Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления»





Скачать 173.81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления»
Дата публикации20.04.2015
Размер173.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ (ИЭТ)
____________________________________________________________________
_______________________________________


Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

Модуль подготовки ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Магистерская программа: «Менеджмент в электроэнергетике»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»


Цикл:

Общенаучный




Часть цикла:

Вариативная




дисциплины по учебному плану:

ИЭЭ; М.1.5




Часов (всего) по учебному плану:

108




Трудоемкость в зачетных единицах:

3

1 семестр

Лекции

36 час

1 семестр

Практические занятия

18 час

1 семестр

Лабораторные работы







Расчетные задания, рефераты




1 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

54 час




Курсовые проекты (работы)

-

-

Зачет

1

1 семестр

Экзамены

-

1 семестр



Москва - 2011

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является овладение основными знаниями в области изучения систем управления, овладение основными методами исследования систем управления для того, чтобы уметь наилучшим образом организовать исследования, а также наилучшим образом принимать управленческие решения по повышению эффективности функционирования организации.

Студенты, изучая дисциплину “Исследование систем управления”, познакомятся с основными знаниями в области исследования систем управления, получат знания о научном подходе к исследованию систем управления; познакомятся с многообразием методов исследования; изучат теоретические основы социально-экономических исследований, в том числе математических; методов тестирования; факторного анализа; экспертных оценок. Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные теоретические знания в практических ситуациях.

Дисциплина “Исследование систем управления” призвана способствовать выработке у обучаемых научного подхода к исследованию систем управления, развивать способности к системному подходу при изучении сложных объектов управления. В процессе изучения дисциплины обучаемые адаптируются к работе в изменяющихся социальных и хозяйственных условиях.

Основной задачей дисциплины “Исследование систем управления” является максимальное повышение степени обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на совершенствование системы управления; разбудить и развить у студента творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению; дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.
По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

  • проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5);

  • использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9);

  • разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику управления с учетом рисков на предприятии (ПК-31);

  • использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1);

  • находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4).


Задачами дисциплины являются:

  • познакомить обучающихся с основными терминами и определениями в области систем управления (СУ);

  • доказать, что деятельность организации невозможна без исследования и совершенствования системы управления;

  • ознакомить обучающихся с методами и приемами исследования систем управления (ИСУ);

  • убедить обучающихся в необходимости эффективного ИСУ для предотвращения потери контроля над организацией;

  • показать необходимость учета степени влияния СУ и ИСУ на деятельность организации;

  • убедить обучающихся в том, что в случае некорректного или неполного учёта всех факторов, деятельность может привести к негативным необратимым последствиям в организации;


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла М.2.3 основной образовательной программы подготовки магистров по магистерской программе «Менеджмент в электротехнике» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: экономика, теория организации.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской диссертации и изучении дисциплин «Инженерный менеджмент», «Управленческие решения» и «Стратегический менеджмент».

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • как следует проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5);

  • как следует самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);

  • как следует использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);

  • основные методы и подходы к ИСУ;

  • принципы организации СУ;

Уметь:

  • совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

  • самостоятельно обучаться новым методам исследования при изменении научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, а также при изменении социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9).

  • находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4);

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9);

  • моделировать системы управления организации с использованием различных компьютерных программ.


Владеть:

  • способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);

  • способностью демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3);

  • способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4);

  • методами совершенствования систем управления с использованием мировых достижений в этой области;

  • Методами оценки эффективности функционирования систем управления.4.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Роль методологии в исследовании систем управления

7

1

4

2




1

устный опрос



Практическая формула диалектического подхода к управлению

Общенаучные методы в исследовании систем управления

8

1

4

2




2

устный опрос



Системный подход в исследовании управления

Специфические методы исследования систем управления

8

1

4

2




2

устный опрос



Программа и план исследования

Формы и факторы организации исследования

8

1

4

2




2

Контрольная работа по пройденным темам



Диверсификация исследования

Стадии и этапы исследования систем управления

7

1

4

2




1

устный опрос



Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Метод "мозгового штурма"

Метод синектики в исследовании управления

Методы проектирования концепций

8

1

4

2




2

устный опрос



Метод Мэтчета в исследовании управления

Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса

8

1

4

2




2

устный опрос



Фактологическое обеспечение исследования

Оценки в исследовании систем управления

8

1

4

2




2

устный опрос



Мышление исследователя

Креативное образование современного менеджера

8

1

4

2




2

Контрольная работа по пройденным темам



Зачет

2

1

--

--

--

2

Оценка по итогам обучения, устный опрос



Экзамен

36

1










36







Итого:

108




36

18




54






4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Понятие исследования. Типология исследований. Характеристики исследования. Исследования в практике управления. Менеджер исследовательского типа. Основные черты менеджера исследовательского типа.

Тема 2. Роль методологии в исследовании систем управления

Методология исследования: понятие и практическое содержание. Проблема в методологии исследования систем управления. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления.

Тема 3. Практическая формула диалектического подхода к управлению

Диалектический подход в исследовании систем управления. Принципы диалектического подхода к исследованию. Диалектические методы исследования. Сочетание различных подходов в исследовании.

Тема 4. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Состав и использование общенаучных методов исследования. Конструирование определений. Вопрос как прием постановки проблемы ми форма исследовательского мышления. Методы классификации, обобщения и типологии. Принципы корректной и эффективной классификации. Методы морфологического анализа. Методы доказательства. Методы моделирования в исследовании систем управления. Полемика как метод исследования систем управления. Общенаучный метод экспериментирования.

Тема 5. Системный подход в исследовании управления

Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система". Система управления как объект исследования. Основные принципы системного подхода.

Тема 6. Специфические методы исследования систем управления

Состав и классификация специфических методов исследования систем управления. Методы изучения документов. Методы социологических исследований управления. Метод экспериментирования "деловая игра". Метод тестирования. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления. Метод исследования взаимодействия факторов.

Тема 7. Программа и план исследования

Программа исследования: структура, разработка и содержание. Планирование исследования систем управления. План исследования. Алгоритм.

Тема 8. Формы и факторы организации исследования

Организация исследования: условия, типы, виды. Технология исследования систем управления. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта.

Тема 9. Диверсификация исследования

Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее. Состав и система диверсифицированных методов исследования.

Тема 10. Стадии и этапы исследования систем управления

Состав стадий и этапов исследования систем управления. Принципы определения эффективности исследования систем управления.

Тема 11. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем. Интуиция в деятельности человека. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности. Выбор стратегии интуитивного поиска.

Тема 12. Метод "мозгового штурма"

Содержание метода "мозгового штурма". Использование метода "мозгового штурма". Группа "мозгового штурма".

Тема 13. Метод синектики в исследовании управления

Понятие и идеи синектики. Операторы синектики. Формирование и деятельность синектических групп. Причины и факторы возникновения идей синектики.

Тема 14. Методы проектирования концепций

Проектирование концепции. Методы дивергенции, трансформации и конвергенции. Использование методов проектирования концепций и стратегия исследовательского мышления.

Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления

Содержание метода Мэтчета. Режимы мышления. Варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирования понятий и препятствий.

Тема 16. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса

Понятие эффективности исследования и основные факторы ее реформирования. Исследовательский потенциал управления. Принципы обеспечения эффективности исследования.

Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования

Понятие факта и его роль в исследовании. Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Система фактов. Фактология. Фактология и научное обоснование явления.

Тема 18. Оценки в исследовании систем управления

Роль оценивания в исследовании систем управления. Принципы оценивания. Виды оценки параметров управления. Конструирование и использование показателей. Система показателей для исследования управления.

Тема 19. Мышление исследователя

Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. Типология мышления. Эффективное мышление исследователя.

Тема 20. Креативное образование современного менеджера

Содержание и особенности креативного образования. Отличительные признаки креативного образования. Формулы образования менеджера. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера.
4.2.2. Практические занятия

1 семестр
1. Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в систем управления.

2. Правила построения организационных процедур.

3. Построение функциональной блок-схемы принятия решений в подразделении.

4. Построение схемы принятия решений в подразделении.

5. Анализ схемы принятия решений и разработка предложений по совершенствованию управления в подразделении.

4.3. Лабораторные работы: «Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены».
4.4. Расчетные задания: В рамках расчетного задания студентам необходимо провести моделирование процесса принятия решений в конкретной организации, построить сетевую модель, провести ее оптимизацию и выработать решения по совершенствованию системы управления организацией.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы «Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен».
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций. Тексты лекций имеются в электронном виде, а для каждой лекции разработаны презентации. Презентации лекций содержат большое количество рисунков, графиков, таблиц и другого иллюстративного материала.

Практические занятия включают обязательный разбор контрольных работ.

Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, а также подготовку к зачету и экзамену.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются контрольные работы и устный опрос.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как среднее арифметическое оценок по контрольным работам с учетом результатов устного опроса.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.

  2. Долятовский В.А. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. – М.: Март, 2003. – 256 с.

  3. Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Экзамен, 2003. – 384 с.

б) дополнительная литература:

  1. 1. Беляев А.А., Коротков Э.М. Систематология. –М.:ИНФРА –М, 2000.

  2. 2. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. –Л.: Политехника, 1991.

  3. 3. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. –М.: ЮНИТИДИ-ДАНА, 2000.

  4. 4. Скоун Т. Управленческий учет./ Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. –М.: ЮНИТИ, 1997.


7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.uproizvod.ru – Управление производством
б) другие:

В качестве других электронных источников информации могут быть использованы сайты консалтинговых организаций.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и сопровождения практических занятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

Ст. преподаватель Ефимов А.Р.

"СОГЛАСОВАНО":

Зав. кафедрой Техника и электрофизика высоких напряжений

к.т.н. профессор Хренов С.И..

"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИЭТ

к.т.н. профессор Грузков С.А.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зам. зав. Кафедрой Инженерного менеджмента

д.т.н., профессор Лозенко В.К.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа дисциплины «Исследование систем управления»
Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconТесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Исследование систем управления»
Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Исследование систем управления»
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Исследование систем управления»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconИсследование систем управления Специальности: «Менеджмент организации»
«Исследование систем управления» является ведущей,в учебном процессе среди смежных дисциплин
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconИсследование систем управления процесс определения организационной...
Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем
В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconИсследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconПримерная тематика рефератов по курсу «Исследование систем управления»
Современный менеджмент и необходимость исследования систем управления социально-экономической организацией
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconИсследование систем управления
Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления, а именно эксперимент, наблюдение и опрос
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа учебной дисциплины «проблемы малой гидроэнергетики»
Профиль подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа учебной дисциплины «уплотнительная техника»
...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconОтчет о научно-исследовательской работе исследования в области построения...
Этап 1 «Анализ и исследование систем управления информационным обменом в сетях обработки данных»
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Фундаментальная и прикладная химия включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа учебной дисциплины «современные гидравлические...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск