Содержание и ход урока.
| Методическое обоснование деятельности учителя
| Прогнозирование деятельности учащихся.
|
(Слайд №1).
Тема сегодняшнего урока «Кислоты в нашей жизни». Мы уже начинали изучать эту тему, и наша задача не только эти знания освежить, но и расширить.
Вам нужно было повторить §20.
Давайте по рисунку вспомним, где встречаются кислоты в природе?
(Слайд №2).
Не случайно эпиграфом урока являются слова Леонардо Да Винчи: «Опыт есть истинный учитель»: моделируя в наших опытах процессы, происходящие в природе, быту, организме человека, мы изучим свойства кислот.
(Слайд №3) Наш урок будет проходить в форме соревнования по командам. (Представляется жюри 3-4 учащихся класса). Вам придется показать свои теоретические и практические знания. По результатам рейтинга выставляются оценки:
1 место – оценка «5» всем участникам
2 место – оценка «4» всем участникам
Бонусные баллы присуждаются самым активным игрокам команд. Желаем удачи!
| Беседа с учащимися с целью создания в их сознании «ситуации успеха» по результатам предыдущей деятельности.
через организацию рефлексии, в виде поиска ответа на вопросы: «Что мы уже узнали? Какой путь прошли?» Предъявление учащимся конкретно-практической задачи, при решении которой создается положительная мотивация, повышается интерес и активность в предстоящей деятельности.
| Обобщают и уточняют знания путем повторения, прослеживания взаимосвязи имеющихся знаний с функционированием организма человека, явлениями окружающей действительности, применением в быту.
|
(Слайд №4)
Первый конкурс Разминка оценивается по баллу команде, участник которой отвечал. (См. дидактические материалы 1).
Задаются уточняющие вопросы, в т.ч. по классификации кислот с использованием материала учебника (табл.10,стр.210)
(Слайд №5)
Представитель любой команды по желанию дает характеристику серной кислоты: кислородсодержащая, двухосновная, растворимая, нелетучая, сильная, стабильная.
| Активизация и стимулирование учащихся к активной деятельности.
| Отвечают на вопросы разминки. Устанавливают границу собственного знания и незнания
|
(Слайд №6)
Мы выяснили, что Вы уже знаете по теме «Кислоты».
А что вы не знаете, исходя из определения химии как науки?
| Стимулирование умения анализировать и планировать свою деятельность.
| Самостоятельно дают определение: «Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях»
Делают вывод и формируют цель предстоящей деятельности: нам осталось изучить химические превращения (свойства) кислот и явления, их сопровождающие
|
(Слайд №7)
Ребята, сегодня на уроке мы узнаем как с помощью химических реакций, характерных для кислот:
Очистить чайник от накипи.
Почему ржавеют автомобили?
Как бороться с ржавчиной.
Как правильно чистить зубы.
Как работает наш желудок.
Знаете ли вы это? Хотите узнать?
(Слайд №8) Звучит музыка.
Выполнение в группах практического задания по карточкам
по написанию уравнений реакций по названиям веществ с указанием типов реакций, проведение эксперимента.
(Слайды №9-17)
Выступление представителя от команды с рассказом другим командам о своих выводах и наблюдениях. (Оценивается конкурс практика от 5 и менее баллов за полноту, аргументированность ответа). Другой представитель пишет на доске уравнение реакций. (Оценивается конкурс теория от 5 баллов за правильность составления формул и расстановку коэффициентов).
(См. Дидактические материалы 2,3). Одновременно учитель рассказывает стихи, помогающие учащимся в дальнейшем формулировании выводов. Демонстрирует опыты (дидактические материалы 4)
| Конкретизирует общий способ действия в процессе решения конкретно-практических задач, выявление много образных частных проявлений исходного понятия на примере ряда напряжений металлов и таблицы растворимости, свойств кислот и веществ других классов.
| Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта (Развитие и применение с другой точки зрения.)
Отрабатывают умение написания уравнений, расстановки коэффициентов в реакциях взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями.
Умение защищать свою точку зрения, развитие монологической речи.
|
(Слайд 18)
Беседа с учащимися по созданию общей схемы, отражающей химические свойства кислот.
Выявление причин общности химических свойств кислот. (Слайд 19)
Релаксация с одновременным закреплением изученного материала. (См. дидактические материалы 5)
Жюри в это время подсчитывает баллы, вписывает на доске или вносит в данные таблицы на компьютере.
| Фиксация результатов анализа в модели, в которой отражены элементы внутренней структуры объекта. Помощь в снятии эмоционального и статического напряжения.
| Устанавливают закономерности,
формулируют теоретические знания об изучаемом объекте в виде понятия и открывают общий способ деятельности.
Движения головой или руками с целью снятия статического и эмоционального напряжения. Кислые глазки – одна из эффективных зарядок для глаз.
|
(Слайд 20)
Награждение наиболее активных участников призами, в которых тоже содержатся кислоты.*(по желанию учителя).
Выставление оценок в соответствие с правилами.
(Слайд № 22)
Предлагается детям оценить урок
| Поддержание ситуации успеха.
Выявление связи с внешним окружением и всеобщим отношением.
Исследование эффективности методов и приемов, использованных на уроке. Изучение ученического коллектива.
| Знакомятся с формулами органических кислот, содержащихся в фруктах, медицинских препаратах, продуктах питания.
Оценивают свое настроение, сферу познания нового, свою и коллективную работу на уроке. Рефлексия- нализ путем мысленного возвращения к прошлым действиям собственной учебной деятельности.
Сопоставление результатов собственной деятельности с поставленной целью.
|
Домашнее задание: (Слайд № 21)
§ 20, 38; вопросы 2,4,5 стр.214
* Сделать коллекцию «Кислоты в нашей жизни»
| Комментирует, создает возможность добровольного выбора формы задания.
| Задают вопросы по домашнему заданию.
|