Скачать 78.34 Kb.
|
Е.Г.Гаврилова ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск Генезис образа Бабы-Яги На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Откуда же взялся этот удивительно интересный и противоречивый образ? Существует большое количество гипотез о происхождении образа Бабы-Яги. Для изучения образа Бабы Яги был выбран сборник народных русских сказок Б. И. Афанасьева в 3-х томах (1985). Именно на основе этого сборника приводятся примеры и цитаты из сказок, где присутствует образ Бабы - Яги. ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ, ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА - древнейший персонаж славянской мифологии, лесная старуха-волшебница, ведьма [Грушко 1996: 4]. Очень интересен вопрос об этимологии имени Бабы – Яги. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-яги. На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть ещё один персонаж коми сказок Яг морт (лесной человек) Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля: «Яга (во втором значении) – шуба, тулуп халатного покроя – вид одежды шерстью наружу из жеребячьих шкур, а дорогие из гагачьих шеек, подбивают тканью; ягушка – женская яга с узким воротом для дороги» [Даль 1980 Т.4:586]. Некоторые учёные считают, что Баба Яга сама родом из Древнего Египта или Индии. В переводе с санскрита Баба Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями». Итак, перейдем непосредственно к гипотезам происхождения образа Бабы-Яги. Тотемное животное. Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного по женской линии, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Женский образ Бабы-яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-яга — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках, а также её повелевание над животными («Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом – вдруг, откуда только взялись, – набежали всякие звери, налетели всякие птицы» [Аф.212], «около моста избушка на курьих ножках, на петуховой головке, к лесу передом, а к ним задом» [Аф.136]). Проводник в иной мир в обряде посвящения. Выдающийся советский исследователь фольклора В.Я. Пропп видит отголоски возрастных инициаций в народных сказках о Бабе-Яге. Посвящение - это один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком (временная смерть). Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса, сопровождался телесными истязаниями [Пропп 1986:149]. Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Обычно обряд перепекания совершали только с маленькими больными или недоношенными детьми. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Бабка, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. «Воскресший» получал новое имя, на кожу наносились клейма. На основе этих предположений важно рассмотреть атрибуты Ягишны, которые указывают на её особую роль в сказках. Избушка на курьих ножках. «Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала, и ела людей, как цыплят» [Аф. 104]. «Стоит избушка на курьей ножке, на собачьей голяшке» [Аф.215]. «…вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами» [Аф.104]. Дверь избушки кусается, т. е. представляет собой рот или пасть. Таким образом, мы видим, что этот тип избушки соответствует той хате, в которой производились обрезание и посвящение. Лес – иной мир, мир мертвых. Избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» (или «домовину») - небольшой сруб с прахом покойника внутри. Баба Яга внутри избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая» [Аф. 102]. «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос» [137]. Она узнавала о его прибытии по запаху – “русским духом пахнет” (запах живых неприятен мертвым) [Баркова 1999: http://mith.ru/alb/slavic/slav6.htm]. «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а нониче русский дух в виду является, в уста мечется!» [172]; «Фу, Русь-кость пахня!» [160]. Костяная нога. Костяная нога т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец [Пропп 1986:163]. «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос…» [Аф.103]. Исключения: «Баба-яга золотая нога» [161]; «В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» [113]. Можно предположить, что такие преобразования произошли из-за изменения сознания людей, развитие орудий, способов, методов труда, появления ремесел, торговли. Ступа и пест. Ступа была атрибутом богини Макоши. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта – символизировавшего мужское, – то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее «Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой» [103]; «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» [Аф.104]. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, перетолочь больное животное на здоровое, пытались заморить под ней лихорадку. Воин из племени Ягов и Касогов. В «Велесовой книге» содержатся достаточно интересные сведения. Так мы узнаем, что среди враждебных древним славянам племен, много им досаждавшим, были яги. Книга приписывает им людоедство Ведунья, знахарка. Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, делали настойки, помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой Сибирская версия происхождения Бабы-яги. Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня» [Веселовский 1906: http://kronk.narod.ru/library/veselovsky-ni-1915.htm]. Адская богиня. Под именем Яги почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. «Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм» [Забылин 1880: 162]. Богиня Макошь. Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Имя и символика Макоши свидетельствуют, что она богиня всей Судьбы (кош, кошт – судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»). Выразительницей Судьбы часто выступает Баба-Яга – древнейшая Богиня Праматерь. Подчас в русских сказках мы встречаем ещё двух её сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны. Возможно, в поздних русских сказках, отражающих исходные архетипичные мифы, именно Макошь именуется бабой-ягой, а её младшие сёстры-пряхи – Ягишнами. «В избушке старая баба-яга прядет кудель» [113]; «Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая? - Тку, тетушка, тку, милая!» [102] Змея. Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» [Лаушкин 1970:180]. По мнению К.Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея – человек со змеиным хвостом – одноногий человек – хромой и т.п.). Эту же идею развивал в своих трудах Афанасьев А.Н. Таким образом, ученые очень подробно изучали образ Яги, его генезис. Мы видим, что Яга сама мертвец и богиня мертвых. Мифологические представления древних славян о царстве мертвых очень ярко отражены в образе злой колдуньи, вся атрибутика ведьмы находит корни в различных верованиях и обрядах. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3 томах.- М.:Наука, 1985 Веселовский Н. И. Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. Вып. XVII. Спб. 1906 Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии.- М.: «Астрель», 1996.- 206с.: ил. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.В 4-ех томах. – М.: Русский язык, 1980 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, 1880. Лаушкин К.Д. Баба-яга и одноногие боги (к вопросу о происхождении образа). // Фольклор и этнография. Л.: Наука,1970. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного... | Сценарий приёма учащихся в следопыты«союз наследников татарстана» Подготовить магнитофонную запись музыки частушек «Бабы Ешки», запись фанфар, барабанного боя, сделать костюмы Красной шапочки, Айболита,... | ||
«Бенефис Бабы Яги» Старшая вожатая летнего лагеря при школе «Солнышко» ... | Тема: Идеология: генезис и содержание Тема: Идеология: генезис и содержание (ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Шпаковская Е. В.) | ||
Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | «Формирование здорового образа жизни младших школьников» Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | ||
«Вуз здорового образа жизни» 2010 Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни | Питание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы шри рама навами (3 апреля 2009г) Имя Рамы слаще сахара, вкуснее творога, слаще мёда. Постоянное повторение этого сладостного имени подобно вкушению божественного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особую важность в условиях развернувшейся с помощью сми наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан... | ||
Тема: Первые образы. Мир Цели: Воспитание преемственности традиции образа, чувства патриотизма, миролюбия. Осмысление традиции образа мир. Развитие коммуникативных... | Тема урока: «Художник в цирке» Задачи: Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника... | ||
Реферат по истории древних цивилизаций на тему «Эволюция образа Гильгамеша» Данная работа посвящена вопросу развития образа Гильгамеша в литературе Двуречья, который будет освещаться на основе величайшего... | Рабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда... |