Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи





Скачать 158.63 Kb.
НазваниеКонспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи
Дата публикации14.10.2013
Размер158.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

План – конспект урока

А. С. Пушкин «У Лукоморья»



Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Учебные задачи :

- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;

- познакомить с понятиями «поэма»;

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;

- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Формы работы : фронтальная, самостоятельная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентации, худ галерея иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина, слайд – фильм на основе произведения А.С. Пушкина(видеоролик).
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Н.А, Чуракова) 2 класс, тетрадь для самостоятельных работ.


 Ход урока.

1. Организационный момент.

 Психологический настрой на работу.
Учитель: 

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
И пусть хорошее настроение  сохранится у  вас до конца урока. Я желаю вам успехов! Начинаем урок литературного чтения! 
Работа в тетради
Иллюстрации к сказкам в тетради для самостоятельных работ:
«Сказка о рыбаке и рыбке» , « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде».

- Что объединяет все эти произведения?
(Это произведения А.С. Пушкина).


II. Сообщение темы урока 

- Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке?
(мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина.
- А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

Целеполагание и сообщение темы.

Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться? 

Ученик: Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение. Учитель: Для чего вам это нужно? Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим. 

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
- Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.

(Слайд портрет Пушкина)

3. Повторение изученного.


Подготовительная беседа. (Показ презентации)

- Посмотрите  внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
- Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина. - Сейчас мы это проверим.
- Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею. 

Открывается занавес с рисунками.

- Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?
- В конце экскурсии мы узнаем точный ответ на этот вопрос.
- Перед вами экспозиция рисунков по сказкам А.С. Пушкина, авторами которых являются юные художники 2-го класса нашей школы, т.е. вы.


- Какая это сказка?
- Перед вами рисунки к этой сказке
- Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)
- Назовите первый заказ, исполненный рыбкой (новое корыто)

- А это, какое произведение Пушкина?
- О каком образе идет речь? Он по  морю гуляет и кораблик подгоняет.
-  Молодцы! А теперь отдохнем.
- К каким еще сказкам вы видите рисунки в этой галерее?
- Сколько сказок мы сегодня вспомнили?
- На самом деле у Пушкина еще одна сказка ( о Медведихе, но она была не окончена. Всего 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы.


III. Работа над новым материалом. 
( слайд Лукоморье)
У.Дети, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком
Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме.
(  Слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….) 


Словарная работа. (Работа с толковым словарём).

- Что такое лукоморье? Кто знает? (слайд)

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

- Слова  златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

- Что означает «дол»? как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев – долина). (Слайд)

- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев )

- о заре – на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).

- пленяет – берёт в плен.

- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

- чахнет – сохнет, худеет.

У.Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

- А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:


^ У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ

Работа над произведением .


У.Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.
 Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее,  расслабьтесь,   представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? 

Показ слайд – фильма на основе произведения А.С. Пушкина ( видеоролик).

Первичное восприятие текста.


Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения: 


У.Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. 
У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

- Что особенно понравилось и почему?
 Д.(Высказывания детей)

Чтение по цепочке до первой ошибки.

У.Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
Д.Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.
У.Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
 Д.Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
У.Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
Д.Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.
У.Что вы можете сказать о второй части?
Д.Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей) 
У.Как можно понять строки: 

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя… 

Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину
Д.Высказывания детей. 

Какие сказочные персонажи повстречались?

Работа с иллюстрацией в учебнике и на доске.
 

Зарядка для глаз


У.Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:
Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).

 Выразительное чтение учащимися отрывка
Как нужно читать это стихотворение?

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

У лукоморья дуб зеленый

(обратите внимание: нарушен порядок слов; определение – после определяемого слова)

Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчеркивает их, придает речи особую выразительность. Воображение рисует образ. 

Златая цепь на дубе том

эпитет золотой – любимый эпитет няни

И днем и ночью кот ученый

(т. е. постоянно беспрестанно! —>Передайте это голосом)

Все ходит по цепи кругом; (логическое ударение, выделим голосом это слово)

Идет направо // - песнь заводит,

пауза

Налево // - сказку говорит. 

(пауза, ожидание чуда: что же будет? Передайте голосом при чтении). 

1) С. /р. Детей. Чтение про себя, работа над выразительным чтением. 

2) Чтение вслух (кто хочет). 

Там чу-де-са: там леший бродит

Закройте глазки. Послушайте. Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки. 

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

(Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним не ходил)

Следы невиданных зверей

(вздох удивления. Что передадим голосом? Таинственность: этих зверей никто не видел). 

Избушка там, на курьих ножках

(уменьшительно-ласкательные суффиксы —> читаем с улыбкой). 

Стоит без окон, без дверей. 

(использование из. средств народного фольклора). 

1) Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. 

2) Чтение вслух (кто хочет)

3) Там лес и дол видений полны;

- создадим звуковой образ этой строки

[ Э О Э О]

- транскрипцию ударных гласных попробуем пропеть. Что слышится, представляется? – простор, бескрайность русской природы —> покажем это голосом. 

Там [О] заре прихлынут волны 

Кто попадал под волну? Какое ощущение?

Дух захватывает —> передадим это голосом. 

И тридцать витязей прекрасных 
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской

(брег, чредой – старославянизмы —> придают речи торжественность. 

Как читаем? С каким чувством? —> с гордостью, любуясь!)

4) Чтение следующих 10 строк. 

(Какие сказки вспоминаем?) 

5) Там русский дух… Там Русью пахнет!

(Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом)

Учитель: У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго. 

6) Самостоятельное чтение последних шести строчек. 

Что напоминают последние строчки?

- концовку русских народных сказок. 

Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил. 

- Выберите интонацию, с которой их прочитал бы Пушкин.
- Получилось ли у ребят, оцените.
- Оцените. 

Кульминационный момент 

- Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.) 

- Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели. 

Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

- Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).

Слайд Зеленый дуб

Слайд Леший

Слайд Русалка

Слайд. В темнице

 Итог урока . Рефлексивная деятельность.

- Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.
- Вам понравился урок?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?) 

- Что бы хотели выполнить ещё раз? 

Оценки за урок

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).


 Домашнее задание.
Предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение или наизусть выучить отрывок, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
А.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»


(Тема урока)





ФИО

Лавлинская Наталья Васильевна



Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шараповская СОШ»



Должность

Учитель начальных классов



Предмет

Литературное чтение



Класс

2



Тема и номер урока в теме

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» №1(1))



Предметная программа и её автор

УМК « Перспективная начальная школа» Литературное чтение Н.А.Чураковой



Цель урока:

Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним



Тип урока

Изучение нового материала



Модель организации УПД младших школьников

АРМ учитель-класс



Необходимое оборудование

Слайд – фильм на основе произведения А.С. Пушкина (видеоролик), портрет А.С. Пушкина, компьютер, проектор, экран, презентации



Структура и ход урока

1.История одного шедевра О.Кипренский, портрет А.С.Пушкина

2.Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой-русские писатели-01(26)

3.А.С.Пушкин-сказочник


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап

урока



Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Время

(в мин.)


1

2




3

5

6

7

1

I

1 задача:

адаптировать учащихся к деятельности на уроке

2 задача:

выявить предварительные знания ( названия произведений

А.С.Пушкина)

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)



1.Рассматри

вают. Слушают
2.Дополняют или продолжают рассказ, задают уточняющие вопросы

1. Учитель рассказывает)

2 Проблемный рассказ

(рассказается начало, а продолжение придумывают дети)

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00f1f925-ce35-4a9a-837c-2df244b15bf2/?interface=pupil&class=43&subject=24




10




П

1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта.

2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.



1..Прослушивают аудиозапись

2. Чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила»

3.Словарная работа(рабо-

тают

в соответствии с инструкцией


1.организует прослушивание

2. Редактирует

3. .Предлагает самостоятельно провести соответствие слов и их значений по инструкции

2/Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климано

Вой

25




Ш

1 задача: первичное закрепление знаний

2задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения ЭОР

Наблюдают

Анализируют

Комментируют

Учитель демонстрирует


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/819b2ea8-685b-4f38-921d-721282cc4be8/%5BNS-LIT_2-01%5D_%5BTD_019%5D.html

10


Приложение к плану-конспекту урока

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ



Название ресурса

Тип, вид ресурса*

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


2
3


История одного шедевра О.Кипренский, портрет А.С.Пушкина


.Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой-русские писатели-01(26)
А.С.Пушкин-сказочник

ИР


ПР

КР

Видео-фрагмент

Аудиозапись на диске

модель

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00f1f925-ce35-4a9a-837c-2df244b15bf2/?interface=pupil&class=43&subject=24/


2. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»-02:40

3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/819b2ea8-685b-4f38-921d-721282cc4be8/%5BNS-LIT_2-01%5D_%5BTD_019%5D.html




*


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока тема урока: а. С. Пушкин. Детские и лицейские годы....
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина....
Муниципальное образовательное учреждение – Пашинская средняя общеобразовательная школа №70
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconМифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок)
Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся) а...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс: Цели и задачи урока: Учебные
Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия»
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока а. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" фио (полностью)...
...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока определенно-личные предложения. Фио (полностью) Транчукова...
Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна»
АС. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект по теме «Ветер» Цели и задачи урока
Познакомить учащихся с причинами образования ветра, приборами, позволяющим измерить направление и скорость ветра
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconТема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи
Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока. Биология 8 класс. Тема урока : Гигиена кожи. Уход за кожей. Болезни кожи
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели
Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconСписок литературы для чтения летом
А. С. Пушкин. Эхо. Талисман. Песнь о вещем Олеге. Руслан и Людмила. Метель. Барышня-крестьянка. Сказки
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconКонспект и презентация для урока литературного чтения по теме: В. Бианки. «Музыкант» во 2 классе
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Учебные задачи iconПлан-конспект открытого урока по истории. Учитель: Самсонов А. А....
А образовательные цели: познакомить учащихся с географическим положением Финикии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск