невиданных зверей (вздох удивления. Что передадим голосом? Таинственность: этих зверей никто не видел). Избушка там, на курьих ножках (уменьшительно-ласкательные суффиксы —> читаем с улыбкой). Стоит без окон, без дверей. (использование из. средств народного фольклора). 1) Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. 2) Чтение вслух (кто хочет) 3) Там лес и дол видений полны; - создадим звуковой образ этой строки [ Э О Э О] - транскрипцию ударных гласных попробуем пропеть. Что слышится, представляется? – простор, бескрайность русской природы —> покажем это голосом. Там [О] заре прихлынут волны Кто попадал под волну? Какое ощущение? Дух захватывает —> передадим это голосом. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской (брег, чредой – старославянизмы —> придают речи торжественность. Как читаем? С каким чувством? —> с гордостью, любуясь!) 4) Чтение следующих 10 строк. (Какие сказки вспоминаем?) 5) Там русский дух… Там Русью пахнет! (Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом) Учитель: У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго. 6) Самостоятельное чтение последних шести строчек. Что напоминают последние строчки? - концовку русских народных сказок. Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. - Выберите интонацию, с которой их прочитал бы Пушкин. - Получилось ли у ребят, оцените. - Оцените. Кульминационный момент - Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.) - Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели. Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста. - Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки). Слайд Зеленый дуб Слайд Леший Слайд Русалка Слайд. В темнице Итог урока . Рефлексивная деятельность. - Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения. - Вам понравился урок? - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?) - Что бы хотели выполнить ещё раз? Оценки за урок Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы: 1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; 2) разобрались с темой урока; 3) умеете применять свои знания. (Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично). Домашнее задание. Предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение или наизусть выучить отрывок, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА А.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» (Тема урока)
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение к плану-конспекту урока А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (Тема урока) Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
* |
Конспект урока тема урока: а. С. Пушкин. Детские и лицейские годы.... Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность) | Конспект урока литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина.... Муниципальное образовательное учреждение – Пашинская средняя общеобразовательная школа №70 | ||
Мифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок) Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся) а... | Конспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс: Цели и задачи урока: Учебные Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия» | ||
Конспект урока а. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" фио (полностью)... ... | Конспект урока определенно-личные предложения. Фио (полностью) Транчукова... Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом... | ||
В. А. Жуковский «Спящая царевна» АС. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | План-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ... | ||
Конспект по теме «Ветер» Цели и задачи урока Познакомить учащихся с причинами образования ветра, приборами, позволяющим измерить направление и скорость ветра | Конспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема... Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального... | ||
Тема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной... | Конспект урока. Биология 8 класс. Тема урока : Гигиена кожи. Уход за кожей. Болезни кожи Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами... | ||
Конспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах | Список литературы для чтения летом А. С. Пушкин. Эхо. Талисман. Песнь о вещем Олеге. Руслан и Людмила. Метель. Барышня-крестьянка. Сказки | ||
Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме: В. Бианки. «Музыкант» во 2 классе Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность) | План-конспект открытого урока по истории. Учитель: Самсонов А. А.... А образовательные цели: познакомить учащихся с географическим положением Финикии |