Скачать 173.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ (ИЭТ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Модуль подготовки ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Магистерская программа: «Менеджмент в электроэнергетике» Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»
Москва - 2011 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является овладение основными знаниями в области изучения систем управления, овладение основными методами исследования систем управления для того, чтобы уметь наилучшим образом организовать исследования, а также наилучшим образом принимать управленческие решения по повышению эффективности функционирования организации. Студенты, изучая дисциплину “Исследование систем управления”, познакомятся с основными знаниями в области исследования систем управления, получат знания о научном подходе к исследованию систем управления; познакомятся с многообразием методов исследования; изучат теоретические основы социально-экономических исследований, в том числе математических; методов тестирования; факторного анализа; экспертных оценок. Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные теоретические знания в практических ситуациях. Дисциплина “Исследование систем управления” призвана способствовать выработке у обучаемых научного подхода к исследованию систем управления, развивать способности к системному подходу при изучении сложных объектов управления. В процессе изучения дисциплины обучаемые адаптируются к работе в изменяющихся социальных и хозяйственных условиях. Основной задачей дисциплины “Исследование систем управления” является максимальное повышение степени обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на совершенствование системы управления; разбудить и развить у студента творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению; дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла М.2.3 основной образовательной программы подготовки магистров по магистерской программе «Менеджмент в электротехнике» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: экономика, теория организации. Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской диссертации и изучении дисциплин «Инженерный менеджмент», «Управленческие решения» и «Стратегический менеджмент». 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. Типология исследований. Характеристики исследования. Исследования в практике управления. Менеджер исследовательского типа. Основные черты менеджера исследовательского типа. Тема 2. Роль методологии в исследовании систем управления Методология исследования: понятие и практическое содержание. Проблема в методологии исследования систем управления. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления. Тема 3. Практическая формула диалектического подхода к управлению Диалектический подход в исследовании систем управления. Принципы диалектического подхода к исследованию. Диалектические методы исследования. Сочетание различных подходов в исследовании. Тема 4. Общенаучные методы в исследовании систем управления Состав и использование общенаучных методов исследования. Конструирование определений. Вопрос как прием постановки проблемы ми форма исследовательского мышления. Методы классификации, обобщения и типологии. Принципы корректной и эффективной классификации. Методы морфологического анализа. Методы доказательства. Методы моделирования в исследовании систем управления. Полемика как метод исследования систем управления. Общенаучный метод экспериментирования. Тема 5. Системный подход в исследовании управления Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система". Система управления как объект исследования. Основные принципы системного подхода. Тема 6. Специфические методы исследования систем управления Состав и классификация специфических методов исследования систем управления. Методы изучения документов. Методы социологических исследований управления. Метод экспериментирования "деловая игра". Метод тестирования. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления. Метод исследования взаимодействия факторов. Тема 7. Программа и план исследования Программа исследования: структура, разработка и содержание. Планирование исследования систем управления. План исследования. Алгоритм. Тема 8. Формы и факторы организации исследования Организация исследования: условия, типы, виды. Технология исследования систем управления. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта. Тема 9. Диверсификация исследования Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее. Состав и система диверсифицированных методов исследования. Тема 10. Стадии и этапы исследования систем управления Состав стадий и этапов исследования систем управления. Принципы определения эффективности исследования систем управления. Тема 11. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем. Интуиция в деятельности человека. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности. Выбор стратегии интуитивного поиска. Тема 12. Метод "мозгового штурма" Содержание метода "мозгового штурма". Использование метода "мозгового штурма". Группа "мозгового штурма". Тема 13. Метод синектики в исследовании управления Понятие и идеи синектики. Операторы синектики. Формирование и деятельность синектических групп. Причины и факторы возникновения идей синектики. Тема 14. Методы проектирования концепций Проектирование концепции. Методы дивергенции, трансформации и конвергенции. Использование методов проектирования концепций и стратегия исследовательского мышления. Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления Содержание метода Мэтчета. Режимы мышления. Варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирования понятий и препятствий. Тема 16. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса Понятие эффективности исследования и основные факторы ее реформирования. Исследовательский потенциал управления. Принципы обеспечения эффективности исследования. Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования Понятие факта и его роль в исследовании. Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Система фактов. Фактология. Фактология и научное обоснование явления. Тема 18. Оценки в исследовании систем управления Роль оценивания в исследовании систем управления. Принципы оценивания. Виды оценки параметров управления. Конструирование и использование показателей. Система показателей для исследования управления. Тема 19. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. Типология мышления. Эффективное мышление исследователя. Тема 20. Креативное образование современного менеджера Содержание и особенности креативного образования. Отличительные признаки креативного образования. Формулы образования менеджера. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера. 4.2.2. Практические занятия 1 семестр 1. Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в систем управления. 2. Правила построения организационных процедур. 3. Построение функциональной блок-схемы принятия решений в подразделении. 4. Построение схемы принятия решений в подразделении. 5. Анализ схемы принятия решений и разработка предложений по совершенствованию управления в подразделении. 4.3. Лабораторные работы: «Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены». 4.4. Расчетные задания: В рамках расчетного задания студентам необходимо провести моделирование процесса принятия решений в конкретной организации, построить сетевую модель, провести ее оптимизацию и выработать решения по совершенствованию системы управления организацией. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы «Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен». 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций. Тексты лекций имеются в электронном виде, а для каждой лекции разработаны презентации. Презентации лекций содержат большое количество рисунков, графиков, таблиц и другого иллюстративного материала. Практические занятия включают обязательный разбор контрольных работ. Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, а также подготовку к зачету и экзамену. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются контрольные работы и устный опрос. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины, определяется как среднее арифметическое оценок по контрольным работам с учетом результатов устного опроса. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.uproizvod.ru – Управление производством б) другие: В качестве других электронных источников информации могут быть использованы сайты консалтинговых организаций. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и сопровождения практических занятий. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: Ст. преподаватель Ефимов А.Р. "СОГЛАСОВАНО": Зав. кафедрой Техника и электрофизика высоких напряжений к.т.н. профессор Хренов С.И.. "СОГЛАСОВАНО": Директор ИЭТ к.т.н. профессор Грузков С.А. "УТВЕРЖДАЮ": Зам. зав. Кафедрой Инженерного менеджмента д.т.н., профессор Лозенко В.К. |
Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических... | Тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Исследование систем управления» Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Исследование систем управления» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Исследование систем управления» Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Исследование систем управления Специальности: «Менеджмент организации» «Исследование систем управления» является ведущей,в учебном процессе среди смежных дисциплин | ||
Исследование систем управления процесс определения организационной... Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления | Рабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются... | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | Исследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005 | ||
Примерная тематика рефератов по курсу «Исследование систем управления» Современный менеджмент и необходимость исследования систем управления социально-экономической организацией | Исследование систем управления Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления, а именно эксперимент, наблюдение и опрос | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «проблемы малой гидроэнергетики» Профиль подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов | Рабочая программа учебной дисциплины «уплотнительная техника» ... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе исследования в области построения... Этап 1 «Анализ и исследование систем управления информационным обменом в сетях обработки данных» | Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» Фундаментальная и прикладная химия включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «современные гидравлические... ... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления |