Генезис образа Бабы-Яги





Скачать 78.34 Kb.
НазваниеГенезис образа Бабы-Яги
Дата публикации02.07.2013
Размер78.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Е.Г.Гаврилова

ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

Генезис образа Бабы-Яги

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма -  налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу.  Откуда же взялся этот удивительно интересный и противоречивый образ? Существует большое количество гипотез о происхождении образа Бабы-Яги.

Для изучения образа Бабы Яги был выбран сборник народных русских сказок Б. И. Афанасьева в 3-х томах (1985). Именно на основе этого сборника приводятся примеры и цитаты из сказок, где присутствует образ Бабы - Яги.

ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ, ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА - древнейший персонаж славянской мифологии, лесная старуха-волшебница, ведьма [Грушко 1996: 4].

Очень интересен вопрос об этимологии имени Бабы – Яги. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-яги.

На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть ещё один персонаж коми сказок Яг морт (лесной человек)

Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля: «Яга (во втором значении) – шуба, тулуп халатного покроя – вид одежды шерстью наружу из жеребячьих шкур, а дорогие из гагачьих шеек, подбивают тканью; ягушка – женская яга с узким воротом для дороги» [Даль 1980 Т.4:586].

Некоторые учёные считают, что Баба Яга сама родом из Древнего Египта или Индии. В переводе с санскрита Баба Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями».

Итак, перейдем непосредственно к гипотезам происхождения образа Бабы-Яги.

Тотемное животное. Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного по женской линии, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена.

Женский образ Бабы-яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-яга — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках, а также её повелевание над животными («Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом – вдруг, откуда только взялись, – набежали всякие звери, налетели всякие птицы» [Аф.212], «около моста избушка на курьих ножках, на петуховой головке, к лесу передом, а к ним задом» [Аф.136]).

Проводник в иной мир в обряде посвящения. Выдающийся советский исследователь фольклора В.Я. Пропп видит отголоски возрастных инициаций в народных сказках о Бабе-Яге.

Посвящение - это один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком (временная смерть).

Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса, сопровождался телесными истязаниями [Пропп 1986:149].

Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Обычно обряд перепекания совершали только с маленькими больными или недоношенными детьми. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Бабка, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. «Воскресший» получал новое имя, на кожу наносились клейма.

На основе этих предположений важно рассмотреть атрибуты Ягишны, которые указывают на её особую роль в сказках.

Избушка на курьих ножках. «Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала, и ела людей, как цыплят» [Аф. 104]. «Стоит избушка на курьей ножке, на собачьей голяшке» [Аф.215].

«…вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами» [Аф.104]. Дверь избушки кусается, т. е. представляет собой рот или пасть. Таким образом, мы видим, что этот тип избушки соответствует той хате, в которой производились обрезание и посвящение.

Лес – иной мир, мир мертвых. Избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» (или «домовину») - небольшой сруб с прахом покойника внутри.

Баба Яга внутри избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая» [Аф. 102]. «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос» [137]. Она узнавала о его прибытии по запаху – “русским духом пахнет” (запах живых неприятен мертвым) [Баркова 1999: http://mith.ru/alb/slavic/slav6.htm]. «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а нониче русский дух в виду является, в уста мечется!» [172]; «Фу, Русь-кость пахня!» [160].

Костяная нога. Костяная нога т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец [Пропп 1986:163].

«На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос…» [Аф.103]. Исключения: «Баба-яга золотая нога» [161]; «В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» [113]. Можно предположить, что такие преобразования произошли из-за изменения сознания людей, развитие орудий, способов, методов труда, появления ремесел, торговли.

Ступа и пест. Ступа была атрибутом богини Макоши. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта – символизировавшего мужское, – то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее «Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой» [103]; «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» [Аф.104]. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, перетолочь больное животное на здоровое, пытались заморить под ней лихорадку.

Воин из племени Ягов и Касогов. В «Велесовой книге» содержатся достаточно интересные сведения. Так мы узнаем, что среди враждебных древним славянам племен, много им досаждавшим, были яги. Книга приписывает им людоедство

Ведунья, знахарка. Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, делали настойки, помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой

Сибирская версия происхождения Бабы-яги. Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня» [Веселовский 1906: http://kronk.narod.ru/library/veselovsky-ni-1915.htm].

Адская богиня. Под именем Яги почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. «Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм» [Забылин 1880: 162].

Богиня Макошь. Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Имя и символика Макоши свидетельствуют, что она богиня всей Судьбы (кош, кошт – судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»). Выразительницей Судьбы часто выступает Баба-Яга – древнейшая Богиня Праматерь. Подчас в русских сказках мы встречаем ещё двух её сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны.

Возможно, в поздних русских сказках, отражающих исходные архетипичные мифы, именно Макошь именуется бабой-ягой, а её младшие сёстры-пряхи – Ягишнами. «В избушке старая баба-яга прядет кудель» [113]; «Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая? - Тку, тетушка, тку, милая!» [102]

Змея. Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» [Лаушкин 1970:180]. По мнению К.Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея – человек со змеиным хвостом – одноногий человек – хромой и т.п.). Эту же идею развивал в своих трудах Афанасьев А.Н. 

Таким образом, ученые очень подробно изучали образ Яги, его генезис. Мы видим, что Яга сама мертвец и богиня мертвых. Мифологические представления древних славян о царстве мертвых очень ярко отражены в образе злой колдуньи, вся атрибутика ведьмы находит корни в различных верованиях и обрядах.
Афанасьев  А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3 томах.- М.:Наука, 1985

Веселовский Н. И. Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. Вып. XVII. Спб. 1906

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии.- М.: «Астрель», 1996.- 206с.: ил.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.В 4-ех томах. – М.: Русский язык, 1980

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, 1880.

Лаушкин К.Д. Баба-яга и одноногие боги (к вопросу о происхождении образа). // Фольклор и этнография. Л.: Наука,1970.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Генезис образа Бабы-Яги iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного...
Генезис образа Бабы-Яги iconСценарий приёма учащихся в следопыты«союз наследников татарстана»
Подготовить магнитофонную запись музыки частушек «Бабы Ешки», запись фанфар, барабанного боя, сделать костюмы Красной шапочки, Айболита,...
Генезис образа Бабы-Яги icon«Бенефис Бабы Яги» Старшая вожатая летнего лагеря при школе «Солнышко»
...
Генезис образа Бабы-Яги iconТема: Идеология: генезис и содержание
Тема: Идеология: генезис и содержание (ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Шпаковская Е. В.)
Генезис образа Бабы-Яги iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Генезис образа Бабы-Яги icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Генезис образа Бабы-Яги icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
Генезис образа Бабы-Яги iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Генезис образа Бабы-Яги iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Генезис образа Бабы-Яги iconБхагавана Шри Сатья Саи Бабы шри рама навами (3 апреля 2009г)
Имя Рамы слаще сахара, вкуснее творога, слаще мёда. Постоянное повторение этого сладостного имени подобно вкушению божественного...
Генезис образа Бабы-Яги iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа...
Генезис образа Бабы-Яги iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особую важность в условиях развернувшейся с помощью сми наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан...
Генезис образа Бабы-Яги iconТема: Первые образы. Мир
Цели: Воспитание преемственности традиции образа, чувства патриотизма, миролюбия. Осмысление традиции образа мир. Развитие коммуникативных...
Генезис образа Бабы-Яги iconТема урока: «Художник в цирке»
Задачи: Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника...
Генезис образа Бабы-Яги iconРеферат по истории древних цивилизаций на тему «Эволюция образа Гильгамеша»
Данная работа посвящена вопросу развития образа Гильгамеша в литературе Двуречья, который будет освещаться на основе величайшего...
Генезис образа Бабы-Яги iconРабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе
В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск