Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…»





Скачать 155.01 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…»
Дата публикации30.06.2013
Размер155.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Методическая разработка открытого урока

к Дню славянской письменности

на тему: «По следам Солунских братьев…»

Подготовила: преподаватель русского языка

и литературы ГБОУ НПО ПУ № 52

Позняк Ольга Александровна.

Г. Ступино Московской области

2013 год

Форма проведения занятия: Урок-экскурсия.

Предметная область: русский язык, история, мировая художественная культура, основы православия, информатика.

Тема урока: «По следам Солунских братьев…»

Актуальность учебного занятия: Представление истории славянской письменности и роли русского языка в мультикультурном пространстве современности.

Цель урока: Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.

Задачи: 1. Продемонстрировать учащимся историко-культурную

взаимосвязь народов, проживающих на территории РФ.

2. Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и

Мефодия.

3. Проследить основные этапы становления и развития славянской

азбуки.

4. Показать особенности возникновения отечественного

книгопечатания.

5. Развивать у школьников умение анализировать,

систематизировать и сопоставлять фактический материал.

6. Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к

истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями, тематические видеоролики.

Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры.

2. Расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.

3. Обобщение тематических знаний по смежным предметам гуманитарного цикла.

4. Повышение уровня мотивации учащихся в изучении предметов гуманитарного цикла.

5. Воспитание интереса к истории, языку и традиции страны и народа.

План проведения урока.

Учитель: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык.
Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих множества книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник –

Плещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Друг мой, работай, будь людям полезен

Выучи русский язык!
Вступительное слово учителя: 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры. А начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В 1992 году в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника святым Кириллу и Мефодию, день церковной памяти которых — 24 мая — стал официальной датой проведения праздника. Торжественному празднованию Дня славянской письменности и культуры в Москве предшествовали региональные праздники в Мурманске, Вологде, Новгороде Великом, Киеве, Минске и Смоленске. Сегодня в День славянской письменности и культуры я приглашаю всех собравшихся в этом зале на экскурсию по маршруту, проложенному славянскими просветителями – Кириллом и Мефодием – создателями славянской азбуки. Во время экскурсии главное внимание будет уделено событиям, фактам, предметам, людям – всему тому, что повлияло на становление и развитие культуры русского языка.

Жизнь Кирилла и Мефодия. Подвиг славянских просветителей.

1 учащийся: Начало нашей экскурсии – современная Греция, город Салоники (современный г. Фессалоники) на берегу Эгейского моря, где родились славянские просветители Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885).Создатели славянского алфавита родились в семье византийского военачальника из города Салоники. Имена Кирилла и Мефодия создатели славянской письменности получили в монашеском постриге, а с рождения они носили имена Константин и Михаил. Всего в семье было семеро детей, из них особым складом характера и выдающимися способностями к учебе выделялся младший — Константин. Однажды он получил от своего отца очень дорогой подарок — охотничьего ястреба. В ближайший же подходящий день Константин отправился со своими друзьями за город на охоту. Но когда его птица взмыла в небо, чтобы обнаружить добычу, поднялся внезапный порыв ветра, подхватил ястреба и унес. Горю его не было предела. Два дня от огорчения он ничего не ел. И хотя такая реакция кажется типичной реакцией ребенка, потерявшего игрушку, выводы из этого случая Константин сделал совсем недетские. «Подумав в душе о суетности жизни этой,— рассказывает его жизнеописатель, — покаялся, говоря: „такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу“». Таким путем для Константина стало учение. Он с усердием принялся за учебу, проводя дни и ночи в чтении книг, изучая произведения лучших греческих авторов.
2 учащийся: Мефодий с 833 состоял на военной службе при дворе императора Феофила, а в 835—45 был правителем одной из славянских областей. Затем Мефодий удалился в Вифинский монастырь на Олимпе. В Фессалониках Константин получил начальное образование. Он преуспевал в науках и особенно увлекался чтением сочинений Григория Богослова — византийского писателя и поэта IV в., в трудах которого глубина богословского содержания сочетается с изяществом и совершенством литературной формы. Благодаря покровителю семьи, занимавшему высокий пост, Константину удалось продолжить свое образование в столице — в Константинополе — у лучших византийских ученых того времени Льва Математика и Фотия. Вероятно, особенно важным для формирования Константина как филолога было общение с Фотием — будущим патриархом, человеком огромных филологических познаний и эрудиции, в то время занимавшим пост начальника императорской канцелярии. Фотий был не только блестящим ученым, но и хорошим педагогом. Вероятно, Константин не раз в своей жизни с благодарностью вспоминал о своем учителе. За свои знания и мудрость Константин получил прозвание «Философа». Вскоре после завершения образования Константин был назначен преподавателем философии. Несмотря на свою молодость, он пользовался большим авторитетом. Около 855 Кирилл принял участие в дипломатической миссии к арабам, а в 860 – 61 оба брата входили в состав хазарской миссии. Во время путешествия, в Херсонесе, они обнаружили Евангелие и Псалтырь, "написанные русскими письменами". После возвращения из Хазарии осенью 861 Мефодий был поставлен игуменом монастыря Полихрон, а Кирилл продолжил свои научно-богословские занятия при Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.
3 учащийся: В 862 г. князь славянского государства Моравия Ростислав направил к византийскому императору Михаилу III посольство с просьбой прислать в Моравию христианских проповедников, которые учили бы о Христе на славянском языке. «Хоть люди наши язычество отвергли и держатся закона христианского,— говорил он, — нет у нас такого учителя, чтобы нам на языке нашем изложил правую христианскую веру, чтобы и другие земли, глядя на это, уподобились нам. Так пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. От вас ведь исходит во все земли добрый закон». Выбор императора остановился на Константине. Император поручил ему отправиться в Моравию. Для того чтобы успешно осуществить свою учительную миссию, Константин, призвав на помощь своего брата Мефодия, создал азбуку для славянского языка – это была глаголица. Произошло это в 863 году. Немногие народы могут похвалиться тем, что знают, когда и как возникла их письменность, мы же знаем даже то, какими были первые слова, написанные на славянском языке, ими были первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кирилл и Мефодий со спутниками отправились в Моравию, где были с почетом встречены князем Ростиславом. Они начали учить моравов азбуке, переводить богослужебные книги на славянский язык. Деятельность их осложнялась тем, что они испытывали преследования со стороны латинского восточно-франкского духовенства. Пробыв сорок месяцев в Великой Моравии, Кирилл и Мефодий отправились в Италию для поставления своих учеников в священный сан. По дороге они посетили еще одно славянское государство — Паннонию, где были радушно встречены князем Коцелом, который дал им до пятидесяти учеников, прося братьев научить их славянской азбуке. В Риме Кирилла и Мефодия торжественно встретили, их ученики получили посвящение в священный сан, а их деятельность была одобрена.
4 Учащийся: Из этого путешествия Константину уже не удалось вернуться. Заболев, он скончался в Риме 14 февраля 869 г. Перед смертью он взял со своего брата обещание, что тот продолжит их общее дело: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну и ту же борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же очень возлюбил гору (имеется в виду монашеская жизнь, которую Мефодий проводил в монастыре на горе Олимп), но не смей ради горы оставить учительство, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?». Мефодий выполнил завет брата. Став архиепископом Паннонским, он еще 16 лет до самой своей кончины продолжал дело православного просвещения славян . Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. «Кириллица» прочно утвердилась для славян в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь. И уже к концу IX века тысячи людей читали и писали на старославянском языке. Когда спустя сто лет после деятельности Кирилла и Мефодия Русь приняла Крещение, то вместе с православной верой она приобщилась и к духовному наследию святых братьев. Они стали, по словам священника П.А.Флоренского, «духовными родителями русской культуры». Наследие Кирилла и Мефодия живет в нашей азбуке, в нашей литературе, в нашем языке.

1 Чтец: Много лет прошло с тех далеких пор,
Много вод стекло в море-океан,
А тот подвиг жив, сквозь века прошел
И в звучанье букв воплотился он. Ой, давным-давно, 1000 лет назад
К императору, да великому,
Человек пришел из Моравии
С болью, с просьбою за народ за свой —
Вести проповедь, да понятную,
Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Не случайно же выбор пал тогда –
На Кирилла-свет да Мефодия,
Братьев Солунских с Македонии.
Обручен Кирилл с детства с Мудростью,
Он наук познал тайны важные,
Опыт был богат и душа чиста.
А Мефодий-брат очень скромен был,
Опекая во всем брата младшего,
Брата младшего да любимого. И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним,
За основу взял буквы древние,
Буквы древние, финикийские.
И Евангелие, и Псалтырь он взял,
Перевел он все с языка гречан,
Мефодий-брат помогал ему.

С родной матушкой распростившися,
И со тщанием помолившися,
Братья светлые в путь отправились,
В трудный путь пошли, на чужбинушку.
В город Велеград понесли они
Свои знания да бесценный труд. Встретил их народ с большой радостью,
Ростислав почет им оказывал.
И внимали все с изумлением
Чудным звукам родных и понятных слов.
Люди — вестники да избранники,
Одаренные, озаренные,
В трудный путь идут, тяжкий крест несут,
Но в веках живут их деяния.
Из истории возникновения письменности. Азбука Кирилла и Мефодия.

Учитель: Предыстория русского письма занимает несколько тысячелетий, но примерно чуть больше тысячелетия продолжается уже и собственная его история, основными этапами которой являются само возникновение русского письма, введение книгопечатания, реформы Петра I, академические реформы азбуки в первой половине и в середине XVIII века, реформа орфографии в 1917 году. Обратимся к истокам. Начало русского письма, как вы уже знаете, положила кириллица – одна их двух первых славянских азбук, созданная на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Привычный набор букв «кириллицы» на самом деле представляет собой не что иное, как «послание». У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст: На экране появляется текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!». Это своеобразное тайное послание всем живущим на земле, учение о том, как надо жить, чтобы сохранить себя и жизнь на земле. Сохранить и продолжить жизнь человечество сможет, если будет бережно относиться к «слову», языку, благодаря которому мы понимаем друг друга. Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами и другими народами, причём не только славянского происхождения. Азбука русского языка претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. В начале 18 века Петр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом, в котором впервые были установлены прописные и строчные буквы. Введены были в русский алфавит буквы э, я, й, ё. Некоторые буквы приобрели новые значения (ъ и ь) или изменили звуковые значения (ж, щ, ц, парные по твёрдости-мягкости согласные). Некоторые буквы кириллицы, сохранившиеся в русском алфавите, изменили свою графическую форму («есть», «земля», «иже», «наш», «ук»). Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. В 1917 – 1918 году была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше.

2 Чтец: Великий день Кирилловой кончины  Каким приветствием сердечным и простым 
Тысячелетней годовщины 
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами, 
Как не словами, сказанными им, 
Когда, прощался и с братом, и с друзьями, 
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда, 
И мы с нее сойдем и, словеса святые 
Его воспомянув, воскликнем мы тогда: 
«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край, 
Их ложной мудрости иль наглым их обманам, 
И, как святой Кирилл, и ты не покидай 
Великого служения славянам».
Из истории возникновения письменности. Книгопечатание.
Учитель: Один из важнейших этапов в развитии письменности связан с книгами. Сначала на Руси появились рукописные, а затем уже и печатные. Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX в. вслед за изобретением славянской письменности. Известно, что книгописание на Руси в XI - XIV в.в. было безусловной прерогативой церкви. Сама церковь нуждалась во все возрастающем количестве богослужебных книг: библиях, евангелиях, псалтырях, часословах и др. Поэтому списывание "книг святых" считалось делом богоугодным. Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки с какого-либо оригинала, но могло иметь место и письмо под диктовку. Исключение составляли авторы-писцы. Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. Причем делать ее без должного благоговения считалось величайшим грехом. Вот и приступал к делу писец со страхом и трепетом. Сохранились записи с указанием начала и окончания работы над книгой. Сегодня мы с удовольствием пользуемся электронной книгой, и не все в полной мере могут оценить, какой великой ценностью была рукописная книга, и что означало для создателей книг появление печатного станка. Говоря о печатных книгах, мы вспоминаем имя Ивана Фёдорова – и переносимся в Москву XVI в.
5 учащийся: Иван Фёдоров стал одним из первых русских книгопечатников, который вошел в историю как «первый русский книгопечатник», издатель первой точно датированной печатной книги («Апостол») на территории Русского государства. Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гг. Точных сведений о дате и месте его рождения нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве» и в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ» (Федоров – это не фамилия, а отчество. Возможно и так называть этого человека – Москвитин Иван). Известно, что Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 гг. В 1530-х годах И. Фёдоров принадлежал к окружению митрополита Макария и под его началом занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий. Историки предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров. Первая же датированная московская книга –«Московский Апостол» – была издана в 1563-1564 гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. А в 1581 году с помощью православного князя Константина Острожского, по благословению дубенского игумена Иова первопечатник Иван Фёдоров  опубликовал первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке. Благодарные потомки установили памятник Ивану Фёдорову во Львове и Москве. Книгопечатание открыло новую страницу в истории письменной культуры народа, предоставило новые возможности в познании мира, хранении, передачи знаний, традиций, накопленных предыдущими поколениями, позволило познакомиться с другими культурами.
День славянской письменности – праздник истории и культуры русского языка

Учитель: А сейчас мы вновь отправляемся в Болгарию, ведь традиция чествования Кирилла и Мефодия возникла именно в этой стране ещё в 1349 году, а затем стал традиционным и для других славянских народов. Например, в нашей стране, праздник славянской письменности и культуры официально был введён в 1987 году. Славянский народ помнит своих первоучителей Кирилла и Мефодия, памятники которым установлены во многих городах (София, Москва, Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле и Мефодии, об их просветительском подвиге вспоминают славяне каждый год 24 мая. День славянской письменности и культуры – это дань памяти тем, кто более 1000 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать. Благодаря созданной азбуке, славянские языки обрели свою письменность и получили способность «покорять пространство и время», связать воедино население огромных территорий. День славянской письменности и культуры – это праздник культуры, праздник науки и искусства.

3 Чтец: По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Подведение итогов: Наша экскурсия в историю славянской письменности заканчивается. Сегодня мы ещё раз убедились, насколько важна письменность в истории любого народа. Ведь именно с письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, берёт своё начало наука, литература и искусство. Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Поэтому в День славянской письменности и культуры – в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что живем в стране, которой гордимся, которую есть за что любить, и что каждый из нас является носителем многовековой культуры русского языка.

(звучит гимн равноапостольным Кириллу и Мефодию)

Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый - путь вперед! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отчества живет.

Пройдя под солнцем просвещенья Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны!

К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века.
Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

9.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

10.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

11.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

12.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

13.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

14.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

15.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

16. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (24 мая).
Пословицы и поговорки о книгах и чтении

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга хороша, да начетчики плохи.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга –  друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Много читает, а дела не знает.

Читай, книгочей, не жалей очей. Книга книгой, да и своим умом двигай. Книги читать –  не в ладушки играть.

Хлеб питает тело, а книга –  разум.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Без букв, и грамматики не учатся математике

Велико ли перо, а большие книги пишет

Грамота не болезнь, годы не уносит

Древо и учитель познаются по плоду

Знание лучше богатства

Корень учения горек, да плод его сладок

Кто не учен, тот глуп

Не пером пишут, а умом

Хорошая книга — лучший друг

Ученый сын старше неученого отца

Уменье везде найдет примененье

Почитай учителя как родителя

С книгой поведешься — ума наберешься
Домашнее задание: Подготовить эссе на тему «Культура русского языка: история и современность».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconОтчет моу сош №45 о проведении открытого урока, посвященного Дню...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. №323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры»,...
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дню славянской письменности и культуры, на тему «История славянской письменности»
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconРеферат на тему
Роль братьев Константина (Кирилла) и Мефодия в становлении славянской письменности 5
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconОткрытый урок «Праздник славянской письменности и культуры». 7 класс....
Цель урока: Отметить праздник славянской письменности. Расширить представления учащихся о славянской письменности и культуре
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconРеферат на тему
Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно...
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О праздновании Дня славянской письменности и культуры» и во исполнение Письма министерства образования Нижегородской области от...
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе...
Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii»
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconТема: Дни славянской письменности и культуры
Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодическая разработка открытого урока по истории на тему «Мы вместе....
Оснащение урока: презентация, проектор, интерактивная доска, плакаты с фотографиями о митинге в г. Махачкала
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодические рекомендации для подготовки празднований Дня славянской...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» icon24 мая День славянской письменности и культуры!
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconРекомендации по организации посещения тематических выставок, посвященных...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методическая разработка открытого урока к Дню славянской письменности на тему: «По следам Солунских братьев…» iconМетодические рекомендации по проведению дня славянской письменности...
Кирилла и Мефодия, Россия ежегодно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск