Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»





Скачать 67.55 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Дата публикации17.10.2013
Размер67.55 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект

урока литературы в 5 классе по теме:

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Тип урока: обобщающая работа над текстом.

Виды деятельности учащихся: работа в группах по карточкам, ответы на вопросы, выразительное чтение, сопоставительный анализ.

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания учащихся, сформировать выводы путём сопоставления народных и литературной сказки;

-проверить знание содержания прочитанной сказки;

-выявить и углубить понимание проблемных ситуаций в ходе анализа.

Образовательные:

-актуализировать знания по содержанию сказки;

Развивающие:

-развивать речевой контроль;

-развивать внимание, логическое мышление, способность к анализирующему наблюдению;

Практические:

-научить работать с текстом;

-определять лексическое значение слова;

-развивать умение работать с толковым словарем;

Методы обучения:

-проблемно-поисковый метод обучения (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций);

-наглядный метод (повышение эффективности восприятия учебного материала);

Пути достижения методической цели учителя:

-создать проблемную ситуацию;

создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в работа класса;

-полилог в классе, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей;

-сотрудничество учителя и ученика;

-стимулировать учащихся к высказываниям, использованию способов выполнения задания без боязни ошибиться;

-использовать наглядный материал, который сформирует положительную мотивацию к учению у обучающихся;

-создавать ситуацию успеха, поощрять стремление ученика выбирать и осваивать наиболее рациональные способы работы.

Техническое обеспечение: проектор, компьютер.
Ход урока.

1 .Проверка домашнего задания.

Учащиеся делятся на три группы (по рядам со старшим во главе), затем старшие выбирают конверт с карточками и соответствующее игровое поле, на котором указаны следующие разделы: сюжет, характеры героев, исполнители воли мачехи, друзья, помощники, сочувствующие, природа, возвращение героини к жизни, наказание, признаки сказки.

-В течение 10-12 минут распределите полученные карточки с цитатами в соответствующие графы игрового поля.

Учащиеся распределяют цитатный материал по сказкам: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Морозко», «Снегурочка» для последующей работы. После того как этот этап урока завершен, учитель проверяет работы в каждой группе.
2.Беседа по вопросам с использованием цитатного материала.

Сюжет преследования падчерицы мачехой широко известен в европейском фольклоре, популярен он и в русских народных сказках.

-Вспомните, где вы его встречали?

Распространен в сказках и мотив оживления мертвых, поисков возлюбленных. Сказка А.С.Пушкина имеет фольклорные корни.

-Вспомните, с чьих слов был записан сюжет «Сказки...» А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин был творцом и внес в его канву существенные изменения и дополнения.

Подготовленный ученик напоминает запись няниной сказки.

-Какое самое существенное смысловое изменение внес поэт в сюжет сказки?

У царевны появляется жених - королевич Елисей, который вернул её к жизни.

-Но разве в няниной сказке нет королевича и разве он не сказочный герой?

В няниной сказке королевич появляется только в конце и влюбляется в мертвую царевну, а Елисей ищет живую царевну, не верит в её смерть и спасает её силой любви.

-Что изменяется от этого в смысле сказки? Что хочет сказать нам поэт?

На первое место выходит идея всепобеждающей любви и верности, которые могут победить даже смерть.

-Посмотрим, что же еще вносит в свою сказку А.С.Пушкин. Сравним характеры мачех, как они даны в сказках. В чем сходство этих характеров? Где характер мачехи дан более выразительно, что этому помогает?

Во всех сказках мачехи злые, завистливые, жестокие. В немецкой сказке: «Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой». «И зависть, и высокомерие разрастались, как сорные травы, в её сердце всё выше и выше, и не было ей отныне покоя ни днем, ни ночью».

У Пушкина мотив высокомерия и гордыни дан более развёрнуто и подробно, оттого характер мачехи становится ярче, выпуклее и выразительнее. Этому способствует и описание реакции мачехи на слова зеркальца, и её речь, обращенная к нему, а потом к Чернавке.

В «Снегурочке» о её реакции сказано: «И она была довольна...», а у Пушкина: «И царица хохотать...». Или: «Испугалась тогда королева, пожелтела, позеленела от зависти...», а у Пушкина: «Как царица отпрыгнет...» и т.д.

-А чем похожи падчерицы в сказках? Где характер дан более развернуто?


В сказке «Морозко» сказано, что она трудолюбива, в «Снегурочке» - красива. А у Пушкина характер героини дан более развёрнуто.

-Что и каким образом старается подчеркнуть поэт?

Кротость, смирение, доброту и отзывчивость, любовь ко всему миру, людям, животным, верность, скромность и грацию. Почувствовать это помогает и описание поведения царевны в тереме богатырей, её отношение с ними, любовь к Елисею, отношение к Чернице.

И в народных, и в литературной сказке в действие включены и исполнители воли злой мачехи, сыгравшей немалую роль в судьбе падчерицы.

-Какой из этих образов самый непростой? Почему вы так думаете?

Егерь открыто лишён сочувствия, он - слепой исполнитель воли злой королевы; старик слишком безропотен и покорен. Он даже боится укрыть дочку попонкой: «Старик затужил, заплакал, однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой то побоялся, повёз бездонную во чисто поле...» Самый сложный образ - Чернавка. С ней связана тема «чёрной» верности и двойного предательства. С этой героиней связана также мысль о сложности распознания добра и зла, так как зло выступает под личиной добра.

-Зачем поэту понадобился такой сложный образ?

Ему важно показать доверчивость и беззащитность царевны: ни дремучий лес, ни терем богатырей, ни сами богатыри, ни их верный пёс не смогли уберечь девушку от беды. -Что же нужно для её защиты?

Для её защиты нужно что-то более сильное, чем просто доброта, физические силы или крепкие стены, - и это любовь.

-Какие силы природы задействованы во всех сказках?

Мороз, солнце, месяц, ветер, звери и птицы. И повсюду они оказываются добрее людей: помогают королевичу Елисею, сочувствуют Снегурочке, одаривают падчерицу приданым. Не без их участия происходит и возвращение героинь к жизни.

-В какой из сказок возвращение героини к жизни требует наибольших усилий? Где совершается благодаря любви?

Героиня «Морозко» и не умирала вовсе, она могла замерзнуть, но Мороз пожалел её за красоту и смирение. В «Снегурочке» воскрешение девушки - случай: «И велел королевич своим слугам...» У Пушкина это не случай, а закономерность, потому что любовь ведёт за собой королевича, придает ему силы, которые помогают ему совершить невозможное.

Естественным итогом событий становится наказание злой мачехи.

-В чём разница между наказаниями мачехи в народных и литературной сказке?

В сказке «Морозко» мачеха наказана смертью собственной дочери, которую она не научила любить и уважать других: «Старуха выбежала встречать дочь, заплакала, заголосила, да поздно». Страшное наказание - потеря близкого, родного человека. В «Снегурочке» мачеху наказывают сами герои сказки: «Она вошла во дворец и узнала Снегурочку, и от страха и ужаса - как стояла, так на месте и застыла...» У Пушкина наказание мачехи - в ней самой: «Тут её тоска взяла, /И царица умерла».

Вывод: зло, гордыня, себялюбие губительны сами по себе, и в этом наказании не только торжество справедливости, но и нравственный урок огромной силы.

А теперь обратимся к признакам сказки, которые можно найти во всех произведениях.

Борьба добрых и злых сил, поиски невесты, участие природы в событиях, преследование падчерицы мачехой, элементы фантастики и т.д.

-Как вы думаете, какой по характеру человек написал «Сказку о мертвой царевне...» Что он больше всего ценит в жизни?

Автор сказки - добрый, мудрый человек, это видно по его отношению к героям. Самой главной ценностью для него является жизнь, суть которой составляют Добро, Любовь, Верность. Мыслями о любви и верности поэт насыщает всю сказку, делая её содержание более многоплановым и богатым, мы всюду слышим его голос, то печальный, то радостный, то негодующий, чувствуем его сопереживание всему происходящему.
З.Подведение итога урока.

Сказка заставляет нас размышлять, учиться добру, видеть жизнь во всей её сложности. Не даром А.С.Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! /Добрым молодцам урок».
4.Домашнее задание (по выбору учащихся). Ответить на вопрос в форме сочинения-рассуждения:

  1. Можно ли согласиться с мнением Пушкина: «Сказка ложь...».

  2. Каким я представляю королевича Елисея.

Выскажете своё мнение об иллюстрациях (по выбору) к «Сказке о мертвой царевне...». Если это, возможно, создайте свой рисунок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» фио (полностью)
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5 урок в теме «Чудесный мир классики»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика...
...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока в 4-м классе «Добро и зло в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мёртвой царевне и семи богатырях. М.: Киновидеобъединение «Крупный план»
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. М.: Киновидеобъединение «Крупный план», 1999 г
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconКонспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна»
АС. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconКонспект занятия на тему «Сказочное слово»
Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», «Морозко», «Царевна Лягушка», Крошечка Хаврошечка»; произведение А. С. Пушкина: «Сказка о...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мёртвой царевне и о семи…» В. П. Катаев «Цветик-семицветик»
Стр. 159, 155- азбуки- списать печатными буквами, сделать разбор по слогам, ударение, слоги слияния, гласные и согласные
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…»
И. А. Крылов. Басни. «Ворона и Лисица», Волк и Ягненок», Свинья под Дубом», «Волк на псарне» и др
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск