МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
СД. 13 Практика устной и письменной речи
4-5 курсы Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности 050303.65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью».
Утверждено на заседании
кафедры иностранных языков
факультета ФЖ и МК
протокол № 7 от 25 февраля 2013 г. Зав. кафедрой
_________________________С.А.Виноградова
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Авторы программы: доцент кафедры иностранных языков, к.фил.н. Беличенко Е.А.,
доцент кафедры иностранных языко,. к.п.н. Путистина О.В. 1.2 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков С.А. Виноградова;
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка
С.В. Кускова. 1. 3. Пояснительная записка:
Цель курса – развитие ключевых профессиональных компетенций студентов: коммуникативной, лингвострановедческой, самообразовательной. Следует отметить, что изучение иностранного языка на старшем этапе представляет собой заключительный этап формирования вышеуказанных компетенций при подготовке специалиста в области преподавания иностранных языков и предполагает следующие задачи:
Задачи курса:
1. Полная автоматизация системы артикуляционных движений, совершенствование навыков владения системой фразовой интонации, дыхания и мелодики речи, дальнейшее развитие темпа устной речи и приближение его к нормальному для носителей языка.
2. Совершенствование грамматических навыков, необходимых для правильного оформления речи.
3. Продолжение развития лексических навыков, расширение активного и пассивного словарного запаса.
4. Совершенствование навыков говорения: продуцирование своих мыслей в подготовленной и неподготовленной речи в монологическом и диалогическом общении по широкому кругу тем (программная тематика, бытовые, общественно-политические, литературные, научно-педагогические темы) в различных формах коммуникации (доклады, дискуссии, обсуждение в парах, ролевая игра).
5. Развитие и совершенствование навыков чтения аутентичных текстов, предполагающих свободное владение различными видами чтения (skanning, skimming, jigsaw и т.д.), а также умение извлекать из прочитанного необходимую информацию для последующего обсуждения.
6. Совершенствование навыков понимания английской устной монологической и диалогической речи в широком спектре бытовых, общественно-политических, литературных, научно-педагогических тем.
7. Дальнейшее развитие навыков письменной речи и умения правильно в графико-орфографическом, лексическом, грамматическом и стилистическом отношении выражать свои мысли в различных видах письменных работ (эссе, доклад, рецензия и т.д.).
8. Развитие навыка правильного перевода (устного и письменного) с английского языка на русский и с русского языка на английский в пределах программной тематики курса, а также в рамках бытовых, общественно-политических, литературных и научно-педагогических тем.
Данный курс в общей системе подготовки специалиста является составной частью «Практического курса иностранного языка» (английского).
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
К концу обучения в университете по данной специальности (5 лет) студент должен приобрести следующие умения и навыки:
Устная речь.
К концу 4-го года обучения в университете студент должен усвоить и употреблять в речи около 4000 слов и фразеологических единиц (активный лексический минимум), 5-го года обучения в университете – 4500 слов и ФЕ. Также студент должен усвоить и понимать в речи других людей (в том числе и носителей языка), в художественной литературе и общественно-политических текстах примерно такое же количество слов и фразеологических единиц (пассивный лексический минимум).
Уметь правильно с точки зрения произношения, употребления лексических единиц и грамматических структур продуцировать свои мысли в подготовленной и неподготовленной речи в монологическом и диалогическом общении по широкому кругу тем (программная тематика, бытовые, общественно-политические, литературные, научно-педагогические темы).
Уметь делать устные сообщения монологического характера следующих видов:
- высказывание-оценка прочитанного, услышанного, увиденного,
- высказывание-комментарий,
- высказывание-отношение к какой-либо проблеме,
- высказывание-доказательство определённой точки зрения,
- доклад, презентация, сообщение по теме.
4. Вести беседу-диалог по прочитанному или прослушанному тексту, а также на любую из изученных тем, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи разговорными формулами, грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами.
5. Принимать активное участие в коллективных формах коммуникации: парное, групповое обсуждение, дискуссия, ролевая игра.
Аудирование.
Понимать аутентичную речь в объеме 90-95% с первого предъявления в рамках программной тематики, а также в широком спектре бытовых, общественно-политических, литературных, научно-педагогических тем.
Критически воспринимать аудируемую информацию, выделяя главное и второстепенное содержание.
Владеть различными видами аудирования в соответствии с целями: вычленять необходимую информацию, суммировать содержание и выделять главную мысль.
Понимать имплицитно выраженную информацию и эмоционально окрашенные элементы речевого сообщения.
Уметь анализировать аудируемую информацию и выражать свое отношение к прослушанному.
Чтение.
Читать про себя и понимать без перевода на русский язык аутентичный текст.
Владеть различными видами чтения (skanning, skimming, jigsaw и т.д.).
Уметь извлекать из прочитанного необходимую информацию для последующего обсуждения.
Без помощи словаря дать правильный перевод оригинального текста литературного или общественно-политического характера.
Письмо.
Уметь грамотно и аргументировано выражать мысль на письме.
Писать орфографически правильно в пределах лексического минимума 1-5 курсов.
Уметь выполнять следующие виды письменных работ, не допуская более 3 ошибок на страницу:
- эссе на предложенную тему,
- резюме, рецензию на фильм, спектакль, музыкальное событие, концерт,
- доклад, тезисы доклада,
- rendering,
- summary.
Самостоятельная работа.
Уметь самостоятельно формулировать на английском языке проблемы по предложенной тематике.
Уметь самостоятельно организовывать свою работу по отбору лексического, грамматического и содержательного материала, необходимого для устной или письменной работы.
Читать учебную, художественную и периодическую литературу.
Самостоятельное аудирование (по программе и дополнительно к программае по заданию преподавателя).
Готовить доклады, сообщения, презентации по теме, организовывать работу с группой по обсуждению представленного материала.
Самостоятельно выполнять письменные упражнения лексического и грамматического характера.
Самостоятельно писать различные виды письменных работ (эссе, рецензия, резюме, доклад).
В процессе изучения дисциплины решается ряд методических задач: 1) дальнейшее развитие профессиональной компетенции студентов в области изучения культуры стран изучаемого языка, которая является неотъемлемым компонентом подготовки преподавателя иностранных языков; 2) совершенствование навыков построения и представления учебной ситуации на языке с максимальным приближением ее к ситуации реального общения, учитывая использование всех необходимых элементов не только языкового, но и лингвострановедческого характера; 3) дальнейшее развитие логико-понятийного аппарата учащихся, необходимого им для осмысления, переработки и представления информации на иностранном языке; 4) дальнейшее развитие правильности навыков формирования и оформления высказывания (аспект идиоматичности) с учетом требований и норм культуры речи английского языка.
В подготовке данной программы использовалась программа учебной дисциплины по практическому курсу иностранного языка, практике устной и письменной речи; авторы программы: доцент кафедры английской филологии, к.ф.н. Беличенко Е.А., ст. преподаватель кафедры английской филологии Палехина С.В., ст. преподаватель кафедры английской филологии Путистина О.В., ст. преподаватель кафедры английской филологии Копылов А.В., ст. преподаватель кафедры английской филологии Ганич Е.С.
1. 4. Извлечение из ГОС ВПО специальности. Практический курс иностранного языка (2200) Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношения и интонации; грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых. Лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространённых ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и пиьсмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный). 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоем
кость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. работа
| 1.
| 050303 иностранный язык с дополнительной специальностью
| 4
| 7
| 92
| 68
| -
| -
| 68
| 24
| экзамен
| 8
| 68
| 44
| -
| -
| 44
| 24
| экзамен
| Итого:
| 160
| 112
| -
| -
| 112
| 48
|
| 2.
| 050303 - иностранный язык с дополнительной специальностью
| 5
| 9
| 64
| 40
| -
| -
| 40
| 24
| экзамен
| 10
| 64
| 40
| -
| -
| 40
| 24
| экзамен
| Итого:
| 128
| 80
| -
| -
| 80
| 48
|
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
4 курс
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| Mass media, communication and journalism.
| 42
| -
| -
| 32
| 10
| 2.
| The science of life.
| 22
| -
| -
| 14
| 8
| 3.
| Religious diversity of the world.
| 32
| -
| -
| 22
| 10
| 4.
| Education and literacy.
| 16
| -
| -
| 10
| 6
| 5.
| Arts and entertainment:
|
| -
| -
|
|
| 5.1.
| Cinema.
| 17
| -
| -
| 12
| 5
| 5.2.
| Theatre.
| 13
| -
| -
| 8
| 5
| 5.3.
| Music.
| 18
| -
| -
| 14
| 4
| Итого по курсу
| 160
| -
| -
| 112
| 48
|
5 курс
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| Painting: the world of painting. Its trends and genres
English painting: the Golden Age of English painting: general characteristic
| 29
| -
| -
| 20
| 9
| 2.
| Social issues.
| 18
| -
| -
| 10
| 8
| 3.
| Work and careers.
| 17
| -
| -
| 10
| 7
| 4.
| Ecology
| 42
| -
| -
| 26
| 16
| 5.
| The problem of drug addiction in contemporary world
| 22
| -
| -
| 14
| 8
|
| Итого по курсу
| 128
| -
| -
| 80
| 48
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины 4 курс
1. Mass media, communication and journalism.
The role of the Mass Media in Contemporary World. Television and Its Effect on People. Children and Television. Internet and Other Means of Communication. Mass Media in the UK and USA (Broadcasting and Press). Journalism.
2. The science of life.
Medical breakthroughs. Illnesses, ailments and healing. Doctors and healthcare industry.
3. Religious diversity of the world.
The notion of religion. Religions of the world. Variety of religious rites, ordinances and beliefs. Religious diversity in Great Britain and the USA. Religion in the changing conditions of the modern world. The world of cults.
4. Education and literacy.
Personal experiences in education. Jobs in education.
5. Arts and entertainment.
5.1. Cinema.
The History of Cinematography. Cinema and its place among other arts. Cinema and its genres. Making a film. Cinema in Great Britain, America and Russia.
5.2. Theatre.
The Nature of Theatre. The history of theatre. Theatre in Britain. Actors and acting methods. Theatre and education. Theatre today.
5.3. Music.
Understanding music. The history of music. The variety of musical styles. Musical events. Musicians and musical careers. . Music and its effect on intelligence and emotions. 5 курс
1.Painting
2.1.The world of painting. Its trends and genres.
Critical description of paintings belonging to different genres. Painting and education: should children be taught to appreciate Art?
2.2. English Painting.
The history of early English painting. The Golden Age of English painting: general characteristic. English portraiture. English landscape painting. English conversation piece. English painters who brought world fame to their Motherland (Constable, Reynolds, Hogarth, Gainsborough, Turner etc.). English painting of the XIX century. Britain’s art galleries.
2. Social issues.
Historical events that had a great impact on the further development of mankind (in terms of politics, economy, culture, science etc.). The most burning social issues. Different types of discrimination. Racial constructs and preconceptions. Prejudice.
3. Work and careers.
The benefits and the problems at a workplace. An ideal job. The job market today. Professional skills. Overwork and work related stress. Working from home: pros and cons.
4. Ecology
Constituents of the environment. Environmental damage through history. Global environmental concerns. The energy crisis. Renewable and nonrenewable energy. Human health risks. Radiation as one of the global most pressing issues. Population growth. The threat of overpopulation. The problem of energy consumption. Environmental policies of Western Europe. Local ecology: the present state and threatening perspective. Environmental pressure groups. Sustainable development. Individual contribution to saving the environment.
5. The problem of drug addiction in contemporary world
What are narcotics? Classification of narcotics. Historical reference to the problem of drug addiction. Drug addiction - global burning issue. Drug dependency progression. Who uses drugs and why? Drug abuse - the biggest problem facing sport today. Alcoholism and drugs: is alcohol a drug? The narcotic situation in Russia. Drug control efforts: a) legalization of drugs: for and against; b) treatment of drug addiction: unconventional methods. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
4 курс
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы.
| 1.
| Mass media, communication and journalism. Press and Broadcasting in America. British and American TV and radio Guides.
| - подготовка доклада о системе телерадиовещании и прессе в США
- самостоятельный анализ английских и американских ТВ и радио программ, газет.
| 10
| - выступление с докладом о системе телерадиовещании и прессе в США,
- презентация обзора английских и американских ТВ и радиио программ, газет.
| 2.
| The science of life. The most pressing health problems faced by students today.
| - написание доклада о наиболее серьёзных проблемах со здоровьем у студентов
| 8
| - взаимопроверка докладов, написанных студентами
| 3.
| Religious diversity of the world. Religions of the world. Defifnition of religion.
Religion in Britain
| - подготовка докладов/презентаций по религиям мира,
- написание definition essay,
- просмотр видеопрограммы “Religion in Great Britain”
| 10
| - выступление с докладом/презентацией,
- анализ и оценка эссе, выполненных студентами
- выполнение заданий к видеопрограмме
| 4.
| Education and literacy. Making suggestions and recommendations.
| -выполнение письменных заданий по теме
| 6
| - проверка выполненных самостоятельно заданий
| 5. 5.1
| Arts and Entertainment.
Cinema. Reviewing a film. Film Festivals.
| - написание рецензии на просмотренный фильм,
- подготовка доклада о международном кинофестивале
| 5
| - проверка написанной рецензии на фильм,
- выступление с докладом
| 5.2
| Theatre. British theatre. The most famous English theatres. Epic Method. Helena Weigel.
| - подготовка сообщения о наиболее известных театрах Англии
- просмотр видеопрограммы “Helena Weigel”
| 5
| - выступление с сообщением о наиболее известных театрах Англии,
- выполнение заданий к видеопрограмме
| 5.3
| Music. Musical styles. Musical events.
| - подготовка докладов о музыкальных жанрах,
- написание рецензии о музыкальном событии (концерте, фестивале)
| 4
| - выступление с докладом о музыкальных жанрах,
- проверка рецензии
| Итого:
| 48
|
| 5 курс
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы.
| 1.
| Painting:
2.1. The world of painting. Its trends and genres.
| - написание доклада о различных жанрах живописи и их наиболее ярких представителей.
| 1
| - взаимопроверка докладов, написанных студентами
| 2.2. English Painting:
1. The history of early English painting.
| - просмотр видеофильмов “British Art of the Middle Ages” и “British Art of the XVI-XVII centuries” и выполнение заданий к ним (с.4-5 лабораторного практикума “Painting for Advanced English Learners”;
- письменный перевод по программе (с. 15 пособия по практике устной речи “Painting for Advanced English Learners”);
| 1
1
| - обсуждение материалов видеофильмов; заслушивание кратких сообщений о просмотренном материале; - проверка и анализ письменных работ;
| 2. The Golden Age of English painting: general characteristic.
| - письменный перевод по программе (с. 27 и с.32 пособия по практике устной речи “Painting for Advanced English Learners”);
| 1
| - проверка и анализ письменных работ;
|
| 3. English painting of the XIX century.
| - просмотр видеофильма “English painting of the XIX century” и выполнение заданий к фильму (с. 12 лабораторного практикума “Painting for Advanced English Learners”;
- подготовка резюме об основных жанрах живописи Великобритании в 19 веке;
| 1
1
| - обсуждение материалов видеофильмов; заслушивание кратких сообщений о просмотренном материале;
- взаимообмен информацией и обсуждение резюме;
|
| 4. Britain’s art galleries.
| - ознакомление с текстом “Britain’s Art Galleries и просмотр видеофильма “Tate Modern” с выполнением заданий к фильму (с. 13-15 лабораторного практикума “Painting for Advanced English Learners”);
- подготовка экскурсии по галерее «Тейт» на основе материалов видеофильма и дополнительной информации.
| 1
1
| - обсуждение материалов видеофильмов; заслушивание кратких сообщений о просмотренном материале;
- презентация экскурсии.
| 5. Painting and education: should children be taught to appreciate Art?
| - написание эссе на тему по выбору: 1) Man cannot live with bread alone: the role of painting in human life.
2). Should children be taught to appreciate Art?
| 1
| - проверка эссе.
| 2.
| Social issues:
1. World significant historical events
| Подготовка сообщений о наиболее значимых исторических событиях, повлиявших на дальнейшее развитие мирового сообщества.
|
3
| - представление сообщений о наиболее значимых исторических событиях в мире
|
| 2.The most burning social issues.
| - упр. 9-13, с. 168-170 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
- самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текстов “Save the Children”, “Being Different”, “Winners and Losers of Globalisation”, “Loneliness” (c. 174-175, там же).
| 3
| - проверка лексических упражнений по теме
-обсуждение самостоятельно прочитанного текста
|
| 3. Types of discrimination. Racial preconceptions. Prejudice.
| - самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текста “Colouring People” (c. 166-167, там же)
- подготовка тезисов к проведению круглого стола по теме “Prejudice in Society. The Roots and the Consequences”.
| 2
| - обсуждение самостоятельно прочитанного текста
-проведение круглого стола по теме
| 3.
| Work and careers.
1. An ideal job: еhe benefits and the problems at a workplace.
| -упр.10-15, с. 194-195 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
|
2
| - проверка лексических упражнений по теме
|
| 2. The job market today.
| - самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текста “Work, Work, Work!”, c. 192-193 (там же)
| 1
| - обсуждение самостоятельно прочитанного текста
|
| 3. Overwork and work related stress.
| - упр. 15, с. 195 (там же),
- написание summary: зад. 41, с. 205 (там же).
| 2
| - проверка лексических упражнений;
-проверка письменной работы по теме
|
| 4. Working from home: pros and cons.
| - самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текста “I’ve told you not to call me at the office …” , c. 200-201 (там же)
| 2
| - обсуждение самостоятельно прочитанного текста
| 4.
| Ecology:
1. Environmental damage through history;
| - письменный перевод по программе (зад. 1, с.9) (С.В. Палехина учебно-метод. пособие “Ecology”).
|
1
| - проверка письменных работ
|
| 2. Global environmental concerns
| - подготовка докладов по темам:
- использование животных в опытах при производстве косметики, бытовой химии и т.д.;
- виды птиц, животных и растений, находящихся на грани вымирания;
- вырубка лесов;
- проблема шумовых загрязнений;
- написание эссе “Showing your attitude”:
- using animals in laboratories for testing cosmetics.
Species on the brink of extinction.
The destruction of the rainforest.
- The problem of noise pollution;
- письменный перевод по программе: зад. 1, с.18 (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”);
- зад. 9-15, с. 216-217 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
| 1
1
1
1
| - проверка и взаимопроверка студентами докладов;
- проверка эссе;
- проверка перевода;
- проверка заданий по ключам.
|
| 3. Human health risks.
| - подготовка докладов и сообщений по темам:
- мутации организма как результат загрязнения окружающей среды;
- продукты генной инженерии и здоровье человека;
- письменный перевод по программе (зад. 1, с. 42: translation from Russian into English) (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”).
- зад. 16-20, с. 218 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
| 1
1 1
|
- проверка перевода; - проверка заданий по ключам.
| 4. Population growth. The threat of overpopulation.
| - письменный перевод по программе (зад. 1, с. 50: translation from Russian into English) (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”).
| 1
| - проверка перевода
| 5. Environmental policies of Western Europe.
| - Зад. 31-34, с. 224 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
| 1
| - проверка заданий по ключам.
| 6. Local ecology: the present state and threatening perspective/
| - передача содержания текста на английском языке «Россия страна контрастов» (с. 62-63; С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”);
- подготовка сообщений по теме:
- экологические проблемы Мурманской области;
| 1 1
| - проверка перевода; - проверка сообщений.
|
| 5. Environmental pressure groups.
| - подготовка сообщений по теме: деятельность экологических организаций в России;
- письменный перевод по программе (c. 90-91 translation from Russian into English) (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”).
| 1
1
| - проверка сообщений;
- взаимопроверка студентами письменных работ.
|
| 6. Sustainable development
| - зад. 37-38, с.226 Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002);
- написание эссе “Your level of concern” (зад. 50-52, с. 231) (там же).
| 1
1
| проверка заданий по ключам;
| 5.
| The problem of drug addiction in contemporary world:
1. What are narcotics?
| -выполнение письменных заданий по теме (ксерокопия)
| 1
| - проверка выполненных самостоятельно заданий
| 2. Classification of narcotics.
| - выполнение письменных заданий по теме (ксерокопия)
| 1
| - проверка выполненных самостоятельно заданий
| 3. Historical reference to the problem of drug addiction.
| - подготовка сообщений о развитии мировой наркоиндустрии
| 1
| - выступление с сообщениями;
| 4. Drug dependency progression.
| - сочинение-описание “Description of a case of а drug addiction”.
- перевод основного содержания текста «Формирование болезни (ст. Зеренина А.Г. «Что такое наркомания» (Reader’s Digest. June, 1998)).
| 1
1
| - проверка сочинений;
- проверка перевода;
| 5. Drug abuse-the biggest problem facing sport today.
| - написание эссе “The time has come for a moral rethink”.
| 1
| - проверка эссе;
| 6. The narcotic situation in Russia.
| - подготовка докладов и сообщений о ситуации с употреблением наркотиков в России и Мурманской области;
| 1
| - презентация докладов и сообщений;
| 7. Drug control efforts: treatment of drug addiction: unconventional methods.
| - передача основного содержания текста на английском языке «Наркомания излечима!» (по ст. «Наркомания излечима!») (КП, 3 марта, 1999).
| 1
| - проверка письменных работ.
| |