Скачать 208.18 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа научно-исследовательского семинара для направления 080500.68 - «Менеджмент» подготовки магистра «Современные проблемы и методы маркетинговых исследований» Магистерская программа Маркетинг Автор программы: д.э.н. Третьяк О.А., д.э.н. Шерешева М.Ю., к.э.н. Бек М.А., к.э.н. Дворяшина М.М., к.э.н. Ребязина В.А., к.э.н. Зобнина М.Р., к.э.н. Тихомирова Н.Е., к.э.н. Владимиров Ю.Л. Одобрена на заседании кафедры стратегического маркетинга «17» января 2012 г Зав. Кафедрой О.А. Третьяк Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________200 г. Ученый секретарь О.Н. Балаева ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерским программам «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе», «Стратегическое и корпоративное управление», «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», «Управление человеческими ресурсами» Программа разработана в соответствии с:
Цель и задачи семинара Цель научно-исследовательского семинара – освоение студентами компетенций исследовательской деятельности в процессе подготовки магистерской диссертации. Основные задачи научно-исследовательского семинара:
Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности. Порядок организации семинара Научно-исследовательский семинар проводится в течение первого года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки студентов в рамках НИС равняется 25 : 75. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует повышенной доли самостоятельной работы студентов. Формы работы на семинаре Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:
Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Организационные формы НИС структурируют процесс подготовки и проведения собственного исследования в рамках курсовой работы, позднее – магистерской диссертации. Организационные формы НИС представлены несколькими типами семинаров:
Мастер-классы чаще всего предполагают приглашение предпринимателей, маркетологов-практиков, консультантов для знакомства аудитории с особенностями ведения бизнеса и маркетинговой деятельности в разных отраслях, внешней оценки их идей, обсуждения новых направлений в развитии маркетинг-менеджмента. Методологические семинары проводятся ключевыми сотрудниками кафедры и приглашенными специалистами на примере тематики их исследований (с предварительной рассылкой материалов по направлению исследований), посвящены проблемам постановки проблемы исследования, принципам обоснования логики работы, постановки основных задач. Акцент делается на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности. Эта форма призвана помочь студентам как выбрать тему курсовой работы, так и сформировать первоначальный план этой работы. Текстологические семинары предполагают конкретную тему семинара, предварительную рассылку преподавателем ключевых статей по данной тематике, определивших направление исследований в маркетинге, назначение докладчика, оппонентов из числа студентов, а также эксперта в лице приглашенного специалиста или преподавателя кафедры. Проектные семинары предполагают подготовку и презентацию студентами в аудитории материалов по теме курсовой работы, описание методологии, возможной программы исследований, обзор литературы и обоснование методологии исследования. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и эмпирическим примерам исследования. С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть. В результате научно-исследовательского семинара студент осваивает следующие компетенции:
Схема организации семинара Общая схема организации НИС представлена в Таблице 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако, приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам. Таблица 1. Циклы подготовки магистерской диссертации и форм НИС
Третий модуль посвящен подготовке студентами проектов курсовой работы общим объемом не более 5 стандартных страниц и групповому обсуждению этих проектов. На этом этапе студент должен окончательно определиться с характером и структурой курсовой работы. Студенты приступают к написанию курсовой работы, состоящей в значительной или преобладающей степени из аналитического обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и эмпирическим примерам исследования. Основным результатом анализа должен стать реферативный обзор. Этой работе способствуют занятия по правилам подготовки и написания академических работ, проводимые преподавателями кафедры. Наконец, в течение четвертого модуля студенты завершают написание курсовой работы и производится обсуждение первоначальных текстов этих работ. В ходе двух итоговых заседаний семинара проводится предзащита курсовых работ, основная цель которых – предварительная оценка работы. Отчетность студентов по семинару В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценки 1) текстов, к которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией, 2) студенческих презентаций, а также из 3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях. За 1-й год обучения студент обязан представить 3 текста:
Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара. Вклад в общую оценку за семинар отдельных видов заданий: групповые проекты (презентации, оппонирование, рецензирование) - 40%, контрольные работы - 30%, индивидуальные проекты - 30 %. Тематический план семинара Тематический план семинара на текущий семестр утверждается на заседании кафедры стратегического маркетинга. Информация о содержании ближайших семинаров, задания, организационный план и ссылки на источники литературы размещаются на страничке кафедры стратегического маркетинга на сайте НИУ ВШЭ (http://management.hse.ru/stmark/scientific_seminars). Объем аудиторных часов НИС «Современные проблемы и методы маркетинговых исследований» составляет 100 час., из них 78 – лекционные, 22 –семинарские занятия. Самостоятельная работа составляет 224 час.
Примерная тематика методологических семинаров: 1.Цели и задачи НИС. Создание взаимопонимания в исследовательском пространстве. Междисциплинарные исследования. Логика развития экономических и менеджериальных исследований. Изменение маркетингового контекста и новые области исследований. Литература: 1. Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. 2.Маркетинг: новые направления исследований. Выбор темы диссертационного исследования Развитие новой доминирующей логики маркетинга. Новые направления и акценты в маркетинговых исследованиях. Новые возможности в выборе тематики исследований и факторы их обусловливающие. Междисциплинарность как основа дальнейшего развития маркетингового управления. Смена парадигм и основные течения. Новые темы, новые методы исследования. Современные формы консолидации исследователей и практиков: профессиональные сети и научные центры. Литература:
3.Основные разделы диссертационного исследования. Автореферат и его разделы. Ведение и постановка проблемы исследования. Обоснование логики работы и постановка основных задач. Обзор литературы и обоснование методологии исследования. Измерители. Оценка модели и результатов исследования. Представление и интерпретация результатов. Практические рекомендации. Выводы и выражение признательности. Примеры. Литература:
4. Методология деятельности: модели, основные понятия, примеры. Парадигма (на примере парадигмы «Структура-поведение-результативность»), связь с методологией. Структура задачи, инструментарий в исследовательской деятельности. Примеры. Особенности методологических подходов экономических наук и экономической социологии для исследования рынков и рыночного поведения компаний. Литература:
5.Поиск литературы в электронных БД библиотеки НИУ ВШЭ Описание электронных баз данных НИУ ВШЭ. Правила работы с электронными базами данных. Поиск релевантной литературы. Индексы научного цитирования. Базы данных электронных книг. Описание системы поиска. Поиск по простому и расширенному запросу. Ключевые слова и предметные каталоги. Литература:
6. Доступные источники статистических и вторичных данных Открытые базы данных (Росстат, база данных НИУ ВШЭ с макроэкономическими показателями, ФОМ, ООН (Comtrade), Мировой банк, Laborasta и др.). Порядок доступа и ограничения в использовании данных. Особенности описания вторичной эмпирической базы в проекте и отчете. Литература:
7. Написание обзора литературы Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников (профессиональные журналы, их электронные версии; библиографические каталоги, электронные каталоги в Интернете). Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований. Структура обзора литературы. Основные правила библиографического описания. Литература:
8.Особенности проведения трекинговых потребительских исследований. Потребительские исследование Ad Hoc vs. Russian target Index Group (RTGI) и Marketing Index. Household Panel vs. Retail Audit. Стандартные и специальные отчеты HHP Литература:
Литература по семинару:
Авторы: |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис (1 год), учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис (1 год), учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины Методы и средства совершенствования бизнес-процессов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Бизнес-информатика... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"... |