Скачать 203 Kb.
|
санкт- петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права исследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению: 521500 – «Менеджмент» по специальности: 080507 (061100) – Менеджмент организации Санкт – Петербург 2006 Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е.В. Козлова – СПб.: ИВЭСЭП, 2005 Утвержден на заседании кафедры Экономической теории и предпринимательства, Протокол №6 от 03.04.2006г. Авторы – составители Старший преподаватель Е.В. Козлова Рецензент Доктор экономических наук, профессор Г.П. Овчинников пояснительная записка Концепция системного подхода является одной из базовых концепций современного менеджмента. Современные подходы к проектированию и изучению организаций основываются на применении общей теории систем к решению управленческих проблем. Цель данного курса – формирование у студентов базовых знаний концепции теории систем и системного анализа и навыка использования полученных знаний к исследованию управленческих проблем. Основными задачами изучения курса являются:
Усвоение принципов системного анализа, понимание и умение использовать методы исследования систем управления, создавать проект исследования, позволит выпускникам не только эффективно решать управленческие задачи, проектировать и диагностировать организационную систему, но и корректировать, создавать и адаптировать методы изучения в соответствии с особенностями организации, задач и специфики исследования. Курс направлен на расширение кругозора слушателей. Знания и практические навыки студентов формируются в процессе лекционных, семинарских, практических и самостоятельных занятий. Изучение курса должно сопровождаться активным творческим процессом со стороны студентов, участием студентов в общем обсуждение, решением поставленных задач с помощью материалов, собранных студентами в рамках самостоятельной работы. Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения включает выполнение контрольных и самостоятельных заданий, подготовку и обсуждение докладов по проблемам исследования систем управления. Выписка из ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2ооог Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации» СД.08. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления. Учебно-тематический план для студентов очной формы обучения
Учебно-тематический план для студентов заочной формы обучения
Содержание курса. Тема 1. Понятие системы управления. Строение и процессы системы. В рамках этой темы рассматриваются такие вопросы как: Понятие система, элемент, связь, структура системы. Процессы, протекающие в системе, взаимодействие с внешней средой. Движение и ограничения системы. Система управления, ее строение. Процесс управления. Происхождение и функции обратной связи. Свойства систем. Тема 2. Развитие систем организационного управления и методов их исследования. Развитие взглядов на организацию как систему, выделение и изучение функции управления. Проектирование структуры организации. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. Тема 3. Организация исследования. Методология организации исследования. Этапы исследования. Организация проведения исследования. Тема 4. Методы исследования систем управления. Структуризация методов исследования систем управления. Эвристические методы исследования систем управления. Понятие эвристических методов. Обзор эвристических методов. Метод активизации технологии творчества. Ассоциативные методы. Метод мозгового штурма. Применение методов для исследования организаций. Формализованные методы. Понятие формализованных методов. Морфологический метод. Статистические методы. Детерминированные методы. Методы оптимизации. Исследование систем управления с помощью математических теорий. Изучение методов включает обзор методов представленной группы и разбор нескольких методов из данной группы. Тема 5. Специальные методы исследования и проектирования организаций. Построение дерева целей. Понятие цели и целевой подход. Проектирование дерева целей. Оценка важности целей в целевой системе. Процедуры обработки целевой информации. Проектирование организационной системы на основе дерева целей. Декомпозиция стратегий. Изучение и распределение функций. Построение организационной структуры. Методы исследования процессов системы. Понятие бизнес процессов. Сетевое планирование. Оптимизация сетевых моделей. Методы исследования информационных потоков. Понятие информационного потока. Задачи и этапы проведения исследования. Способ оформления результатов. План семинарских и практических занятий. Семинар 1. Вопросы для обсуждения:
Семинар 2. Вопросы для обсуждения:
Практическое занятие 1. Задание 1. Представить организацию в виде системы. Описать элементы, связи, представить структуру системы. По какому принципу выделены элементы системы? Каковы достоинства и недостатки представленной модели? Задание 2. Описать входы и выходы организации. Описать входной процесс, выходной процесс, переходный процесс. Семинар 3. Вопросы для обсуждения:
Семинар 4. Вопросы для обсуждения:
Семинар 5. Вопросы для обсуждения: 1.В каких областях и для решения каких задач в организации могут применяться эвристические методы?
2.В каких случаях применение этих методов предпочтительнее? 3.Какие экспертные методы можно отнести к эвристическим методам и почему? Практическое занятие 2. Задание 1. Решить проблему создания справедливой системы оплаты труда в организации с помощью концентрированных гирлянд ассоциаций, последовательных гирлянд ассоциаций. Задание 2. Решить проблему с помощью элементов мозгового штурма: в мебельном магазине существенно снизился объем продаж из-за того, что перед зданием магазина выстроили высотный дом, не позволяющий видеть магазин с людного проспекта. Практическое занятие 3. Вопрос для обсуждения: Применение морфологического метода в исследовании организации. Задание 1. Решение задачи выбора ассортимента товара и потребительского сегмента с помощью метода морфологического ящика. Какие достоинства метода по сравнению с обычным рассуждением? Практическое занятие 4. Вопросы для обсуждения:
Задача. Составить прогноз среднегодового потребления манной крупы регионом в 2007, 2008 годах, если специалисты предполагают, что наибольшее влияние на уровень потребления крупы оказывает численность населения.
Практическое занятие 5. Вопросы для обсуждения:
Задача. Оценить влияние изменения среднемесячных показателей: запаса на начало месяца, размера поставки сырья, нормы отпуска в производство, ритмичности производства на изменение запаса на конец месяца.
Практическое занятие 6. Вопросы для обсуждения:
Задача. Предприятие производит 3 вида продукции – А, В и С. Есть данные о цене и затратах на производство этих товаров
Причем, производственные мощности не позволяют произвести продукта А-больше 40 тыс. единиц, а продукта В и С вместе – не более 30 тыс. единиц. При каком объеме выпуска продукта А, В и С прибыль предприятия будет максимальной. Семинар 6. Вопросы для обсуждения:
Практическое занятие 7. Вопросы для обсуждения:
Задание 1. Спроектировать дерево целей. В качестве генеральной цели выбрать любую личную цель. Практическое занятие 7. Задание 1. Указать конкурентные цели в построенном дереве целей и способ разрешения их конкурентности. Задание 2. Выделить задачи, распределить их в хронологическом порядке. Задание 3. Установить взаимосвязь с другими целями, стоящими перед студентом. Семинар 7. Вопросы для обсуждения:
Практическое занятие 8. Задание. Создать сетевую модель для процесса «открытие магазина». Практическое занятие 9. Задание 1. Выделить полные пути модели. Задание 2. Рассчитать временные параметры сетевой модели. Найти критический путь модели. Задание 3. Построить и проанализировать график Ганта. Вопросы для обсуждения:
Практическое занятие 10. Задание 1. Оптимизировать сетевую модель по времени. Практическое занятие 11. Задание 1. Оптимизировать использование ресурсов, используя сетевую модель. Проведение практических и семинарских занятий для студентов заочной формы обучения происходит по тому же плану. Часть вопросов перенесена в контрольные работы. Вопросы к экзамену
Контрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
Выполнение задания подразумевает, что студент
Разработка структуры начинается после формулировки принципа выделения элементов. Если творческая задача окажется слишком сложной для студента, он может воспользоваться литературой по менеджменту, откуда выберет вариант представления организации в виде системы и опишет систему в соответствии с заданием.
Реферат должен содержать: Введение – обоснование выбора темы, ее важности и актуальности, целей и задач работы – 1-2стр. Основную часть – 1-4 главы, глава может делиться на параграфы (1-4), причем параграфы должны быть достаточно объемными – более 4 стр. Между параграфами и главами обязательно должен быть логический переход, связывающий содержание одного параграфа с другим. Заключение – краткие выводы по содержанию работы. В некоторых случаях – краткое содержание работы – 1-2 стр. Список использованной литературы – в алфавитном порядке. ЛитератураОсновная
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
вспомогательная
СОДЕРЖАНИЕ
для студентов заочной формы обучения……………………….....12 8. Литература…………………………………………………………..14 |
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010 | Рабочая учебная программа по дисциплине «Исследование систем управления» Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Исследование систем управления: учебно-методический комплекс дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления»... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507 (061100) менеджмент... Логистика: Учебно-методический комплекс / Авт сост к э н. Ю. В. Кузьмина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Учебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации» Санкт-Петербург ... | ||
Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | Программа государственного междисциплинарного экзамена по направлению Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | ||
Учебно-методический комплекс по специальностям: 080102 (060600) «Мировая... Государственное регулирование экономики в регионе: Учебно-методический комплекс /Авт сост. И. Л. Маценович | По специальности 351400 «Прикладная информатика в области международного... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с | ||
Учебный план основной профессиональной образовательной программы... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по напарвлению 151000.... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | Исследование систем управления Специальности: «Менеджмент организации» «Исследование систем управления» является ведущей,в учебном процессе среди смежных дисциплин |