РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык.10-11 классы» (авторы В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко -М. : Просвещение, 2009.
Преподавание русского языка в 10-м классе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен: знать / понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета; уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,
последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№ п/п
| Тема урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Дата проведения
| 1.
| Русский язык в современном мире
| Знать роль и место рус-ского языка в современном мире
| Работа с текстами
|
| 2.
| Комплексное
повторение
| Знать орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-9 классах, уметь применять их на практике
| Объяснительный диктант
|
| 3.
| Комплексное
повторение
| Знать орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-9 классах, уметь применять их на практике
| Объяснительный диктант
|
| 4.
| Контрольный диктант
| Проверить орфографичес-кую и пунктуационную грамотность учащихся
| Диктант
|
| 5.
| Работа над ошибками
| Уметь объяснять причину появления ошибки, кор-ректировать и редактиро-
вать текст
| Комплексный анализ текста
|
| 6.
| Принципы русской орфографии
| Знать принципы русской орфографии
| Комплексный анализ текста
|
| 7.
| Употребление прописных букв
| Знать деление существи-тельных на собственные и нарицательные. Уметь пра-вильно писать собственные существительные
| Выборочный диктант
|
| 8.
| Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных
и грамматических форм
| Уметь правильно писать Ь в разных частях речи
| Выборочный диктант
|
| 9.
| Состав слова. Основные способы образования слов
| Знать способы образова-ния слов, уметь выполнять морфемный и словообра-зовательный анализ слов
| Морфемный и словообразователь-ный разбор слов
|
| 10-11
| Правописание гласных в корне слова
| Уметь безошибочно писать слова, проверять написан-ное, опознавая признаки орфограммы
| Словарный диктант.
Диктант «Проверяю себя»
|
| 12.
| Правописание гласных после шипящих и Ц
| Уметь безошибочно писать слова, проверять написан-ное, опознавая признаки орфограммы
| Выборочный диктант
|
| 13.
| Правописание согласных в корне
слова. Двойные согласные
| Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы
| Словарный диктант
|
| 14.
| Международные словообразовательные элементы
| Знать международные словообразовательные элементы
| Работа по таблице,
конструирование предложений
|
| 15.
| Контрольный диктант
| Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся
| Диктант
|
| 16.
| Работа над ошибками
| Уметь объяснять причину появления ошибки, коррек-тировать и редактировать текст
|
Комплексный анализ текста
|
| 17.
| Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме
| Уметь опознавать слова с изученной орфограммой и выбрать правильное написание
| Осложненное списывание
|
| 18.
| Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ.
| Знать о зависимости на-писания гласных в приставке ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно опреде-лять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку
| Объяснительный диктант
|
| 19.
| Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
| Уметь опознавать слова с изученной орфограммой и выбрать правильное написание
| Словарный диктант
|
| 20.
| Правописание суффиксов имен существительных
| Уметь правильно писать суффиксы имен существительных
| Осложненное списывание
|
| 21.
| Правописание суффиксов имен прилагательных
| Уметь правильно писать суффиксы имен существительных
| Работа по тексту,
тест
|
| 22.
| Правописание имен числительных
| Знать разряды числитель-ных, особенности склоне-ния, правописания. Уметь грамотно писать
| Осложненное списывание
|
| 23.
| Контрольный диктант
| Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся
| Диктант
|
| 24.
| Работа над ошибками
| Объяснять причину появления ошибки, корректировать и редакти-
ровать текст
| Комплексный анализ текста
|
| 25.
| Правописание местоимений
| Знать разряды местоиме-ний. Уметь безошибочно писать местоимения
| Осложненное списывание
|
| 26.
| Правописание глаголов.
| Уметь определять спря-жение и выбирать гласную в безударных личных окончаниях
| Составление текста
|
| 27.
| Правописание суффиксов причастий.
| Знать способы образова-
ния причастий. Уметь обо-сновывать выбор гласных в суффиксах, находить изу-чаемую орфограмму, пра-вильно писать
| Словарный диктант
|
| 28.
| Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
| Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий и прилагатель-ных, правильно писать
| Объяснительный диктант
|
| 29.
| Правописание деепричастий.
| Уметь безошибочно писать суффиксы в дее-причастиях
| Осложненное списывание
|
| 30.
| Правописание наречий.
| Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать
| Словарный диктант
|
| 31.
| Правописание предлогов, союзов, частиц.
| Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные пред-логи, отличать их от созвучных словосочетаний
| .
Комплексный анализ текста
|
| 32.
| Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
| Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня
НЕ-частицу, делать пра-вильный выбор написания
| Объяснительный диктант
|
| 33.
| Итоговый контрольный диктант
| Проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография»
| Диктант
|
| 34.
| Работа над ошибками
| Объяснять причину появления ошибки, корректировать и редакти-
ровать текст
| Комплексный анализ текста
|
| |