Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка»





Скачать 139.71 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка»
Дата публикации18.10.2014
Размер139.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет романо-германской филологии

Кафедра английской филологии



Кечерукова М.А.
ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКИ:

теоретическая фонетика АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031000 Филология

очной формы обучения


Тюменский государственный университет

2009

Кечерукова М.А. Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031000 Филология очной формы обучения. Тюмень, 2009, ____ с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой английской филологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Дрожащих Н.В.






© Тюменский государственный университет, 2009.

©Кечерукова М.А., 2009.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Требования ГОС ВПО

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла ОПД «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031000 Филология.

Выписка из государственного образовательного стандарта

Стандарт предусматривает изучение следующих разделов:

Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии; устная и письменная разновидности литературного языка. Язык художественной литературы.

Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.

Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.

Языковой строй. Фонологическая система. Лексикология. Фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Лексикография.

Теория текста.

Программа дисциплины предназначена для студентов 2 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса – познакомить студентов с базовыми разделами фонетики и фонологии современного английского языка, выработать необходимые навыки и умения по применению теоретических знаний для решения практических задач. В задачи курса входит:

  • познакомить студентов с современным состоянием науки о фонетическом строе английского языка;

  • познакомить студентов с основными школами и направлениями, существующими в современной и отечественной фонологии;

  • познакомить студентов с классическими и современными методами фонологических исследований;

  • развить навыки анализа фонетических явлений.

  • научить студентов применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

1.2. Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины

Курс теоретической фонетики современного английского языка базируется на знаниях и навыках, приобретенных студентами при изучении курсов «Введение в языкознание», «Латинский язык». В ходе изучения курса освещаются такие вопросы, как теория фонемы, фонологическая система языка, теория интонации, понятие орфоэпической нормы и вариативность, фонетические стили и другие. Студенты развивают навыки фонологического анализа, углубляют и систематизируют знания о фонологической системе языка, а также совершенствуют навыки произношения.

1.3. Трудоемкость дисциплины

Виды работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

150 ч

5 семестр

Аудиторные занятия

36 ч

5 семестр

Лекции

36 ч

5 семестр

Самостоятельная работа

114 ч

5 семестр

Вид итогового контроля:

0,25 ч

экзамен, 5 семестр


2. Тематический план изучения дисциплины

п/№

Тема

Лекции, час

Семинарские занятия, час

Самостоятельная работа, час

Итого часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1. Фонетика как научная дисциплина

1.1

Фонетика как научная дисциплина.

4




12

16

0-6

1.2

Произносительная норма языка.

4




12

16

0-7

1.3

Теория фонемы.

4




12

16

0-7




Всего

12




36

48

0-20

Модуль 2. Сегментная и сверхсегментная фонетика

2.1

Инвентарь фонем английского языка

4




12

16

0-14

2.2

Теория слога.

4




12

16

0-8

2.3

Теория акцентной структуры языка.

4




12

16

0-8




Всего

12




36

48

0-30

Модуль 3. Фонетические стили и культура речи

3.1

Теория интонации.

4




14

18

0-10

3.2

Фоностилистика

4




14

18

0-10

3.3

Варианты английского произношения

4




14

18

0-30




Всего

12




42

54

0-50




Итого (часов, баллов):

36




114

150

0-100


2.1. Балльная оценка текущей успеваемости студента

п/№ Темы

Формы текущего контроля

Итого количество баллов

Презентация на лекции

Практическое задание

Посещаемость лекции

Анализ фонетическ.явления

Контр.раб.

Тест




Модуль 1






















1.1

0-1

0-1

0-1

0-1

0-2




0-6

1.2

0-1

0-1

0-1

0-1

0-3




0-7

1.3

0-1

0-1

0-1

0-1




0-3

0-7

Всего

0-3

0-3

0-3

0-3

0-5

0-3

0-20

Модуль 2






















2.1

0-1

0-7

0-1

0-1




0-4

0-14

2.2

0-1

0-1

0-1

0-1

0-4




0-8

2.3

0-1

0-1

0-1

0-1




0-4

0-8

Всего

0-3

0-9

0-3

0-3

0-4

0-8

0-30

Модуль 3






















3.1

0-1

0-1

0-1

0-1

0-6




0-10

3.2

0-1

0-1

0-1

0-1

0-6




0-10

3.3

0-20

0-1

0-1

0-1




0-7

0-30

Всего

0-22

0-3

0-3

0-3

0-12

0-7

0-50

Итого

0-28

0-15

0-9

0-9

0-21

0-18

0-100

2.2. Виды контроля успеваемости, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах

Виды контроля успеваемости

Максимальное количество баллов

Посещение лекций

0-1

Выполнение практических заданий

0-1

Подготовка презентации

0-1

Выполнение контрольных работ и тестов

0-7

Другие виды работ (анализ фонетического явления)

0-1


3. Содержание дисциплины

Содержание программы дисциплины приведено в соответствие с целью, содержанием и структурой теоретического курса. Теоретический курс проводится на 2 курсе (3 семестр) и включает 18 лекций.

В целом курс поделен на девять разделов.

Раздел 1. Фонетика как научная дисциплина. Определение и статус науки «фонетика». Связь с другими лингвистическими и не лингвистическими науками. Основные разделы фонетики, связанные с предметом изучения и методологией исследования. Методы фонологического исследования. Теоретическое и прикладное значение фонетики

Раздел 2. Произносительная норма языка. Орфоэпическая норма и варианты произношения. История становления литературного произношения английского языка. Современная орфоэпическая норма английского языка. Принятое /приобретенное произношение (RP) и его варианты. Современный статус RP. Британский вариант литературного произношения как учебная норма.

Раздел 3. Теория фонемы. История зарождения и развития теории фонемы. Проблемы определения фонемы и ее функции. Фонема, звук, аллофон. Типы транскрипции. Основные проблемы и методы фонологического анализа.

Раздел 4. Инвентарь фонем английского языка. Понятие фонологической системы языка. Звуки речи. Артикуляторный и физиологические аспекты звуков речи. Типология звуков речи. Принципы классификации согласных. Принципы классификация гласных. Стадии произношения звука речи. Модификации гласных и согласных в потоке речи. Спорные вопросы теории английской сегментной фонетики.

Раздел 5. Теория слога. Теории силлабификации и проблемы слогоделения. Определение и структура слога. Типы слога. Просодические признаки слога. Функции слога в потоке речи.

Раздел 6. Теория акцентной структуры языка. Понятие словесного ударения. Типология и степени ударения. Акустические характеристики словесного ударения, его компонентный состав. Лингвистические функции ударения. Основные тенденции расстановки ударения в английском слове. Ударение в простых, производных и сложных словах.

Раздел 7. Теория интонации. Определение, типология и функции интонации. Интонация и просодия, их компонентный состав. Высотный компонент как основное средство членения фразы и выражения ее семантического веса. Понятие фразового ударения. Темпоральные и ритмические компоненты английской интонации. Понятие интонемы и структура интонационной группы. Функции интонации в организации структуры дискурса.

Раздел 8. Фоностилистика. Предмет и задачи фоностилистики современного английского языка. Стилистическое использование просодических средств выражения. Понятие фонетического стиля. Стиль произношения как возможный вариант произносительной нормы. Классификация стилей произношения Влияние экстралингвистических факторов на выбор просодических средств общения. Типология фонетических стилей в современном английском языке.

Раздел 9. Варианты английского произношения. Понятия: вариант, диалект, акцент. Типология диалектов. Важнейшие просодические характеристики, отличающие стандартное произношение литературного английского в Великобритании, США и Австралии.
4. Темы семинарских занятий

Семинарские занятия не предусмотрены.

5. Тематика лабораторных работ

Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Темы для самостоятельной работы (коллоквиумы, доклады, деловые игры, рефераты и другие виды самостоятельной работы)

Темы докладов:

1. Фонетика как научная дисциплина

2. Теория фонемы

3. Система сегментных фонем английского языка и их реализация в потоке речи.

4. Теория слога

5. Акцентная структура языковых единиц в английском языке

6. Теория интонации

7. Фоностилистика современного английского языка

8. Орфоэпическая норма и варианты английского произношения

7. Темы курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены.

8. Итоговый контроль

По окончании курса проводится экзамен. Он включает 1 теоретический вопрос и практическое задание. Практический вопрос предполагает решение звуковой пропорции, написание слов по описанию фонем данного слова, интонирование предложений, характеристику аллофонов английских фонем в данном контексте, определение стиля произношения и варианта английского языка конкретного языкового дискурса.

Контрольные вопросы к экзамену:

1. Предмет фонетики, связь с другими науками. Разделы фонетики и ее значение.

2. Орфоэпическая норма произношения английского языка.

3. Типы произношения. Диалекты.

4. Американский вариант английского языка.

5. Фоностилистика. Соотношение орфоэпической нормы и стилей произношения.

6. Теория фонемы.

7. Фонема и аллофоны. Функции фонемы.

8. Транскрипция.

9. Проблемы и методы фонологического анализа.

10. Артикуляторная разница в русском и английском языках.

11. Система английских согласных фонем.

12. Система английских гласных фонем.

13. Ассимиляция звуков речи.

14. Редукция звуков речи.

15. Аккомодация и элизия английских гласных и согласных звуков в потоке речи.

16. Теория слога. Его типы и функции.

17. Акцентная структура слова в английском языке.

18. Интонация и просодия.

19. Структура интонационной группы и функции каждого ее элемента.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература

1. Бурая, Е. А. Фонетика современного английского языка: теоретический курс : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Лингвистика и межкультурная коммуникация"/ Е. А. Бурая, И. Е. Галочкина, Т. И. Шевченко. - 2-е изд., испр.. - Москва: Академия, 2008. - 272 с.


б) дополнительная литература

1. Хромов С. С. Теоретическая фонетика. Учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2009. 55 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93234

9.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный лекционный класс, лекции, дидактические материалы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconПрограмма дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка»

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка
Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание»
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02. Основы теории изучаемого...
Автор: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа общепрофессиональной...
Программа дисциплины предназначена для студентов 3 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой содержанием курса цикла опд «Теория и история изучаемых языков:...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика»
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 15 Теоретическая стилистика английского языка
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconЛ. Н. Балаганина Теоретическая грамматика
Балаганина Л. Н. Теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины цикла опд «Основные языки: Теоретическая фонетика английского языка» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История языка (французский язык)»
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск