Скачать 0.67 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ) УТВЕРЖДЕНО: Директором института «___25___» ____01__ 2011 г. Кафедра «Экономическая теория» Автор Слабов С.С. Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» Специальность 080507.65 Менеджмент организации.
Москва 2010 г. Автор – составитель: Слабов С.С., канд. соц. наук, доцент Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации». Дисциплина входит в федеральный компонент дисциплин специализации и является обязательной для изучения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ) СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Выпускающая кафедра «Экономическая теория» Директор РОАТ Зав. Кафедрой ________________ Степанян Т.М. _____________ Апатцев В.И. «_____»___________2011г. «______» __________2011 г. Кафедра «Экономическая теория» Автор Слабов С.С. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Исследование систем управления» Специальность 080507.65 Менеджмент организации
А.В. Горелик Т.М. Степанян Москва 2010г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Цель преподавания дисциплины «Исследование систем управления» заключается в том, чтобы дать будущим специалистам представление о сущности субъекта управления; познакомить с его различными формами и основными компонентами; указать на специфику применения разных методов исследования управленческих систем. Задачей дисциплины является формирование общего системного мышления учащегося для анализа функционирования управленческих систем, знания практических инструментов, дающих возможность оценить эффективность деятельности системы управления. При чтении курса преподавателю необходимо изложить: основные положения и термины системного анализа; общие методы и прикладные методики исследования систем управления. Кроме того, студент знакомится с историей исследования систем управления; с основными понятиями, характеризующими разные типы систем управления; с основными этапами анализа и трансформации систем управления. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив и освоив данную дисциплину, студент должен: Знать основные теоретические подходы к анализу систем управления. Быть знакомым с ведущими методиками исследования систем управления. Уметь применять на практике конкретные прикладные методики при исследовании административной, экономической и социальной подсистем современной организации. Студентам необходимо выработать системное представление об объекте исследования для всестороннего понимания внутриорганизационных процессов и явлений, видеть возможности устранения возникающих недостатков в системе управления. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Тема 1. Наука исследования систем управления Система управления: определение, объект и предмет изучения. Специфические особенности теории управления. Этапы применения научного метода. Понятия научного наблюдения и гипотезы; процедуры и формы верификации, понятие релевантности. Основные методологические подходы исследований систем управления. Особенности системного и процессуального подходов в управлении организацией. Нормативное и рефлексионное исследование систем управления. Специфика традиционного, системного и ситуационного подходов к управлению в теории организации: их достоинства и недостатки, границы применения. Социально – этический и стабилизационный аспекты менеджмента в процессе исследования систем управления. Понятие модели, ее основные типы: физическая, аналоговая и математическая. Игровая сущность моделирования управленческих ситуаций. использование моделирования для организационного планирования и прогнозирования. Понятие и принципы науки кибернетики. Вопросы к теме:
Лит-ра [1, 3, 4, 6, 9] Тема 2. Организация как объект исследования Социальная система как максимально сложный и специфический объект исследования. Понятие системы – трудности определения и неоднозначность толкования. Основные свойства системы. Управляющая система и управляемая система как две составляющие организации. Основные типы организационных систем: закрытые и открытые системы. Подсистемы и элементы – ключевые разновидности структурных компонентов систем управления организации. Ведущие подсистемы организации. Понятия координирующего, управляющего и исполнительного элементов системы организации. Основные критерии выделения подсистем и элементов общей системы в процессе декомпозиции. Основные принципы управления системой организации. Разновидности трансформации систем управления: становление, эволюция, адаптация, генезис, прогресс и деградация. Типологии и классификации систем управления по признакам размерности, времени существования, наличию субкультур, типу лидерства и проч. Система как принцип исследования организации. Системные исследования и системный анализ как особые формы научно – технической деятельности человека. Исследовательские этапы системного анализа организации. Равновесие, устойчивость, дифференциация и лабильность – основные категории исследования систем управления. Понятие и причины неопределенности в управлении системой организации. Вопросы к теме:
Лит-ра [1, 3, 4, 6, 9] Тема 3. Генезис исследования систем управления Позитивизм, рационализм интерпретации социальных явлений Э.Дюркгеймом. Теория социального действия, идеальной бюрократической организации системы управления, идея рациональности М.Вебера. Основы теории систем и общие закономерности развития систем А.А.Богданова. Общая теория систем Л. фон Берталанфи и А.Рапопорта. Теория суперсистем П.А.Сорокина. Структурно – функциональный подход Т.Парсонса в оценке человеческой реальности и уровни организации общества. Система взаимозависимых элементов, функции и дисфункции и теория среднего уровня Р.К.Мертона. Школа социальных систем Ч.Барнарда: организация как система взаимодействий; соотношение вклада и удовлетворения индивида; соотношения формальной и неформальной структур организации. Проблема принятия решений и связи в системе управления Г.Саймона. Вопросы к теме:
Лит-ра [10, 13, 27, 29, 33] Тема 4. Взаимоотношения системы управления и внешней среды Понятие внешней среды организации. Проблема определения границы организации и внешней среды. Сложность внешнего окружения организации: влияние макро- и микросреды; политический, социальный, культурный и психологический факторы. Основные характеристики современной внутренней и внешней сред систем управления: неопределенность и ситуационность. Неизбежность принятия решений в условиях неопределенности окружающей среды. Проблема корректировки планов и прогнозов развития организации. Понятия истории и жизненного цикла организации. Феномены развития и изменения организационной системы управления. Естественные и рациональные, спонтанные и целенаправленные разновидности развития систем управления во внешней среде. Понятие интервенции и самоорганизации. Консультационная разновидность изменения систем управления. Вопросы к теме:
Лит-ра [6, 7, 17, 29, 33] РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Тема 5. Экспериментальный метод Понятие научного эксперимента, его цели. Ограничения, накладываемые на экспериментальный метод природой социальных технологий. Этапы планирования эксперимента и логика его осуществления. Полевые и лабораторные эксперименты. Линейные и параллельные эксперименты. Реальные и мысленные эксперименты. Понятие контрольной и экспериментальной групп. Определение контрольных, факторных и нейтральных характеристик эксперимента. Понятие валидности, трактовка внутренней и внешней экспериментальной валидности. Методы эксперимента: попарный отбор, структурная идентификация и случайный отбор. Проблемы осуществления эксперимента в стратегическом и оперативном управлении организационной системой. Специфика проведения экспериментальных исследований в сфере маркетинга. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо как пример исследования социальной среды организации методом эксперимента. Вопросы к теме:
Лит-ра [12, 19, 20, 22, 23] Тема 6. Метод наблюдения Понятие наблюдения, цель его применения при исследовании систем управления. Объект научного наблюдения. Определение основных индикаторов наблюдения. Проблема взаимоотношения наблюдателя и наблюдаемого объекта; возможность и способность вмешательства наблюдателя в изучаемый кадровый процесс. Разновидности метода наблюдения: структуризованное и неструктуризованное; включенное и невключенное; полевое и лабораторное; систематическое и несистематическое. Стимулирующее наблюдение как разновидность включенного наблюдения. Методы и способы повышения надежности данных наблюдаемого социального явления. Преимущества и недостатки метода наблюдения в сравнении с другими методами исследования систем управления. Вопросы к теме:
Лит-ра [12, 20, 21, 22, 27] Тема 7. Метод анализа документов Анализ документов – специфическая разновидность исследования систем управления. Основные типы носителей информации: рукописные и печатные тексты; фото-, аудио-, видео-, и кинопленки; компьютерные носители. Виды документов: целевые и наличные, личные и безличные, официальные и неофициальные, письменные и статистические, первичные и вторичные. Качественно - количественный анализ документов. Сущность метода контент - анализа документов. Понятие смысловых единиц и единиц счета. Проблема достоверности отражаемой документами социальной информации. Принципиальное отличие описания событий от их субъективной оценки. Средства массовой информации – специфическая разновидность документов ХХ века. Достоинства и недостатки метода анализа документов. Вопросы к теме:
Лит-ра [12, 21, 23, 28, 31] Тема 8. Метод социологического опроса Определение социологического опроса, основные этапы его проведения. Разновидности социологических исследований: разведывательное, описательное и аналитическое. Анкетирование и интервьюирование - основные виды социологического исследования, их достоинства и недостатки. Формализованное (стандартизированное), фокусированное и свободное формы интервью. Аттестация как разновидность метода интервью. Методы аттестации и их роль в качестве социальных технологий: метод стандартных оценок, сравнительный метод, метод управления посредством установки целей. Программа социологического опроса. Определение проблемы, объекта и предмета исследования. Необходимость формулировки и выдвижения рабочих гипотез. Понятие выборки в социологическом исследовании и ее типы. Закрытые (альтернативные и неальтернативные), полузакрытые и открытые разновидности вопросов; прямые и косвенные вопросы. Феномен влияния интервьюера на респондента при проведении опроса. Шкалы в социологическом опросе. Проблема интерпретации и анализа эмпирических данных, полученных в результате социологического опроса. Вопросы к теме:
Лит-ра [18, 19, 27, 31, 32] Тема 9. Методы моделирования Основные математические модели, применяемые при исследовании систем управления. Бостонская модель стратегического планирования. Модель кривой опыта. Стэнфордский метод анализа «GAP». Анализ развития организационной стратегии Г.Минцберга. Модель графика прибыльности «Майсигмы». Матрица «продукция / рынок». Изучение корпоративного профиля организации. Модель влияния рыночной стратегии на прибыль фирмы. Метод «Lots». Основные виды организационных структур Г.Минцберга. Основные стратегии конкуренции М.Портера. Цепочка ценностей организации М.Портера. Понятия факторного и корреляционного анализа. Проблема адекватной интерпретации данных обнаруживаемых взаимосвязей. Разновидности прогнозирования как метода исследовании систем управления: написание сценария, морфологический анализ и функционально – логическое прогнозирование. Вопросы к теме:
Лит-ра [10, 14, 17, 24, 34] РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Тема 10. Диагностика системы управления Понятие управленческой диагностики. Принципиальная схема консультационного диагностического подхода. Объекты внутренней и внешней диагностики системы управления организации. Тип специализации организации, степень формализации системы управления, разновидность власти на фирме, характер структуры системы – факторы, обуславливающие специфику организационной диагностики. Разновидности управленческой диагностики: глобальная, функциональная и экспресс-диагностика. Специфика диагностики человеческих ресурсов в подсистеме управления современной организации. Этапы проведения управленческой диагностики: подготовка, практическая реализация, составление итогового отчета управленца-консультанта. Основные модели управленческой диагностики систем управления. Модель 7–С компании «Мак - Кинси». Модель шести ячеек М.Вайсборда. Модель соответствия Д.Надлера – М.Л.Ташмана. Модель Н.Тичи. Клинико - историческое исследование Д.Левинсона. Модель жизненных циклов И.Адизеса. Симптомы отклонения и трудности организационного развития. Позиционный анализ. Анализ силовых полей. Вопросы к теме:
Лит-ра [14, 15, 24, 30, 34] Тема 11. Формирование гипотез экспертами и групповая работа в ходе исследовании систем управления Понятие экспертной оценки, достоинства и недостатки данного метода. Личностно – профессиональные требования, предъявляемые к эксперту. Разновидности экспертного опроса и формы его проведения. Основные функции метода экспертной оценки. Коллективная и индивидуальная самооценка профессионализма экспертов. Феномен рефлексивного управления. Методы проведения коллективных экспертных оценок: «круглый стол», «дельфийская техника», программное прогнозирование, эвристическое прогнозирование, коллективная генерация идей («мозговой штурм»). Принципы организации групповой работы. Достоинства и недостатки групповых методов работы. «Командная» форма организации труда работников и специалистов-консультантов. Ограниченное число индивидов, взаимодополняющие навыки, наличие общей цели и общего подхода к решению поставленной задачи и взаимная ответственность – характерный набор «командной» формы организации труда. Основные этапы жизненного цикла управленческой «команды»: рабочая группа, псевдо - команда, потенциальная и настоящая команда. Роль лидера в «команде». Измерение результативности «командной» работы, система ролей и поощрений в «команде» в процессе выдвижения гипотез в рамках исследования систем управления. Недостатки «командной» работы. Вопросы к теме:
Лит-ра [13, 25, 26, 30, 32] Тема 12. Исследование системы управления на этапе внедрения консультационных организационных изменений Понятие организационного изменения (интервенции) и изменения в людях. Проблема преодоления сопротивления изменениям в системе управления. Модель организационного изменения по К.Левину, Л.Грейнеру и другие примеры моделей организационного изменения. Проблема осуществления контроля за организационными изменениями. Роль процесса обратной связи в организационном изменении при осуществлении управленческих воздействий. Контроль в процессе реализации и осуществления организационных изменений. Необходимость специальных исследований для осуществления эффективной процедуры контроля при проведении организационных изменений. Понятия описания рабочего места и спецификации личности сотрудника. «План семи точек» А.Роджерса. Понятие социальной инженерии и социальной технологии как рациональных разновидностей организационных изменений. Организационно – деятельностные и инновационные игры – специфические методы исследования и изменения системы управления организацией. Вопросы к теме:
Лит-ра [2, 5, 8, 11, 16] ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В учебный план по дисциплине «Исследование систем управления» входит выполнение и защита контрольной работы, наличие которых является обязательным условием получения положительной оценки по курсу. Контрольная работа представляет собой рукописный реферат общим объемом 15-20 страниц. Текстовой материал следует дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками. В конце работы приводится список использованной литературы (8-10 наименований). Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с существующими правилами. На титульном листе работы указываются: название дисциплины «Исследование систем управления», ФИО студента, его учебный шифр, домашний адрес. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная:
Дополнительная:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ При изучении курса «Исследование систем управления» студентам следует уделять очень большое внимание самостоятельной работе, как составляющей учебного процесса. Это обуславливается прикладным характером дисциплины, которая имеет множество примеров, как в повседневной реальной жизни, так и в управленческой организационной практике. К сожалению, как показывает учебная практика, преподаватель лишен физической возможности проиллюстрировать многие из теоретических моделей примерами из жизни, во-первых, из-за ограниченности во времени, а во-вторых из-за поливариантности развития любой управленческой ситуации. Очевидно, что в отличии от естественно – научных и математических дисциплин, гуманитарные управленческие дисциплины, изучая социальную составляющую организационной системы, постоянно сталкиваются с ее динамичным и непредсказуемым человеческим компонентом. Ситуационная природа человеческого организационного поведения вынуждает преподавателя либо ограничиваться изложением теоретического материала (дальнейшее построение прогноза развития реальной управленческой ситуации может привести его к выводам, не соответствующим реальному положению дел). Либо, оговаривая это специально, рисовать один из возможных вариантов развития событий, который может при этом оказаться неверным, редко встречающимся, наиболее симпатичным самому преподавателю и проч. Подобная «беда» изложения материала по курсу характерна для всех форм обучения. Это связано с тем, что большее количество аудиторных часов для дневной формы обучения (которое, по идее, должно давать возможность преподавателю рассматривать больший объем материала) компенсируется меньшим практическим опытом данной аудитории, нередко, меньшей ее мотивированностью и заинтересованностью. Исходя из всего вышесказанного, по нашему мнению, пренебрегать самостоятельной работой при изучении данного курса было бы весьма недальновидно для учащегося. В своих методических рекомендациях для студентов мы приводим примеры некоторых материалов, которые приспособлены именно для дополнительного самостоятельного изучения и переосмысливания студентами курса «Исследование систем управления». |
Исследование систем управления Специальности: «Менеджмент организации» «Исследование систем управления» является ведущей,в учебном процессе среди смежных дисциплин | Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических... | ||
Исследование систем управления процесс определения организационной... Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления | Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные... | ||
Исследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005 | Примерная тематика рефератов по курсу «Исследование систем управления» Современный менеджмент и необходимость исследования систем управления социально-экономической организацией | ||
Исследование систем управления Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления, а именно эксперимент, наблюдение и опрос | Отчет о научно-исследовательской работе исследования в области построения... Этап 1 «Анализ и исследование систем управления информационным обменом в сетях обработки данных» | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11 Менеджмент Он предназначен для понимания практического содержания управления, формирования комплекса практических знаний об управлении, а также... | Методические указания по курсовому проектированию для студентов экономических... Департамент кадровой политики и образования ставропольский государственный аграрный университет | ||
А. И. Ермаченко исследование систем управления учебное пособие Многофункциональные интегрированные системы процессно-ориентированного управления для организаций | Программа по дисциплине исследование систем управления для студентов... Разработчик программы: кандидат военных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга вавт кочетков Владимир Викторович | ||
Тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Исследование систем управления» Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Исследование систем управления» | 2. Исследование систем управления Философия | ||
Рабочая программа по дисциплине дс системный анализ в таможенном деле (практикум) Охватывает широкий спектр разнородных проблем – от анализа экономической ситуации до разработки методик и моделей синтеза социально-экономических... | Гоу впо «алтайский государственный университет» Кафедра информационных... Фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования... |