Скачать 210.5 Kb.
|
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕКАЯ ФОНЕТИКАСОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАРостов-на-Дону2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекции и семинарские занятия направлены на то, чтобы не только дать студентам определенный объем информации, но и развить у них творческое научное мышление и критический подход к теоретическим положениям, научить их извлекать из научной литературы необходимую информацию, самостоятельно делать обобщения и выводы.
Введение Фонетика как наука. Определение и описание предмета фонетики. Соотношение фонетики с языкознанием, ее связь с лексикологией, грамматикой, стилистикой. Разделы фонетики как науки и учебной дисциплины: физиологическая фонетика, акустическая фонетика, фонология; общая и частная фонетика; описательная, сравнительная и историческая фонетика. Методы исследования, применяемые в фонетике. Компоненты акустической структуры звуковой материи языка и их аспекты: артикуляционный, физический, перцептивный и функциональный. Разделы фонетики, изучающие эти аспекты.
Сегментные фонемы: дистрибуция и сочетаемость звуков; соединение звуков и артикуляционные переходы между ними. Слоговоая структура английского языка с двумя аспектами: слогообразованием и слогоделением. Акцентная структура английских слов.
Артикуляционный аспект: четыре артикуляционных механизма (силовой, вибраторный, резонаторный и преградообразующий), органы речи, входящие в каждый из них, их устройство, работа и функции. Артикуляционная классификация гласных по устойчивости артикуляции (монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды); по движению и положению языка в горизонтальной и вертикальной плоскости (по ряду и подъему); по положению губ; по исторической долготе; по напряженности; по характеру отступа. Сопоставление английских гласных с русскими. Классификация английских согласных по работе голосовых связок и силе артикуляции; по активным и пассивным органам речи; по типу артикуляционной преграды или характеру шума; по количеству артикуляционных фокусов и шумообразующему характеру последних; по положению мягкого неба. Сопоставление английских согласных с русскими. Классификация артикуляционных переходов от звука к звуку и их особенности в английском и русском языках. Акустический аспект. Определение звука. Физические свойства звука (частота, интенсивность, длительность, состав), их артикуляционные корреляты. Фонологический аспект. Проблема определения фонемы. Фонема как диалектическое единство трех аспектов: 1) материальности и объективности; 2) абстрагированности и обобщенности и 3) функциональности. Понятие варианта, аллофона. Варианты как конкретная реализация фонем в потоке речи. Зависимость варианта от фонетического контекста. Виды вариантов : обязательные и свободные. Обязательное варьирование : комбинаторно-позиционное и стилистическое. Свободное варьирование : индивидуальное и диалектальное. Роль аллофонов в изменении фонемного состава языка. Фонетические и фонологические изменения. Фонологичекий анализ английских гласных. Проблема однофонемности или двухфонемности английских дифтонгов. Фонематический статус различий между английскими гласными по огубленности (лабиализации), по стабильности артикуляции, по ряду и подъему; примеры фонологических противопоставлений, основанных на этих различиях. Избыточность противопоставлений английских гласных по степени длительности. Безударный вокализм английского языка: гласные, встречающиеся в безударных слогах, их классификация и фонематический статус. Фонологический анализ английских согласных. Фонематический статус каждого принципа артикуляционной классификации английских согласных (в сопоставлении с русским языком). Фонематические противопоставления, основанные на глухости/звонкости и одновременно на сильной/слабой артикуляции английских глухих и звонких согласных (отличия от русского языка). Примеры одинарных фонематических противопоставлений между английскими согласными, основанных на различии в типе артикуляционной преграды или в способе образования шума. Вопрос о количестве аффрикат в английском языке и об их обнофонемности или двухфонемности. Понятие чередования звуков речи. Виды и примеры чередований в современном английском языке: фонологические и межфонемные – исторические, грамматикализованные и лексикализованные, нефонологическите или межаллофонные – позиционно- комбинаторные. Изменения фонем в зависимости от особенностей сочетания артикуляционных фраз и действия различных видов ассимиляции и аккомодации (комбинаторные изменения). Изменения фонем в зависимости от их позиции в ударном или безударном слоге, в начале, в середине и в конце слога или слова и от характера смежных звуков (позиционные изменения). Количественная, качественная и нулевая редукция английских гласных фонем. Виды ассимиляции согласных в английском языке и фонемная принадлежность звуков, возникающих в результате действия полной, частичной и промежуточной ассимиляции. Виды аккомодации английских гласных и согласных звуков и фонемная принадлежность звуков, возникающих в результате действия аккомодации. Важнейшие изменения в произнесении звуков в современном английском языке как проявление свободного варьирования звукового состава слов. 3. Интонация английского языка. Понятие интонации (просодии). Определение интонации. Компоненты интонации: ударение, ритм, мелодика, темп, пауза, тембр, тесситура. Акустическая , физиологическая и лингвистическая характеристика интонации. Основные функции интонации: организующая, синтаксическая, семантическая и экспрессивная. Взаимодействие интонации с лексико-грамматическими средствами выразительности речи. Акцентно-мелодическая структура французской речи и её семантические единицы. Соотношение интонационной структуры фразы с формально-синтаксическим построением предложения в английском языке. Ударение. Значение и функции ударения. Акустико-физиологическая природа ударения. Роль силового, высотного и темпорального компонента в образовании и восприятии английского ударения. Словесное ударение. Фразовое ударение. Виды фразовых ударений. Функции разовых ударений и фонетические средства их выражения. Второстепенное ударение, его природа и функции. Выделительное ударение, его природа и функции. Виды выделительных ударений. Английская акцентуация в сопоставлении с русской. Мелодика английской речи. Значение и функции мелодики речи основные мелодические типы английской фразы. Основные мелодические контуры английского языка. Суперсегментные фонологические единицы интонационного (прозодического) уровня (интонемы). Перечень интонем английского языка. Система оппозиций интонем. Зависимость мелодики от стиля произношения. Мелодика английской речи в сопоставлении с русской. Темп речи. Скорость речи как компонент речевой интонации. Темп речи и его функции. Единица измерения темпа речи. Варьирования темпа речи в зависимости от стиля произношения. Пауза. Понятие паузы. Функции паузы. Языковая и психологическая паузы. Паузы хезитации. Ритм. Ритм английской речи и его особенности. Тембр. Тембр как компонент интонации. Выражение эмоционального аспекта интонации с помощью тембра. Взаимодействие отдельных компонентов английской интонации. Функции интонации в организации структуры текста в современном английском языке. Фоностилистика. Понятие фоностилистики. Место фоностилистики среди других лингвистических наук. Орфоэпическая норма и стили произношения. Проблема выделения стилей произношения. Существующие классификации стилей произношения. Понятие фоностилемы как дифференциальной единицы стилистического уровня. Основные стили произношения в английском языке. Полный стиль произношения и его особенности. Разновидности полного стиля произношения: декламация и сценическая речь, официальный и ораторский стили. Значение овладения полным стилем произношения для будущих преподавателей английского языка. Разговорный стиль произношения и его особенности. Разновидности разговорного стиля. Разговорный тщательный и разговорный беглый стили произношения. Перечень фоностилистических средств английскогоо языка. Фонетическая модель речи преподавателя английского языка и её основные стилистические параметры.
Всего: 20 часов 2.2 Семинарские занятия
Всего: 14 часов
Всего: 32 4.2 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4. 1. Основная литература
4. 2. Дополнительная литература
6. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Рейтинговая система контроля и оценки знаний предполагает, что на протяжении освоения учебной дисциплины студенты набирают определенную сумму баллов, в зависимости от которой определяется рейтинг (итоговая оценка). Возможная семестровая сумма – 100 баллов. Положительная оценка может быть выставлена по результатам итогового рейтинга только при условии, что по каждому рубежному рейтингу студентом было набрано не менее 60% максимального количества баллов. Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке (по пятибалльной системе):
6.1 Структура и балльная оценка рейтингов по дисциплине
7. Содержание рейтингового контроля Учебный материал дисциплины делится на два рейтинга. Контроль осуществляется в конце каждого рейтинга и включает вопросы для проверки усвоения теоретического материала и практические задания, предусматривающие использование навыков и умений при анализе конкретного языкового материала. Вопросы для проведения первого рейтингового контроля1-1
6. Define the consonant phonemes / , /. 1-2
6. Define the consonant phonemes / , Вопросы для проведения второго рейтингового контроля2-1
2-2
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины... Программа дисциплины предназначена для студентов 2 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий | Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика современного... Кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии мгпу виноградова С. А | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по... Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по... Практическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский пед... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 16 Домашнее чтение сд.... Авдеева Н. А., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии и журналистики мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины А. В. Копылов, к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу | Мгпу учебно методический комплекс дисциплины Автор умк – доцент кафедры английского языка и английской филологии, к п н. Путистина О. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |