Скачать 0.66 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИСТИТУТ» КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «УТВЕРЖДАЮ»___________________ Руководитель ПИ ЮФУ, проф. Мареев В.И. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Практический курс первого иностранного языка (английский) Практическая фонетика для студентов заочного отделения ПИ ЮФУ, обучающихся по специальности 031 201- Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Ростов-на-Дону 2009 Составитель: Абросимова Л.С., кандидат филологических наук, доцент Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка протокол №_____от_________________20__г. Заведующая кафедрой: Погребная И.Ф., доцент Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ _____________________________________________________2008г. Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом ПИ ЮФУ Пр. №_____ от________________20__г. Председатель ученого совета ПИ ЮФУ, Руководитель ПИ ЮФУ, проф. В.И. Мареев Структура и содержание программы учебной дисциплины
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего специального профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 031201 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Название курса: Практическая фонетика английского языка Актуальность учебной дисциплины. Практическая фонетика, изучающая звуковой строй языка, звуковые средства и их функции, а также тренирующая навыки правильного английского произношения и интонации, представляет собой одну из практических дисциплин, составляющих цикл дисциплин предметной подготовки специалистов по английскому языку на первом курсе. Данный курс направлен на формирование общей и профессиональной культуры личности обучаемого и на подготовку студентов к осуществлению профессиональной научно-методической деятельности учителя иностранного языка на уровне, соответствующему требованиям Государственного образовательного стандарта. Качественная подготовка преподавателей английского языка предполагает активное владение всеми видами речевой деятельности. Активное владение иностранным языком подразумевает высокий уровень владения навыками во всех видах речевой деятельности и их оптимальное взаимодействие. Таким образом, обучающийся иностранному языку должен, с одной стороны, иметь развитый речевой слух, позволяющий осуществлять верную интерпретацию полученного речевого сигнала, с другой стороны, владеть необходимыми артикуляционными и интонационными навыками, чтобы уметь адекватно кодировать собственную речь на иностранном языке. Неотъемлемым компонентом языковой коммуникативной компетенции является овладение фонологической компетенцией иноязычной речи, которая тесно связана с семантической, лексической и грамматической составляющими.. Содержание языковой фонологической компетенции:
Фонологическая компетенция, Грамотная иноязычная речь характеризуется нормативным произношением, беглостью, интонационно-смысловой выразительностью и адекватностью, достигаемых в процессе овладения определенными знаниями, а также практическими навыками, получаемых при использовании аутентичных аудиоматериалов. Курс практической фонетики развивает в сочетании с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом, призван обеспечить всестороннюю подготовку преподавателя иностранного языка, способного средствами своего предмета обучать и развивать своих студентов, а также заложить основу для дальнейшего совершенствования владения иностранным языком, позволяя реализовать принцип «обучение в течение всей жизни». Наряду с этим, овладение фонологической компетенцией расширяет кругозор, способствует общей грамотности студентов, развивает импровизационные и артистические способности студентов, что имеет важное социальное и профессиональной значение для студента как с точки зрения его будущей профессии, так и с точки зрения развития его личности. Назначение программы. Программа по практической фонетике английского языка предназначена для 1 курса педагогического института ЮФУ, обучающихся по программам специальности 031201 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», и может быть использована в очной, заочной и дистанционной формах обучения на факультете лингвистики и словесности Педагогического института Южного федерального университета. Цель и задачи курса «Практическая фонетика английского языка» Курс практической фонетики английского языка имеет целью изучение и практическое применение основ английского произношения и английской интонации. Задачами курса практической фонетики английского языка являются:
Приобретение опыта анализа (умение классифицировать гласные и согласные английского языка согласно их артикуляционных особенностей; выявлять и анализировать случаи ассимиляции и редукции; выделять синтагмы; выполнять фонетический анализ звуков, слов и предложений; правильно употреблять и объяснять интонация разных коммуникативных типов предложений; выявлять и правильно употреблять типы ударений в предложении) Отбор содержания и организация учебного материала Данный курс имеет практическую направленность. Для достижение вышеперечисленных задач учебный материал распределяется таким образом, чтобы студенты, изучая минимум теоретических основ, имели возможность большой практической тренировки и развития практических фонетических навыков. Учебный материал подается поэтапно, от простого к сложному, подкрепляется таблицами и схемами, что позволяет сэкономить время, способствует развитию логического мышления студентов, совершенствует их связную речь, обогащает их словарный запас и владение терминологией. Соблюдается принцип последовательного повторения пройденного материала путем выполнения заданий, связанных с повторением языковых норм английского языка и обязательным анализом (полным или частичным) текстов разных функциональных стилей речи. Теоретический материал закрепляется системой упражнений, что нацелено на формирование практических навыков. Предусмотрена система самоконтроля в виде упражнений и тестов, репродуктивных и творческих заданий, размещенных в компонентах УМК. Связь курса «Практическая фонетика английского языка» с другими дисциплинами (междисциплинарные связи) Фонетика представляет собой независимую лингвистическую науку, однако она тесным образом связана с рядом других лингвистических и нелингвистических наук. В связи с вышеперечисленными задачами курс практической фонетики английского языка должен преподаваться в тесной связи с другими теоретическими и практическими дисциплинами. Так, теоретический курс «Введение в языкознание» помогает получить основы лингвистических знаний по проблемам фонетики и фонологии. Курс «Практики устной и письменной речи» способствует закреплению различных произносительных навыков на основе аудирования речи носителей английского языка и речи преподавателя, способствует формированию умения слышать и идентифицировать ошибки в произношении и интонации других студентов, позволяет применять полученные теоретические и практические навыки в связной речи, обеспечивает тренировку правильного чтения и говорения. Курс «Русского языка» способствует овладению правильными артикуляционными навыками путем сравнения артикуляционных особенностей русских и английских звуков, помогает получить представления о работе органов речи. Нелингвистические науки, такие как физиология, психология, логика помогут понять психофизические связи и особенности развития фонематического слуха, работы органов речи, эмоциональной составляющей устной речи. Курс «Практической фонетики английского языка » направлен на подготовку студента к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины «Практическая фонетика английского языка » на первом курсе студенты должны: Знать:
Уметь:
Ожидаемые результаты представлены в виде фонологических компетенций в сфере основных видов речевой деятельности, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины на первом курсе факультета лингвистики и словесности (отделение английского языка) ПИ ЮФУ. 1. а) аудирование (перцептивное) :
2. б) аудироване (репродуктивное)
3. Чтение
4. Письмо
5. Заучивание наизусть аутентичных образцов монологической и диалогической речи
Методы и приемы работы в рамках курса Реализация поставленной цели и задач достигается путем формирования умений правильно артикулировать звуки английского языка, компетентно употреблять те или иные интонационные модели в разных коммуникативных типах предложений. Программа и организация учебного процесса позволяют рационально объединить изучение теоретических основ, аудирование, техническую тренировку, речевую тренировку, практическое общение на иностранном языке. Достижение практических задач курса практической фонетики английского языка осуществляется путем применения различных методов и приемов работы, таких как: метод звукового анализа, тренировка на узнавание и различение звуков английского языка, прослушивание и имитация аудиоматериала, выразительное чтение, метод «драматизации», который включает такие виды работы, как имитация и интерпретация коротких рассказов и диалогов, импровизации по темам, создание ситуаций по речевым образцам, фонетический анализ слов и предложений, интонирование текстов. При составлении программы и разработке УМК по практической фонетике английского языка взят за основу комплексный подход, объединяющий коммуникативный системно-деятельностный, сознательно-сопоставительный, фонологический и фонетический подходы при доминировании коммуникативного метода. Коммуникативный подход к обучению фонетической стороне языка должен связывать интонационные структуры с эмоциональным состоянием говорящего и со значимой целью высказывания. Необходимо помнить о том, что одно и то же высказывание, произнесенное с разной интонацией, может иметь различную коннотативную окраску. Взаимодействие таких компонентов интонации, как высота голоса, ударение, ритм, интенсивность, тембр и создадут то значение, настроение или отношение говорящего к высказыванию, которое он намерен показать. Обучение всем этим особенностям интонации и является воплощением коммуникативного подхода в преподавании фонетики. Задачи преподавателя – подготовка и проведение аудиторных занятий с опорой на УМК, разработка заданий для самостоятельной работы студентов, оказание консультативных услуг, координация соотношения аудиторной и самостоятельной работы, текущая и итоговая оценка знаний. Задачи обучающегося – студент обязан пройти в университете все темы дисциплины, предусмотренные основной образовательной программой определенного направления или специальности; участвовать в отработке практических навыков (работа с аудитивными и электронными материалами), выполнять задания, предусмотренные в рамках самостоятельной работы; участвовать в процедурах текущих и итоговых аттестаций. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Количество часов, отведенных на изучение дисциплины На преподавание дисциплины «Практическая фонетика английского языка» на первом курсе отводится 216 часов. Из них 36 часов аудиторных занятий, 180 часов отводится на самостоятельную работу студентов. При разработке учебной программы образовательное учреждение имеет право вносить дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей, специфики учебного заведения и требований заказчика специалистов. Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий, формы контроля Кафедра английского языка Практическая фонетика английского языка (1, 2 семестр, ОЗО)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (1 курс) Модуль 1. Вводно-фонетический курс Введение. |
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов... Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | ||
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины Д коржнева Е. А. Практический курс второго (немецкого) иностранного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:... | Учебно-методический комплекс дисциплины од. 03. Практический курс... «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для специальностей 030401. 65 История, 050401. 65 История, 040201. 65 Социология,... | ||
Практический курс немецкого языка Учебно-методический комплекс дисциплины Д. Практический курс немецкого языка как основного [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский... | Российской федерации Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В «Строй французского... Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г | Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 Рабочая программа учебной дисциплины «Страноведение первого иностранного языка» | Учебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов заочного отделения пи юфу Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика» Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800.... | Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс иностранного... Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой иностранных языков С. А. Виноградова | ||
Введение Место дисциплины в системе подготовки Аспект «Основной курс» входит в состав дисциплины «Практический курс первого иностранного языка», которая относится к циклу общепрофессиональных... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата... Практикум по культуре речевого общения 1 иностранного языка (английский язык). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа |