Скачать 245.81 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Кафедра менеджмента и маркетинга «Утверждаю» Проректор по учебной работе _________________ А.А.Вологдин «___» _________________2010 г. ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ для студентов 4 курса очной формы обучения факультета внешнеторгового менеджмента направление 080500.62 «Менеджмент» Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры менеджмента и маркетинга протокол № 1 от « 30 » августа 2010 г. Москва, 2010 Разработчик программы: кандидат военных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ВАВТ Кочетков Владимир Викторович Рецензент: кандидат технических наук, профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок ВАВТ Малышев Аркадий Алексеевич СОДЕРЖАНИЕ 1. Организационно-методический раздел ……….…………………….…. 4 2. Распределение учебных часов по дисциплине ……………………….…7 3. Оценка успеваемости студентов ………………………………………....8 4. Содержание дисциплины ………………………………………………...8 5. Вопросы семинарских занятий ….………………………………………11 6. Примерный перечень тем контрольных работ..………………………...17 7. Перечень вопросов к зачёту ……………………………………………...18 8. Список литературы……….…………………………………………….…21 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Целью учебной дисциплины является:- формирование у студентов комплекса теоретических знаний по методологии, методике системного исследования и практических навыков по исследованию систем управления организацией, принципам и критериям эффективности деятельности организаций ВЭД;- развитие навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в области менеджмента; - подготовка бакалавра менеджмента по направлению «Менеджмент» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Задачи учебной дисциплины: 1. Сформировать научное представление об исследовательской деятельности, о современной роли исследований в деятельности менеджеров организаций различных форм собственности и видов деятельности. 2. Рассмотреть совокупность конкретных методов по проведению исследований, их планированию и организации, а также анализу результатов исследования и применения их для решения управленческих задач; 3. Раскрыть возможности использования отечественного и мирового опыта исследования и совершенствования систем управления в условиях российского предпринимательства, организации и осуществления международных экономических связей, внешнеторговой деятельности. Место дисциплины в системе профессионального образования: Дисциплина “Исследование систем управления” относится к обще-профессиональной подготовке специалиста, призванного успешно действовать в сфере внешнеторговых и внешнеэкономических операций различных организаций Российской Федерации; является самостоятельным разделом базовой дисциплины «Менеджмент». Дисциплина “Исследование систем управления” базируется на фундаментальных основах теории систем, информации, системного анализа, теории организации, менеджмента и маркетинга, организационного поведения. Дисциплина “Исследование систем управления” органически связана с блоком экономических дисциплин, объектом изучения которых является изучение экономических законов развития общества и закономерностей общественного производства и предпринимательства, функции управления экономикой: экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономика предприятия, экономический и финансовый анализ, международные экономические и финансовые отношения. Дисциплина “Исследование систем управления” тесно связана с основами теории эффективности, моделирования, статистики, а также с целым рядом технических и гуманитарных дисциплин, знание которых необходимо будущим конкурентоспособным специалистам для определения эффективных направлений развития организаций (фирм) в ВЭД и их систем управления. Дисциплина формирует научное представление об одной из ключевых функций менеджмента и служит основным средством для достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия или компании. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины бакалавр внешнеторгового менеджмента должен: знать:
уметь:
быть ознакомленным:
Программа учебно-методического комплекса по дисциплине «Исследование систем управления» для студентов 4 курса факультета внешнеторгового менеджмента ГОУ ВПО ВАВТ разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080500.62 - "Менеджмент", квалификация – бакалавр менеджмента. Основные дидактические единицы дисциплины «Исследование систем управления»:
Текущий контроль: 1 контрольная работаИтоговый контроль: зачет. 3. ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Максимальный совокупный результат определяется суммированием баллов, полученных за текущий контроль успеваемости (до 50 баллов) и итоговый контроль (зачет – до 50 баллов), в целом - 100 баллов. Текущий контроль успеваемости включает: - Посещение занятий – 2 балла в месяц (4 месяца*2= 8б.); - Выступление на семинаре, ответы на вопросы, решение текущих задач или контрольных заданий – до 11 баллов; - Контрольная работа (в письменной форме или в форме теста) – до 10 баллов; 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I . Теоретические и организационные основы исследования систем управления организаций ВЭД Тема 1. Основы исследований социально-экономических систем Понятие научной деятельности, необходимость исследований. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Исследование систем управления – составная часть менеджмента организации. Методология исследования: цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования. Философия и социология менеджера исследовательского типа организации ВЭД. Тема 2. Система управления как объект исследования Основы системного анализа. Понятие «система». Элементы общей теории систем. Состав и структура, свойства систем. Классификация систем. Примеры использования системного анализа на практике в ВЭД. Понятие «система управления». Органы, пункты, функции, методы, персонал и инструменты управления. Диагностика системы управления. Организация как организационно-экономическая система с учётом особенностей ВЭД. Тема 3. Организация исследования систем управления Планирование исследования: концепция, программа, план исследования. Договор на проведение исследования. Формы организационных структур исследования: научно-технические советы, отделы, центры НИОКР, НИИ, техно-парковые образования. Источники финансирования НИОКР. Типология исследования. Виды, этапы исследований, НИОКР: от инновационной идеи, гипотезы, прогноза и плана до результата. Оформление результатов исследований, отчёт о проведении исследования системы управления. Итоговый (годовой) отчёт торгового представительства. Тема 4. Информационное обеспечение исследования систем управления. Место и роль информации в исследованиях. Источники и виды информации. Требования к качеству информации. Потребители информации как результата исследования. Программно-аппаратное и техническое обеспечение исследований. Автоматизированная система научных исследований АСНИ. Раздел II. Методологические основы исследования систем управления организаций ВЭД Тема 5. Научные подходы к исследованию. Структуризация методов исследования Диалектический, процессный, ситуационный, системный, функциональ-ный, параметрический подходы к исследованию. Классификация и структуризация методов исследования, их общая характеристика. Тема 6. Эмпирические методы в исследованиях систем управления Методы наблюдения. Социометрический опрос (анкетирование, интервьюирование). Методы эксперимента (тестирование в исследовании), измерения, сравнения. Методы бенчмаркинга и деловой (конкурентной) разведки. Методы изучения документации, информационных потоков, Интернет-ресурсов. Контентный анализ информационных материалов. Тема 7. Логико-интуитивные, экспертные методы в исследованиях систем управления Методы доказательства. Индивидуальный и интегральный интеллект как эффективный инструмент исследования систем управления. Методы экспертных оценок, «Дельфи», сценариев. Правила организации эффективной работы экспертов. Группа методов творческих совещаний: «мозгового штурма» и разновидности, тематические дискуссии, фокусные группы; деловые, ролевые игры. Тема 8. Аналитические методы в исследованиях систем управления Методы анализа и синтеза, стратегического анализа, экономического и финансового анализа, экстра- и интерполяции, факторного, функционально-стоимостного анализа. Анализ в маркетинге. Анализ производства, финансов, кадрового потенциала организации ВЭД. Тема 9. Моделирование как метод исследования систем управления Понятие формализации, модели, моделирования. Классификация моделей. Натурное, мысленное (рефлексивное исследование), математическое моделирование. Требования к модели. Задачи исследования систем управления, решаемые моделированием. Этапы моделирования. Примеры моделей мировой, макро-, микроэкономики, ВЭД. Графические методы исследования. Тема 10. Научная и практическая эффективность исследования систем управления Понятие эффекта, эффективности, результативности деятельности, исследовательского проекта. Показатели и критерии эффективности. Модели оценки эффективности системы управления, исследования систем управления. Направления оценки эффективности исследования: эффективность - коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная, научно-техническая, социальная. 5. ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 по темам 1 и 2.
2. Потребность в исследованиях: маркетинговые, финансовые, кадровые и др. 3. Дать определение понятию «система», «подсистема», элемент «системы». Раскрыть свойства системы и её элементов. 4. Дать определение понятию «система управления». Органы, пункты, функции, методы и инструменты управления на примере конкретной организации ВЭД. 5. Организация ВЭД как организационно-экономическая система на примере производственного, торгового предприятия, банка, транспортной компании и др. 6. Практическая часть. Ответы на вопросы и тесты. Семинар 2 по темам 3 и 4. 1. Раскрыть суть организации исследований системы управления. Формы организационных структур исследования: научно-технические советы, отделы, центры НИОКР, НИИ, техно-парковые образования. 2. Система планирующих документов на примере ВТО, организации инновационного типа. 3. Дать характеристику фундаментальным, прикладным исследованиям, НИОКР. Составить планы НИОКР на примере создания нового товара, услуги. 4. Источники финансирования НИОКР. 5. Раскрыть суть информационного обеспечения исследования систем управления. Создание автоматизированной системы научных исследований АСНИ организации ВЭД. Привести примеры программного, аппаратного комплексов для исследований видов деятельности организации (торговой, управленческой, производственной, финансовой, маркетинговой, кадровой и др.). 6. Итоговый (годовой) отчёт торгового представительства за рубежом. 7. Практическая часть. Ответы на вопросы и тесты. Семинар 3 по темам 5 и 6.
6. Практическая часть. Ответы на вопросы и тесты. Семинар 4 по теме 7.
Семинар 5 по теме 8.
4. Практическая часть. Ответы на вопросы и тесты. Семинар 6 по теме 9. 1. Изложить сущность моделирования как метода исследования систем управления. 2. Раскрыть понятие формализации, модели, моделирования. 3. Привести классификацию моделей. 4. Раскрыть этапы моделирования. 5. Провести обзор экономических моделей: эконометрическая модель экономики, Брукингская модель, модели промышленной динамики, Кобба-Дугласа. 6. Привести примеры модели покупательского поведения; баланса организации как модели финансового состояния. 7. Практическая часть. Ответы на вопросы и тесты. Семинар 7 по теме 10. 1. Раскрыть содержание понятий эффекта, эффективности, результативности деятельности, исследовательского проекта. Критерий эффективности. 2. Дать характеристику направлениям оценки эффективности исследования: коммерческое, бюджетное, народнохозяйственное, научно-техническое, социальное. 3. Раскрыть структуру системы показателей и коэффициентов оценки эффективности исследовательского проекта ВТО. 4. Практическая часть. Ответы на вопросы и тесты. Методические рекомендации к семинарским занятиямВ рамках проведения семинарских занятий оптимально сочетать доклады студентов по вопросам семинаров и по наиболее актуальным практическим вопросам исследования систем управления. Необходимо детально отработать практику навыков проведения исследований систем управления, исследовательских процедур и коллективной организации. Моделирование реальных ситуаций, в том числе с использованием деловой игры позволяют на практике пройти все этапы исследования систем управления организаций ВЭД. Примеры исследования систем управления целесообразно использовать, исходя из современных управленческих ситуаций, в том числе на основании материалов прессы, телевизионных документальных и аналитических программ, отчётности торговых представительств. При подготовке к дискуссии студент изучает вопросы к семинару, перечень практических заданий к теме семинара. Построение доклада должно раскрывать знания и опыт студента, показывать индивидуальную точку зрения при развернутом взгляде на предмет дискуссии. Для закрепления материала предусмотрено два вида практических заданий: проблемные и закрепляющие. Проблемные задания направлены на тренировку адаптации теоретических знаний к практике. Закрепляющие задания направлены на достижение отработки и закрепления навыков организации и проведения исследования, применения теоретических знаний в модельной практике. В практическом занятии проблемного типа студенты проходят через следующие стадии исследовательского и учебного процесса: 1. Практический пример, в котором необходимо совершить практическое действие. 2. Проблемы в выполнении действия. 3. Осознание этих проблем. 4. Осознание причин проблемы, в том числе недостаточность теоретических знаний, отсутствие их адаптации к конкретному случаю, недостаточная гибкость в применении теории, недоучет управленческих факторов и т. д. 5. Формирование запроса на устранение проблемы. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов включает: ● изучение законодательных, нормативных, методических документов и материалов по исследованию систем управления; ● изучение международного и отечественного опыта, методов исследования систем управления; ● подготовку к семинарам, практическим занятиям, к контрольной работе; ● проведение студентом самоконтроля усвоения тем предмета путем решения тестов, задач, заданий и упражнений, ответов на контрольные вопросы, содержащиеся в методическом комплексе и учебной литературе; ● научная работа студента под руководством преподавателя в процессе подготовки докладов, рефератов, научных статей выступлений на конференциях, в кружках. Задания для самостоятельной работы По теме 1. Разработать модель профессиональной деятельности менеджера исследовательского типа организации ВЭД. Обосновать необходимость исследований в организации ВЭД По теме 2. Провести исследование системы управления конкретной организации ВЭД. По теме 3. Предложить организационную структуру исследовательского подразделения ВТО, определить источники финансирования исследования международных рынков. Провести анализ итогового (годового) отчёта торгового Представительства РФ за рубежом. По теме 4. Разработать схему источников информации для информацион- ного обеспечения деятельности внешнеторговой организации. По теме 5. Составить краткую аннотацию используемых в организации ВЭД методов исследования профессиональной деятельности. По теме 6. Разработать анкету для оценки качества обслуживания компаний индустрии гостеприимства (гостиничного, турист- ского, ресторанного и др. бизнеса). Провести контент-анализ материалов, полученных из Интернет-ресурсов по тематике ВЭД (например, конъюнктура рынка товаров, конкурентная среда, инновационные тенденции, заказная статья). По теме 7. Разработать сценарий экспертной оценки наиболее актуальных вопросов экономического развития организации ВЭД, например, перспективы выхода из экономического кризиса, выхода на зарубежные рынки. Разработать сценарий деловой игры: «Формирование кадровых стратегий внешнеторговой организации». По теме 8. Провести анализ производственно-хозяйственной деятельности конкретной организации ВЭД по элементам: маркетинговая, производственная, финансовая, кадровая, управленческая деятельность. По теме 9. Предложить модель комплексной оценки финансового состоя- ния организации ВЭД на основе системы сбалансированных показателей. Предложить модель социального партнёрства в организации ВЭД. По теме 10. Оценить эффективность исследований организации ВЭД. Сделать выводы и предложить рекомендации по совершенствованию ВЭД. 6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Современный этап развития научных исследований систем управления в России, за рубежом. Роль исследования в науке и практике управления: цели, задачи, современные возможности. 2. Положительный (отрицательный) опыт исследований систем управления российских предприятий внешнеторговой деятельности / иностранных / совместных компаний. 3. Международный опыт реинжиниринга бизнес-процессов на основе результатов исследования систем управления организации ВЭД. 4. Разработайте концепцию и программу исследований системы управления на примере новой/ действующей/ кризисной/ инновационной организации ВЭД. 5. Разработайте бизнес-план исследовательского проекта, относящегося к Вашей (выбранной) области деятельности. 6. Провести исследование систем управления организации ВЭД на основе использования одного/ нескольких методов. 7. Разработайте вопросник для проведения анкетирования/ тестирования специалистов одного из подразделений организации ВЭД. 8. Разработайте сценарий исследования проблем организации ВЭД методом «мозгового штурма». 9. Разработайте состав экспертной комиссии, сценарий и план работы для исследования одного из направлений деятельности организации ВЭД. 10. Разработайте систему информационного обеспечения исследований системы управления организации ВЭД (структуру базы данных, документооборот). 11. Консультирование как форма организации исследования систем управления. 12. Описательное, аналитическое, разведывательное, панельное и повторное исследование в организации ВЭД. Цели, содержание, требования. 13. Разработайте методику выявления и оценки способностей перспективных сотрудников для работы менеджером-исследователем. 14. Технологии презентации идей. 15. Методы и алгоритмы решения творческих задач Половинкина А.И. и Альтшуллера Г. С. 16. Стратегии мышления, интуитивного поиска в решении задач менеджера. 17. Применение SMART-анализа к решению задач исследования систем управления. 18. Технология проведения исследования: от идеи до результата. 19. Система комплексной оценки эффективности исследования систем управления, деятельности организации ВЭД. 7. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
Тираж 4 экз. Заказ № _________ Отпечатано в ГОУ ВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Исследование систем управления» Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... И. Математическая логика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления 010500.... | ||
Рабочая программа для студентов очной формы обучения. Направление... Рабочая программа дисциплины «Алгебра» для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 010500. 62 «Математическое обеспечение... | Московский государственный университет технологий и управления Учебно-практическое пособие предназначено для студентов 3 курса сокращенной и 5 курса полной форм обучения, а также 3 и 4 курсов... | ||
Протокол № от 20 г. Экзаменационный материал по дисциплине «Экономика... Профессия: код 230102 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» | Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... Иванов Д. И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы... | ||
Рефератов для студентов очной и заочной формы обучения реферат по дисциплине «Финансы и кредит» Методические указания по выполнению рефератов для студентов очной и заочной формы обучения | Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса юридического факультета... Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения... | ||
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... Характеристика курса | Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов... | ||
Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности... Иванов Д. И. Алгебра. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, специальности 090301. 65... | Рабочая программа учебной дисциплины «конституционное право» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной и заочной формы... | ||
Тематический план курса для студентов очной формы обучения 5 Тематический... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов... Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических... |